СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя-логопеда ГБДОУ ЛНР №2"Мечта" на 2023 – 2024 учебный год.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя-логопеда ГБДОУ ЛНР №2"Мечта" на 2023 – 2024 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда ГБДОУ ЛНР №2"Мечта" на 2023 – 2024 учебный год.»

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясли – сад комбинированного вида № 2 «Мечта»




СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель:

ГДОУ ЛНР № 2

«Мечта»____________

Терещенко С.В.

«___»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий ГДОУ ЛНР

2 « Мечта»_________

Пирожкова И.В.

«____»_______________20__г.






Рабочая программа учителя-логопеда

на 2023 – 2024 учебный год.






Разработала:

Учитель-логопед

Семений Ирина Васильевна

Алчевск 2023



СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

    1. Пояснительная записка.

    2. Цели и задачи реализации рабочей программы.

    3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

    4. Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями речи.

    5. Планируемые результаты.


РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы.

2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.




РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ


1.1. Пояснительная записка


В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы и трудности в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедической группы дошкольной образовательной организации.

Данная Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей 4 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФНР, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных в логопедическую группу №13 ГДОУ ЛНР №2 «Мечта».

Коррекционно-развивающая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,

Конвенцией ООН о правах ребенка,

Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей,

Декларацией прав ребенка,

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) и от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62297).

Содержание рабочей программы соответствует Федеральным государственным стандартам, установленным в соответствии с требованием ст. 12, ст. 2 «Закона об образовании», Уставу ГДОУ ЛНР №2 «Мечта», целям и задачам Адаптированной Образовательной Программы ГДОУ ЛНР №2 «Мечта».

Рабочая программа разработана на основе программ:

1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).

2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016г

1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы


Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДОО направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Настоящей рабочей программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий специалистов ДОО, родителей. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (ОНР). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи программы:

- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования;

-  реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Группу посещают дети 4-7 года жизни. ОНР III уровень – 8 человек, ОНР II уровень – 1 человек, ОНР I уровень- 1 человек. Режим работы группы – пятидневный с 7.30 – 17.30, выходные – суббота, воскресенье.

.







1.3. Принципы и подходы формирования рабочей программы


Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

-онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обеспечения активной языковой практики.



1.4. Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями речи


Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ОНР

ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией.

Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;

2. средний – ОНР 2 уровня;

3. более легкий – ОНР 3 уровня.


Общее недоразвитие речи I уровня.

Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок заменяет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.

Фонематические восприятие, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи, все же, ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.

Общее недоразвитие речи II уровня.

На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок, особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов. Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута. Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.


Общее недоразвитие речи III уровня.

Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.

Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.


1.5. Планируемые результаты


Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных логопедическую группу ДОО.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров, в соответствии с ФГОС ДО.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОО относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОО. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедическую группу ДОО, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все изученные звуки;

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

  • Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

- правильно употребляет соответствующие термины.


Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедической группы ДОО, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

  • Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все звуки;

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

  • Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.




РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ


2.1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка


Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в логопедической группе являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда логопедической группы №13 ГДОУ ЛНР № 2 «Мечта» на 2023-2024 учебный год составлена на основе типовых базовых программ:

- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016.

- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО), – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016. С учетом положений основной образовательной программы ГДОУ ЛНР № 2 «Мечта» и ФАОП ДО.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

-выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

-осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

-возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОО по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;

  4. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

  2. Воспитание любви и интереса к художественному слову.



Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных в логопедическую группу ДОО, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Форма организации обучения в логопедической группе ДОО – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.


Учебный год в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) начинается с первого сентября и условно делится на три периода:

I – сентябрь, октябрь, ноябрь

II – декабрь, январь, февраль

III – март, апрель, май.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября всеми специалистами для углубленной диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ. С третьей недели сентября начинается организованная образовательная деятельность.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным, подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям, увеличивается продолжительность прогулок.

Формы планирования представлены в виде комплексно-тематического планирования фронтальных занятий по развитию речи и по обучению грамоте, планов подгрупповых занятий.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) и от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62297) продолжительность подгрупповых занятий:

Для детей от 4 – до 5 лет не более 20 минут;

Для детей от 5 – до 6 лет не более 25 минут;

Для детей от 6 – до 7 лет не более 30 минут.

