СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование учебного предмета "Трактороведение" для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"»

8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Шимкинская школа-интернат среднего общего образования»


УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________ С.М. Сушкеев




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ. 01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования

35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства



Форма обучения – очная

Срок освоения ППКРС – 2года.

на базе (основного) общего образования

























Шимки 2021

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее – ФГОС) ППКРС по профессии начального профессионального образования) 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства


Организация-разработчик: ГБОУ ШШИСОО

Разработчик: Шелехов Владимир Юрьевич мастер производственного обучения

Программа рассмотрена на заседании методического объединения(МО) преподавателей общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ла ГБОУ ШШИСОО

Протокол № _______ от августа 2020 г.

________________________________________________

Программа одобрена на заседании научно-методического совета(НМС) ГБОУ ШШИСОО

Протокол № от августа 2020 г.

Председатель НМС _____________СВ.Табиханова

Рецензенты:

_________________________________________________






























СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка


1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ




4


11


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


14

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


15

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


33



1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Пм.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования


1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.13.Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Пм.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

ПК.1.5. Выполнять работы с применением технических средств для диагностики тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов

Рабочая учебная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовке, повышение квалификации) и профессиональной подготовке работников в области сельскохозяйственного производства, в специальностях СПО 110809 Механизация сельского хозяйства. Опыт работы не требуется.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;

  • выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;

  • технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

  • возделывания сельскохозяйственных культур по энергосберегающим технологиям (нулевая технология, технология «НОУ-ТИЛ»).


уметь:

  • комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;

  • выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;

  • выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;

  • перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;

  • выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;

  • выполнять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;

  • под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники;

  • оформлять первичную документацию.

- проводить диагностику колесных и гусеничных тракторов;

  • проводить диагностику узлов и агрегатов тракторов сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов;

  • выполнять операции технологического процесс по энергосберегающим технологиям.

знать:

  • устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;

  • мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;

  • правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;

  • правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;

  • методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;

  • пути и средства повышения плодородия почв;

  • средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;

  • способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;

  • правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;

  • содержание и правила оформления первичной документации.

  • параметры диагностируемых узлов;

  • предельные отклонения параметров;

  • правила техники безопасности при выполнении работ.

  • агротехнические требования к выполнению операций;

  • устройство и эксплуатацию машин для энергосберегающих технологий (посевной комплекс «Кузбасс», КСКП АПК-7,2);

  • технику безопасности при работе на современных сельскохозяйственных машинах.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 968 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 553 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 415 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 138 часов;

учебной и производственной практики – 144 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:

  • эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения, в том числе обладающими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.

ПК 1.2

Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3

Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4

Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 1.5

Выполнять работы с применением технических средств для диагностики тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, выявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды профессиональ-ных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1.-1.2.

Раздел 1. Выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве

84

16

68

34

72

72

ПК 1.3.-1.4

Раздел 2. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования

325

122

203


138

72

72


Производственная практика, часов

0


0

0




Всего:

481

138

271

172

144

144










3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ),

междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве


84


МДК 01.01. Технология механизированных работ в сельском хозяйстве


84

Тема 1.1. Общие сведения о сельскохозяйственных машинах

Содержание

3

1

Общее устройство сельскохозяйственных машин

Классификация сельскохозяйственных машин

Современные сельскохозяйственные машины и комплексы, применяемые в сельском хозяйстве

1






1








1





2

2

Эксплуатационные показатели тракторов и сельскохозяйственных машин

Технологические, технические и экономические показатели эксплуатационных качеств тракторов и сельскохозяйственных машин.

Тяговая мощность и тяговое усилие трактора.

Способы улучшения тяговых свойств трактора. Влияние рельефа на тяговые показатели трактора

2

3

Сопротивление сельскохозяйственных машин

Понятие об удельном сопротивлении сельскохозяйственным машин и машинно-тракторных агрегатов. Факторы, влияющие на удельное сопротивление сельскохозяйственных машин.

Механический состав почвы.

