муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района
«Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол №_____ «_____»_________2021 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора школы по УВР О.А. Кожемякина______ «_____»_________2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ» О.В. Матецкая _______ «____» _________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
ученика 8 года обучения
Сабаева Матвея
учителя Коноваловой Оксаны Викторовны
МКОУ Тогучинского района
«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»
на 2021 -2022 учебный год
Корректировка рабочей программы:
г. Тогучин 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена в соответствии с содержанием «Программы для глубоко умственно отсталых детей». Составитель-НИИ дефектологии АПН под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото НИИДАПН РСФСР 1984 г. На предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане отводится 1 час через неделю, 34 часа в году.
Структура рабочей программы
Титульный лист (названия программы).
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Аннотация УМК.
Тематический план.
6. Поурочное календарное - тематическое планирование.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Цель: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи:
развитие у учащихся с умеренной умственной отсталостью аналитико-синтетической деятельности, сравнения, совершенствования умения в последовательности выполнения рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных основ реалистического рисунка;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать прекрасное;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
привитие учащимся художественного вкуса, аккуратности, настойчивости;
содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство или различие между предметами;
основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
зрительного восприятия и узнавания;
моторики пальцев;
пространственных представлений и ориентации;
речи и обогащение словаря;
коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение организуется на практической наглядной основе.
Роль предмета
Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Значимость этого предмета определяется нацеленностью на духовно - нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного мышления. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоциональное оценивание.
Доминирующее значение имеет направленность предмета на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основаниями художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут обучающимся при освоении смежных дисциплин и в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков. Используется фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения:
1.беседа по картинам;
2.объяснение;
3.практическая работа.
Приёмы обучения
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития, интеллектуальных возможностей.
При составлении расписания занятий, учитывался уровень работоспособности и состояния здоровья обучающегося.
С учетом состояния здоровья, интересов обучающегося и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: «Изобразительное искусство».
С целью усиления и поддержания обучения обучающегося я буду использовать разнообразные формы и методы взаимодействия между учителем и обучающегося. Особое внимание уделяется индивидуальным формам работы, требующим ответственного отношения и удобным для организации контроля и самоконтроля.
Аннотация УМК.
Методическое пособие «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы», под редакцией И.А. Грошенкова.
Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н. Просняковой.
Таблицы по изобразительному искусству
Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»
Видеофильм «Народное творчество
Печатное пособие «»Развиваем моторику»
Репродукции картин художников.
1.http://www.refer.ru./ Культура, литература, искусство.
2http://www.artanphoto.ruГалерея живописи, ДПИ, арт - фото.
3. www.1setember.ruИздательский дом «Первое сентября».
5.http://www.rusmuseum.ruГосударственный русский музей.
6. http//www.tretyacov.ruГосударственная Третьяковская галерея.
8 .http;//www.wort-art.ruWortArt-мировое искусство
9. ,http//www. Russifnculture.ruПортал «Культура России».
10. http://archi.ruПортал «Архитектура России».
ll.http://www.portal - school.ru/links/Школьный портал. Тематика портала целиком посвящена современной живописи.
12.http://www. museum - online.ruВиртуальный музей живописи.
13.www.artrusse.ca/Russian/Khokhlomarus.htmРусское народное искусство.
15.http://www.smalbau.ru/Картинная галерея, русские художники, картины.
I6.http://www.artandphoto.ru/Галерея живописи, ДЛИ, арт - фото.