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе длится 25 минут, индивидуальные занятия – 15-20 минут. 

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОО, зачисленным в логопедическую группу, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.


2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы


Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда, были составлены следующие документы, регламентирующие работу логопедической группы для детей с ТНР ГДОУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта» на 2023-2024 учебный год:

- Годовой план работы учителя-логопеда на 2023-2024 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОО, с родителями, с детьми (приложение 1);

- Перспективный план работы с детьми 4-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР (приложение 2);

- Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР (приложение 3);

- План индивидуальной коррекционной работы на каждого ребенка (приложение 4);

- График рабочего времени (приложение 5);

- Расписание коррекционно-развивающих занятий (приложение 6).


Методы коррекционной логопедической работы:

  1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

  1. Словесные

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

  1. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:

- общение детей с взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной программы ДОО.


2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников


Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы.

На 2023-2024 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников логопедической группы ДОО, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).

В логопедической группе для детей с ТНР ГДОУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта» учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда в логопедической группе для детей с ТНР ГДОУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта».


РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:

- материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по коррекции речи детей;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

- учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

  1. Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на планшетах (стендах): в приемных групп, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

Зона подгрупповых занятий.

Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, магнитной азбукой.


3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

  1. Обследование звукопроизношения.

  2. Обследование понимания речи.

  3. Обследование связной речи.

  4. Обследование грамматического строя речи.

  5. Обследование состояния словарного запаса.

  6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

  7. Обследование слоговой структуры слова.

  8. Счетный материал для обследования.

  9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6 частей.

Для формирования правильного звукопроизношения:

  1. Артикуляционные упражнения (карточки).

  2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.

  3. Картотеки индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

  4. Пособия для работы над речевым дыханием.

  5. Предметные картинки на все изучаемые звуки.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

  1. Цветные фишки для звукобуквенного анализа.

  2. Предметные картинки на дифференциацию звуков.

  3. Тексты на дифференциацию звуков

Для обучения грамоте:

  1. Магнитный алфавит.

  2. Настенный алфавит.

  3. Схемы для анализа предложений.

  4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

Предметные картинки по лексическим темам.

Для развития связной речи:

  1. Сюжетные картинки.

  2. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.

  3. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

Использованная литература


  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80

  2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

  5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

  7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

  8. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016.

  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).












Приложение 1

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясли – сад комбинированного вида № 2 «Мечта»










ГОДОВОЙ ПЛАН



учителя-логопеда

группы детей с нарушением речи №13

на 2023-2024 учебный год















Разработала:
                                                 
                                                  Семений И.В.





Алчевск 2023



Коррекционная работа в ГДОУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта» с детьми с нарушениями речи проводится в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи , составленной на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных образовательных программ, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.





1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Содержание работы

Срок

Ответственные

Примечания

1. Подготовка кабинета к новому учебному году. Приобретение и изготовление развивающих игр для детей с ОНР, ФФН речи.

сентябрь

2023 года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.


2. Первоначальный и итоговый мониторинг детей с нарушениями речи логопедической

группы № 13 ГДОУ ЛНР №2 «Мечта»

I-II неделя сентября

2023 года

III- IV неделя мая

2024 года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



3.Заполнение индивидуальных речевых карт на каждого ребёнка.

Написание рабочей программы на 2023-2024 учебный год.

I-II неделя сентября

2023 года


учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



4. Выявление проблем речевого развития детей в раннем воздасте в массовых группах ГДОУ , заполнение журнала учёта детей с установленным диагнозом, журнала учёта обследованных детей и регистрации детей, нуждающихся в логопедических занятиях.

На протяжении

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



5.Ведение журнала учёта проведённых фронтальных и подгрупповых логопедических занятий, журнала индивидуальной работы и посещения их детьми, тетрадей индивидуальных домашних заданий., журнала взаимодействия логопеда и воспитателей.

На протяжении

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.

.



6. Обследование детей с нарушениями речи и проблемами развития на ПМПк, направление их на ТПМПК.

