Цели программы:
состоит в привлечении внимания к преобразовательной деятельности великого реформатора,
определении роли и значения личности российского императора Петра Алексеевича и его реформ для отечественной истории.
гражданско-патриотического воспитания учащихся, формирования у подрастающего поколения таких качеств как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Формы обучения:
1.Теоретические занятия;
2. Презентации;
3. Творческие задания;
4. Индивидуальная работа;
5. Подготовка и проведение мероприятий;
6. Проектная деятельность;
7. Игры.
8. Сообщения
Формы проведения занятий.
Рассказ, беседа. Учащиеся активно участвуют в разговоре, задают вопросы.
Семинар – учащиеся самостоятельно готовят сообщения по теме занятий.
Работа с литературой.
Викторины, конкурсы, игры.
Методы внеурочной деятельности
1. Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация.
2. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.
- упражнения: тренинг; тренировка; репетиция.
-письменные работы: конспект; выписки; составление тезисов (доклада);
- реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи);
- написание заключения (обобщения, выводов).
- графические работы: составление таблиц, схем.
8. Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра путешествие; ролевая игра, деловая игра.
9. Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.
10. Психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты; интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос); психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; создание творческих работ; разработка сценариев спектаклей, праздников.
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:
Альбом, макет, модель Проект, сценарий праздника, игры, Газета, наглядные пособия Плакат, учебное пособие, журнал, книжка-раскладушка серия иллюстраций, коллаж справочник.
Описание места программы в учебном плане ОУ.
Данная программа рассчитана на 1 год – 8 класс. Общее число учебных часов в 8 классе – 34 ч (1 час в неделю).
Учебно – методический комплекс.
1.4.»УМК»
Учебные пособия:
История России. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В.Курукин и др.) под ред. А.В.Торкунова,- 3-е изд.-М.: Просвещени,2018
Ресурсы Интернета
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I
https://kremlion.ru/praviteli/petr1/
https://www.bbc.com/russian/features-39042166
Рекомендуемая литература
Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. – 496 с.
Брикнер А. Иллюстрированная история Петра Великого, т. I-II, С-Пб, 1882 г.Порфирьев Е.И. Полтавское сражение 27 июня 1709 г. — М., 1959.
Каменский А.Б. От Петра до Павла. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа /А.Б. Каменский. – М.: РГГУ, 2001. – 575 с.
Мезин, С. А. «Завещание Петра Великого»: европейские мифы и российская реальность / С. А. Мезин // Российская история. – 2010. – № 5. – С. 18-27.
Митрофанов В.В. Пётр Великий в оценках С.Ф. Платонова//Историк и историческая память, 2015. – №11.
Павленко, Н. И. Петр I / Н. И. Павленко. – М. : Молодая гвардия, 2000. – 428 с.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по истории являются:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в период расцвета капитализма в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;
4) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
5) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностными результатами освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей.
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории России и мира XIX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников XIX века;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю)
Личность Петра I (4 ч).
Занятие 1. Детство Петра.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 2.Двоецарствие. Царевна Софья
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 3 Азовские походы
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с историческими документами, картой
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 4. Великое посольство 1697-1698 годов
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с картой
Основные виды деятельности: групповая
Реформы Петра I (7 ч).
Занятие 5. Начало правления Петра I.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 6. Предпосылки Петровских преобразований
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 7. Петр I. Россия на рубеже веков
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие8. Реформы центрального управления
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 9. Указ о единонаследии. Табель о рангах
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 10. Областная реформа и реформа городского управления
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 11. Церковная реформа
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Северная война (5 ч).
Занятие 12. «Нарвская конфузия». Начало и причины войны.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с картой, с иллюстративными материалами
Основные виды деятельности: групповая
Занятие13. Реорганизация армии
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие14. Полтавская битва и Прутский поход
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с картой, просмотр исторического фильма
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 15. Морские сражения
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 16. Ништадский мир
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы, объяснение
Основные виды деятельности: групповая
Экономика России в первой половине XVIII века (5 ч).
Занятие 17 . Протекционизм и меркантилизм – как направления в экономике
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Занятие 18. Сельское хозяйство
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Занятие 19. Мануфактуры и ремесленное производство
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 20. Торговля
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная.
Занятие 21. Денежная и налоговая реформа
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Народные движения первой четверти XVIII века (4 ч).
Занятие 22. Выступления против реформ. Дело царевича Алексея»
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 23. Астраханское восстание
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 24. Восстание К.А.Булавина
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 25.Башкирское восстание
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Изменения в культуре и быта первой четверти XVIII века (5 ч).
Занятие 26. Образование и художественная культура
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 27. Наука
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 28. Повседневная жизнь и быт при Петре I
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 29. Санкт-Петербург при Петре I.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах, составление презентаций
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 30. Значение культурного наследия Петровской эпохи
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах, составление презентаций
Основные виды деятельности: групповая
Право Петра I (2 ч).
Занятие 31. Систематизация правовых норм
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 32. Наказания и судебный процеес
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Значение Петровских преобразований (2 ч).
Занятие 33. Личность Петра I «Тиран и реформатор»
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 34. Роль Петра в истории России.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел/Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
| 1.Личность Петра I | 4 | | | |
1 | Детство Петра. | 1 | | | |
2 | Двоецарствие. Царевна Софья. | 1 | | | |
3 | Азовские походы. | 1 | | | |
4 | Великое посольство 1697-1698 годов | 1 | | | |
| 2.Реформы Петра I | 7 | | | |
5 | Начало правления Петра I | 1 | | | |
6 | Предпосылки Петровских преобразований | 1 | | | |
7 | Петр I. Россия на рубеже веков | 1 | | | |
8 | Реформы центрального управления | 1 | | | |
9 | Указ о единонаследии. Табель о рангах | 1 | | | |
10 | Областная реформа и реформа городского управления | 1 | | | |
11 | Церковная реформа | 1 | | | |
| 3.Северная война | 5 | | | |
12 | «Нарвская конфузия» Начало и причина войны. | 1 | | | |
13 | Реорганизация армии | 1 | | | |
14 | Полтавская битва и Прутский поход | 1 | | | |
15 | Морские сражения | 1 | | | |
16 | Ништадтский мир | 1 | | | |
| 4.Экономика России в первой четверти XVIII века | 5 | | | |
17 | Протекционизм и меркантилизм – как направления в экономике | 1 | | | |
18 | Сельское хозяйство | 1 | | | |
19 | Мануфактуры и ремесленное производство | 1 | | | |
20 | Торговля. | 1 | | | |
21 | Денежная и налоговая реформа | 1 | | | |
| 5.Народные движения первой четверти XVIII века | 4 | | | |
22 | Выступления против реформ. Дело царевича Алексея» | 1 | | | |
23 | Астраханское восстание | 1 | | | |
24 | Восстание К.А. Булавина | 1 | | | |
25 | Башкирское восстание | 1 | | | |
| 6.Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII века | 5 | | | |
26 | Образование и художественная культура. | 1 | | | |
27 | Наука. | 1 | | | |
28 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | | | |
29 | Санкт-Петербург при Петре I. | 1 | | | |
30 | Значения культурного наследия Петровской эпохи | 1 | | | |
| 7.Право при Петре I | 2 | | | |
31 | Систематизация правовых норм | 1 | | | |
32 | Наказания и судебный процесс | 1 | | | |
| Значение Петровских преобразований в истории страны | 2 | | | |
33 | Личность Петра I :«Тиран или реформатор». | 1 | | | |
34 | Роль Петра I в истории России | 1 | | | |