Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для глухих детей»
г. Нижний Новгород
Рассмотрено и принято Утверждаю
на педагогическом совете школы Директор МКОУ «Школа-интернат для
Протокол № 1 от 31.08.2018 глухих детей» г. Н.Новгорода
Рассмотрено
на заседании методического объединения _________________ В.Н.Чикишев
учителей-предметников «31» августа 2018 г.
Протокол № 1 от 28.08.2018
Рабочая программа
по учебному предмету «География»
для обучающихся 6-9 классов
с интеллектуальными отклонениями.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для глухих обучающихся на 2016-2018 учебный год составлена на основе: «Программы специальной общеобразовательной школы для глухих детей» (вспомогательные классы) под ред. А.Д. Виноградова, М., 1989 год и на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
1. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса географии в 6 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
-что изучает география;
-горизонт, линию и стороны горизонта;
-основные формы земной поверхности;
-виды водоемов, их различия;
-меры по охране воды от загрязнения;
-правила поведения в природе;
-отличие плана от рисунка и географической карты;
-масштаб, его обозначение;
-основные направления на плане, географической карте;
-условные цвета и знаки географической карты;
-распределение суши и воды на Земле;
-материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
-географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
уметь:
-определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
-выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
-делать схематические зарисовки, изучаемых форм земной поверхности;
-читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам- приложениям к учебнику;
-составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
-показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их с помощью учителя на контурной карте.
К концу изучения курса географии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать:
- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
- основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- различия в условиях жизни народов
- различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность».
уметь:
- описывать основные источники географической информации;
- описывать географическое положение объектов (по карте);
- описывать существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
- описывать компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков, крупнейших стран мира и некоторых ландшафтов стран;
- описывать объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
- описывать особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
- определять географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур);
- определять вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
- показывать типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- называть факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
- называть ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
В результате изучения курса географии 8 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
-названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
- солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле
-кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
-значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов
-меры по охране суши и вод от загрязнения;
уметь:
-определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
-давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
-находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте.
В результате изучения курса географии 9 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
- природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
- водные ресурсы;
- закономерности их размещения;
- изменения погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
- разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
- видовое разнообразие животного мира;
- влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
- изменение природы под влиянием деятельности человека.
уметь:
- описывать отдельные формы рельефа по картам;
- описывать климат отдельных территорий;
- описывать характеристику отдельных водных объектов;
- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов.
- определять географическое положение России;
- определять поясное время;
- определять характерные особенности климата России;
- определять с помощью карт температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
- показывать на карте пограничные государства, моря, омывающие Россию;
-- показывать наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- - показывать основные природные зоны России, называть их;
- называть и показывать крупные природно-территориальные комплексы России;
- называть и показывать крупные природные районы России;
- различные источники географической информации и методы получения географической информации;
-называть крупные равнины и горы;
- называть факторы, влияющие на формирование климата России;
- называть и показывать крупнейшие реки, озера;
- называть факторы почвообразования;
-называть типы почв и их свойства;
-называть меры по охране растений и животных.
- показывать географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.).
2. Содержание обучения.
6 класс
Начальный курс физической географии (68 ч)
Раздел 1. Общее знакомство с географией Земли (28 часов).
Тема 1. Введение. География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Географические сведения о своей местности и о труде населения (5 часов).
Тема 2. Поверхность Земли (обзорно, панорамы рельефов – равнина, горная местность) (6 часов)
Тема 3. Вода на Земле (обзорно – реки, озера, ручьи, моря, соленость воды в море). Свойства воды (в жидком и твердом состоянии) (8 часов).
Тема 4. Термометр. Устройство и назначение (2 часа).
Тема 5. Флюгер и его назначение (1 час).
Тема 6. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды (1 час).
Раздел 2. Ориентирование на местности. План и карта. (40 часов).
Тема 1. Горизонт. Линия и стороны горизонта (5 часов).
Тема 2. Компас, устройство и пользование (2 часа).
Тема 3. Ориентирование. Определение основных направлений по солнцу, компасу, местным признакам, природным объектам (6 часов).
Тема 4. Рисунок и план. Масштаб и план. План класса (пришкольного участка); план местности (чтение плана местности) (10 часов).
Тема 5. Географическая карта (карта нашей Родины). Карта и масштаб. Изображение поверхности Земли на физической карте. Условные цвета и знаки физической карты России (границы, города, столицы, моря, реки, равнины, горы). Значение географической карты в жизни людей (9 часов).