На протяжении

2023 – 2024 уч. года

ПМП консилиум

ГДОУ ЛНР №2



7. Заполнение журнала анализа результативности коррекционно –педагогического процесса.

Сентябрь, май

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.


8.Пополнение уголка учителя-логопеда группы №13 новым материалом

На протяжении

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.


9. Реализация долгосрочного проекта «Сказка в жизни ребенка»

Октябрь 2023 – март 2024

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.


10.Пополнение папки

«Работа с родителями» новым материалом

На протяжении

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.






2. БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ



Содержание работы

Срок

Ответственные

Примечания

1.Организация коррекционно - педагогического процесса:

составление расписания коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи группы №13 ГДОУ ЛНР №2 «Мечта»;

утверждение графика работы учителя-логопеда;

комплектование подгрупп с детьми в соответствии с диагнозом и возрастом.

I-II неделя сентября

2023 года


учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



2. Планирование коррекционно – педагогического процесса:

составление годового плана работы учителя-логопеда на 2023 – 2024 учебный год;

планирование индивидуально-подгрупповой работы с детьми в соответствии с диагнозом и возрастом;

планирование фронтальной работы с детьми в соответствии с диагнозом и возрастом.

I-II неделя сентября

2023 года


учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



3. Ведение документации в соответствии с перечнем необходимой документации учителя-логопеда на 2023-2024 уч. год:

1. Годового плана работы,утверждённого руководителем ДОО;

2. перспективного планирования коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи;

3. перспективного планирования подгрупповых занятий и планов индивидуальной работы с детьми;

4. журнала учёта детей с диагнозами;

5. журнала учёта проведенных логопедических занятий;

6. журнала учёта обследованных детей и регистрации детей, нуждающихся в логопедических занятиях;

7. речевых карт детей;

8. журнала анализа результативности работы;

9. тетради взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя;

10. графика работы учителя-логопеда, утверждённого руководителем ДОО;

11. расписания занятий учителя-логопеда, утверждённого руководителем ДОО;

12. дневника повышения профессионального уровня;

13. журнала консультативной работы с родителями.


В течение 2023 – 2024

уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.





3. БЛОК КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ



Содержание работы

Срок

Ответственные

Примечания

1. Коррекционно - развивающая работа учителя-логопеда по развитию всех компонентов речи на фронтальних, подгрупповых, индивидуальных занятиях

В течение 2023 – 2024 уч. года

учитель – логопед

Семений И.В.



2. Совместная коррекционно - развивающая работа учителя-логопеда и практического психолога по коррекции психических процессов у детей логопедических групп.

В течение 2023 – 2024 уч. года

практический психолог

Дубовик И.С

учитель - логопед

Семений И.В.


3. Совместная коррекционно - развивающая работа воспитателя и учителя-логопеда по совершенствованию речи детей-логопатов.

В течение 2023 – 2024

уч. года

Воспитатели группы

Некрасова Н.Н.

Стеценко Н.А.

учитель - логопед

Семений И.В.



4. Совместная коррекционно - развивающая работа учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо - ритмической организации речи детей .

В течение 2023 – 2024 уч. года

Музыкальный руководитель

учитель - логопед

Семений И.В.



5. Совместная коррекционно - развивающая работа учителя-логопеда и физинструктора по развитию мелкой и общей моторики.

В течение 2023-2024 уч. года

Физинструктор

Лисовая И.В.

учитель - логопед

ГДОУ

Семений И.В.





4. БЛОК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ



Содержание работы

Срок

Ответственные

Примечания

1.Направление по необходимости детей с речевыми нарушениями на консультацию к врачам(педиатру, психиатру, неврологу, отоларингологу, окулисту, ) после посещения ПМПконсилиума.

В течение

2023 – 2024

уч. года

администрация

ГДОУ ЛНР№2 «Мечта»


2. Организация помощи родителям детей с нарушениями речи в форме индивидуальных консультаций , выступлений на родительських собраниях по следующим темам:

Родительское собрание: 

«Анализ результатов обследования детей логопедом. Образовательные задачи на учебный год.»

Консультация:

«Правильная речь – залог успеха первоклассника.»

