СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» 2 - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 2 - 4  классов 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» 2 - 4 класс»





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

2 - 4 класс







Разработчик программы:

С.Н.Мартиросова, учитель

начальных классов














г. Грязовец

Содержание


1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

2. Содержание курса «Умники и умницы» с указанием форм её

организации и видов деятельности

3. Тематическое планирование







































Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми и методическими документами:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1 г.Грязовца»

3. Образовательной программы МБОУ «Средняя школа №1 г.Грязовца»

4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, дисциплинам МБОУ «Средняя школа №1 г.Грязовца» (новая редакция)


Срок реализации: 3 года.

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю

Количество часов в год: 34 часа в год, 102 ч. за курс


Цель программы «Умники и умницы» общеинтеллектуальной направленности является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы, расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.


Задачи программы:

- создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;

- обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;

- обучить приемам поисковой и творческой деятельности;

- сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- формировать общую способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Основные принципы построения курса заключаются в реализации системного подхода к построению педагогического процесса.

Формы и методы проведения занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.


На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Виды деятельности: игровая, познавательная, формы работы: индивидуальные и групповые (интеллектуальная игра, соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий и др.).


1. Планируемые результаты реализации программы

Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса к концу 2 класса

В результате изучения данного курса во втором классе учащиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

  • находить ошибки в построении определений;

  • делать умозаключения;

  • распознавать виды текстов;

  • редактировать тексты;

  • работать со словарями;

  • писать творческие изложения с языковым разбором;

  • выделять фразеологизмы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса к концу 3 класса


В результате изучения данного курса в третьем классе учащиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса к концу 4 класса


В результате изучения курса в четвертом классе учащиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».



2. Содержание программы


Кружок «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти уме­ния применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

2 класс - 34 часа

Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Свойства, признаки и составные части предметов.

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

Тема 3. Сравнение.

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

Тема 4. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Тема 5. Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

Тема 6. Развитие речи.

Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: сравнение олицетворение.

Тема 7. Развитие аналитических способностей.

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.



3 класс - 34 часа

Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности.


Тема 2. Свойства, признаки и составные части предметов.

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

Тема 3. Сравнение.

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

Тема 4. Комбинаторика.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

Тема 5. Действия предметов.

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

Тема 6. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Тема 7. Элементы логики.

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

Тема 8. Развитие творческого воображения.

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».


Тема 9. Практический материал.

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.


4 класс - 34 часа

Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Сравнение.

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

Тема 3. Комбинаторика.

Решение задач с помощью таблиц и графов.

Тема 4. Элементы логики.

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

Тема 5. Развитие творческого воображения.

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

Тема 6. Практический материал.

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.









3.Тематическое планирование

2 класс – 34 ч.

п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

2.

Свойства, признаки и составные части предметов

4

3.

Сравнение

6

4.

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

4

5.

Элементы логики

7

6.

Развитие речи

8

7.

Развитие аналитических способностей

4


3 класс – 34 ч.

п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

2.

Свойства, признаки и составные части предметов

3

3.

Сравнение

4

4.

Комбинаторика

2

5.

Действия предметов

4

6.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

2

7.

Элементы логики

10

8.

Развитие творческого воображения

3

9.

Практический материал

5


4 класс - 34 часа

п/п

Тема


Количество часов

1.

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

2.

Сравнение

3

3.

Комбинаторика

3

4.

Элементы логики

11

5.

Развитие творческого воображения

11

6.

Практический материал

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!