Принята Педагогический совет Протокол № 1 от « »августа 2024г. | | Утверждена Директор МБОУ «Куйбышевская СОШ» ________________( ) Приказ № от .2024г |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Калейдоскоп событий»
уровень образования: основное общее образование
5 класс (срок освоения 1 год)
форма обучения очная
Составитель:
2024 год
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………………………………….. 3
Содержание учебного курса внеурочной деятельности…………………………….5
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности…. 8
Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности...10
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности ………...12
1.Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21.
Программа «Калейдоскоп событий» направлена на изучение культуры, традиций, достижений нашего народа является неотъемлемой частью нравственного и патриотического воспитания детей. Реализация Программы направлена на содействие развитию нравственного и духовного потенциала детей и их творческой индивидуальности.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Настоящий гражданин – это человек, не только имеющий права и обязанности и достигший определенного возраста, но личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвует в общественной и политической жизни, знает и понимает значимые даты и события в жизни большой и малой Родины. Одна из основных задач современного образования – подготовка обучающихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, что предполагает не только наличие стремления к приобретению новых знаний, саморазвитию, но и формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностных установок и социально-значимых качеств личности, активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа позволяет детям в определенной системе познакомиться со значимыми датами в истории и жизни России, вызвать познавательный интерес и уважение к ее истории, сформировать положительное отношение к здоровью человека, семейным ценностям и традициям.
Программа является краткосрочной. Содержание программы строится с учётом возрастных и психологических особенностей и возможностей детей и включает мероприятия в соответствии с календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2024-2025 год.
Цель программы: формирование у обучающихся ценностных представлений о значимых событиях, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, событиям истории и культуры.
Задачи:
- сформировать устойчивый интерес к историческим событиям, значимым датам Российской Федерации;
- вызывать положительный эмоциональный отклик к общечеловеческим ценностям: гражданственность, патриотизм, уважение к героическому прошлому своего народа, любовь и верность семейным традициям.
Организация деятельности школьников основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации и виды деятельности:
1.Социальные проекты.
2.Коллективные творческие дела
3.Групповые дискуссии.
4.Тренинги общения.
5.Групповая проблемная работа.
6.Интеллектуальные игры.
7.Конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки и другие активности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово – развлекательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно – ценностное общение.
Формы представления результатов.
Защита личного/коллективного проекта класса во время проведения общешкольных мероприятий, школьной научно-практической конференции в течение каждой четверти.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Внеурочные занятия по программе «Калейдоскоп событий» - это такой вид деятельности, направленный на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Программа этого курса построена по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Место курса «Калейдоскоп событий» в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин. Всего 34 занятия. По учебному плану в 5 классе – 34 часа.
2 Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Важное место отводится осмыслению жизненных и духовных ценностей обучающихся, т.е. личностному самоопределению. Одна из задач курса - создание системы целевых ориентации подростка, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы. Чем богаче жизненная перспектива личности, тем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения. Содержание курса помогает подростку увидеть в своем окружении доступную близкую цель, которая принесет радость (например: встреча, игра, подарок). Затем подросток ставит перед собой и перспективу средней дальности, которая заключается в стремлении к какому-то событию, отдаленному по времени, ожидание которого создает у него приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности (участие в походе по родному краю, поисковой, научно- исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, экспедициях). И наконец, в качестве дальней перспективы обучающемуся предлагается выбор профессионального направления. Ставя большую цель подготовки и приобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность, стремятся к искоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.