Тема 6. Земной шар. Форма и величина Земли. Глобус – модель Земли. Экватор и полюса. Распределение суши и воды на Земле. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Карта полушарий (8 часов).
Тема 7. Пояса освещенности: жаркий, умеренные и холодные. Понятие о климате. Основные типы климатов. Отличие климата от погоды (10 часов).
Практические работы.
1. Зарисовка линии, сторон горизонта. 2. Схематическая зарисовка компаса. 3. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. 4. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
5. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. 6. Зарисовка различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. 7. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)
8. Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов). 9. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
10. Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте 11. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. 12. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса) 13. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. 14. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков. 15. Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.) 16. Показ на физической карте России в приложенной к учебнику различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.).17.Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.
18. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. 19. Оформление таблицы названий океанов и материков. 20. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий 21. Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными) 22.Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
7 класс
География России (68 ч).
Раздел 1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 часов).
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Раздел 2. Природные зоны России (55 часов).
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 часов).
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры (8 часов)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 часов)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо- Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 часов)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (6 часов)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. Зона субтропиков (2 ч) Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города- курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах (6 часов)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Обобщающий урок по географии России.
Практические работы.
1. Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе- приложении к учебнику.
2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их
3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
4. Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).
5. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
6. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
8 класс.
Раздел 1. География материков и океанов (68 часов).
Тема 1. Земля – планета солнечной системы. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне (15 часов).
Звезды. Солнце, его размеры сравнительно с Землей. Значение Солнца для жизни на Земле.
Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Суточное вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года.
Спутники планет. Луна – спутник Земли. Отличие Луны от Земли. Искусственные спутники, космические корабли. Полеты людей в космос. Явления природы: ветер, дождь, ураганы, штормы, гроза (меры предосторожности во время грозы), землетрясения, извержения вулканов.
Тема 2. Материки и океаны (краткий обзор) (53 часа).
Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на физической карте мира.
Политическая карта мира. Некоторые важнейшие страны.
Евразия (местоположение на карте, поверхность суши; водоемы и водоснабжение; климат; растительный и животный мир; народы; некоторые страны и их столицы) (19 часов).
Северный Ледовитый океан (2 часа).
Африка (5 часов)
Индийский океан (2 часа)
Южная Америка (4 часа)
Северная Америка (4 часа)
Атлантический океан (2 часа)
Австралия (4 часа)
Тихий океан (2 часа)
Антарктида (3 часа)
Сравнение природных условий материков и океанов (обобщение знаний) (4 часа).
Тема 3. Охрана природы на Земле (2 часа).
Практические работы.
1. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
2. Обозначение океанов на контурной карте полушарий 3. Составление схемы хозяйственного использования океанов. Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.
4. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре, по всем материкам (Африка, Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Антарктида).
5. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для материков растений и животных.
6. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.
9 класс
Государства Евразии
Государства Евразии (68 часов).
Введение (1 час)
Раздел 1. Европа (23 часа).
Западная Европа (5 часов).
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа (4 часа).
Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика).
Северная Европа (3 часа).
Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа (10 часов).
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).
Раздел 2. Азия (22 часа).
Центральная Азия (5 часов).
Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия (7 часов).
Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия (1 час).
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия (4 часа).
Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония.
Юго-Восточная Азия (2 часа).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.
Раздел 3. Россия (6 часов).
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица, крупные города России. Обобщающий урок. Контрольная работа.
Раздел 4. Свой край (14 часов).
1. История возникновения нашего края. 2. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность.3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. 4. Полезные ископаемые и почвы нашей местности.5. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира. 7. Животный мир нашей местности (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники. 8. Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. 9. Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы. 10. Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.). 11. Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной). 12. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. 13. Наш город (поселок, деревня). 14. Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Практические работы.
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. Регулярно читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
3. Тематическое планирование.
6 класс.