Пахотный слой. Понятие о липкости, связности, почвенной корки, плужной подошве. Физическая спелость почвы

2

Лабораторное занятие

5


1

Определение механического состава почвы

Тема 1.2. Комплектование машинно-тракторных агрегатов, способы их движения

Содержание

2

1

Общая характеристика машинно-тракторных агрегатов (МТА)

Классификация машинно-тракторных агрегатов.

Требования к машинно-тракторным агрегатам.

Комплектование машинно-тракторных агрегатов. Выбор тракторов и сельскохозяйственных машин


1







2

Способы движения агрегатов

Организация разметочных работ и разбивка поля на загоны.

Элементы движения агрегата. Рабочий и холостой ход.

Виды поворотов, их радиус и длина


2

Тема 1.3. Обработка почвы

Содержание

4


1

Понятие о системе обработки почвы

Виды обработки почвы с оборотом пласта.

Безотвальная система обработки почвы.

Энергосберегающая технология обработки почвы

1




1





1




1

2

2

Машины, применяемые для основной обработки почвы

Назначение и устройство плуга. Устройство рабочих органов плуга. Подготовка плуга к работе.

Назначение и устройство культиватора-плоскореза.

Комбинированные почвообрабатывающие агрегаты

2

3

Предпосевная обработка почвы

Поверхностная обработка почвы: культивация, лущение, боронование, шлейфование, прикатывание и другие приемы.

2

4

Машины, применяемые для предпосевной обработки почвы

Зубовые, дисковые и игольчатые бороны, назначение, устройство и регулировки.

Лущильник, устройство рабочих органов, размещение дисковых батарей на раме.

Регулировки лущильника. Назначение, устройство культиваторов для сплошной

обработки почвы.

Крепление рабочих органов на раме. Регулировки культиватора.

2

Практические занятия

6





1

Изучение устройства машин для основной и предпосевной обработки почвы

2

Комплектование и подготовка к работе агрегатов для основной и предпосевной обработки почвы.

3

Комбинированные почвообрабатывающиеагрегаты (4 часа)*


Тема 1.4. Внесение удобрений

Содержание


1

1

Общие сведения об удобрениях

Классификация удобрений, сроки и способы их внесений.

Значение минеральных и органических удобрений в системе мероприятий по

сохранению и повышению плодородия почв сельскохозяйственных угодий, устранению техногенного загрязнения объектов окружающей среды.


1











2

Практическое занятие


2


1

Определение внешних признаков минерального голодания растений


Контрольная работа по темам 1.1.-1.4


1

Тема 1.5. Посевные и посадочные машины. Организация посева

Содержание


1

Машины для посева зерновых

Общее устройство зерновой сеялки. Рабочие органы сеялок, назначение и устройство. Туковысевающий аппарат


1




1



1







1





1

2

2

Сеялки для пропашных культур

Устройство и принцип работы. Основные регулировки


2

3

Подготовка сеялок к работе

Расстановка сошников на заданную ширину междурядий и глубину заделки семян.

Установка сеялок на норму и равномерность высева. Маркеры. Устройство и расчет вылета


2

5

Агрегаты почвообрабатывающие посевные

Устройство почвообрабатывающего посевного агрегата. Выполнение регулировок узлов и агрегатов со сменными рабочими органами для выполнения совмещенных операций обработки почвы и посева. Проверка регулируемых параметров для подготовки к практическому применению.


2

6

Устройство почвообрабатывающего посевного комплекса (2 час)*

6

Картофелесажалки и рассадопосадочные машины

Устройство и принцип работы картофелепосадочных машин. Глубина посадки клубней. Основные регулировки. Контроль качества посадки.

Устройство и принцип работы рассадопосадочных машин.


2


Практические занятия

4


1

Изучение устройства сеялок

2

Комплектование тракторов и сельскохозяйственных машин для посева зерновых

3

Изучение устройства картофелесажалки

4

Комплектование агрегата для посадки картофеля


Тема 1.6. Уход за культурами. Севообороты и их значение



Содержание

14

1

Система послепосевной обработки почвы

Технология ухода за культурами сплошного сева.

Технология ухода за пропашными культурами.

4




2



2



1

2

2

Машины для послепосевной обработки почвы

Назначение и устройство катков, зубовых борон.