Мероприятия | Формы проведения |
Правила на всю жизнь. (Час безопасности) | Беседа по плану занятий ПДД |
День солидарности в борьбе с терроризмом. | Беседа, презентация |
Я ученик. Мои права и обязанности в школе. | Дискуссия, общение, оформление уголка класса |
Безопасность дорожного движения | Беседа, фильм |
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | Викторина, презентация |
Мои любимые занятия. | Беседа |
Всемирный день математики | Олимпиада |
Международный день школьных библиотек | Акция «Подари новую жизнь» |
День Интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | Беседа ,фильм |
Мы - единое целое. | Коллективное творческое дело |
Нюрнбергский эпилог. | Беседа, фильм |
Мама - первое слово. | Коллективное творческое дело |
День неизвестного солдата | Фильм. Урок мужества |
Наши права и обязанности. | Беседа, презентация |
Будь здоров! | Участие в спортивных мероприятиях |
Поделись добротой! | Коллективное творческое дело |
Как претворить мечты в реальность. | Коллективное творческое дело |
Правила безопасности в зимнее время | Беседа о правилах безопасности и оказании первой помощи, фильм |
900 дней Мужества. | Фильм. Урок мужества |
Ты в памяти и в сердце, Сталинград! | Фильм. Урок мужества |
День российской науки | Презентация. Беседа- диспут |
Знай своё Отечество | Индивидуальные проекты |
А ну-ка, девушки! | |
Быть воспитанным. Что это значит? | Беседа, презентация |
Воссоединение Крыма с Россией. | Дискуссия, тренинг общения |
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | Фильм |
Действия в случае возникновения ЧС. (Час безопасности) | Час безопасности |
Историческая хроника. Штурм Кёнигсберга. | Беседа, презентация |
Всемирный день Земли | Викторина |
Строки, опалённые войной. | Фильм. Урок мужества |
Моя семья—моё богатство. | Индивидуальные проекты |
Всероссийский урок "ОБЖ". Правила пожарной безопасности | Викторина |
Русский праздник. (День славянской письменности и культуры) | День славянской письменности и культуры |
Год прошёл, мы повзрослели. | Беседа о правилах ПДД |
3. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп событий» для основного общего образования
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
1. Регулятивные УУД:
• Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе;
• Развитие регуляции учебной деятельности;
• Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
2. Познавательные УУД:
• Умение видеть проблему;
• Умение ставить вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение структурировать тексты;
• Умение работать с метафорами;
• Умение давать определение понятиям;
• Умение наблюдать;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение классифицировать;
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с обучающимися;
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3. Коммуникативные УУД:
• формировать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость;
• развивать навыки взаимодействия в группе;
• развивать вербальные и невербальные навыки общения;
• развивать навыки восприятия и понимания различных людей;
• развивать навыки самопознания;
• преодолевать эгоцентризм;
• умение познавать себя через восприятие другого;
• формирование положительной самооценки;
• формирование эмпатического отношения к другим людям;
• формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
• определять особенности поведения в конфликтной ситуации;
• отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
• основные права и обязанности гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• историю родного края;
• достижения и культурное наследие России;
• об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
• ценности России, своего народа, своего края,
• отечественное, культурно-историческое наследие.
Обучающиеся будут уметь:
• соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамику и адекватность выполняемых ролей;
• уметь решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые),специфичные для возраста обучающегося;
• поддерживать разнообразные виды отношений в основных сферах жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения);
• участвоватьв изменении школьной среды и доступных сферах жизни
общества;
• развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива;
• владеть приемами и методами самовоспитания: самокритикой, самовнушением, самообязательством, эмпатией.
4. Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности
№п/п | Тема занятия | Количество часов, отводимых на освоение темы (теория) | Кол-во практических работ, проектная и научно – исследовательская деятельность учеников | Электронно образовательные ресурсы |
1. | Правила на всю жизнь. (Час безопасности) | 1 | | https://infourok.ru/prakticheskoe-zanyatie |
2. | День солидарности в борьбе с терроризмом. | 1 | | https://имц45.рф/88/0B84709B-E0EA-F094-8657-34CEBB4CBAD9/80/389/2377/ |
3. | Я ученик. Мои права и обязанности в школе. | 1 | | https://infourok.ru |
4. | Безопасность дорожного движения | | 1 | https://rosavtotransport.ru/netcat_files/382/558/Bezopasnost_.pdf |
5. | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | 1 | | https://infourok.ru |
6. | Мои любимые занятия. | | 1 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
7. | Всемирный день математики | | 1 | https://infourok.ru |
8. | Международный день школьных библиотек | | 1 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
