РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ГРЕКОВО-СТЕПАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Греково-Степановской СОШ
Приказ от августа 2020г. №
___________________Е.Г.Пащенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
на 2020-2021 учебный год
Уровень общего образования: основное общее , 4 класс
Количество часов: 35
Учитель: Биганашвили Галина Николаевна( 1 категория)
Программа разработана на основеГосударственного образовательного стандарта общего образования по технологии, Примерной программы общего образования по технологии и авторской программы «Технология».5-9 классы. В. М. Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.Ю.Семенова.- М.: Просвещение, 2018.
ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ___________________
________________
________________
Содержание рабочей программы:
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | Место предмета в учебном плане. | 3 |
2. | Содержание учебного предмета. | 3-8 |
3. | Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные). | 9-10 |
4. | Тематическое планирование. | 11 |
5. | Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование. | 12 |
6. | Приложение. Календарно-тематическое планирование. | 13-30 |
Место предмета в базисном учебном плане
Программа учебного предмета «Технология» в 4 классе рассчитана на 35 часов по 1ч в неделю . Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год .
С учётом годового календарного учебного графика ОУ и расписания уроков на 2020-2021 учебный год на технологию в 4 классе отводится 35 ч.
Рабочая программа ориентирована на использование :
- учебника Технология. 4класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций./Н.И.Роговцева,Н.В.Богданова,Н.В.Шипилова,С.В.Анащенкова). - М. :Просвещение, 2020.
- рабочей тетради «Технология»
2.Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)
Ориентирование по разделам учебника для 4 класса. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы.
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (21 Ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон».
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России.
Профессии: геолог, буровик.
Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга.
Изделие: «Буровая вышка».
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Коллективная работа: изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек) учащимися.
Профессия: мастер по камню.
Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Изделие: «Малахитовая шкатулка».
Проект «Автомобильный завод»
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов.
Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.
Изделия: «Камаз», «Кузов грузовика».
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту.
Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение.
Изделия: «Стороны медали», «Медаль».
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Профессии: скульптор, художник.
Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Изделия: «Основа для вазы», «Ваза».
Тест: «Как создаётся фаянс».
Знакомство е технологией производственного процесса на фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с материалами. Соблюдение правил работы иглой, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.
Изделие: «Прихватка».
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи его разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии.
Понятие: мягкая игрушка.
Изделия: «Новогодняя игрушка».
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.
Профессия: обувщик.
Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Изделие: «Модель детской летней обуви».
Знакомство с новым материалом - древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различение видов пиломатериалов и способов их производства. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Профессия: столяр.
Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений».
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Профессии: кондитер, технолог-кондитер.
Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование.
Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».
Тест «Кондитерские изделия»
Знакомство с понятием «бытовая техника» о её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж».
Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.
Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.
Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод.
Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
Изделие: «Цветы для школьной клумбы».
ЧЕЛОВЕК И ВОДА (3 Ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды я жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Изделие: Фильтр для очистки воды.
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза.
Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
Изделие: «Канатная лестница».
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме.
Понятие: макраме.
Изделие: «Браслет «Человек и воздух».
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (3 Ч)
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Профессии: лётчик, космонавт.
Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Изделие: «Самолёт».
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Изделие: «Ракета-носитель».
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.
Изделие: «Воздушный змей».
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (6 Ч)
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Конструирование и моделирование.
Технологии ручной обработки материалов.
Практика работы на компьютере.
Осмысление места и значения информация в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издания.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал- макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист.
Изделие: «Титульный лист».
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Понятия: таблица, строка, столбец
Изделие: Работа с таблицами.
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура).
Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.
Проект «Книга «Дневник путешественника».
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя.
Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших.
Выставка работ.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные:
• овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• использование знаково-символических средств для представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные:
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Технология» ученик научится:
планировать и организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям;
осознанно соблюдать технику безопасной работы с инструментами;
использовать условные обозначения при выполнении различных технологических операций;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, инструкционным картам, простейшим чертежам, эскизам и схемам, заданным условиям (описанию, теме);
анализировать конструкцию изделия, предлагать возможные варианты изменения вида конструкции, способа соединения деталей;
использовать знание технологических операций для освоения новых техник при работе над изделием;
использовать свойства бумаги, картона, конструкторов, пластичных, текстильных, нетканых и бросовых материалов при создании объемных моделей и макетов, игрушек, декоративных композиций;
использовать многообразие швов и декоративных элементов, создавая композиции из ниток и лент на канве и ткани, украшая одежду;
называть самые значимые технические достижения страны (мира);
работать на компьютере в текстовом редакторе и программе для создания презентаций, выводить созданный продукт на принтер; использовать технические возможности компьютера для поиска, хранения и воспроизведения необходимой информ
4. Тематическое планирование по технологии
4 класс 2019-2020уч.г
№ п/п | Название раздела темы | Количество часов | Дата | Виды и формы контроля |
1 | Вводн. урок . «Человек и земля» | 1 22 | 4.09.2020 7.09.2020- 26.02.2021 | проект 16.10-23.10.20 Тест 20.11.20 5.02.21 |
2 | «Человек и вода» | 3 | 5.03-19.03.21 | |
3 | «Человек и воздух» | 3 | 2.04-16.04.21 | |
4 | «Человек и информация» | 6 | 23.04-28.05.21 | проект 21.05.21 |
| ИТОГО | 35 | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Греково-Степановской СОШ от августа 2020 года № Председатель методического совета __________________Т.А.Алексеева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Греково-Степановской СОШ ________________М.И.Пащенко августа 2020года |
5.Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
по технологии в 4 классе на 2020-2021 учебный год
№ изменений | Дата | Страница с изменениями | Основания для внесения изменений | Содержание откорректированных тем (разделов) | Подпись |
| | | | | |
11