Назначение и устройство культиваторов для междурядной обработки почвы

2

Практические занятия

5


1

Изучение устройства культиваторов для междурядной обработки почвы.

2

Комплектование агрегатов для междурядной обработки почвы

3

Изучение гербария сорной растительности

Тема 1.7. Химическая защита растений, машины для химической защиты












Содержание

11

1

Химическая защита растений от болезней и вредителей

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и методы борьбы с ними. Сроки и способы их применения.

Техника безопасности при работе с ядохимикатами


3





1




1


1


2

3

Устройство протравителей, опыливателей

Назначение, устройство и работа опыливателей, протравителей.

Техническое обслуживание машин для химической защиты растений


2

4

Устройство опрыскивателя

Назначение, устройство и работа опрыскивателя.

Проверка регулируемых параметров для подготовки к практическому применению

2

Практические занятия

4


1

Изучение устройства опрыскивателей, опыливателей

2

Овладение навыками разборки и регулировки опрыскивателей, опылителей (2 час)*


Контрольная работа по темам 1.5-1.7

1

Тема 1.8. Организация выполнения механизированных работ





Содержание

1

1

Организация выполнения механизированных работ

Организационно-технологические карты для выполнения сельскохозяйственных работ на основе операционной технологии.

Значение соблюдения технологической дисциплины при возделывании сельскохозяйственных культур

Правила оформления первичной документации при эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин

1

2

Практическое занятие

1


1

Определение расчетного тягового усилия и мощности гусеничного и колесного тракторов на различных скоростях


Тема 1.9. Технология и машины для заготовки кормов

















Содержание

26

1

Технология заготовки грубых кормов

Виды грубых кормов .Технологические схемы заготовки кормов.

Показатели качества и контроль


2







2






2

2

2

Машины для уборки трав на сено

Косилки, назначение и устройство. Устройство режущего аппарата косилок. Регулировки косилок.

Грабли колесно-пальцевые и поперечные, назначение и устройство


2

Практические занятия

4


1

Изучение устройства машин для уборки трав на сено

2

Комплектование агрегатов для уборки кормов

3

Регулировки машин для уборки трав на сено (3 час)*



Тема 1.10. Технология и машины для уборки пропашных зерновых культур

Содержание

4

1

Технология уборки пропашных зерновых культур.

Показатели качества работ и их контроль.

Требования безопасности труда

1




1

2

Контрольная работа по темам 1.8-1.10

1


Тема 1.11. Технология и машины для уборки зерновых культур сплошного сева и зернобобовых культур


Содержание

2


1

Технология уборки зерновых и зернобобовых культур

Способы и технологические схемы уборки. Технологический процесс прямого и раздельного комбайнирования. Подготовка поля для уборки.

Послеуборочная обработка зерна

1






1








2

3

Устройство подборщика

Подборщики, назначение, устройство и принцип работы. Установка подборщика на жатку. Неисправности подборщиков






Практические занятия

4


1

Изучение устройства жаток и подборщиков

Контрольная работа по теме 1.11

1

Тема 1.12. Уборка низкорослых, высокостебельных полеглых, засоренных и влажных зерновых культур


Содержание

4

1

Особенности уборки низкорослых, высокостебельных полеглых, засоренных и влажных зерновых.

2



2

2

2

Особенности уборки крупяных культур.

Приспособления для уборки зернобобовых культур.

Контроль качества работ

2

Тема 1.13. Машины для послеуборочной обработки зерна, технологический процесс работы

Содержание

5


1

Зерноочистительные и семяочистительные машины

Устройство зерноочистительных машин. Технологический процесс работы.

Подготовка к работе.

Устройство семяочистительной машины. Технологический процесс работы.

Подготовка к работе

3






2

2

2

Сушка зерна, машины для сушки зерна.

Общие сведения о сушке зерна. Режим сушки зерна.

Классификация зерносушилок.

Барабанные и шахтные зерносушилки. Технологический процесс работы.

Подготовка зерносушилок к работе.

Поточные агрегаты и установки для охлаждения зерна.

Техническое обслуживание машин для послеуборочной обработки зерна.

