СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 2 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»








УТВЕРЖДЕНО

приказом № _______________ 2019 г.












Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

(базовый уровень)

для 2 класса










Составитель

Каурова Елена Витальевна,

учитель начальных классов

высшейквалификационной категории











г. Воскресенск

2019год


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373(в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);

  • основной образовательной программыначального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9»;

  • авторской  программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» (УМК «Школа России»), под ред.Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. - М.: Просвещение, 2013г.,без изменений;

  • методических рекомендаций к программе «Родной язык (русский)» (1- 4 класс) (авторского коллектива О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др.) в соответствии федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебный предмет «Русский родной язык» изучается интегрировано в рамках учебного предмета «Русский язык».

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Русский язык»Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Ч.1.- М.: Просвещение, 2016 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2016 г.

В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Русский язык» во2 классе отводится 170 ч в год (5 ч в неделю, 34 учебные недели).


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • представления о своей этнической принадлежности;

  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

  • положительного отношения к языковой деятельности;

  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Личностными результатами изучения предмета «Родной язык (русский)» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Регулятивными результатами изучения предмета «Родной язык (русский)» являются следующие УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.


Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Познавательными результатами изучения предмета «Родной язык (русский)» являются следующие УУД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).


Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Коммуникативными результатами изучения предмета «Родной язык (русский)» являются следующие УУД:
  • оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

  • первоначальные умения проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.


Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

В конце второго года изучения курса «Родной язык (русский)» в начальной школе учащиеся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научится:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры (дом, домашняя утварь, орудия труда);

  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

  • определять лексическое значение слова, в том числе опираясь на контекст;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, фразеологизмов, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;

  • определять лексическое значение слова, в том числе опираясь на контекст, подбирая синонимы, антонимы;

  • различать слова однозначные и многозначные;

  • находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать звуки, буквы, слова.

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
  • различать этикетные формы обращения, приветствия, просьбы, похвалы, благодарности, утешения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • анализировать информацию из прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • владеть различными приемами чтения и слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи;

  • оценивать свою речь с точки зрения соблюдения языковых норм;

  • читать и понимать тексты о русской национальной культуре, о культуре народов России;

  • рассказывать о русских народных традициях, богатстве русского языка…

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

  • определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

  • определять ударный и безударные слоги в слове;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

  • использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

  • иметь представление о синонимах и антонимах;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

  • наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

  • устанавливать связи слов между словами в предложении;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • восстанавливать деформированные предложения;

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

  • разделительный мягкий знак (ь);

  • знаки препинания конца предложения (. ? !);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
    безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
    писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Содержание учебного предмета

Наша речь. (3ч.)

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя. Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая.

Текст (4 ч.)

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Построение теста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Входная проверочная работа по русскому языку за курс 1 класса.

Предложение (11 ч.)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Обучение написанию сочинения. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень». Связь слов в предложении. Проверочная работа №2 по теме: «Предложение».

Слова, слова, слова … (19 ч.)

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно – художественных образов. ВПР. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарём синонимов. Работа со словарём антонимов. Обучение написанию изложения. Изложение текста по данным к нему вопросам. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различие родственных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Правила переноса части слова с одной строки на другую. Проверочная работа №3 по теме: «Слова, слова, слова…».

Звуки и буквы (59 ч.)

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Обучение написанию сочинения. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) букв. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука – согласный звук [й] и последующий гласный звук. Систематизация изученных знаний. Контрольное списывание №1 по теме «Буквы, обозначающие гласные звуки». Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Систематизация изученных знаний. Проверочный диктант №3 по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Обучение написанию сочинения. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с непроверяемым написанием. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Подготовка к выполнению проекта «И в шутку и всерьёз». Обучение написанию сочинения. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Подготовка к выполнению проекта «Пишем письмо». Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Работа с текстом. Подготовка к выполнению проекта «Рифма». Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Итоговый контрольный диктант за I полугодие. №5 Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами. Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Контрольное списывание №2 по теме: «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным». Составление поздравительной открытки. Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Составление устного рассказа по серии рисунков. Тестовая работа по теме «Разделительный мягкий знак».

Части речи (58 ч.)

Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Обобщение знаний об имени существительном. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. Обучение написанию изложения. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. Проверочная работа №6 по теме: «Имя существительное». Глагол как часть речи и употребление его в речи. Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Обучение написанию сочинения. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Число глагола. Изменение глагола по числам. Правописание частицы не с глаголом. Обобщение знаний о глаголе. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Проверочная работа №7 по теме: «Глагол». Понятие о тексте – повествовании. Роль глаголов в тексте – повествовании. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа №8 по теме: « Имя прилагательное». Понятие о тексте – описании. Роль имён прилагательных в тексте – описании. Обучение написанию сочинения. Коллективное составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. Редактирование теста с повторяющимися именами существительными. Текст – рассуждение. Структура текста – рассуждения. Работа с текстом. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. Подготовка к выполнению проекта «В словари – за частями речи!»Контрольный диктант №9 по теме: «Части речи».