Консультация: «Этапы работы по коррекции звукопроизношения»

Консультация: «Обогащаем словарь детей»

Родительское собрание: Специфика обучения и воспитания в логопедической группе. Правила выполнения домашних заданий.

Консультация: «Речь взрослых – образец для подражания»

Консультация: «Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

Консультация: «Копилка логопедических советов для родителей

Консультация: «9 идей для пальчиковой гимнастики»

Консультация:« Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми.»

Консультация: «Игровая школа мышления.»

Консультация: «Скоро в школу: готов ли ваш ребенок к началу школьного обучения.» Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

Консультация: «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»

Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период».

В течение

2023 – 2024

уч. года

учитель - логопед

Семений И.В.





сентябрь





сентябрь



октябрь

в течение года



ноябрь



ноябрь



декабрь



январь



февраль



в течение года



март



в течение года



апрель



в течение года



май


3. Организация консультативной помощи родителям детей ГДОУ ЛНР №2 младшего и среднего возраста с нарушениями речи (по обращению родителей), в том числе на заседаниях ПМПк


В течение

2023 – 2024

уч. года

учитель - логопед

Семений И.В.

члены ПМПк

ГДОУ ЛНР №2



4. Проведение консультаций для воспитателей логопедических групп по выполнению заданий учителя-логопеда во второй половине дня.

В течение

2023 – 2024 уч года

учитель - логопед

Семений И.В.



5. БЛОК МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Содержание работы

Срок

Ответственные

Примечания

1.Участие в педсоветах

ГДОУ ЛНР №2 «Мечта», научно – методическая помощь работникам ДОУ по вопросам речевого развития детей: « »

В течение

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



2.Обмен опытом:

Посещение МО учителей- логопедов, открытых занятий учителей- логопедов ДОО г.Алчевска

В течение

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.


3. Постоянное пополнение логопедической копилки коррекционной литературой, новыми играми и пособиями:

« Заплатки», « Кто где живет?»,« Найди отличие»,

« Звуковой паровозик», «Противоположности»,

« Яркий узор» и др.

В течение

2023 – 2024 уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



.


4. Постоянное повышение профессионального уровня. Участие в онлайн вебинарах и семинарах. Обобщение педагогического опыта, внедрение вариативных форм коррекционной помощи

В течение

2023 – 2024

уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



5. Методическая проблема самообразования учителя-логопеда ДОО: «Использование нейроигр и нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

В течение

2023 – 2024

уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР№2

Семений И.В.







6. БЛОК КОНТРОЛЯ



Содержание работы

Срок

Ответственные

Примечания

1. Проведение первоначального и итогового мониторингов , ведение журнала анализа результативности логопедической работы.

В течение

2023 – 2024уч. года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В



2. Подведение итогов рабо-ты , составление отчета о проделанной работе за прошедший учебный года

Май 2024 года

учитель - логопед

ГДОУ ЛНР №2

Семений И.В.



3. Проверка динамики состояния речевого развития детей группы № 13 ГДОУ ЛНР №2 «Мечта» при выписке на заседании ТПМПК города Алчевска.


Апрель-Май

2023 уч.года

ТПМПК города Алчевска.











Приложение 2




Перспективный план

образовательной деятельности по коррекции речи детей 4-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР,

зачисленных в логопедическую группу №13 на 2023-2024 уч.г.

(Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)



Направления работы

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не подни­мая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.




1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и рит­мом речи у всех детей.

2. Познакомить с различными видами интонации: повествова­тельной, вопросительной, восклицательной.

1. Продолжить работу над речевым дыханием.


2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке зву­ков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).


2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лег­ких согласных звуков


3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная ра­бота).


2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).


2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в на­чале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сте­чением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехслож­ных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пя­тисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электриче­ство и т. п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

3. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

5. Преобразование слогов за счет изменения одного звука

6. Выделение звука из ряда других звуков

7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

8. Выделение среднего звука в односложном слове.

9. Практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный звук».

10. Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э],

1. Знакомство со звуками [т],[п], [н],[м]; [к], [б], [д]

2. Определение места звука в слове.

3. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге.

4. Осуществление анализа и синтеза прямого слога.

5. Выделение согласного звука в начале слова.

6. Выделение гласного звука в конце слова.