2


Тема 1.14. Технологии и машины для уборки корнеклубнеплодов

Содержание

2


1

Технологии и машины для уборки картофеля

Способы уборки картофеля. Машины для уборки картофеля. Устройство, принцип действия. Основные регулировки. Контроль качества работы.

Машины для послеуборочной обработки картофеля

1




1


2

Технологии и машины для уборки корнеплодов

Машины для уборки корнеплодов. Устройство и принцип работы. Основные регулировки. Контроль качества работы

Практические занятия

2


1

Изучение устройства машин для уборки картофеля

Контрольная работа по темам 1.12-1.14

1

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Подготовить реферат «Региональные приемы обработки почвы»

  2. Составить схемы способов движения почвообрабатывающих машин.

  3. Рассчитать удельное сопротивление при обработке почвы различными сельскохозяйственными машинами.

  4. Скомплектовать агрегат для прибивки влаги в зависимости от основной обработки почвы.

  5. Рассчитать норму внесения минеральных удобрений.

  6. Составить схемы посева сельскохозяйственных культур и соотнести их с возделываемыми культурами.

  7. Составить схему севооборотов с учетом их классификаций.

  8. Составить операционную карту для ухода за пропашными культурами.

  9. Составить операционную карту для ухода за озимыми культурами.

  10. Рассчитать расход ядохимикатов для обработки технических культур.

  11. Составить схему технологического процесса по операциям.

  12. Составить технологическую карту на возделывание и уборку грубых и сочных кормов.

  13. Составить технологическую карту на возделывание и уборку подсолнечника и рапса на зерно.

  14. Составить технологическую карту на возделывание и уборку яровых и озимых зерновых культур.

  15. Составить комплекс машин для обработки почвы, подверженной ветровой эрозией.

  16. Составить схему технологического процесса работы аэрозольного генератора.

  17. Система машин для возделывания и уборки сахарной свеклы (реферат).

  18. Система машин для возделывания и уборки картофеля (реферат).

  19. Система машин для возделывания и уборки подсолнечника и кукурузы (реферат)

  20. Технологический процесс работы машин для заготовки силосной массы.

  21. Особенности устройства приспособлений комбайна для уборки подсолнечника на зерно.

  22. Составить таблицу возможных неисправностей их признаков, причин и методов устранения молотильного аппарата

  23. Составить таблицу возможных неисправностей очистки зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения

  24. Составить таблицу возможных неисправностей транспортирующих устройств зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения.

  25. Технологический процесс работы измельчителя зерноуборочного комбайна.

  26. Составить таблицу возможных неисправностей соломонабивателя, половонабивателя и копнителя зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения

  27. Схема движения рабочих жидкостей при включении различных секций гидрораспределителей.

  28. Составить таблицу возможных неисправностей их признаков, причин и методов устранения трансмиссии и ходовой части комбайна

  29. Составить таблицу операций по подготовке зерноуборочного комбайна для уборки крупяных культур.

  30. Составить схему технологического процесса работы механизированного тока с сушильными агрегатами.

  31. Биологические особенности сорных растений, затрудняющие борьбу сними. Основные биологические группы сорняков. Способы и методы борьбы с сорной растительностью (реферат).

  32. Типы и классификация машин для послеуборочной обработки зерна (конференция).

  33. Составить технологический процесс послеуборочной обработки зерна (реферат).


120












































































Учебная практика

Виды работ

  1. Комплектование машинно-тракторных агрегатов во время практических работ

  2. Выполнение сельскохозяйственных работ.

  3. Освоение способов управления функциями комбайна с использованием гидростата интеллектуальной панели и автоматизированной системы контроля

Техническое обслуживание оборудования животноводческих комплексов

72


Производственная практика

Виды работ

  1. Ознакомление с производством.

  2. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для основной обработки почвы;

  3. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах предпосевной обработки почвы

  4. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для посева зерновых культур

  5. Выполнение работ на МТА для заготовки кормов

  6. Выполнение работ на машинно-тракторных агрегатах для уборки зерновых, зернобобовых культур;

  7. Выполнение работ по обслуживанию оборудования животноводческих ферм и комплексов.

