СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета « Физика» для 8 класса на 2022 – 2023 учебный год

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит Рабочую програаму  по физике для 8 класса в соотсвествии с примерной программой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета « Физика» для 8 класса на 2022 – 2023 учебный год»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края





РАССМОТРЕНА

На методическом объединении

Протокол № ______


от «__»_____ 2022 г.




УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 195

от « 24 »_08__2022_г.











Рабочая программа

учебного предмета « Физика» для 8 класса

на 2022 – 2023 учебный год










Разработана Пасановой С.В.

учителем физики












с. Ребриха

2022 год




Пояснительная записка


  1. Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена рабочая программа:

  2. - Феде­ральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Россий­ской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Министерства просвещения России № 287 от 31 мая 2021 года;

  4. - Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Ребрихинская СОШ»;

  5. - годовой календарный учебный график школы на текущий учебный год;

  6. - учебный план школы на текущий учебный год;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";

- Проект примерной рабочей программы основного общего образования предмета «физики» для 7-9 классов образовательных организаций;

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану школы и годовому календарному учебному графику.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система (дистанционное (удаленное) обучение).

При реализации рабочей программы предусмотрены виды учебной деятельности, характеристика которых рекомендована примерной рабочей программой.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей.


Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

  1. Тематическое планирование в данной рабочей программе рассчитано на 68 часов, что соответствует количеству часов для обязательного изучения предмета отведенных Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.

  2. 3 часа, отведенные на резерв, распределены следующим образом: добавлен в раздел «Повторение»( 3 час)



Цели изучения физики в 8 классе:


- формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

- формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

- формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;

- формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;


Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:


- приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических и магнитных явлениях;

- описание и объяснение физических явлений с использованием полученных знаний;

- освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;

- развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

- освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

При проведении уроков физики в 8 классе используются методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация презентаций), практические (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы), активные (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). В рамках урока физики используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы учащихся.


Содержание учебного предмета


Раздел 6. Тепловые явления

Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие. Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение (МС). Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС). Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).

Демонстрации

1. Наблюдение броуновского движения.

2. Наблюдение диффузии.

3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.

4. Наблюдение теплового расширения тел.

5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении.

6. Правила измерения температуры.

7. Виды теплопередачи.

8. Охлаждение при совершении работы.

9. Нагревание при совершении работы внешними силами.

10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ.

11. Наблюдение кипения.

12. Наблюдение постоянства температуры при плавлении.

13. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы и опыты

1. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.

2. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

3. Определение удельной теплоёмкости вещества.

4. Определение относительной влажности воздуха.


Раздел 7. Электрические и магнитные явления

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами). Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне). Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание. Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.

Демонстрации

1. Электризация тел.

2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.

3. Устройство и действие электроскопа.

4. Электростатическая индукция.

5. Закон сохранения электрических зарядов.

6. Проводники и диэлектрики.

7. Моделирование силовых линий электрического поля.

8. Источники постоянного тока.

9. Действия электрического тока.

10. Электрический ток в жидкости.

11. Газовый разряд.

12. Измерение силы тока амперметром.

13. Измерение электрического напряжения вольтметром.

14. Реостат и магазин сопротивлений.

15. Взаимодействие постоянных магнитов.

16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.

17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.

18. Опыт Эрстеда.

19. Магнитное поле тока. Электромагнит.

20. Действие магнитного поля на проводник с током.

21. Электродвигатель постоянного тока.

Лабораторные работы и опыты

1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении.

2. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.

3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.

4. Измерение и регулирование силы тока.

5. Измерение и регулирование напряжения.

6. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе.

7. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

8. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов.

9. Определение работы электрического тока, идущего через резистор.

10. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.

11. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.

12. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

13. Конструирование и изучение работы электродвигателя.

Тематический план Рабочей программы учебного предмета «физика»,

8 класс,68 часов

Название раздела (темы) курса (число часов)

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся

Раздел 6 Тепловые явления(28 часов)

Строение и свойства вещества (7 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, под­тверждающие основные положения молекуляр­но-кинетической теории. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные твёрдые тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории. Смачивание и ка­пиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие

Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с рас­ творением различных веществ в воде. Решение задач по оцениванию количества атомов или моле­кул в единице объёма вещества. Анализ текста древних атомистов (например, фрагмента поэмы Лукреция «О природе вещей») с изложением обосно­ваний атомной гипотезы (смысловое чтение). Оценка убедительности этих обоснований. Объяснение броуновского движения, явления диффузии и различий между ними на основе положений молекуляр­но-кинетической теории строения вещества. Объяснение основных различий в строении газов, жидко­стей и твёрдых тел с использованием положений молекуляр­но-кинетической теории строения вещества. Проведение опытов по выращиванию кристаллов поварен­ ной соли или сахара. Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих капиллярные явления и явление смачивания. Объяснение роли капиллярных явлений для поступления воды в организм растений (МС — биология).Наблюдение, проведение и объяснение опытов по наблю­дению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел. Объяснение сохранения объёма твёрдых тел, текучести жидкости (в том числе, разницы в текучести для разных жидкостей), давления газа. Проведение опытов, демонстрирующих зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения, и их объяснение на основе атомно-молекулярного учения. Анализ практических ситуаций, связанных со свойствами газов, жидкостей и твёрдых тел

Тепловые процессы (21ч)

Температура. Связь темпе­ратуры со скоростью теплового движения частиц. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защи­та окружающей среды. Закон сохранения и пре­ вращения энергии в механических и тепловых процессах

Обоснование правил измерения температуры. Сравнение различных способов измерения и шкал темпе­ ратуры. Наблюдение и объяснение опытов, демонстрирующих изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил. Наблюдение и объяснение опытов, обсуждение практиче­ских ситуаций, демонстрирующих различные виды тепло­ передачи: теплопроводность, конвекцию, излучение. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Наблюдение установления теплового равновесия между горячей и холодной водой. Определение (измерение) количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилин­дром. Определение (измерение) удельной теплоёмкости вещества. Решение задач, связанных с вычислением количества тепло­ ты и теплоёмкости при теплообмене. Анализ ситуаций практического использования тепловых свойств веществ и материалов, например в целях энергосбережения: теплоизоляция, энергосберегающие крыши, термоаккумуляторы и т. д. Наблюдение явлений испарения и конденсации. Исследование процесса испарения различных жидкостей. Объяснение явлений испарения и конденсации на основе атомно-молекулярного учения. Наблюдение и объяснение процесса кипения, в том числе зависимости температуры кипения от давления. Определение (измерение) относительной влажности воздуха. Наблюдение процесса плавления кристаллического веще­ства, например льда. Сравнение процессов плавления кристаллических тел и размягчения при нагревании аморфных тел. Определение (измерение) удельной теплоты плавления льда. Объяснение явлений плавления и кристаллизации на основе атомно-молекулярного учения. Решение задач, связанных с вычислением количества тепло­ ты в процессах теплопередачи при плавлении и кристалли­зации, испарении и конденсации. Анализ ситуаций практического применения явлений плавления и кристаллизации, например, получение сверх­ чистых материалов, солевая грелка и др. Анализ работы и объяснение принципа действия теплового двигателя. Вычисление количества теплоты, выделяющегося при сго­рании различных видов топлива, и КПД двигателя. Обсуждение экологических последствий использования двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлек­тростанций (МС — экология, химия)

Раздел 7. Электрические и магнитные явления (37 ч)

Электрические заряды. Заря- женные тела и их взаимодей- ствие (7 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Принцип суперпозиции электрических полей. Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводни­ ки и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда

Наблюдение и проведение опытов по электризации тел при соприкосновении и индукцией. Наблюдение и объяснение взаимодействия одноимённо и разноимённо заряженных тел. Объяснение принципа действия электроскопа. Объяснение явлений электризации при соприкосновении тел и индукцией с использованием знаний о носителях электрических зарядов в веществе. Распознавание и объяснение явлений электризации в по­ вседневной жизни. Наблюдение и объяснение опытов, иллюстрирующих закон сохранения электрического заряда. Наблюдение опытов по моделированию силовых линий электрического поля. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики

Постоянный электрический ток (20 ч)

Электрический ток. Усло­вия существования электри­ческого тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электри­ческого тока. Закон Джоу­ ля–Ленца. Электропровод­ ка и потребители электри­ческой энергии в быту. Короткое замыкание

Наблюдение различных видов действия электрического тока и обнаружение этих видов действия в повседневной жизни. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение электрического напряжения вольтметром. Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Исследование зависимости силы тока, протекающего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов .Анализ ситуаций последовательного и параллельного соединения проводников в домашних электрических сетях. Решение задач с использованием закона Ома и формул расчёта электрического сопротивления при последователь­ ном и параллельном соединении проводников. Определение работы электрического тока, протекающего через резистор. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней. Определение КПД нагревателя. Исследование преобразования энергии при подъёме груза электродвигателем. Объяснение устройства и принципа действия домашних электронагревательных приборов. Объяснение причин короткого замыкания и принципа действия плавких предохранителей. Решение задач с использованием закона Джоуля—Ленца. Наблюдение возникновения электрического тока в жид­ кости

