Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598.
3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023:
- ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3);
4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся ОГКОУ «Школа №11» с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3).
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся ОГКОУ «Школа №11» с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 - 4 класс).
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Учебный предмет «Ручной труд» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Ручной труд» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).
Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития:
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;
- развитие обще трудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речь);
- развитие умственной деятельности (операций, анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитико – синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
- воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
- воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Решение поставленных задач позволяет коррегировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с РАС с учетом их возрастных особенностей, путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной и моторной координации, ручной моторики.
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа по ручному труду рассчитана в 1 классе на 66 ч., 2 ч. в неделю 33 учебные недели.
Для реализации программы используется учебное пособие Кузнецова Л.А. Технология: Ручного труд: 1 класс; Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Инструменты для работы с пластилином и глиной. Пластилин глина материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином и глиной.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластическое свойства материалов, цвет, форма). Применение глины и пластилина для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться пластилином и глиной. Инструменты для работы с пластилином и глиной.
Лепка изпластилина и глины изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Приемы работы: «разминание», «ощипывание кусочка пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина и глины), «раскатывание столбиками», «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «прощипывание», «промазывание (объемные изделия).
Комбинированные роботы: пластилин, глина и бумага.
Организация рабочего места при работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, находят, виды природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги).Сорт и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая, гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Правила обращения с ножницами. Правила работы с ножницами. Удержание ножниц.
Приемы вырезания ножницами: «резка по короткой прямой линии», «разрез по короткой наклонной линии», «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной линии», «разрез по незначительно изогнутой линии», «округление углов прямоугольных форм», «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму», «вырезание по совершенной кривой линии(кругу)».
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Объемное конструированиена основегеометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Ручной труд» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Дата | № п/п | Раздел и тема | Кол-во часов | Оборудование | Формирование понятийного аппарата. Словарные слова. | Развитие речи | Внутрипредметные связи (кроме уроков чтения) | Виды коррекции на уроке | Планируемые результаты обучения |
По плану | По факту | | | | | | | | | Возможные результаты | Базовые учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | 1 | Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях | 1 | Иллюстративный материал учебника | Труд, профессии | Виды труда | Речевая практика | По развитию внимания | Знакомство с требованиями к поведению на уроке | -Положительное отношение и интерес к труду, - понимание значение и ценность труда, - отношение к труду как первой жизненной необходимости |
| | 2 | Работа с пластилином Приёмы раскатывания пластилина в ладонях и на подкладной доске столбиками (домик, ёлочка) | 1 | Пластилин стека, иллюстрация с изображением домика, елочка - образец | Приемы раскатывания, пластилина, подкладочная доска, столбик | Представление о форме столбика | Математика | По развитию моторики руки | Уметь раскатывать пластилин в столбики, знать свойства пластилина | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности«нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 3 | Приёмы скатывания пластилина кругообразными движениями в ладонях. Предметы шаровидной формы: бусы. | 1 | Пластилин стека, иллюстрация с изображением бус – образец. | Скатывания пластилина кругообразные движения, шаровидная форма | Представление о форме «круг», «шар» | Математика | По развитию мелкой моторики, зрительного восприятия. | Уметь скатывать пластилин в ладошках до образования шара. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 4 | Приёмы скатывания пластилина до шарообразной формы разной величины: Изготовление куклы – неваляшки. | 1 | Пластилин стека, иллюстрация с изображением куклы -неваляшки образец | Приемы скатывания, шар, шарообразная форма | Представление о шарообразной форме | Математика | По развитию восприятия величины предметов. | Уметь раскатывать шары разной величины | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 5 | Приёмы вдавливания на поверхности шара. Лепка по образцу яблоко, апельсин. Составление композиции | 1 | Пластилин стека, иллюстрация с изображением яблока, апельсина образец. | Приёмы вдавливания шар, поверхность, композиция, образец. | Представление о шаре | Математика | По развитию мышления | Уметь вдавливать на поверхность шара. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 6 | Приёмы скатывания шара и раскатывание ладонях до овальной формы: огурец, картофель. Составление композиции | 1 | Пластилин стека, макет овощей | Овал, приёмы скатывания, композиция. | Представление о форме «шар», «овал». | Математика ИЗО | По развитию восприятия формы. | Уметь раскатывать пластилин до овальной формы, анализировать форму предмета. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 7 | Работа с природным материалом. Экскурсия в природу. Понятие о природных материале. | 1 | Мешочки для листьев | Экскурсия, природный материал. | Понятие о природном материале, цвета в природе. | Мир природыи человека | По развитию зрительного восприятия. | Знать понятие природный материал, его свойства. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 8 | Приёмы наклеивания на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. Лист большой, лист маленький. | 1 | Цветная бумага, клей, засушенные листья | Приём наклеивания, подложка. | Представление о величине «большой – маленький» | Мир природы и человека | По развитию ориентации в пространстве | Уметь прикреплять листья по словесной инструкции с показом приёмов. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 9 | Приёмы наклеивания на подложку из цветной бумаги засушенных цветов с последующим наклеиванием вазы из бумаги. | 1 | Цветная бумага, клей, засушенные цветы, образец вазы с цветами | Приём наклеивания, подложка | О предметах, сделанных из природного материалов | Мир природы и человека | По развитию восприятия. | Уметь ориентироваться на листе бумаги при выполнении работы. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 10 | Приём составления по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. (Букет) | 1 | Цветная бумага, клей, засушенные листья, образец букета. | Сюжетная картина, приёмы составления, засушенные листья. | О предметах, сделанных из природного материалов. | Мир природы и человека, ИЗО | По развитию ориентации в пространстве | Уметь правильно располагать материалы на листе бумаги. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 11 | Работа с бумагой. Приёмы сгибания и разрывания бумаги по прямым линиям. Изготовление книжечек. | 1 | Бумага образец книги | Приёмы сгибания и разрывания прямые линии, изготовление книжечки | Ориентация в пространстве (верхний, нижний, правый, левый угол, боковую верхнюю нижнюю правую, левую стороны, середину) | Математика | По развитию моторики руки | Знать свойства бумаги. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 12 | Приёмы изготовления наборной линейки из альбомного листа. | 1 | Бумага образец книги | Приёмы изготовления, линейки | Ориентация в пространстве (верхний, нижний, правый, левый угол, боковую верхнюю нижнюю правую, левую стороны, середину) | Математика | По развитию зрительного восприятия | Уметь разделять лист бумаги на равные части на глаз | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 13 | Приём изготовления летающих игрушек: стрелы. | 1 | Бумага, образец стрелы. | Приёмы изготовления летающие игрушки. | Ориентация в пространстве (верхний, нижний, правый, левый угол, боковую верхнюю нижнюю правую, левую стороны, середину) | Математика | По развитию внимания | Уметь складывать лист синхронно работая обеими руками. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 14 | Приёмы изготовления шапочки – пилотки из газетной бумаги | 1 | Газета, образец шапочки. | Приёмы изготовления газетная бумага, шапка – пилотка оригами. | Ориентация в пространстве (верхний, нижний, правый, левый угол, боковую верхнюю нижнюю правую, левую стороны, середину) | Математика | По развитию мелкой моторики руки | Уметь складывать лист синхронно работая обеими руками. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 15 | Приёмы изготовления стаканчика для семян. | 1 | Бумага, ножницы. | Приёмы изготовления оригами. | Ориентация в пространстве (верхний, нижний, правый, левый угол, боковую верхнюю нижнюю правую, левую стороны, середину) | Математика | По развитию мелкой моторики руки | Уметь складывать лист работая обеими руками. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 16 | Приёмы резания ножницами по следу сгиба. | 1 | Бумага, ножницы | Приёмы резания, сгиб. | Ориентация в пространстве (верхний, нижний, правый, левый угол, боковую верхнюю нижнюю правую, левую стороны, середину) | Математика | По развитию мелкой моторики руки | Уметь работать обеими руками: правая режет ножницами левая подаёт. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 17 | Приёмы вырезания квадрата, прямоугольников размеченных по шаблону | 1 | Бумага, ножницы, шаблоны, квадрат, прямоугольник. | Приёмы вырезания, шаблон. | Представление о форме квадрат, прямоугольник. | Математика | По развитию моторики руки, зрительного восприятия формы. | Уметь резать по прямым линиям. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 18 | Приём скругленияножницами углов квадратов, прямоугольников. | 1 | Бумага, ножницы, шаблоны, квадрат, прямоугольник | Приём округления | Представление о форме квадрат, прямоугольник, круг, овал. | Математика | По развитию моторики руки, | Умение округлять углы квадратов, прямоугольников. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 19 | Работа с глиной и пластилином Приёмы лепки моркови, груши.(Вытягивание одного конца столбика и боковины шара) | 1 | Пластилин, стека, доска, макеты моркови, груши. | Приёмы лепки вытягивание столбик и боковина шара. | Представление о форме столбик, шар. | Математика | По развитию восприятия формы | Уметь вытягивать пластилин до нужной формы | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 20 | Приём лепки грибов: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. | 1 | Пластилин, стека, доска, иллюстрации с изображением грибов | Вылепливание. Приём лепки, половина шара, целый кусок | Представление о форме столбик, шар. | Математика, мир природы и человека. | По развитию восприятия формы | Уметь лепить гриб 2 способами: из целого куска и двух половинок шара. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 21 | Приём лепки цифр и букв на подложке | 1 | Пластилин, стека, доска, иллюстрации с изображением цифр и букв, картон | Приём лепки, подложка | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Математика, чтение | По развитию пространственной ориентации | Уметь правильно располагать детали на подложке | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 22 | Работа с природным материалом. Приёмы изготовления ежа из пластилина. Игла из сосновых игл. | 1 | Пластилин, стека, доска, сосновые иголки, образец ежа | Приёмы изготовления, сосновые иглы | О предметах, сделанных из природного материала | Мир природа и человек | По развитию внимания | Уметь соединять пластилин с природным материалом способом вкалывания. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 23 | Приёмы изготовления цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток клёна. | 1 | Пластилин, стека, доска, лепестки из крылатого клёна, образец цветка | Приёмы изготовления, цветка. | О предметах, сделанных из природного материала | Мир природа и человек | По развитию зрительного восприятия | Уметь соединять способом выкалывания | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 24 | Приёмы изготовления бабочки из пластилина и мелких прилистьев. | 1 | Пластилин, стека, доска, образец бабочки. | Приёмы изготовления, | О предметах, сделанных из природного материала | Мир природа и человек | По развитию зрительного восприятия | Уметь соединять способом выкалывания | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 25 | Приём соединения плоских деталей с объёмными при изготовлении рыбки | 1 | Пластилин, стека, доска, образец рыбки. | Плоские детали, объёмные детали | Представление о форме «плоские», «объёмные» | Мир природа и человек, математика. | По развитию моторики руки. | Уметь соединять способом выкалывания | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 26 | Приёмы изготовление мышки из сосновой шишки. | 1 | Пластилин, стека, доска, сосновые шишки, образец мышки. | Приёмы изготовления | О предметах, сделанных из природного материала | Мир природа и человек | По развитию моторики руки. | Уметь соединять детали способом промазывания | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 27 | Работа бумагой. Приёмы изготовление ёлочных гирлянд из цветной бумаги. Цепочка. | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, образец гирлянды. | Приёмы изготовления, гирлянды цепочки. | Представление о форме «цыпочка» | Математика | По развитию моторики руки. | Уметь пользоваться клеем, кисточкой. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 28 | Приёмы изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги. Гармошка. | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, образец гирлянды. | Приёмы изготовления, | Представление о форме | Математика | По развитию зрительного восприятия. | Уметь рационально использовать материал, намазывать клеем. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 29 | Приёмы резания бумаги при изготовлении гирлянды змейка. | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей, образец гирлянды. | Приёмы резания, гирлянда | Представление о форме «змейка» | Математика | По развитию моторики руки. | Уметь резать полоску бумаги попеременно с одного и другого конца, не дорезая до конца. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 30 | Приёмы резаная по размеченным кривым линиям при изготовлении аппликаций на флажки. | 1 | Цветная бумага, ножницы, | Приёмы резания, кривая линия, аппликация. | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика | По развитию зрительного восприятия. | Уметь смазывать поверхность бумаги клеем с помощью кисти, иметь понятие об аппликации. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 31 | Приёмы симметричного вырезания из бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов. | 1 | Цветная бумага, ножницы, шаблоны овощей и фруктов. | Симметрия, пополам | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика, мир природа и человек. | По развитию восприятия формы | Уметь вырезать симметрично изображений овощей и фруктов. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 32 | Приёмы изготовления флажков из цветной бумаги. | 1 | Цветная бумага, ножницы, образцы флажков | Приёмы изготовления | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика | По развитию мышления | Уметь рационально использовать бумагу. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 33 | Работа с глиной и пластилином Приёмы лепки рельефов букв и цифр с применением в работе инструментов для резания материала. | 1 | Пластилин, стека, доска. | Приём лепки, рельефов букв и цифр, резания материала | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Математика, чтение | По развитию зрительного восприятия. | Уметь пользоваться инструментами для резания пластилина. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 34 | Приёмы лепки стилизованной фигуры человека с применением инструментов для зачистки и обработки деталей фигуры. | 1 | Пластилин, стека, доска. | Приёмы лепки, зачистки, обработка, детали фигуры, стилизованная фигура человека | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Мир природа и человек. | По развитию зрительного восприятия. | Уметь пользоваться инструментами для зачистки и обработки деталей фигуры. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 35 | Работа с природным материалом. Изготовление птички из шишки ели или сосны. | 1 | Шишки ели, пластилин. | Изготовление | О предметах, сделанных из природного материалов. | Мир природа и человек. | По развитию мышления. | Уметь соединять отдельные детали с помощью пластилина. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 36 | Приёмы изготовления кораблика из скорлупы грецкого ореха с парусом из бумаги | 1 | Скорлупа грецкого ореха, пластилин, цветная бумага. | Приём изготовления, скорлупа. | О предметах, сделанных из природного материалов. | Математика | По развитию зрительного восприятия. | Уметь соединять отдельные детали с помощью пластилина | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 37 | Приёмы изготовления совы из шишки ели, бумажных деталей. | 1 | Шишки ели, бумага, пластилин. | Приёмы изготовления бумажные деталей. | О предметах, сделанных из природного материалов. | Мир природа и человек. | По развитию зрительного восприятия. | Уметь соединять отдельные детали с помощью пластилина | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 38 | Приёмы изготовления поросёнка из еловой шишки, пластилина и зёрен. | 1 | Шишки ели, зёрна, пластилин. | Приёмы изготовления | О предметах, сделанных из природного материалов. | Мир природа и человек. | По развитию мышления | Уметь рационально использовать пластилин. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 39 | Приёмы изготовления пингвина из шишки ели, крылаток клёна, пластилина. | 1 | Шишки ели, крылатки клёна, пластилин. | Приёмы изготовления | О предметах, сделанных из природного материалов. | Мир природа и человек. | По развитию внимания | Уметь соединять детали с помощью пластилина. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 40 | Оформление макета изготовленными изделиями. | 1 | Картон, цветная бумага, природный материал, ножницы, клей, пластилин. | Оформление макета изготовленными изделиями | О предметах, сделанных из природного материалов. | ИЗО | По развитию логического мышления. | Уметь применять дополнительные материалы для оформление макета. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 41 | Работа бумагой. Приёмы составления композиции из геометрических фигур. Снеговик. | 1 | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, образец снеговика. | Приём составления, композиции. | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика, речевая практика. | По развитию зрительного восприятия. | Уметь смазывать детали аппликации клеем. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 42 | Приёмы составления орнамента в полосе из геометрических фигур. | 1 | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, шаблоны геометрических фигур | Орнамент, приёмы составления | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика, | По развитию пространственной ориентации. | Уметь размещать на листе бумаги детали аппликации. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 43 | Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате. | 1 | Цветная бумага, картон, ножницы, клей шаблон квадрат. | Изготовление по образцам орнамента | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика, | По развитию зрительного восприятия. | Уметь размещать на листе бумаги детали аппликации. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 44 | Приём составления композиции лодочка. | 1 | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, иллюстрация с изображением композиции | Композиция. | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | ИЗО | По развитию зрительного восприятия | Уметь размещать на листе бумаги детали аппликации | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 45 | Работа с нитками. Свойства ниток. Приём разрывания ниток, резания ниток разной длины. | 1 | Нитки, ножницы | Разрывание, резание, «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий». | Физические свойства ниток (рвутся, режутся, окрашиваются, скручиваются, сматываются и др.) | Математика, | По развитию моторики руки. | Знать свойство ниток. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 46 | Приём связывания ниток, наматывание в клубок на картинку. | 1 | Нитки, ножницы, картон. | Приём связывания,наматывание ниток, в клубок | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика, | По развитию мелкой моторики. | Уметь связывать нитки бантиком и петлёй. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 47 | Составление коллекции ниток наклеивание на подложку из плотной бумаги. | 1 | Нитки, ножницы, картон. | Коллекция подложка, плотная бумага. | Цветовая гамма ниток, свойства ниток | ИЗО | По развитию мелкой моторики. | Уметь связывать нитки бантиком. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 48 | Приём витья шнурка из толстых ниток. | 1 | Нитки, ножницы. | Приём витья, шнурок. | толстые, тонкие, длинные, короткие, цветные. | Математика, | По развитию мелкой моторики. | Уметь вить шнурок из толстых ниток. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 49 | Приём завязывания узелков связывания бантиком и петлёй. | 1 | Нитки, ножницы | Завязывание, связывание, бантик, и петля. | Изделия, сделанные из ниток. | ИЗО | По развитию мелкой моторики | Уметь связывать нитки и завязывать бантиком и петлёй. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 50 | Приём изготовления кисточки к шапочке из ниток. | 1 | Нитки, ножницы | Кисточка. | Изделия, сделанные из ниток. | ИЗО | По развитию моторики. | Знать приём изготовления кисточки. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 51 | Работа с глиной и пластилином Приёмы лепки деталей для макета к сказке «Репка». | 1 | Пластилин, доска, стека, иллюстрация сказки. | Макет | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Чтение | По развитию мышления. | Умения закреплять детали на подставке. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 52 | Составление макета к сказке «Репка». | 1 | Пластилин, доска, стека, иллюстрация сказки. | Составление, макет | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Чтение | По развитию зрительного восприятия. | Уметь использовать случайные материалы при оформлении макета. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 53 | Приёмы лепки деталей для макета «За грибами», (корзинка, грибы) | 1 | Пластилин, доска, стека, макет, корзина, грибы. | Приёмы, макет. | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Чтение | По развитию моторики руки. | Уметь использовать цвет пластилина в макете. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 54 | Составление макета «За грибами», | 1 | Пластилин, доска, стека, картон, иллюстрация изображения. | Составление, макет | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | ИЗО | По развитию мышления. | Уметь закреплять детали на подставке. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 55 | Приёмы лепки деталей макет « Снегурочка в лесу» | 1 | Пластилин, доска, стека | Макет. | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Чтение | По развитию моторики. | Уметь использовать цвет пластилина в макете. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 56 | Приёмы закрепления деталей на подставке к сюжету «Снегурочка в лесу» | 1 | Пластилин, доска, стека | Приёмы, сюжет | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | ИЗО | По развитию логического мышления. | Знать приёмы закрепления деталей на подставке. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 57 | Приёмы лепки закрепления деталей на подставку к сказке «Колобок» | 1 | Пластилин, доска, стека, картон, иллюстрация изображения сказки | Закрепление, подставка, приёмы. | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Чтение | По развитию мышления | Уметь закреплять правильно располагать детали на подставке. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 58 | Приёмы рационального использования случайных материалов при изготовлении макета «Весна» | 1 | Пластилин, доска, стека, иллюстрация изображения весны | Рациональное, случайные материалы, макет | Форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Чтение, ИЗО. | По развитию логического мышления. | Уметь рационального использовать случайные материалы при изготовления макета. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 59 | Работа с бумагой. Аппликации. Приёмы изготовления и разрешения на листе бумаги элементов аппликации растительного орнамента в полосе. | 1 | Цветная бумага, ножницы. | Аппликация, элементы, орнамент, растительный, полоса. | Название назначение форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Мир природы и человек, математика. | По развитию зрительного восприятия. | Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 60 | Наклеивание элементов аппликации | 1 | Цветная бумага, ножницы, клей. | Наклеивание, аппликация | Название назначение форма, величина, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. | Мир природы и человек, математика. | По развитию зрительного восприятия. | Уметь аккуратно наклеивать элементы аппликации | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 61 | Работа с нитками. Шитьё по проколу. Вдевание нитки в иглу. | 1 | Нитки, иголка, ножницы. | Шитьё, прокол, вдевание. | Пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», «вправо от…», «влево от..». | Математика | По развитию мелкой моторики. | Уметь правильно держать иглу и нитку, вдевать нить в иглу. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 62 | Приёмы закрепления нитки повторением двух – трёх стежков на одном месте. | 1 | Нитки, иголка, ножницы. | Закрепление стежок. | Пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», «вправо от…», «влево от..». | Математика | По развитию моторики. | Уметь закреплять нить. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 63 | Шитьё по проколам приёмом «вверх –вниз» Закладка для книг. | 1 | Нитки, иголка, ножницы, картон. | Шитьё, прокол, закладка. | Пространственные отношения («вверх – вниз») | Математика | По развитию моторики. | Уметь закреплять нить. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 64 | Приём вышивания по проколам геометрических фигур. Закрашивание контура. | 1 | Нитки, иголка, ножницы, шаблоны геометрических фигур, фломастеры, карандаши. | Вышивание, закрашивание контур. | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Математика ИЗО | По развитию моторики. | Знать приёмы правильной хватки инструментов, пользование напёрстком. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 65 | Приём вышивания по проколам контуров овощей и фруктов. Их раскрашивание. | 1 | Нитки, иголка, ножницы, шаблоны фруктов и овощей, фломастеры карандаши. | Вышивание, раскрашивание, контур. | Форма круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | Мир природы и человека, ИЗО | По развитию моторики. | Уметь шить по проколам. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
| | 66 | Приём вышивания рисунка с самостоятельным прокалыванием. Раскрашивание. | 1 | Нитки, иголка, ножницы, фломастеры, карандаши. | Вышивание, прокалывание, раскрашивание. | Пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», «вправо от…», «влево от..». | ИЗО | По развитию пространственной ориентации. | Уметь самостоятельно делать проколы. | -Осознание своих достижений в области трудовой деятельности, - способствовать к самооценке, - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится» - привычка к организованности, порядку, аккуратности. |
Реализация программы обеспечивает формирование базовых учебных действий у учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»:
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
В 1 классе в течения учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровень развития речи).
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
― природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);
печатные пособия:таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия;
информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы по ручному труду;
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.