72



Раздел 2. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования


533


МДК.01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования


325

Тема 2.1. Общие сведения об устройстве тракторов


Содержание

8

1

Введение

Использование энергонасыщенных самоходных сельскохозяйственных машин в современных условиях

1




3




4

1

2

Общие сведения об устройстве тракторов

Классификация и общее устройство тракторов.

Мощностные и тяговые показатели трактора. Предельная нагрузка прицепных приспособлений

2

3

Общее устройство двигателей, их работа и показатели работы

Классификация и общее устройство двигателей тракторов.

Мощность двигателей. Рабочий цикл. Параметры работы двигателя

2

Тема 2.2. Основы управления самоходными сельскохозяйственны-ми машинами


Содержание

4


1

Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов.

Действия водителя по применению световых и звуковых сигналов, включению систем очистки, обдува и обогрева стекол, очистки фар, включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности.

Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя

4

2

Тема 2.3. Устройство узлов и техническое обслуживание тракторов



Содержание

185


1

Устройство кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя

Цилиндры и блок-картер. Поршневая группа. Кривошипная группа. Уравновешивающий механизм.

Газораспределительный, клапанный и декомпрессионный механизмы, их назначение, устройство и принцип действия. Проверка и регулировка механизма газораспределения.

Неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма

8


2


2

Устройство приборов системы смазки двигателя

Масла для смазывания двигателей.

Устройство приборов смазочной системы. Принцип подачи масла к деталям и узлам двигателя. Регулирование параметров давления смазочной системы.

Вентиляция картера двигателя.

Охрана окружающей среды от загрязнения смазочными материалами

Неисправности системы смазки. Техническое обслуживание системы смазки



8







12










6




14





14




8

2

3

Система питания двигателя

Назначение, устройство и принцип действия. Схема подачи топлива в цилиндры двигателя.

Предпусковая подача топлива в цилиндры неработающего двигателя.

Очистка топлива. Очистка воздуха. Топливный насос высокого давления.

Регулирование частоты вращения коленчатого вала.

Опережение впрыска топлива. Контроль впрыска топлива.

Топливо для двигателей.

Нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах.

Техническое обслуживание приборов системы питания

2

4

Система пуска двигателя

Назначение и устройство пускового двигателя.

Редуктор пускового двигателя.

Неисправности и техническое обслуживание пусковых двигателей

2

5

Электрооборудование трактора

Источники получения и потребления электроэнергии тракторов.

Контрольно-измерительные приборы.

Назначение, устройство и работа магнето

Установка зажигания на пусковом двигателей

Неисправности и техническое обслуживание приборов электрооборудования

2

6

Сцепление и коробка перемены передач, уход

Механизм управления сцеплением.

Коробки передач. Назначение, устройство и принцип работы.

Смазочные материалы. Уход за коробкой передач.

2

7

Ведущие мосты тракторов

Назначение, устройство и принцип работы.

Масла, применяемые для смазывания ведущих мостов.

Неисправности ведущих мостов. Техническое обслуживание ведущих мостов

2


8

Ходовая часть тракторов

Колесные и гусеничные движители. Назначение, устройство и принцип работы. Масла и смазки, применяемые для смазывания ходовой части тракторов.

Неисправности ходовой части.

Техническое обслуживание ходовой части трактора

6






6





6





16

2

9

Рулевое управление тракторов и самоходных машин

Рулевое управление, назначение, устройство и принцип работы.

Неисправности рулевого управления. Техническое обслуживание рулевого управления

2

10

Тормозные системы тракторов и самоходных машин.

Тормозные системы колесных тракторов.

Назначение, устройство и принцип работы.

Неисправности тормозных систем. Проверка и регулировка механизмов управления поворотом и тормозов. Техническое обслуживание тормозных систем тракторов.

2

11

Гидравлические навесные системы

Назначение, устройство и принцип действия гидравлических навесных систем тракторов.

Механические и гидравлические догружатели ведущих колес.

Правила навешивания сельскохозяйственных машин и орудий.

Рабочие жидкости, применяемые в гидравлической системе.