7. Знакомство с понятиями «Твердый — мягкий звук», и «Глухой — звонкий звук».

8. Различение слов, близких по звуковому составу.

9. Определение количества слогов (гласных) в слове.

10. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости.

11. Составление предложений с определенным словом.

12. Анализ предложения из 2-3 слов.

1. Знакомство со звуками [м]-[н], [п]-[т];, [б]-[д];.

2. Выбор слова к схеме.

3. Выбор графической схемы к слову.

4. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

5. Подбор слова с заданным количеством звуков.

6. Определение последовательности звуков в слове.

7. Определение количества и порядка слогов в слове.

8. Составление слов из заданной последовательности звуков.

9. Составление распространенных предложений.

10. Анализ предложения из 3 и более слов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Сентябрь «Мой детский сад», «Игрушки»

Октябрь «Семья», «Осень в природе», «Дары осени. Овощи. Грибы», «Дары осени. Фрукты. Ягоды»

Ноябрь «Дикие животные и птицы «Домашние животные и птицы», «Осенний лес. Деревья и кусты» «Животные северных стран» «Животные жарких стран»

Расширение и уточнение словаря по темам:

Декабрь «Человек и части тела», «Здоровый образ жизни», «Зима в природе», «Новогодний праздник».

Январь «Театр встречает друзей», «Зимние праздники и забавы», «Уголок природы в детском саду» «Мебель»,

Февраль «Транспорт», «Продукты питания», «Посуда», «Одежда»

Расширение и уточнение словаря по темам:

Март «Весна. Первоцветы», «Весеннее настроение. 8 Марта.», «Птицы и животные весной», «Неживая природа. Явления природы»

Апрель «Хлеб», «Удивительный космос », «Насекомые», «Обитатели подводных глубин».

Май «Мой край. День победы», «Мой город», «Лето. Времена года»



Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными место­имениями мой, моя, мое, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами по темам

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Лексические темы:

Сентябрь «Мой детский сад «Игрушки»

Октябрь «Семья», «Осень в природе», «Дары осени. Овощи. Грибы», «Дары осени. Фрукты. Ягоды»

Ноябрь «Дикие животные и птицы «Домашние животные и птицы», «Осенний лес. Деревья и кусты» «Животные северных стран» «Животные жарких стран»

1. Закрепление употребления падежных окончаний существи­тельных в единственном и множественном числе.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детенышей животных.

5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексичес­ким темам II периода).

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексические темы:

Декабрь «Человек и части тела», «Здоровый образ жизни», «Зима в природе», «Новогодний праздник».

Январь «Театр встречает друзей», «Зимние праздники и забавы», «Уголок природы в детском саду» «Мебель»,

Февраль «Транспорт», «Продукты питания», «Посуда», «Одежда»

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее самый быстрый).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, ка­шевар).

Лексические темы:

Март «Весна. Первоцветы», «Весеннее настроение. 8 Марта.», «Птицы и животные весной», «Неживая природа. Явления природы»

Апрель «Хлеб», «Удивительный космос », «Насекомые», «Обитатели подводных глубин».

Май «Мой край. День победы», «Мой город», «Лето. Времена года»





Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов по темам.

4. Работа над диалогической речью (с использованием лите­ратурных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы.

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

1. Закрепление умения самостоятельно составлять описатель­ные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Сентябрь

1 нед Первоначальный мониторинг

2 нед Первоначальный мониторинг

3 нед. Мой детский сад.

Понятие о звуках( речевые)

4 нед. Игрушки. Понятие о звуках (неречевые)

