СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметного учебного курса по русскому языку «Теория и практика сочинений разных жанров» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

-помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с тек­стом;

-совершенствовать   умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметного учебного курса по русскому языку «Теория и практика сочинений разных жанров» 10 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предметного учебного курса по русскому языку

«Теория и практика сочинений разных жанров»

10 класс

34 часа, 1 час в неделю



Пояснительная записка

Рабочая программа по предметному учебному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ№1089 от 5 марта 2004 года, примерной программы среднего общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов (авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина, 2011г.)

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

-Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ,

-закон Курской области «Об образовании» в Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО,

-приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

-приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

-приказ комитета образования и науки Курской области от 23 марта 2007 года № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»,

-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

- методические рекомендации по проектированию учебных планов общеобразовательных организаций и рабочих программ по учебным предметам, курсам (2016-2017 учебный год, ОГБУ ДПО КИРО),

-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с изменениями №3 в САН ПИН (Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81),

-Устав образовательного учреждения,

-локальные нормативные акты образовательного учреждения.

Цели и задачи изучения предмета

Цели:

-помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с тек­стом;

-совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.

Задачи:

– совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам обучающихся,

- осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения,

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,

- развитие и совершенствование навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)





Календарно-тематический план





№ п/п

Дата

План.



Факт.

Наименование разделов и тем

Количество часов

1



Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

2



Общие требования к составлению текста

1

3



Тема и идея произведения

1

4



Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

1

5



Отбор материала, систематизация фактического материала

1

6



Вступление и заключение

1

7



Типы речи и функциональные стили

1

8



Общие требования к сочинению на литературную тему

1

9



Сочинения различных жанров

1

10



Особенности сочинений различных жанров


11



Проба пера

1

12



Составление плана сочинения, подбор фактического материала

2

13



Классификация сочинений по проблематике

1

14



Очерк . Разновидности очерка

1

15



Проблемный очерк

1

16



Литературно-критическая статья

1

17



Рецензия

1

18



Эссе

1

19



Сочинение - путешествие


20



Дневник

1

21



Сочинение-характеристика

1

22



Литературный портрет

1

23



План сочинения любого жанра.

1

24



Зависимость структуры сочинения от его типа

1

25



Выбор темы сочинения

1

26



Выбор эпиграфа

1

27



Составление планов простых и сложных

1

28



Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра

1

29



Сочинение-рассуждение.

1

30



Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением.

1

31



Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении

1

32



Составление банка аргументов

1

33-34



Защита проектных работ

2

























Учебно – методическое обеспечение программы



  1. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2007


2.Лимонад Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2010


3.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000





Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и законо­мерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших пи­сателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных про­изведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литера­туроведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его фор­мы и содержания: при анализе конкретных художественных произ­ведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, компози­цию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изо­бражения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и тече­ния (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футу­ризм и др.); стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собствен­ный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.



Список литературы


  1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986

  2. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997

  3. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997

  4. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002

  5. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003

6.Лимонад Т.В. С сочинение на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2001

7.Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009

8.МаксимовичТ.И.Ю,ПугачевИ.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ: технология написания сочинения.М:Астрель,2016

9.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2010
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!