Техническое обслуживание

2

Практические занятия

80


1

Изучение кривошипно-шатунного механизма двигателей

2

Изучение газораспределительного механизма двигателей

3

Изучение системы смазки

4

Изучение системы охлаждения

5

Изучение трансмиссии и ходовой части колесных и гусеничных тракторов

6

Изучение рулевого управления и тормозных систем

7

Изучение рабочего и вспомогательного оборудования тракторов.

8

Изучение гидравлических навесных систем

Контрольная работа по теме 2.3

1

Тема 2.4. Конструктивные и эксплуатационные особенности тракторов, перспективных и наиболее распространенных в регионе

Содержание

11

1

Особенности гусеничных тракторов

Устройство трансмиссии, ходовой части, кабины управления.

Устройство тормозной системы.

Устройство рабочего и вспомогательного оборудования.

4

2



Особенности их эксплуатации и технического обслуживания



4

2

2

Особенности колесных тракторов

Устройство трансмиссии, ходовой части, кабины управления.

Устройство тормозной системы.

Устройство рабочего и вспомогательного оборудования.

Особенности их эксплуатации и технического обслуживания



Практические занятия

3


1

Ознакомление с особенностями рабочего места оператора трактора, элементами управления, системами трактора, щитком приборов

2

Подготовка трактора к работе. Ознакомление с особенностями регулировок и настроек


3

Подготовка трактора к работе. Ознакомление с особенностями регулировок и настроек (2 часа)*



Тема 2.5. Тракторные прицепы, поезда. Рабочее и вспомогательное оборудование

Содержание

4

1

Тракторные прицепы и поезда. Рабочее и вспомогательное оборудование.

Правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки грузов на тракторных прицепах.

Вал отбора мощности. Сцепные устройства.

Перевозка грузов. Техника безопасности


4

2

Тема 2.6. Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования животноводческих ферм и комплексов


Содержание

48


1

Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание системы водоснабжения животноводческих ферм и комплексов

Насосы. Назначение и устройство.

Водоподъемники и водонапорные сооружения. Назначение и устройство. Оборудование для поения животных. Назначение и устройство.

Техническое обслуживание системы водоснабжения животноводческого помещения


13

2

Устройство, эксплуатация, техническое обслуживание системы удаления и утилизация навоза

Мобильные и стационарные средства. Гидравлические системы удаления навоза.

Машины для погрузки и транспортирования навоза.

Техническое обслуживание оборудования для удаления и утилизации навоза


11



3

Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание доильной установки

Общее устройство и принцип действия доильной установки.

Устройство и работа вакуумной системы доильной установки.

Моечное оборудование.

Оборудование для очистки молока. Оборудование для охлаждения молока.

Техническое обслуживание доильных установок

12



Практические занятия

12



1

Выполнение работ по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Составить техническую характеристику колесного трактора (марка по заданию преподавателя)

  2. Составить техническую характеристику гусеничного трактора (марка по заданию преподавателя)

  3. Схематично изобразить расположение органов управления колесного и гусеничного тракторов (марка по заданию преподавателя);

  4. Составить таблицу возможных неисправностей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, их признаки, причины и способы устранения.

  5. Составить таблицу возможных неисправностей систем охлаждения и смазки, их признаки, причины и способы устранения.

  6. Составить таблицу возможных неисправностей системы питания, их признаки, причины и способы устранения.

  7. Составить таблицу возможных неисправностей, их признаки, причины и способы устранения.

  8. Составить таблицу возможных неисправностей трансмиссии, их признаки, причины и способы устранения.

  9. Составить таблицу возможных неисправностей рулевого механизма, тормозной системы колесных тракторов их признаки, причины и способы устранения.

  10. Составить таблицу возможных неисправностей механизма управления гусеничного трактора, их признаки, причины и способы устранения.

  11. Составить схему технологического процесса по удалению и утилизации навоза на животноводческих фермах и комплексах.

  12. Составить графическую схему технологического процесса работы доильной установки.

