Пояснительная записка
Актуальность предмета.
Актуальность предмета «Физическая культура» заключается в формировании физической культуры личности обучающегося с РАС.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана на основании:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, утверждённой министром Просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным, 30 мая 1983г. Составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР;
Учебного плана образовательной организации.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Цели и задачи обучения и коррекции:
Цель: формирование физической культуры личности.
Задачи:
Укрепление здоровья и закаливания организма, формирование правильной осанки.
Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.
Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.).
Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
Формирования и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений.
Поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне.
Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения.
Содействие военно-патриотической подготовке.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие координационных способностей и ориентации в пространстве.
Развитие зрительного восприятия.
Коррекция дефектов физического и психического развития.
Коррекция нарушений органов дыхания, сердечно-сосудистой, вегетативной и эндокринной систем.
Коррекция позвонотонических дефектов.
Технологии:
здоровьесберегающие;
игровые;
личностно-ориентированные;
информационно-коммуникативные.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, объяснение;
практический метод (демонстрация упражнений).
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к предмету «Физическая культура»: подвижные спортивные игры, соревнования, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
индивидуальные;
Формы обучения:
По охвату детей в процессе обучения (индивидуальные).
По месту организации (домашние).
Традиционные (урок, предметные уроки).
Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-игры, товарищеские встречи, соревнования, тестирование и т.д..
Виды деятельности:
совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому; взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнований.
Общая характеристика учебного предмета.
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.
В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Описание учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Физическая культура» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На индивидуальное изучение курса в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Физическое воспитание в коррекционной школе является одним из важных учебных предметов. Оно – неотъемлемая часть всей системы учебно-воспитательной работы. Данный предмет разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание занимает одно из важнейших мест в подготовки умственно-отсталых школьников к самостоятельной жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Оно способствует коррекции и развитию познавательной деятельности, физического развития, личностных качеств ребенка, а также воспитанию трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированию умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Физическая культура» являются:
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
занятия физической культурой как средством укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерение индивидуальных показателей физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
применение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В 1 классе:
Обучающиеся должны знать:
свое место в строю;
что такое строй;
кто такой «направляющий», «замыкающий»;
содержание и правила разученных подвижных игр;
положение частей тела во время хождения, бега, прыжков, метания.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять построение и перестроение;
метать мяч в цель и на дальность;
выполнять прыжки в длину с места;
выполнять задания по словесной инструкции учителя;
мягко приземляться в прыжках;
целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;
принимать правильную осанку сидя, лежа, при ходьбе, при беге;
выполнять упражнения на равновесие.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штангой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.
В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств, обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.).
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Подвижные игры», которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия.
Теоретические сведения.
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Само страховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности |
1 | Значение утренней зарядки. Понятие о правильной осанке. | 5 | | Упражнение на развитие всех групп мышц. Равномерный медленный бег 8 мин. Разновидности ходьбы. Ходьба по разметкам. Ходьба с преодолением препятствий. Бег в заданном коридоре. Контроль правильной осанки. |
2 | Упражнения на формирования правильной осанки. | 5 | | Выполнение специальных упражнений на формирование правильной осанки. |
3 | Упражнения с большими мячами. | 5 | | Метание малого мяча в горизонтальную и в вертикальную цель цель (2 х2 м) с расстояния 4-5 м. Метание малого мяча на дальность отскока от пола и стены. Метание набивного мяча. Эстафеты. Подвижные игры «Защита укрепления», «Кто дальше бросит». |
4 | Строевые упражнения (повороты на месте направо, налево, кругом) | 5 | | Выполнение поворотов направо, налево, кругом. Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений. Понятия «эстафета», «старт», «финиш». Игры «Пустое место», «Белые медведи», «Смена сторон», «Команда быстроногих», «Гуси-лебеди», «Салки», «Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей», «Перебежка с выручкой». Уметь: выполнять строевые команды Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Различать и выполнять строевые команды «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Смирно!» «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». |
5 | Упражнение на равновесие (ходьба по гимнастической скамейке) | 5 | | Уметь: выполнять строевые команды и упражнения на равновесие. Описывать технику разучиваемых упражнений на равновесие. Осваивать технику упражнений на равновесие. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании упражнений на равновесие. Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений на равновесие. |
6 | Общеразвивающие упражнения | 5 | | Перелезание через препятствие. Опорный прыжок в упор на коленях, соскок со взмахом рук. Опорный прыжок с разбега ноги врозь через гимнастического козла. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами, на носках. Ходьба танцевальными шагами по бревну (высота до 1 м). Повороты, подскоки со сменой ног, соскок с опорой. |
7 | Подвижные игры | 3 | | Эстафеты, подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Класс, смирно!», «Октябрята», «Метко в цель», «Погрузка арбузов», «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит», «Волк во рву», «Посадка картошки», «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки», «Пятнашки », «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Точный расчет», «Удочка», «Компас». Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием Осваивать универсальные действия в самостоятельной организации и проведения подвижных игр Излагать правила и условия проведения подвижных игр Осваивать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности |
Учебно-методическое обеспечение
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов «Гигиена и здоровье». Пособие. М.: Просвещение, 1983.
Х.Х. Хамзин «Правильная осанка». Пособие. М.: Медицина, 1972.
«Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе». Кузнецов В.С., Колдницкий Г.А., Владос, 2004
«Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности».
«Оздоровительная гимнастика: теория и методика». Менхин Ю.В., Феникс, 2002
«Физическая культура от 3 до 18 лет». Курнешова Л.Е., Школьная книга, 2006
«Хрестоматия по физической культуре». Матвеев А.П., Радиософт, 2002
«Энциклопедия физической подготовки в школе». Федотов М., Олма-Пресс, 2003
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
8