Магнитные явления (6 ч)

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его роль для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электриче­ского тока. Применение электромагнитов в технике Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в тех- нических устройствах и на транспорте

Проведение опытов, демонстрирующих зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы и на­ правления тока в катушке. Анализ ситуаций практического применения электромагни­тов (в бытовых технических устройствах, промышленности, медицине).Изучение действия магнитного поля на проводник с током. Изучение действия электродвигателя. Измерение КПД электродвигательной установки. Распознавание и анализ различных применений электродвигателей (транспорт, бытовые устройства и др.) Проведение опытов, демонстрирующих зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы и на­ правления тока в катушке. Анализ ситуаций практического применения электромагни­тов (в бытовых технических устройствах, промышленности, медицине).Изучение действия магнитного поля на проводник с током. Изучение действия электродвигателя. Измерение КПД электродвигательной установки. Распознавание и анализ различных применений электро­двигателей (транспорт, бытовые устройства и др.)

Электромагнит- ная индукция (4 ч)

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии

Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного ток


Резервное время (3 ч)






п/п

Наименование раздела (с указанием количества часов в разделе), главы, темы урока

Продолжительность изучения в часах

Об

щий

Раздела, урока в разделе

Раздел 6. Тепловые явления (28 ч )



Строение и свойства вещества (7 ч)



1

6.1

Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества



2

6.2

Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории



3

6.3

Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества



4

6.4

Кристаллические и аморфные тела



5

6.5

Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории



6

6.6

Смачивание и капиллярные явления



7

6.7

Тепловое расширение и сжатие





Тепловые процессы (21 ч)



8

6.1

Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц



9

6.2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы



10

6.3

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение



11

6.4

Количество теплоты



12

6.5

Удельная теплоёмкость вещества



13

6.6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении



14

6.7

Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса



15

6.8

Лабораторная работа №1 «Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды»



16

6.9

Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоёмкости вещества»



17

6.10

Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления



18

6.11

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация»



19

6.12

Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования



20

6.13

Испарение. Кипение. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления



21

6.14

Решение задач по теме «Расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного

(полученного) телом при конденсации

(парообразовании)»



22

6.15

Влажность воздуха. Лабораторная работа №3 «Определение относительной влажности воздуха»



23

6.16

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания



24

6.17

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя



25

6.18

Тепловые двигатели и защита окружающей среды



26

6.19

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах



27

6.20

Решение задач по теме «Тепловые процессы»



28

6.21

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые процессы»



Раздел 7. Электрические и магнитные явления (37 ч)



Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие (7 ч)



29

7.1

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.



30

7.2

Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона



31

7.3

Электрическое поле. Принцип суперпозиции электрических полей



32

7.4

Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд



33

7.5

Строение атома



34

7.6

Проводники и диэлектрики



35

7.7

Закон сохранения электрического заряда





Постоянный электрический ток (20 ч)



36

7.1

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока



37

7.2

Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное)



38

7.3

Электрический ток в жидкостях и газах



39

7.4

Электрическая цепь



40

7.5

Сила тока.



41


Лабораторная работа №4 «Измерение и регулирование силы тока»



42

7.6

Электрическое напряжение.



43

7.7

Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества



44

7.9

Закон Ома для участка цепи



45

7.10

Последовательное соединение проводников



46

7.11

Параллельное соединение проводников



47


Лабораторная работа №5«Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов»



48

7.12

Решение задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»



49

7.13

Работа и мощность электрического тока



50

7.14

Лабораторная работа №6 «Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе»



51

7.15

Закон Джоуля— Ленца



52

7.17

Решение задач по теме «Закон Джоуля— Ленца»



53

7.18

Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание



54

7.19

Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»



55

7.20

Контрольная работа №2 по теме ««Постоянный электрический ток»





Магнитные явления (6 ч )



56

7.1

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов



57

7.2

Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его роль для жизни на Земле



58

7.3

Опыт Эрстеда



59

7.4

Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике



60

7.5

Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №7 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»



61

7.7

Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте





Электромагнитная индукция (4 часа)



62

7.8

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции



63

7.9

Правило Ленца



64

7.10

Электрогенератор. Способы получения электрической энергии



65

7.11

Электростанции на возобновляемых источниках энергии





Повторение(3 ч)



66


Повторение Постоянный электрический ток



67


Повторение Тепловые процессы



68


Повторение Магнитные явления



Итого 68 часов

Всего часов – 68, из них контрольных работ – 2, лабораторных работ-7

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение учебного предмета «Физика» должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.