  13. Составить графическую схему технологического процесса работы системы водоснабжения животноводческой фермы

130



Учебная практика (производственное обучение)

Виды работ

  1. Вождение гусеничного трактора (в дни теоретических занятий);

  2. Вождение колесного трактора (в дни теоретических занятий);

  3. Вождение комбайна (в дни теоретических занятий);

  4. Техническое обслуживание оборудования животноводческих комплексов;

  5. Контрольная проверка

48

Производственная практика

Виды работ

1. Работа по обслуживанию оборудования животноводческих ферм и комплексов

24

Всего часов

1206



4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Материально-техническое обеспечение

В целях реализация профессионального модуля имеются наличие следующих учебных кабинетов:

  • Инженерной графики;

  • Технической механики;

  • Материаловедения;

  • Безопасности жизнедеятельности и охраны труда


лабораторий:

  • Технических измерений;

  • Электротехники;

  • Тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;





Оборудование учебного кабинета, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

Агрегаты, сборочные единицы тракторов:

- Комплектный двигатель трактора;

- коробки перемены передач тракторов различных марок;

- сцепление трактора;

- ведущие мосты и конечные передачи колесного и гусеничного трактора;

- шасси тракторов (гусеничного и колесного);

- механизм управления трактора (гусеничного и колесного);

- гидравлическая навесная система тракторов;

- сборочные единицы и агрегаты тормозной системы тракторов;

- сборочные единицы и агрегаты рулевого управления тракторов;

- сборочные единицы и агрегаты ходовой части тракторов;

- сборочные единицы и агрегаты систем двигателей тракторов:

  • Кривошипо-шатунный механизм;

  • Газораспределительный механизм;

  • Система питания дизельного двигателя;

  • Система очистки воздуха двигателей;

  • Смазочная система;

  • Система охлаждения;

- пусковое устройство тракторов, редукторы;

- контрольно-измерительные приборы тракторов;

- приборы освещения и сигнализации тракторов;

- источники электрического питания тракторов;

- магнето;

- двигатель пусковой;



Лаборатории:

- «Тракторы и самоходные машины»,

- «Оборудование животноводческих комплексов и механизированных ферм»,

- «Технология производства продукции растениеводства»,


Технические средства обучения:

  1. Мультимедийное оборудование


Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Верещагин, Н.И Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. /А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов – М.: ПрофОбрИздат, 2002.

  2. Третьяков,,Н.Н. . Основы агрономии. -/ А.М. Туликов М.: Изд. Центр «Академия»

  3. Родичев, В.А. Тракторы. – М.: ПрофОбрИздат, 2001

  4. Устинов,А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: изд. центр «Академия», 2010

  5. Устинов, Зерноуборочные машины. – М. ПрофОбрИздат. 2003

  6. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Уч. под ред. профессора/ В.В. Курчаткина. – М.: «Академия», 2003;

  7. Чижков, Ю.П., Электрооборудование автомобилей и тракторов. Изд: Машиностроение: М.: 2007 Стр: 656

  8. Кирсанов,В.В. Ю. А. Симарев, Р. Ф. Филонов. Механизация и автоматизация животноводства / Ю. А. Симарев зд. "Академия".

  9. А.П. Конаков. – Техника для малых животноводческих ферм. Справочник

  10. Интернет-ресурсы: http://www.greenzvet.ru/pages/; http://www.Greenzvet.Ru/; http://www.ortech.ru/; agrosoyuz.ua;


Дополнительные источники:

1. Гладков,Г.И. – Тракторы. Устройство и техническ Н.В. Милосердов ое обслужива

ние./А.М. Петренко, Уч. пособие. Изд. «Академия».

  1. Гусаков,Ф.А. . – Организация и технология механизированных работ в растениеводстве./ . Н.В. Стальмакова, Практикум. М. «Академия»

  2. Нерсеся,В.И. – Двигатели тракторов. Изд. «Академия»

  3. Ожерельев,- Современные зерноуборочные комбайны. М.: изд. «АкАдемия» Бычков,Н.И.. – Шасси и оборудование тракторов./ Н.В. Милосердов, В.И. Нерсесян – М.: изд. «Академия»


.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Педагогические(инженерно-педагогические) кадры, обеспечивающие обучение по междисциплинарным курсам:

имеют высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и проходят стажировку в организациях. Имеется опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.

Педагогические кадры, осуществляющие руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: имеют высшее профессиональное образование, соответствующее модулю, 4 квалификационный разряд и проходят стажировку в профильных организациях. Имеется опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.

