МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РК
«Евпаторийский
индустриальный техникум»
___________Н.Е. Путинцева
« » _____ _____ 2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 АСТРОНОМИЯ
для профессии среднего профессионального образования
Уровень основной образовательной программы – базовый
по направлениям подготовки профессии
23.01.17 – Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Форма обучения – очная
Срок освоения ОПОП - 2 года 10 месяцев
Евпатория, 2022 г.
ОДОБРЕНА СОГЛАСОВАНО
Предметной (цикловой) комиссией Зам.директора по УПР
общеобразовательных дисциплин ГБПОУ РК «Евпаторийский
Протокол № 1 от индустриальный техникум»
Председатель П(Ц)К _________ А.С. Сундукова
____________Н.А.Деркачева «__»______________2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАО «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №2 от 18 апреля 2018 г. (В соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия»).
Организация - разработчик: ГБПОУ РК «Евпаторийский индустриальный техникум»
Составитель: Шевченко А.Н., преподаватель физики и астрономии высшей категории.
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АСТРОНОМИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Астрономия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 23.01.17 – Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Программа учебной дисциплины «Астрономия» является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии. Базовый уровень
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картины мира;
• знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
• умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического определения вида звездного неба;
• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;
• умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
• научного мировоззрения;
• навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественно-научной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- смысл астрономических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл астрономических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
- оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
−− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня. В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. Для улучшения усвоения учебного материала применяются традиционные и современные средства обучения. При изложении материала соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 36 ч., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 36 ч.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных проектов, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности; подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Основы практической астрономии | Содержание учебного материала | 10 | |
Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Небесная сфера. Звездная карта. Изменение вида звездного неба в течение суток. Изменение вида звездного неба в течение года. Методы и средства астрономических исследований. Небесная механика. Законы Кеплера. Движение искусственных небесных тел. | | 1,2 |
Тема 2. Солнечная система | Содержание учебного материала | 12 | |
Развитие представлений о Солнечной системе. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Общие сведения о Солнце. Система Земля–Луна. Малые тела солнечной системы. Астероидная опасность. | | 2,3 |
Тема 3. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 14 | |
Солнце – ближайшая звезда. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Рождение и жизнь звезды. Эволюция звезд. Черные дыры. Наша Галактика – Млечный путь. Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение галактики. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Жизнь и разум во Вселенной. Темная материя, темная энергия. | | 1,2 |
Итоговая контрольная работа | 1 | 2 |
| Всего за курс: 36 | 36 | |
3.условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета астрономии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
- учебники и учебные пособия;
- сборники задач и упражнений;
- раздаточный материал по темам;
- таблицы и стенды по темам;
- демонстрационное оборудование;
- видеотека;
- библиотека.
- инструкции к проведению практических работ;
- средства обеспечения безопасности.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- программное обеспечение по дисциплине;
- экранно-звуковые пособия (видеофильмы, презентации со слайдами, электронный учебник).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень нормативных источников, основной литературы, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Нормативные источники
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
3.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
5.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
7.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.
от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — №2. — Ст.133.
8.Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации 5 марта 2004 г. N 1089» от 7 июня 2017 г. N 506
9.Письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета "Астрономия"»
10.Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»
11.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015г. №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Основная литература
1.Астрономия: учеб. для студ. Учреждений сред. проф. образования / Е.В. Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова; под ред. Т.С.Фещенко. – М.: Академия, 2019.
2.Мякишев Г.Я. Физика 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : базовый уровень/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. — М. : Просвещение, 2019.
3.Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М.: Академия, 2021.
4. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник [для изучения астрономии на базовом уровне] / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2022.
Дополнительная литература
1. Чаругин В.М.. Астрономия. 10 – 11 / М.: Просвещение, 2019 г.
2. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия/Издательство «Физматлит», 2017 г .
3.Сурдин В.Г.. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.
4. Логвиненко, О.В. Астрономия : учебник / Логвиненко О.В. — Москва : КноРус, 2019. — 263 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-06716-1. — URL: https://book.ru/book/930679 (дата обращения: 12.09.2020). — Текст : электронный.
5. Логвиненко, О.В. Астрономия еПриложение : учебник / Логвиненко О.В. — Москва : КноРус, 2020. — 263 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-00329-9. — URL: https://book.ru/book/934186 (дата обращения: 12.09.2020). — Текст : электронный.
6. Логвиненко, О.В. Астрономия. Практикум : учебно-практическое пособие / Логвиненко О.В. — Москва : КноРус, 2020. — 245 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07690-3. — URL: https://book.ru/book/933714 (дата обращения: 12.09.2020). — Текст : электронный.
Интернет- ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
www. school. edu. ru (Российский образовательный портал).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательн. ресурсов).
www.astronet.ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии.
www.gomulina.orc.ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии.
http://school.astro.spbu.ru/ - Школьная астрономия Санкт - Петербурга
http://www.astronews.ru/ - Новости космоса, астрономии и космонавтики
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов, влияния солнечной активности на Землю | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный). Выполнение тестовых заданий. Подготовка сообщений. Защита практических работ. |
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера | Взаимоконтроль. Защита практических работ. |
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы | Отчет по лабораторным работам. Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион и др. | Поиск информации в Интернете. Взаимоконтроль. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; | Поиск информации в Интернете. Проектная деятельность. Самоконтроль. |
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях | Подготовка сообщений. Поиск информации в Интернете. |
знания: |
смысл астрономических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра; | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный). Тестирование. Выполнение разноуровневых заданий. Защита практических работ. |
смысл астрономических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; | Устный контроль. Письменный контроль. Выполнение дифференцированных заданий. Защита практических работ. |
гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный). Письменный контроль. Тестирование. Защита практических работ. |
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный). Письменный контроль. Тестирование. Защита практических работ. |
основные этапы освоения космического пространства | Подготовка сообщений. Поиск информации в Интернете. |
7