РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметного учебного курса по русскому языку
«Теория и практика сочинений разных жанров»
10 класс
34 часа, 1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по предметному учебному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ№1089 от 5 марта 2004 года, примерной программы среднего общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов (авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина, 2011г.)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
-Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ,
-закон Курской области «Об образовании» в Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО,
-приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
-приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
-приказ комитета образования и науки Курской области от 23 марта 2007 года № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»,
-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- методические рекомендации по проектированию учебных планов общеобразовательных организаций и рабочих программ по учебным предметам, курсам (2016-2017 учебный год, ОГБУ ДПО КИРО),
-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с изменениями №3 в САН ПИН (Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81),
-Устав образовательного учреждения,
-локальные нормативные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи изучения предмета
Цели:
-помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом;
-совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
Задачи:
– совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам обучающихся,
- осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения,
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,
- развитие и совершенствование навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата План. | Факт. | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | | | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | 1 |
2 | | | Общие требования к составлению текста | 1 |
3 | | | Тема и идея произведения | 1 |
4 | | | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | 1 |
5 | | | Отбор материала, систематизация фактического материала | 1 |
6 | | | Вступление и заключение | 1 |
7 | | | Типы речи и функциональные стили | 1 |
8 | | | Общие требования к сочинению на литературную тему | 1 |
9 | | | Сочинения различных жанров | 1 |
10 | | | Особенности сочинений различных жанров | |
11 | | | Проба пера | 1 |
12 | | | Составление плана сочинения, подбор фактического материала | 2 |
13 | | | Классификация сочинений по проблематике | 1 |
14 | | | Очерк . Разновидности очерка | 1 |
15 | | | Проблемный очерк | 1 |
16 | | | Литературно-критическая статья | 1 |
17 | | | Рецензия | 1 |
18 | | | Эссе | 1 |
19 | | | Сочинение - путешествие | |
20 | | | Дневник | 1 |
21 | | | Сочинение-характеристика | 1 |
22 | | | Литературный портрет | 1 |
23 | | | План сочинения любого жанра. | 1 |
24 | | | Зависимость структуры сочинения от его типа | 1 |
25 | | | Выбор темы сочинения | 1 |
26 | | | Выбор эпиграфа | 1 |
27 | | | Составление планов простых и сложных | 1 |
28 | | | Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра | 1 |
29 | | | Сочинение-рассуждение. | 1 |
30 | | | Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением. | 1 |
31 | | | Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении | 1 |
32 | | | Составление банка аргументов | 1 |
33-34 | | | Защита проектных работ | 2 |
Учебно – методическое обеспечение программы
Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2007
2.Лимонад Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2010
3.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Список литературы
Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986
Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997
Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002
Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003
6.Лимонад Т.В. С сочинение на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2001
7.Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009
8.МаксимовичТ.И.Ю,ПугачевИ.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ: технология написания сочинения.М:Астрель,2016
9.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2010