Мастер производственного обучения имеет 5 квалификационный разряд, регулярно проходит стажировку в профильных организациях и имеет опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными с/х машинами всех видов в организациях сельского хозяйства соблюдением правил техники безопасности

- запуск двигателя трактора и самоходной с/х машины,

- трогание с места и движение в прямом направлении,

- выполнение поворотов, разворотов,

- движение задним ходом,

- движение на тракторах в сложных условиях


Устный опрос

Письменный контроль

Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных проверок.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке с/х культур в растениеводстве

- составление машинно-тракторного агрегата по видам выполняемых работ;

- подготовка агрегата для соответствующего вида работ;

- выполнение работы по основной обработке почвы;

- выполнение посева и посадки сельскохозяйственных культур;

- выполнение работы по уходу за сельскохозяйственными культурами;

- выполнение работы по уборке сельскохозяйственных культур;

Устный опрос

Письменный контроль

Текущий контроль в форме:

- тестирования

- защиты лабораторных и практических занятий;

Итоговый контроль:

- защита письменных экзаменационных работ

- выполнение практической работы

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм

- обслуживание оборудования для животноводческих комплексов.






Устный опрос

Письменный контроль

Текущий контроль в форме:

- тестирования.

Итоговый контроль:

- выполнение практической работы

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, с/х машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.


- проведение ЕТО колесных и гусеничных тракторов;

- проведение ТО № 1 колесных и гусеничных тракторов;

- проведение технического обслуживания с/х машин и оборудования

Устный опрос

Письменный контроль

Текущий контроль в форме: защиты практических занятий;

- тестирования;

- защиты лабораторных и практических работ.

Итоговый контроль:

- выполнение практической работы.

ПК.1.5. Выполнять работы по возделыванию сельскохозяйственных культур по энергосберегающим технологиям (нулевая технология, технология «НОУ-ТИЛ»)

- проведение операций технологического процесса по энергосберегающим технологиям

Устный опрос

Письменный контроль

Текущий контроль в форме:

- тестирования.


ПК1.6. Выполнять работы с применением технических средств для диагностики тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов




- проведение диагностики колесных и гусеничных тракторов;

- проведение диагностики узлов и агрегатов тракторов сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов

Устный опрос

Письменный контроль

Текущий контроль в форме: составление отчетов, защиты практических занятий;

- тестирования;

- защиты лабораторных и практических работ.

Итоговый контроль:

- выполнение практической работы по диагностике узлов и механизмов тракторов и сельскохозяйственных машин



































Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- положительная характеристика работодателя

- участие в профессиональных конкурсах, днях открытых дверей, исследовательской работе

- экспертная оценка работодателя

- наблюдение за

внеурочной

деятельностью

Организовывать

собственную

деятельность, исходя

из цели и способов ее

достижения,

определенных

руководителем.

- рациональное распределение времени на всех этапах решения задач

- наблюдение за выполнением задания во время учебной деятельности, учебной и производственной практики








Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- полнота анализа рабочей ситуации

- оценка анализа рабочей ситуации

- своевременная проверка и самопроверка выполненной работы

- оценка

эффективности и правильности проверки и самопроверки выполненной работы

- грамотная корректировка и своевременное устранение допущенных ошибок в своей работе

- наблюдение за выполнением задания во время учебной деятельности, учебной и производственной практики

Осуществлять поиск

информации,

необходимой

для эффективного

выполнения

профессиональных

задач.

- активное использование различных источников для решения профессиональных задач

- наблюдение за выполнением работ в учебной деятельности и в ходе учебной и производственной практики

Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- активное использование в учебной деятельности и в ходе практики информационных и коммуникационных ресурсов

- наблюдение за выполнением работ в учебной деятельности и в ходе учебной и производственной практики

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- соблюдение этических норм общения при взаимодействии с учащимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики.

- наблюдение за учебной деятельностью и учебной и производственной практикой

- активное участие в жизни коллектива

- наблюдение за учебной деятельностью и учебной и производственной практикой

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах.

- наблюдение за внеурочной работой



*


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!