Раздаточный материал
№№ | Наименование | Имеется в наличии |
1 | Альбомы для рисования | 10 |
2 | Кисточки | 24 |
3 | Карандаши простые | 20 |
4 | Карандаши цветные | 20 |
5 | Цветная бумага | 5 |
6 | Картон | 6 |
7 | Емкости для воды | 12 |
8 | Набор гофрированной бумаги | 2 |
9 | Клей ПВА | 8 |
10 | Ножницы | 10 |
11 | Природный материал | 4 |
Предполагаемые результаты:
Обучающийся должен уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов светотенью, пользуясь различной штриховкой;
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и отношения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | Практические |
1 | Рисование с натуры | 16 | | 16 |
2 | Декоративное рисование | 10 | | 10 |
3 | Беседа | 2 | 2 | |
4 | Рисование на тему | 6 | | 6 |
| Итого: | 34ч | 2ч | 32ч |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 8 года обучения
№ | Раздел | Наименование темы | Всего часов | Сроки прохождения программы | Коррекционная работа |
Планируемые | Фактические |
1. | Рисование с натуры | Рисование с натуры фруктов. | 1 | 02.09 | | Корригировать умение ориентироваться на листе |
2 | Рисование с натуры | Рисование с натуры листа осины. | 1 | 09.09 | | -Коррекция мелкой моторики, глазомера |
3 | Рисование с натуры | Рисование с натуры ветки калины. | 1 | 16.09 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера развитие внимания |
4 | Декоративное рисование | Составление узора из растительных форм. | 1 | 23.09 | | Корригировать умение ориентироваться на листе |
5 | Декоративное рисование | Составление узора из растительных форм. | 1 | 30.09 | | Развитие навыка сравнения предметов различной формы и цвета |
6 | Рисование на тему | Рисование на тему «Лес осенью». | 1 | 07.10 | | Корригировать умение ориентироваться на листе |
7 | Беседа | Беседа по картинам: «Вот и осень пришла!». | 1 | 14.10 | | Развитие устной речи на основе ответов на поставленные вопросы, зрительного восприятия и памяти. |
8 | Рисование с натуры | Рисование предметов цилиндрической формы. | 1 | 21.10 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера -развитие внимания |
9 | Рисование с натуры | Рисование с натуры игрушки - пирамидки. | 1 | 28.10 | | Коррекция умения распознавать формы простейших плоских фигур |
10 | Рисование с натуры | Рисование с натуры игрушки. | 1 | 18.11 | | Коррекция умения распознавать формы простейших плоских фигур. |
11 | Рисование на тему | Рисование на тему «Виды транспорта» Автобус | 1 | 25.11 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания. |
12 | Декоративное рисование | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | 02.12 | | -Развитие восприятия, представлений, ощущений; |
13 | Рисование с натуры. | Рисование вазы | 1 | 09.12 | | - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие внимания. |
14 | Декоративное рисование. | Составление орнамента в полосе. | 1 | 16.12 | | - Развитие сенсорных эталонов (формы и цвета); - развитие внимания. |
15 | Декоративное рисование. | Рисование снеговика | 1 | 23.12 | | - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие внимания. |
16 | Декоративное рисование. | Рисование на тему «Нарядная елка». | 1 | 30.12 | | - Развитие сенсорных эталонов (формы и цвета) |
17 | Рисование с натуры. | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | 1 | 13.01 | | - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие внимания. |
18 | Рисование с натуры | Рисование раскладной пирамидки. | 1 | 20.01 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания |
19 | Рисование с натуры | Рисование из элементов строительного материала. | 1 | 27.01 | | - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие внимания. |
20 | Рисование с натуры | Рисование ракеты | 1 | 03.02 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания |
21 | Рисование с натуры | Рисование машинки | 1 | 10.02 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания |
22 | Декоративное рисование. | Рисование открытки к 23 февраля. | 1 | 17.02 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания. |
23 | Декоративное рисование | Рисование узора из растительных форм. | 1 | 24.02 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания |
24 | Декоративное рисование | Рисование цветов к 8 марта | 1 | 03.03 | | - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие внимания. |
25 | Рисование с натуры | Рисование с натуры домика. | 1 | 10.03 | | - Развитие сенсорных эталонов (формы и цвета) |
26 | Рисование на тему | Рисование на тему «Природа весной». | 1 | 17.03 | | Корригировать умение ориентироваться на листе |
27 | Рисование с натуры | Рисование расписной тарелки. | 1 | 24.03 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания |
28 | Рисование с натуры | Рисование ящика. | 1 | 07.04 | | Корригировать умение ориентироваться на листе |
29 | Декоративное рисование | Рисование шаров к 1 мая | 1 | 14.04 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания Корригировать умение ориентироваться на листе |
30 | Рисование на тему | Рисование салюта | 1 | 21.04 | |
31 | Рисование с натуры | Рисование божьей коровки. | 1 | 28.04 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания |
32 | Беседа | Беседа по картинам художников. | 1 | 05.05 | | Коррекция навыка сравнения |
33 | Рисование на тему | Рисование стола. | 1 | 12.05 | | Коррекция внимания ,наблюдательности |
34 | Рисование на тему | Рисование «Вот и лето пришло». | 1 | 19.05 | | Коррекция мелкой моторики, глазомера. Развитие внимания |