Октябрь

1 нед. Семья. Дифференциация речевые-неречевые звуки

2 нед Осень в природе. Дифференциация речевые-неречевые звуки

3 нед. Дары осени. Овощи. Грибы. Звук А

4 нед Дары осени. Фрукты. Ягоды. Звук У

Ноябрь

1 нед Дикие животные и птицы Звук У

2 нед Домашние животные и птицы Звук О

3 нед Осенний лес. Деревья и кусты Звук О

4 нед Животные северных стран. Звук И

5 нед Животные жарких стран. Звук И


Декабрь

1 нед Человек и части тела. Гласные звуки

2 нед Здоровый образ жизни . ЗвукТ

3 нед Зима в природе. Звук Т

4 нед Новогодний праздник Звук П



Январь

1 нед Каникулы Театр встречает друзей

2 нед Зимние праздники и забавы. Звук П

3 нед Уголок природы в детском саду. Звук Н

4 нед Мебель Звук Н



Февраль

1 нед Транспорт Звук М

2 нед Продукты питания. Посуда Звук М

3 нед Профессии. Звук К

4 нед Одежда, обувь. Звук К

Март

1 нед Весна. Первоцветы. Звуки М-Н

2 нед Весеннее настроение. 8 Марта. Звуки М-Н

3 нед Птицы и животные весной Звуки П-Т

4 нед Неживая природа. Явления природы Звуки П-Т

Апрель

1 нед Хлеб Звуки Б-Д

2 нед Удивительный космос Звуки Б-Д

3 нед Насекомые Звуки Б-Д

4 нет Обитатели подводных глубин Звуки К-Т


Май

1 нед Мой край. Пасха Звуки К-Т

2 нед Мой город. День победы Повторение

3 нед. Неделя безопасности

4 нед Итоговый мониторинг

5 нед Итоговый мониторинг











Приложение 3




Перспективный план

образовательной деятельности по коррекции речи детей 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР,

зачисленных в логопедическую группу №13 на 2023-2024учебный год

(Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)



Направления работы

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Развитие общих речевых навыков

1.Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не подни­мая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и рит­мом речи у всех детей.

2. Познакомить с различными видами интонации: повествова­тельной, вопросительной, восклицательной.

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке зву­ков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лег­ких согласных звуков

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа)

1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная ра­бота).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

1. Продолжить работу по постановке неправильно произноси­мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в на­чале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сте­чением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехслож­ных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пя­тисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электриче­ство и т. п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых зву­ков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)

4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

5. Подбор слов на гласные звуки.

6. Знакомство с согласными звуками

7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий со­гласный звук».

9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мо и т.п.)

10. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)


1. Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш] [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).

3. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом).

4. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.

5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6. Знакомство с понятием «предложение», составление графи­ческой схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами .


1. Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство буквами И, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2. Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без нагляд­ной основы, подбору слов по моделям.

3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа пред­ложений.


Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Сентябрь «Детский сад», «Игрушки»

Октябрь «Семья», «Осень в природе», «Дары осени. Овощи. Грибы», «Дары осени. Фрукты. Ягоды».

Ноябрь «Дикие животные и птицы», «Домашние животные и птицы», «Осенний лес. Деревья и кусты», «Животные северных стран», «Животные жарких стран»

Расширение и уточнение словаря по темам:

Декабрь «Человек и части тела», «Здоровый образ жизни», «Зима в природе»,

«Новогодний праздник».

Январь «Каникулы. Театр встречает друзей», «Зимние праздники и забавы», «Уголок природы в детском саду», «Мебель».

Февраль «Транспорт», «Продукты питания. Посуда», «Профессии», «Одежда. Обувь».

Расширение и уточнение словаря по темам:

Март «Весна. Первоцветы»,

«Весеннее настроение. 8 Марта», «Птицы и животные весной», «Неживая природа. Явления природы»

Апрель «Хлеб», «Удивительный космос», «Насекомые», «Обитатели подводных глубин».

Май «Мой край. Пасха»,

«Мой город. День победы», «Неделя безопасности».


Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными место­имениями мой, моя, мое, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Лексические темы:

Сентябрь «Детский сад», «Игрушки»

Октябрь «Семья», «Осень в природе», «Дары осени. Овощи. Грибы», «Дары осени. Фрукты. Ягоды».

Ноябрь «Дикие животные и птицы», «Домашние животные и птицы», «Осенний лес. Деревья и кусты», «Животные северных стран», «Животные жарких стран»

1. Закрепление употребления падежных окончаний существи­тельных в единственном и множественном числе.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детенышей животных.

5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексичес­ким темам II периода).

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексические темы:

Декабрь «Человек и части тела», «Здоровый образ жизни», «Зима в природе»,

«Новогодний праздник».

