Городской округ город Воронеж
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38 имени Е.А. Болховитинова
УТВЕРЖДЕНО
решение НМС протокол №_1__
от _____сентября 2017 года
Председатель НМС
_________________Ю.А. Бугакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__курса «За страницами учебника «Математика» _
Ступень обучения среднее общее образование (5 А класс)
Количество часов___35 в год, 1 час в неделю__________
Составитель _Соловьева Ираида Алексеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса ««За страницами учебника «Математика»» составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
- авторской программы Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики:
В соответсвии с учебным планом МБОУ СОШ №38 на 2017-2018 учебный год с углубленным изучением отдельных предметов им. Е.А. Болховитинова рабочая программа предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений. Она расширяет содержание предметных тем образовательного стандарта.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения курса:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самопознанию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, общественно – полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
3) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
4) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
5) креативность мышления, инициативу, находчивость;
6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные:
метапредметными результатами изучения курса «За страницами учебника „Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы ;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР – Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) умение использовать математический язык для описания предметов окружающего мира;
3) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
в направлении личностного развития:
• уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
•, уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; критичность мышления,
• иметь представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; (л5)
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
• уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
В предметном направлении
• овладеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотн выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• развивать представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладеть основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
• овладеть геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей фигур.
• уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Основные умения и навыки:
находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
создавать презентации;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Содержание курса
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны и лилипуты. Числа Фибоначчи. Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков
Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
Виды логических задач и их примеры. Решение логических задач. Этапы решения логической задачи. Решение логической задачи по шагам. Решение логических задач методом графов.
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.
Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.
Решение нестандартных задач. Разрешение задачных ситуаций с помощью применения понятий и положений из различных разделов математики. Принцип Дирихле. Правило крайнего. Решение задач на применение правила крайнего Разбор задач олимпиад прошлых лет
Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора. Дерево ветвления.
Определение понятий «софизм» и «парадокс»; их отличие;
различные виды софизмов и парадоксов;
Задачи международного конкурса «Кенгуру»
Решение различных задач конкурса разных лет
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты
Типы ребусов. Приёмы решения
Учебно-тематический план для 5 класса
№ урока | Наименование раздела (темы) | Количество часов |
1-2 | История развития счёта. Натуральные числа. Занимательные ребусы, головоломки, загадки | 2 |
3 | Математика в природе | 1 |
4-5 | Развитие вычислительной культуры. | 2 |
6-7 | Задачи на «переливание» | 2 |
8-9 | Задачи на взвешивание | 2 |
10-11 | Задачи на «движение» | 2 |
12-14 | Логические задачи | 3 |
15-17 | Рассказы о геометрии. | 3 |
18-20 | Олимпиадные задачи различного уровня | 3 |
21-23 | Простейшие комбинаторные задачи. | 3 |
24 | Арифметические парадоксы | 1 |
25-26 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 2 |
27-29 | Задачи на проценты | 3 |
30-31 | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности на проценты | 2 |
32 | Математическое путешествие. Города в числах и процентах | 1 |
33-35 | Числовые ребусы | 3 |
Система оценки планируемых результатов:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, практических работ, устных опросов. Оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся проводится на основании положения школы о системе оценивания по четырёхбальной шкале.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание геометрических фигур, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу наглядной геометрии, а также с материалом усвоенным при изучении математики.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования связей с ранее изученным материалом; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся владеет основными знаниями, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса наглядной геометрии, умеет применять полученные знания при решении простых геометрических задач.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Электронные ресурсы: платформа Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс») http://www.school2100.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК):
http://school-collection.edu.ru
Цифровые образовательные ресурсы учителя (презентации, иллюстрации и др.)
Наглядные пособия (перечень в календарно-тематическом планировании к каждому классу)
Перечень учебно-методических средств обучения
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника
математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: просвещение, 1989. – 296с.
Мерзляк А.Г. «Математика. 5 класс»-М.: «Вентана-Граф», 2018. – 304с.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). – М.: МЦНМО,2006. – 165с.
Я.И.Перельман. Живая математика. – М.: Наука, 1994.- 160с.
Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. – М.: Издательство Русанова, 1994.
Сборники задач конкурса "Кенгуру".
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/А.И. Барсукова/ «29» августа_2017 г. |
Серия книг «Мир математики». М.:Изд-во «Де Агостини», 2014.
8