Предметная область Дополнительное образование
Наименование учебного курса Русское народное творчество
Уровень общего образования: основное общее образование
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Количество часов 68, в неделю 2
Учитель:
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы курса дополнительного образования «Русское народное творчество», являются:
Национально образовательная инициатива « Наша новая школа»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции (от 9.12.2012г.№ 273 – ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009;
Положения о внеурочной деятельности;
Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 27;
Учебный план МБОУ СОШ на 2019-2020 уч.г;
Санитарные правила и нормы (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 19993);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов начального общего образования;
Программы Министерства образования РФ: начальное общее образование.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа рассчитана на детей 9-16 лет, прошедших предварительное собеседование на предмет выявления мотивации обучения и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.
В процессе занятий сочетается коллективная работа и индивидуальная. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастом, психологическими возможностями детей.
Цели программы:
Образовательная цель программы: приобщение детей к различным видам народного танца , видам танцевального искусства.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с основами классического танца, позициями рук и ног;
- ознакомление с основными движениями танца;
- ознакомление с историей развития русского народного танца.
- дать представление о танцевальном образе;
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
Развивающие:
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка; - развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
-развитие творческих способностей;
-гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
- развитие мышечного чувства, правильной осанки, умения управлять своим телом.
Воспитательные:
- воспитание этнической компетентности, доброжелательного отношения к людям других наций.
- воспитание культуры поведения и общения;
- воспитание умений работать в коллективе;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
Ожидаемый результат:
▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;
▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные
оригинальные «па»;
▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
коллективе.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные | Метапредметные | Предметные |
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила поведения в танцевальном классе и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельноности; полученные сведения о многообразии танцевального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья | необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев; танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты. - работать с танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, гармошечка, ёлочка; импровизировать; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями. - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности. |
Содержание программы дополнительного образования по курсу «Русское народное творчество».
1. «Танцевальная азбука» (8 часов). Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
2. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». (4 часа). Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике безопасности.. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
3.«Беседы по хореографическому искусству» (6 часов). Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
4. « Русские народные танецы» (12 часов). Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
5.«Творческая деятельность» (4 часа). Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русское народное творчество»
на 2019-2020 учебный год
1 часа в неделю, всего 34 часа
№ | Название раздела | Дата 1 группа | Дата 2 группа |
1 | Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в танцевальном классе. | 03.09 | 05.09 |
2 | Азбука музыкального движения. Поклон и реверанс. | 10.09 | 12.09 |
3 | Музыка в движении | 17.09 | 19.09 |
4 | Знакомство с различным характером, темпом музыкального произведения. | 24.09 | 26.09 |
5 | Позиции рук и ног в танце. | 01.10 | 03.10 |
6 | Понятие о рабочей и опорной ноге. | 08.10 | 10.10 |
7 | Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. | 15.10 | 17.10 |
8 | Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом. | 22.10 | 24.10 |
9 | Танцевальный элемент «Марш». | 05.11 | 07.11 |
10 | Перестроения. «Линии» | 12.11 | 14.11 |
11 | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | 19.11 | 21.11 |
12 | Ритмический рисунок. | 26.11 | 28. 11 |
13 | Пластичная гимнастика | 03.12 | 05.12 |
14 | Элементы асимметричной гимнастики. | 10.12 | 12.12 |
15 | Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней. | 17.12 | 19.12 |
16 | Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. | 24.12 | 26.12 |
17 | Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре | 14.01 | 16.01 |
18 | Элементы народной хореографии | 21.01 | 23.01 |
19 | Простейшие фигуры в танцах. | 28.01 | 30. 01 |
20 | Сюжетный танец. | 04.02 | 06.02 |
21 | Танец «Вальс». | 11.02 | 13.02 |
22 | Разучивание танцевальных движений.Исполнение танца | 18.02 | 20.02 |
23 | Танец «Кадриль». Разучивание движений | 25.02 | 27.02 |
24 | Танец «Сударушка». Разучивание композиции танца | 03.03 | 05.03 |
25 | Танец «Полька» Разучивание танцевальных движений | 10.03 | 12.03 |
26 | Хороводы на Руси. | 17.03 | 19.03 |
27 | Разучивание композиции танца | 31.03 | 02.04 |
28 | Закрепление танца. | 07.04 | 09.04 |
29 | «Закружилась русская кадриль». Разучивание танцевальных движений | 14.04 | 16.04 |
30 | Работа над синхронностью. Закрепление танца | 21.04 | 23.04 |
31 | Танец «Катюша» | 28.04 | 30.04 |
32 | Соединение танцевальных движений | 07.05 | 12.05 |
33 | Закрепление танца | 14.05 | 19.05 |
34 | Повторение танцев. Обобщение. | 21.05 | 21.05 |