Повторение. (14 ч. + 2 резервных часа)

Повторение по теме «Текст». Повторение по теме «Предложение».Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи. Имя существительное». Повторение по теме «Части речи. Имя прилагательное». Повторение по теме «Части речи. Глагол». Повторение по темам «Части речи. Местоимение»,«Части речи. Предлоги».

Итоговый контрольный диктант за курс 2 класса. № 10 Повторение по теме «Правила правописания».

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

Содержание учебного предмета

«Родной русский язык»

уроков

по порядку

урока

в разделе, теме


Тема урока

Русский язык: прошлое и настоящее. (25ч.)

1.

1

Слова, называющие игры, забавы

2.

2

Слова, называющие игры, забавы

3.

3

Слова, называющие игрушки

4.

4

Слова, называющие игрушки

5.

5

Слова, называющие предметы традиционного русского быта- домашняя утварь (ухват, ушат, ступа, решето)

6.

6

Слова, называющие предметы традиционного русского быта - домашняя утварь (плошка, крынка, ковш)

7.

7

Слова, называющие предметы традиционного русского быта – орудия труда (веретено, серп)

8.

8

Слова, называющие предметы традиционного русского быта – орудия труда (коса, плуг)

9.

9

Слова, называющие то, что ели в старину (Тюря, полба, каша, щи, похлёбка): какие из них сохранились до нашего времени.

10.

10

Слова, называющие то, что ели в старину (бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени.

11.

11

Слова, называющие то, что, во что раньше одевались дети (шубейка, тулуп, шапка, валенки).

12.

12

Слова, называющие то, что, во что раньше одевались дети (сарафан, рубаха, лапти)

13.

13

Пословицы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (игры, орудия труда)

14.

14

Пословицы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (утварь, еда, одежда)

15.

15

Поговорки, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (игры, орудия труда)

16.

16

Пословицы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (утварь, еда, одежда)

17.

17

Фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (игры, орудия труда)

18.

18

Фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (утварь, еда, одежда)

19.

19

Сравнение русских пословиц с пословицами других народов

20.

20

Сравнение русских пословиц с пословицами других народов

21.

21

Сравнение русских поговорок с поговорками других народов

22.

22

Сравнение русских поговорок с поговорками других народов

23.

23

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму

24.

24

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму

25.

25

Проектное задание: «Почему это так называется?»

Язык в действии (15 ч.)

26.

1

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

27.

2

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

28.

3

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

29.

4

Смыслоразличительная роль ударения.

30.

5

Смыслоразличительная роль ударения.

31.

6

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.

32.

7

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.

33.

8

Работа со словарём ударений.

34.

9

Работа со словарём ударений.

35.

10

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

36.

11

Разные способы толкования значения слов.

37.

12

Разные способы толкования значения слов.

38.

13

Наблюдение над сочетаемостью слов.

39.

14

Совершенствование орфографических навыков.

40.

15

Совершенствование орфографических навыков.

41.

1

Приёмы общения: убеждение, уговаривание и другие.

42.

2

Приёмы общения: убеждение, уговаривание и другие.

43.

3

Приёмы общения: просьба, похвала и другие.

44.

4

Сохранение инициативы в диалоге.

45.

5

Сохранение инициативы в диалоге.

46.

6

Уклонение от инициативы в диалоге.

47.

7

Уклонение от инициативы в диалоге.

48.

8

Завершение диалога.

49.

9

Завершение диалога.

50.

10

Особенности русского речевого этикета.

51.

11

Особенности русского речевого этикета.

52.

12

Устойчивые этикетные выражения в учебно – научной коммуникации: формы общения; использование обращения ты и вы.

53.

13

Устойчивые этикетные выражения в учебно – научной коммуникации: формы общения; использование обращения ты и вы.

54.

14

Устный ответ как жанр монологической устной учебно – научной речи.

55.

15

Устный ответ как жанр монологической устной учебно – научной речи.

56.

16

Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ – добавление (на практическом уровне).

57.

17

Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ – добавление (на практическом уровне).

58.

18

Связь предложений в тексте.

59.

19

Связь предложений в тексте.

60.

20

Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

61.

21

Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

62.

22

Создание текстов – повествований: заметки о посещении музеев; об участии в народных праздниках.

63.

23

Создание текстов – повествований: заметки о посещении музеев; об участии в народных праздниках.

64.

24

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

65.

25

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ /Мажирина М.В./

«_____» августа 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению.

протокол № 1 от «____» августа 2019 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!