№п/п | Тема | Часы | Практические работы |
| Раздел 1. Общее знакомство с географией Земли. | 28 | |
| Введение. География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Географические сведения о своей местности и о труде населения. | 5 | |
| Поверхность Земли (обзорно, панорамы рельефов – равнина, горная местность) | 6 | 3 |
| Вода на Земле (обзорно – реки, озера, ручьи, моря, соленость воды в море). Свойства воды (в жидком и твердом состоянии) | 8 | 2 |
| Термометр. Устройство и назначение | 2 | |
| Флюгер и его назначение | 1 | |
| Раздел 2. Ориентирование на местности. План и карта. | 40 | |
| Горизонт. Линия и стороны горизонта | 5 | 1 |
| Компас, устройство и пользование | 2 | 1 |
| Ориентирование. Определение основных направлений по солнцу, компасу, местным признакам, природным объектам | 6 | 2 |
| Рисунок и план. Масштаб и план. План класса (пришкольного участка); план местности (чтение плана местности) | 10 | 3 |
| Географическая карта (карта нашей Родины). Карта и масштаб. Изображение поверхности Земли на физической карте. Условные цвета и знаки физической карты России (границы, города, столицы, моря, реки, равнины, горы). Значение географической карты в жизни людей | 9 | 5 |
| Земной шар. Форма и величина Земли. Глобус – модель Земли. Экватор и полюса. Распределение суши и воды на Земле. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Карта полушарий | 8 | 4 |
| Пояса освещенности: жаркий, умеренные и холодные. Понятие о климате. Основные типы климатов. Отличие климата от погоды | 10 | 1 |
| Всего часов | 68 | |
7 класс.
|
№п/п | Тема | Часы | Практические работы |
1. | Введение | 1 | |
| Раздел I Особенности природы и хозяйства России. (Общая характеристика) | 11 | |
2. | Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы | 1 | |
3. | Европейская и Азиатская части России | 1 | |
4. | Административное деление России | 1 | 1 |
5. | Разнообразие рельефа. Острова и полуострова | 1 | 1 |
6. | Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования | 1 | |
7. | Климат России. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельность людей | 1 | |
8. | Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование | 1 | |
9. | Численность населения, народы, размещение на территории России. | 1 | |
10. | Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли | 1 | |
11. | Сельское хозяйство - его отрасли. Экологические проблемы | 1 | |
12. | Уровни экономического развития Европейской и Азиатской части России. | 1 | |
13. | Обобщающий урок. | | |
| Раздел II Природные зоны России | 55 | |
14. | Размещение природных зон на территории России | 1 | |
15. | Карта природных зон России | 1 | 1 |
| Зона Арктических пустынь | 5 | |
16. | Положение на карте. Моря и острова | 1 | |
17. | Климат. Особенности природы | 1 | |
18. | Растительный и животный мир. Охрана природы | 1 | |
19. | Население и его основные занятия | 1 | |
20. | Северный морской путь | 1 | 1 |
| Зона тундры | 8 | |
21. | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые | 1 | 1 |
22. | Климат. Водоемы тундры | 1 | |
23. | Особенности природы. Растительный мир | 1 | |
24. | Животные тундры | 1 | |
25. | Хозяйство. Население, его основные занятия | 1 | |
26. | Города тундры: Мурманск, Архангельск | 1 | |
27. | Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь | 1 | |
28. | Экологические проблемы Севера. Охрана природы | 1 | |
| Лесная зона | 18 | |
29. | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Экологические проблемы | 1 | 1 |
30. | Климат. Особенности природы | 1 | |
31. | Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов | 1 | |
32. | Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса | 1 | |
33. | Смешанные леса | 1 | |
34. | Лиственные леса | 1 | |
35. | Животный мир лесной зоны | 1 | |
36. | Пушные звери | 1 | |
37. | Охрана леса. Значение леса | 1 | |
38. | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России | 1 | |
39. | Города Центральной России | 1 | |
40. | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России | 1 | |
41. | Города: Санкт-Петербург. Новгород. Псков. Калининград | 1 | |
42. | Западная Сибирь | 1 | |
43. | Восточная Сибирь | 1 | |
44. | Дальний Восток | 1 | |
45. | Заповедники и заказники лесной зоны | 1 | |
46. | Обобщающий урок | 1 | |
| Зона степей | 8 | |
47. | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки | 1 | 1 |
48. | Растительный мир | 1 | |
49. | Животный мир | 1 | |
50. | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1 | |
51. | Города: Воронеж, Курск. Оренбург, Омск. | 1 | |
52. | Города: Самара, Саратов, Волгоград | 1 | |
53. | Охрана природы зоны степей | 1 | |
54. | Обобщающий урок. | 1 | |
| Полупустыни и пустыни | 6 | |
55. | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые | 1 | 1 |
56. | Климат. Реки. Охрана природы | 1 | |
57. | Растительный мир и его охрана | 1 | |
58. | Животный мир. Охрана животных | 1 | |
59. | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1 | |
60. | Города: Астрахань, Элиста | 1 | |
| Зона субтропиков | 2 | |
61. | Положение на карте. Поверхность, климат, растительный мир. Охрана природы | 1 | 1 |
62. | Курортное хозяйство. Население и его занятие. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе | 1 | |
| Высотная поясность | 6 | |
63. | Положение на карте. Рельеф, климат и полезные ископаемые | 1 | 1 |
64. | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа | 1 | |
65. | Экономические проблемы. Города Урала | 1 | |
66. | Алтайские горы. Хозяйство, население, города | 1 | |
67. | Горы Восточной Сибири. Города, население, охрана природы | 1 | |
68. | Обобщающий урок по географии России | 1 | |
| Всего часов | 68 | |
8 класс.