9. | День Интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | 0,5 | 0,5 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
10. | Мы - единое целое. | 1 | | https://www.youtube.com/watch?v=Fk4ya2UltU8 |
11. | Нюрнбергский эпилог. | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
12. | Мама - первое слово. | | 1 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
13. | День неизвестного солдата | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
14. | Наши права и обязанности. | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
15. | Будь здоров! | | 1 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
16. | Поделись добротой! | | 1 | https://infourok.ru |
17. | Как претворить мечты в реальность. | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
18. | Правила безопасности в зимнее время | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
19. | 900 дней Мужества. | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
20. | Ты в памяти и в сердце, Сталинград! | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
21. | День российской науки | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
22. | Знай своё Отечество | | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=rHpwiQ0z_3I |
23. | А ну-ка, девушки! | | 1 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
24. | Быть воспитанным. Что это значит? | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
25. | Воссоединение Крыма с Россией. | 1 | | https://infourok.ru |
26. | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
27. | Действия в случае возникновения ЧС. (Час безопасности) | 1 | | https://infourok.ru |
28. | Историческая хроника. Штурм Кёнигсберга. | 1 | | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
29. | Всемирный день Земли | | 1 | https://infourok.ru |
30. | Строки, опалённые войной. | 1 | | https://педакадемия.рф/ |
31. | Моя семья—моё богатство. | | 1 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
32. | Всероссийский урок "ОБЖ". Правила пожарной безопасности | 0,5 | 0,5 | https://35.mchs.gov.ru/deyatelnost/onlayn-uroki/vserossiyskiy-otkrytyy-urok-po-obzh |
33. | Русский праздник. (День славянской письменности и культуры) | | 1 | https://infourok.ru |
34. | Год прошёл, мы повзрослели. | | 1 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
| Итого:34ч | 20 | 14 | |
5 Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2023.
Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в 5 классах. –М.: Просвещение, 2022.- 160 с.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2022.
Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе личностно-ориентированного обучения/О.Кутеева// Классный руководитель. – 2023. - №1.
Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М., 2022.
Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. – Волгоград: Учитель, 2022. -263 с.
Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. - изд.2-е.-М., 2022.
Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.:АСТ-АТД, 2023. – 256 с.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 2022. - 336 с.
Приложение
к рабочей программе,
утвержденной приказом
№_1-149 от 31.08.2022
РАССМОТРЕНО на заседании МО ___________________________________ _______________/____________________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР Большенизовцевского филиала МБОУ «Куйбышевская СОШ» _________________Коваленко Н.В.. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Калейдоскоп событий»
на 2022-2023 учебный год
Класс 5
Учитель Кутенко Г. И.,
Количество часов: всего 34часа, в неделю 1 час.
Календарно - тематическое планирование для 5 класса
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Правила на всю жизнь. (Час безопасности) | 1 | | | |
2 | День солидарности в борьбе с терроризмом. | 1 | | | |
3 | Я ученик. Мои права и обязанности в школе. | 1 | | | |
4 | Безопасность дорожного движения | 1 | | | |
5 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | 1 | | | |
6 | Мои любимые занятия. | 1 | | | |
7 | Всемирный день математики | 1 | | | |
8 | Международный день школьных библиотек | 1 | | | |
9 | День Интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | 1 | | | |
10 | Мы - единое целое. | 1 | | | |
11 | Нюрнбергский эпилог. | 1 | | | |
12 | Мама - первое слово. | 1 | | | |
13 | День неизвестного солдата | 1 | | | |
14 | Наши права и обязанности. | 1 | | | |
15 | Будь здоров! | 1 | | | |
16 | Поделись добротой! | 1 | | | |
17 | Как претворить мечты в реальность. | 1 | | | |
18 | Правила безопасности в зимнее время | 1 | | | |
19 | 900 дней Мужества. | 1 | | | |
20 | Ты в памяти и в сердце, Сталинград! | 1 | | | |
21 | День российской науки | 1 | | | |
22 | Знай своё Отечество | 1 | | | |
23 | А ну-ка, девушки! | 1 | | | |
24 | Быть воспитанным. Что это значит? | 1 | | | |
25 | Воссоединение Крыма с Россией. | 1 | | | |
26 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 1 | | | |
27 | Действия в случае возникновения ЧС. (Час безопасности) | 1 | | | |
28 | Историческая хроника. Штурм Кёнигсберга. | 1 | | | |
29 | Всемирный день Земли | 1 | | | |
30 | Строки, опалённые войной. | 1 | | | |
31 | Моя семья—моё богатство. | 1 | | | |
32 | Всероссийский урок "ОБЖ". Правила пожарной безопасности | 1 | | | |
33 | Русский праздник. (День славянской письменности и культуры) | 1 | | | |
34 | Год прошёл, мы повзрослели. | 1 | | | |