Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Индивидуальный проект» для уровня среднего общего образования (10-11 классов) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), на основе Примерной программы по предмету «Индивидуальный проект», основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ №15, Рабочей программы для общеобразовательных учреждений, Примерных рабочих программ элективных курсов для профильной школы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Н. В. Антипова и др.]. -М.: Просвещение, 2019. - 187 с.- (Профильная школа).
Учебно-методический комплекс под редакцией М. В. Половковой представляет собой особую форму организации деятельности школьников по формированию навыков разработки, реализации и общественной презентации учащимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. В ходе изучения учебного предмета учащиеся получают возможность достичь необходимых предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС CОО.
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» сфокусировано на процессах исследования и проектирования, но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. Программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. Программа является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов,
из них:
10 класс – 34 часа.
11 класс - 34 часа.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
«Индивидуальный проект»
В ходе изучения учебного предмета учащиеся получают возможность достичь необходимых предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС CОО.
Планируемые предметные результаты для 10-11 класса.
Выпускник научится:
давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
раскрывать этапы цикла проекта;
самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
публично излагать результаты проектной работы;
ставить цели и формулировать гипотезу исследования, планировать работу, отбор и интерпретацию необходимой информации, структурировать аргументацию результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммутативной, учебно – исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
Выпускник получат возможность научиться:
-реконструировать текст параграфа учебника как результата ранее проведенного научного исследования
-выделить познавательный (исследовательский) вопрос, на который отвечает параграф учебника, перечислить исследовательские процедуры, при помощи которых были получены знания, представленные в параграфе, самостоятельно провести демонстрационные эксперименты (в случае естественнонаучного исследования), подтверждающие справедливость представленных выводов;
-проводить собственное исследование, а именно – самостоятельно определить цель исследования; при исследовании, опирающемся на теоретические положения
- сформулировать гипотезу исследования; спланировать этапы исследовательской работы и выбрать необходимый инструментарий; оформить результаты; представить результаты исследования в обобщенном и структурированном виде широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования;
-использовать методы математического моделирования при исследовании жизненных явлений.
-осмысленно читать публицистические и иные тексты, касающиеся проблем социально- экономического развития территории (например, той, где живет учащийся), выделять проблемы, формулировать идеи и предложения по их решению, с оценкой их возможных последствий;
-оценивать ситуацию собственной жизни в контексте социо-культурных обстоятельств, предлагать варианты по улучшению ситуации;
-ставить задачи по собственному саморазвитию и самосовершенствованию, сформировать план развития того или иного собственного качества;
-сформировать собственную образовательную программу дополнительного образования в соответствии с выбранным профилем обучения и будущим профессиональным обучением.
Формы организации учебных занятий:
лекции, семинары, практикумы, беседы, самостоятельные работы, практические работы, диалоги, фронтальная работа с общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений.
Виды учебной деятельности:
практические работы; работы со статистическим материалом; участие в научно – практических конференциях; участие в конкурсах проектов по предмету; различные виды публичных выступлений, презентации познавательной и практической деятельности.
Формы контроля:
отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Содержание учебного предмета
Класс | Название раздела | Содержание раздела |
10класс | Культура исследования и проектирования | Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. |
| Самоопределение. Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. | Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. |
| Замысел проекта | Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. |
| Условия реализации проекта | Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. |
| Трудности реализации проекта | Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. |
| Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ | Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников. Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. |
11 класс | Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ | Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников. Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. |
| Дополнительные возможности улучшения проекта | Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. |
| Презентация и защита индивидуального проекта | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. |
Календарно – тематическое планирование 10 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
План | факт |
| Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно | 1 | | |
| Учимся анализировать проекты | 1 | | |
| Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего | 1 | | |
| «Сто двадцать лет на службе стране» — проект П. А. Столыпина | 1 | | |
| Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности | 1 | | |
| Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём | 1 | | |
| Волонтёрские проекты и сообщества | 1 | | |
| Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца» | 1 | | |
| Анализируем проекты сверстников: возможности IT технологий для междисциплинарных проектов | 1 | | |
| Исследование как элемент проекта и как тип деятельности | 1 | | |
| Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности | 1 | | |
| Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом | 1 | | |
| Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? | 1 | | |
| Знакомимся с проектными движениями | 1 | | |
| Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования | 1 | | |
| Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования | 1 | | |
| Формулирование цели проекта | 1 | | |
| Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта | 1 | | |
| Роль акции в реализации проекта | 1 | | |
| Ресурсы и бюджет проекта | 1 | | |
| Поиск недостающей информации, её обработка и анализ | 1 | | |
| Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта | 1 | | |
| Источники финансирования проекта | 1 | | |
| Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника | 1 | | |
| Модели управления проектами | 1 | | |
| Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. | 1 | | |
| Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. | 1 | | |
| Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». | 1 | | |
| Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. | 1 | | |
| Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. | 1 | | |
| Позиция эксперта. | 1 | | |
| Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. | 1 | | |
| Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. | 1 | | |
| Начальный этап исследования и его экспертная оценка. | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование 11 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
План | факт |
1, 2 | Позиция эксперта. | 2 | | |
3,4,5,6 | Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. | 4 | | |
7,8 | Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. | 2 | | |
9,10 | Начальный этап исследования и его экспертная оценка. | 2 | | |
11,12 | Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | 2 | | |
13,14 | Видим за проектом инфраструктуру. | 2 | | |
15,16 | Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. | 2 | | |
17,18 | Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. | 2 | | |
19,20,21 | Алгоритм создания видеоролика в продвижении проекта | 3 | | |
22,23,24 | Использования видеоролика для продвижения проекта. | 3 | | |
25,26,27,28,29 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | 5 | | |
30,31 | Презентация. Растровое изображение. Векторная графика. | 2 | | |
32,33,34 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. | 3 | | |