Личностные результаты

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; —ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность (сотрудничество):

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.


Предметные результаты

Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся 8 класса умений:

—использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;

—различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;

—решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;

—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;

—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с  током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;

—выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;

—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с  использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

—проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

—распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;

—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую; —создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

—при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.


Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме устного опроса, контрольных работ, тестовых работ, лабораторных работ.


Оценивание результатов обучения по физике

Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

«5» ставится:

  • если обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;

  • показал умение обучающегося иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнения практических заданий;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов.

«4» ставится:

  • если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков;

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа.

«3» ставится:

  • если обучающийся неполно и непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умении достаточны для дальнейшего усвоения программного материала;

  • если у обучающегося имелись затруднения или им были допущены ошибки в определении понятия, использовании информационной терминологии, выкладках, исправленные после нескольких вопросов учителя;

  • если обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.

«2» ставится:

  • если обучающийся не раскрыл основное содержание учебного материала;

  • обнаружил не знание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допустил и не исправил даже после наводящих вопросов учителя ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, выкладках;

  • обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить на один из поставленных вопросов.


Оценка контрольных работ.


Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

«5» ставится:

  • работа выполнена полностью, нет пробелов и ошибок (возможна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

«4» ставится:

  • работа выполнена полностью, но допущена ошибка или есть два недочета в решении задачи.

«3» ставится:

  • в работе допущено более одной ошибки или двух-трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

«2» ставится:

  • в работе допущены существенные ошибки, выявившие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по проверяемой теме в полной мере или, если работа показала полное их отсутствие и значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Оценка лабораторных работ.


«5» ставится:

если обучающийся:

  • правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта.

  • в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

  • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

  • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

«4» ставится:

если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точностиизмерений;

  • было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета;

  • эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

«3» ставится:

если обучающийся:

  • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  • подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  • допускает грубую ошибку, которая исправляется по требованию учителя.

«2» ставится:

если обучающийся:

  • не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  • в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

  • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 


Оценка тестов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

Отлично

69-84%%

Хорошо

50-68%%

Удовлетворительно

менее 50 %

Неудовлетворительно


Достижение выполнения учебной программы осуществляется путем корректировки данной рабочей программы согласно действующих в текущем учебном году годового календарного учебного графика ОУ и расписания уроков в начале учебного года путем сокращения часов на итоговое повторение или путем сокращения количества часов на отдельные объемные по времени темы. Сокращению не подлежит количество контрольных работ и лабораторных работ за год.

Об изменениях общего объема часов в год вносится запись в лист внесения изменений и коррекции в начале учебного года.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кабардин, О. Ф. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2014г.

  2. Физика. Рабочие программы по учебным предметам. Предметная линия учебников «Архимед», 7-9 классы: пособие для учителей общеоб. орг.. / О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.

  3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И Физика. Книга для учителя, 8 класс, а/ О. Ф. Кабардин, Кабардина С.И- М.: Просвещение, 2010. - 78 с.

  4. Казакова Ю.В Физика. Поурочные разработки. 8 клас: пособие для учителей общеоб. орг.. / Казакова Ю.В - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.



ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru

  3. Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей: http://www.fizika.ru

  4. College.ru: Физика: http://college.ru/fizika/

  5. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: http://www.gomulina.orc.ru

  6. Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО: http://physics.ioso.ru

  7. Информатика и Физика: http://teach-shzz.narod.ru

  8. Образовательные анимации для уроков физики, информатики и др.: http://somit.ru

  9. Мир физики: http://demo.home.nov.ru

  10. Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана: http://www.physics-regelman.com

  11. Классная физика: http://class-fizika.narod.ru/index.htm

Лист

внесения изменений в рабочую программу



Дата,

№ урока




Указывается тема, которая изучается на данном уроке

(если материал уплотняется, указываются все темы, которые изучаются на данном уроке)

Основание для корректировки

( № приказа с указанием даты, сроки курсов, период болезни и др.)
































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!