СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для 1 класса вариант 8.3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность предмета «Физическая культура» заключается в формировании физической культуры личности обучающегося с РАС.

     Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана            на основании:

            Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

            Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, утверждённой министром     Просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным, 30 мая 1983г. Составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР;

            Учебного плана образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для 1 класса вариант 8.3.»

Пояснительная записка

  1. Актуальность предмета.

Актуальность предмета «Физическая культура» заключается в формировании физической культуры личности обучающегося с РАС.

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана на основании:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, утверждённой министром Просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным, 30 мая 1983г. Составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР;

Учебного плана образовательной организации.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: формирование физической культуры личности.

Задачи:

Укрепление здоровья и закаливания организма, формирование правильной осанки.

Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.

Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.).

Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.

Формирования и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений.

Поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне.

Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре.

Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения.

Содействие военно-патриотической подготовке.

Основные направления коррекционной работы:

Развитие координационных способностей и ориентации в пространстве.

Развитие зрительного восприятия.

Коррекция дефектов физического и психического развития.

Коррекция нарушений органов дыхания, сердечно-сосудистой, вегетативной и эндокринной систем.

Коррекция позвонотонических дефектов.

Технологии:

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы: рассказ, объяснение;

практический метод (демонстрация упражнений).

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к предмету «Физическая культура»: подвижные спортивные игры, соревнования, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

индивидуальные;

Формы обучения: 
По охвату детей в процессе обучения (индивидуальные).
По месту организации (домашние).
Традиционные (урок, предметные уроки).
Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-игры, товарищеские встречи, соревнования, тестирование и т.д..

Виды деятельности:

совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;

расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;

формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;

формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому; взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнований.


  1. Общая характеристика учебного предмета.


Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры».  При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.


  1. Описание учебного предмета в учебном плане.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Физическая культура» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На индивидуальное изучение курса в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Физическое воспитание в коррекционной школе является одним из важных учебных предметов. Оно – неотъемлемая часть всей системы учебно-воспитательной работы. Данный предмет разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание занимает одно из важнейших мест в подготовки умственно-отсталых школьников к самостоятельной жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Оно способствует коррекции и развитию познавательной деятельности, физического развития, личностных качеств ребенка, а также воспитанию трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированию умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.


  1. Личностные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами освоения учебного предмета «Физическая культура» являются:

  • занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • занятия физической культурой как средством укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • измерение индивидуальных показателей физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

  • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;

  • организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

  • применение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

В 1 классе:

Обучающиеся должны знать:

свое место в строю;

что такое строй;

кто такой «направляющий», «замыкающий»;

содержание и правила разученных подвижных игр;

положение частей тела во время хождения, бега, прыжков, метания.

Обучающиеся должны уметь:

выполнять построение и перестроение;

метать мяч в цель и на дальность;

выполнять прыжки в длину с места;

выполнять задания по словесной инструкции учителя;

мягко приземляться в прыжках;

целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;

принимать правильную осанку сидя, лежа, при ходьбе, при беге;

выполнять упражнения на равновесие.

  1. Содержание учебного предмета.

Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая ат­летика», «Подвижные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические све­дения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических воз­можностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые те­о­ре­ти­че­ские сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.

В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и пе­рестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без из­ме­не­ний, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с пред­метами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штан­гой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.

В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств, обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.).

Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Под­ви­ж­ные игры», которые не только способствуют укреплению здоровья обу­чающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют на­вы­ки коллективного взаимодействия.

Теоретические сведения.

Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значе­ние физических упражнений в жизни человека.

Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Само страховка и самоконтроль при выполнении физических уп­ражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.

Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.

Здоровый образ жизни и занятия спортом после оконча­ния школы.


  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

1

Значение утренней зарядки. Понятие о правильной осанке.

5


Упражнение на развитие всех групп мышц. Равномерный медленный бег 8 мин.

Разновидности ходьбы. Ходьба по разметкам. Ходьба с преодолением препятствий.

Бег в заданном коридоре. Контроль правильной осанки.

2

Упражнения на формирования правильной осанки.

5


Выполнение специальных упражнений на формирование правильной осанки.

3

Упражнения с большими мячами.

5


Метание малого мяча в горизонтальную и в вертикальную цель цель (2 х2 м) с расстояния 4-5 м.

Метание малого мяча на дальность отскока от пола и стены. Метание набивного мяча.

Эстафеты. Подвижные  игры  «Защита укрепления»,  «Кто дальше бросит».

4

Строевые упражнения (повороты на месте направо, налево, кругом)

5


Выполнение поворотов направо, налево, кругом. 

Расслабление и напряжение мышц  при выполнении упражнений.

Понятия «эстафета», «старт», «финиш».

Игры  «Пустое место», «Белые медведи», «Смена сторон», «Команда быстроногих», «Гуси-лебеди»,  «Салки», «Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей»,  «Перебежка с выручкой».

Уметь: выполнять строевые команды

Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.

Различать и выполнять строевые команды «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Смирно!» «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!».

5

Упражнение на равновесие (ходьба по гимнастической скамейке)

5


Уметь: выполнять строевые команды и упражнения на равновесие.

Описывать технику разучиваемых упражнений на равновесие.

Осваивать технику упражнений на равновесие.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании упражнений на равновесие.

Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений на равновесие.

6

Общеразвивающие упражнения

5


Перелезание через препятствие.

Опорный прыжок в упор на коленях, соскок со взмахом рук.

Опорный прыжок с разбега ноги врозь через гимнастического козла.

Ходьба по бревну большими шагами и выпадами, на носках.

Ходьба танцевальными шагами по бревну (высота до 1 м). Повороты, подскоки со сменой ног, соскок с опорой.

7

Подвижные игры

3


Эстафеты,  подвижные игры  «К своим флажкам»,  «Два мороза»,  «Класс, смирно!», «Октябрята»,  «Метко в цель», «Погрузка арбузов»,  «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит»,  «Волк во рву», «Посадка картошки», «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки», «Пятнашки », «Зайцы в огороде», «Лисы  и куры», «Точный расчет», «Удочка», «Компас».

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Осваивать универсальные действия в самостоятельной организации и проведения подвижных игр

Излагать правила и условия проведения подвижных игр

Осваивать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх

Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности




  1. Учебно-методическое обеспечение

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.

  • А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов «Гигиена и здоровье». Пособие. М.: Просвещение, 1983.

  • Х.Х. Хамзин «Правильная осанка». Пособие. М.: Медицина, 1972.

  • «Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе». Кузнецов В.С., Колдницкий Г.А., Владос, 2004

  • «Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности».

  • «Оздоровительная гимнастика: теория и методика». Менхин Ю.В., Феникс, 2002

  • «Физическая культура от 3 до 18 лет». Курнешова Л.Е., Школьная книга, 2006

  • «Хрестоматия по физической культуре». Матвеев А.П., Радиософт, 2002

  • «Энциклопедия физической подготовки в школе». Федотов М., Олма-Пресс, 2003

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!