ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность предмета.
Актульность предмета «Речевая практика» в том, что программа направлена на коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют специфические особенности речи, а часто речь – отсутствует. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем- то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи обучения:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
воспитание культуры речевого общения.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.
Основания разработки рабочей программы:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Общая характеристика учебного предмета.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.
Собственно, ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательнаяшкола-интернат № 1» на 2023 -2024уч.г. на индивидуальное изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных и предметных результатов.
Личностные
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты.
Минимальный уровень
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
-ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
-участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний;
-выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые предметные результаты усвоения после 1 года обучения
Достаточный уровень:
-выполнять задания по словесной инструкции;
-называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
-внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
-соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
-уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
-уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
-слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень:
-выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
-называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
-слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Содержание учебного предмета.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься, пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение
Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание
Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность
Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение
Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Календарно- тематическое планирование по предмету «Речевая практика» на 33 часа.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика видов деятельности |
| 1 четверть-8 ч | | | |
1 | 1 сентября. Школа. | 1 | | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
2 | Ученик. | 1 | | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
3 | Режим школьника. | 1 | | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
4 | Школьные принадлежности. | 1 | | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями. |
5 | Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. | 1 | | Отвечать на вопросы учителя. |
6 | Что такое вежливость | 1 | | работа с учебником, отвечать на вопросы. |
7 | Я и мои товарищи | 1 | | составление предложений по картинкам |
8 | Что такое дружба. | 1 | | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями. |
| 2 четверть-8 ч. | | | |
9 | Мы идём во двор гулять | 1 | | Работа с наглядным материалом |
10 | Составление рассказа "Мои друзья во дворе". | 1 | | Участие в беседе,составление предложений по сюжетным картинкам. |
11 | Знакомство в гостях. | 1 | | Сюжетные картинки. Предметные картинки. |
12 | Правила этикета. | 1 | | Работа с наглядным материалом |
13 | Правила поведения в гостях. Приветствие гостей. | 1 | | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями. |
14 | Я принимаю гостей. | 1 | | составление предложений по картинкам |
15 | Готовимся к празднику «Новый год». | 1 | | составление предложений по картинкам |
16 | Новый год. | 1 | | Заучивание стихотворений о празднике рассматривание картинок. |
| 3 четверть-9 ч. | | | |
17 | Новогодние чудеса. | 1 | | Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником. |
18 | Добрый Дедушка Мороз | 1 | | чтение стихотворений о диких животных; рассматривание картинок. |
19 | Составление рассказа «Как я встретил Новый год | 1 | | Составлять рассказ по серии сюжетных картинок |
20 | Зимняя погода. | 1 | | Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы. |
21 | Зимняя одежда. | 1 | | Работа с карточками. |
22 | Зимняя обувь. | 1 | | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями. |
23 | Зимняя прогулка | 1 | | Сюжетные картинки. Предметные картинки. |
24 | Зимние виды спорта | 1 | | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями |
25 | Зимние развлечения | 1 | | Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы. |
| 4 четверть-7 ч. | | | |
26 | Домашние дела. | 1 | | Работа с карточками. |
27 | Рассказ « Как я помогаю дома». | 1 | | Работа с карточками. |
28 | Постельные принадлежности. | 1 | | Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником. |
29 | Гигиена перед сном. | 1 | | работа с учебником, отвечать на вопросы. |
30 | Составление рассказа «Как я ложусь спать». | 1 | | Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником. |
31 | Доброе утро! | 1 | | Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником. |
32 | Режим дня школьника. | 1 | | Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником |
33 | «Поделись улыбкою своей». | 1 | | Игры. Беседа. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основная литература
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Аксенова А. К. и др. «Обучение грамоте. Методические рекомендации». М, Просвещение, 2009.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М, Просвещение, 1991.
Дополнительная литература
Воронкова В.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.: Просвещение, 2008
Аксенова, А.К., Э. В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ М.: Просвещение, 1991.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и речи». СПб, 2008.
Экранно-звуковые пособия
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое оборудование
касса букв и слогов;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
наборы предметных и сюжетных картинок;
карточки для индивидуальной работы;
схемы (схемы слов, предложений, разбор слова по составу);
слоговые таблицы;
дидактические игры;
мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан);
предметы и игрушки для развития речевого дыхания (листочки, ватные шарики, дудочки, и др.);
настольные игры.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
16