№п/п | Тема | Часы | Практические работы |
| Раздел 1. География материков и океанов. | | |
| Земля – планета солнечной системы. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне | 15 | 1 |
| Материки и океаны (краткий обзор) | 53 | |
| Введение | 2 | 1 |
| Евразия | 19 | 3 |
| Северный Ледовитый океан | 2 | 1 |
| Африка | 5 | 2 |
| Индийский океан | 2 | 1 |
| Южная Америка | 4 | 2 |
| Северная Америка | 4 | 2 |
| Атлантический океан | 2 | 1 |
| Австралия | 4 | 2 |
| Тихий океан | 2 | 1 |
| Антарктида | 3 | 2 |
| Сравнение природных условий материков и океанов (обобщение знаний) | 4 | |
| Всего часов | 68 | |
9 класс.
№п/п | Тема | Часы | Практические работы |
| Введение | 1 | |
1. | Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Обзор. | 1 | |
| Раздел I Европа | 23 | |
| Западная Европа | 5 | |
2. | Великобритания (Соединенное Королевство Великобритания и Северная Ирландия). | 2 | |
3. | Франция (Французская Республика). | 1 | |
4. | Германия (Федеративная Республика Германия). | 1 | |
5. | Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). | 1 | 1 |
| Южная Европа | 4 | |
6. | Испания. Португалия (Португальская Республика). | 1 | |
7. | Италия (Итальянская Республика). | 2 | |
8. | Греция (Греческая Республика). | 1 | 1 |
| Северная Европа | 3 | |
9. | Норвегия (Королевство Норвегия) | 1 | |
10. | Швеция (Королевство Швеция). | 1 | |
11. | Финляндия (Финляндская Республика). | 1 | 1 |
| Восточная Европа. | 10 | |
12. | Польша (Республика), Чешская Республика, Словацкая Республика. | 1 | |
13. | Венгрия (Венгерская Республика). | 1 | |
14. | Румыния. Болгария. | 1 | |
15. | Югославия. Албания. | 1 | |
16. | Эстония (Эстонская Республика) | 1 | |
17. | Латвия (Латвийская Республика). | 1 | |
18. | Литва (Литовская Республика). | 1 | |
19. | Белоруссия (Белорусская Республика). | 1 | |
20. | Украина. | 1 | |
21. | Молдавия (Республика Молдова). | 1 | 1 |
| Раздел II Азия | 22 | |
| Центральная Азия. | 5 | |
22. | Казахстан (Республика Казахстан). | 1 | |
23. | Узбекистан (Республика Узбекистан). | 1 | |
24. | Туркмения (Туркменистан). | 1 | |
25. | Киргизия (Кыргызстан). | 1 | |
26. | Таджикистан (Республика Таджикистан). | 1 | 1 |
| Юго-Западная Азия. | 7 | |
27. | Грузия (Республика Грузия). | 1 | |
28. | Азербайджан (Азербайджанская Республика). | 1 | |
29. | Армения (Республика Армения). | 1 | |
30. | Турция (Республика Турция). | 1 | |
31. | Ирак (Республика Ирак). | 1 | |
32. | Иран (Исламская Республика Иран). | 1 | |
33. | Афганистан (Исламская Республика Афганистан). | 1 | 1 |
| Южная Азия. | 1 | |
34. | Индия (Республика Индия). | 1 | |
| Восточная Азия. | 4 | |
35. | Китай (Китайская Народная Республика). | 1 | |
36. | Монголия (Монгольская Народная Республика). | 1 | |
37. | Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). | 1 | |
38. | Япония. | 1 | 1 |
| Юго-Восточная Азия. | 2 | |
39. | Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос. Таиланд. Индонезия (Республика Индонезия) | 2 | |
| Раздел III Россия. | 6 | |
40. | Россия (Российская Федерация) - крупнейшее государство Евразии. | 1 | |
41. | Сухопутные и морские границы (повторение). | 1 | |
42. | Административное деление России (повторение). | 1 | |
43. | Столица, крупные города России. | 1 | |
44. | Обобщающий урок. | 1 | 1 |
45. | Контрольная работа. | 1 | |
| Раздел IV. Свой край. | 14 | |
46. | История возникновения нашего края. | 1 | |
47. | Положение на карте области, границы. Поверхность. | 1 | |
48. | Климат. Народные приметы. Предсказание погоды по местным признакам. | 1 | |
49. | Полезные ископаемые и почвы нашей области. | 1 | |
50. | Реки, пруды, озера. Водоснабжение края питьевой водой. Охрана водоемов. | 1 | |
51. | Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растительного мира (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, ягоды, лекарственные растения). | 1 | |
52. | Животный мир. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники. | 1 | |
53. | Население. Его состав. Национальные обычаи, фольклор, национальная кухня. | 1 | |
54. | Промышленность. Предприятия, где могут работать выпускники школы. | 1 | |
55. | Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный). | 1 | |
56. | Архитектурно-исторические и культурные памятники края. | 1 | |
57. | Наш Город. | | |
58. | Обобщающий урок «Моя малая Родина». | | 1 |
| Всего часов | 68 | |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно- методический комплект
Авторские программы:
Программы специальной общеобразовательной школы для глухих детей» (вспомогательные классы) под ред. А.Д. Виноградова, М., 1989 год.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.
Учебники:
1.География : 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида: с прил. / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М. : Просвещение, 2009.
2. География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2016.
3.География. 8 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М. : Просвещение, 2010.
4. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М. : Просвещение, 2016.
Атласы:
1. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас
2. География. 7 кл.: Атлас.
3. География. 8 кл.: Атлас
4. География. 9 кл.: Атлас
Технические средства обучения, оборудование и приборы:
1. Компьютер
2. Глобус Земли физический м-б 1:50 000 000
3. Глобус Земли с сеткой меридианов и параллелей.
4. Раздаточный материал к коллекции горных пород и минералов
5. Хлопчатник и продукты его переработки
6. Лён и продукты его переработки.
7. Коллекция образцов коры и древесины
8. Гербарий дикорастущих растений
9. Коллекция горных пород и минералов
10. Полезные ископаемые. Коллекция для курса географии средней школы
11. Минералы и горные породы. Коллекция для средней школы.
12. Компасы.
Печатные пособия
Карты
1. План местности и условные знаки.
2. Топографическая карта Учебная.
3. Физическая карта мира.
5. Политическая карта мира.
6. Физическая карта полушарий.
7. Строение земной коры и полезные ископаемые мира.
8. Климатическая мира.
9. Карта океанов
10. Почвенная карта мира.
11. Социально-экономическая России.
12. Политико-административная Российской Федерации
13. Агропромышленный комплекс.
14. Легкая промышленность
15. Россия и сопредельные государства.
16. Черная и цветная металлургия мира.
17. Местоположения полезных ископаемых
18. Транспорт.
19. Топливная промышленность
20. Черная и цветная металлургия
21. Народы
22. Химическая промышленность
23. Машиностроение и металлургическая обработка
24. Климатическая России.
25. Почвенная карта России.
26. Месторождения полезных ископаемых.
27. Плотность населения России
28. Западно-Сибирский экономический район
29. Восточно- Сибирский и Дальневосточный район
30. Северо-Кавказский район
31. Африка. Физическая карта.
32. Африка. Климатическая карта
33. Африка. Экономическая карта.
34. Австралия и Новая Зеландия. Физическая карта.
35. Австралия и Новая Зеландия. Климатическая карта.
36. Австралия и Новая Зеландия. Социально-экономическая карта.
37. Северная Америка. Физическая карта.
38. Северная Америка. Климатическая карта.
39. Северная Америка. Экономическая карта.
40. Южная Америка. Физическая карта.
41. Южная Америка. Социально- экономическая карта.
42. Южная Америка. Политическая карта.
43. Антарктида. Физическая карта.
44. Европа. Физическая карта.
45. Евразия. Климатическая.
46. Юго-Западная Азия экономическая карта
47. Юго-Восточная Азия. Физическая карта.
48. Нижегородская область. Физическая карта.