Январь «Каникулы. Театр встречает друзей», «Зимние праздники и забавы», «Уголок природы в детском саду», «Мебель».

Февраль «Транспорт», «Продукты питания. Посуда», «Профессии», «Одежда. Обувь».

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее самый быстрый).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, ка­шевар).

Лексические темы:

Март «Весна. Первоцветы»,

«Весеннее настроение. 8 Марта», «Птицы и животные весной», «Неживая природа. Явления природы»

Апрель «Хлеб», «Удивительный космос», «Насекомые», «Обитатели подводных глубин».

Май «Мой край. Пасха»,

«Мой город. День победы», «Неделя безопасности».




  1. Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем и мнемотаблиц.

4. Работа над диалогической речью (с использованием лите­ратурных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

1. Закрепление умения самостоятельно составлять описатель­ные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.



Сентябрь

1 нед Первоначальный мониторинг

2 нед Первоначальный мониторинг

3 нед. Детский сад.

Понятие о звуках( речевые-неречевые)

4 нед. Игрушки. Звук А


Октябрь

1 нед.Семья. Звук У

2 нед Осень в природе. АУ УА

3 нед Дары осени. Овощи. Грибы. Звук О

4 нед Дары осени. Фрукты. Ягоды. Звук М

Ноябрь

1 нед Дикие животные и птицы Звук И

2 нед Домашние животные и птицы Звук М'

3 нед Осенний лес. Деревья и кусты. Звук П

4 нед Животные северных стран. Звук П’

5 нед Животные жарких стран. Звук Э


Декабрь

1 нед Человек и части тела. Звук Б-Б’

2 нед Здоровый образ жизни. Звук Н-Н’

3 нед Зима в природе. Звук Т-Т’

4 нед Новогодний праздник. Звук П-Т



Январь

1 нед Каникулы Театр встречает друзей

2 нед Зимние праздники и забавы. Звук Д-Д’

3 нед Уголок природы в детском саду. Звук В-В’

4 нед Мебель Звук Ф-Ф’


Февраль

1 нед Транспорт. Звук К-К’

2 нед Продукты питания. Посуда. Звук Г-Г’

3 нед Профессии. Звук Х-Х’

4 нед Одежда. Обувь. Звук Ы

Март

1 нед Весна. Первоцветы. Звук С

2 нед Весеннее настроение. 8 Марта. Звук С - С’

3 нед Птицы и животные весной Звук З

4 нед Неживая природа. Явления природы. Звук З - З’



Апрель

1 нед Хлеб Звук Ш

2 нед Удивительный космос Звук Ш - Ж

3 нед Насекомые. С- Ш

4 нет Обитатели подводных глубин Звук С-Ш - З- Ж


Май

1 нед Мой край. Пасха . Звук Щ

2 нед Мой город. День победы Звук Ш – Щ

3 нед. Неделя безопасности

4 нед Итоговый мониторинг

5 нед Итоговый мониторинг

Приложение 4



ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ №13

ГДОУ ЛНР №2 «МЕЧТА»

на 2023-2024 учебный год




I. Подготовительный этап

Задача: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранять дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

  • свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

  • шипящий Ш

  • соноры Л, Ль

  • шипящий Ж

  • соноры Р, Р'

  • шипящие Ч,Щ

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

  • для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

  • для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

  • для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».


Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых

слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах

со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналог и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ,

РЬ – Й, ЛЬ – Л

6.Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).




























Приложение 5

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясли - сад комбинированного вида № 2 «Мечта»





Утверждаю:

Заведующий ГДОУ ЛНР №2 «Мечта»

__________ И.В. Пирожкова







ГРАФИК РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

Семений Ирины Васильевна

Понедельник – 900 – 1300

Вторник – 900 – 1300

Среда – 900 – 1300

Четверг – 900 – 1300

Пятница – 900 – 1300

















2023-2024 учебный год

Приложение 6



Государственное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясли – сад комбинированного вида № 2 «Мечта»



Утверждаю:

Заведующий ГДОУ ЛНР №2 «Мечта»

__________ И.В. Пирожкова

Расписание коррекционных занятий

учителя-логопеда группы №13 Семений Ирины Васильевны



Понедельник: 900 – 925 – занятие с 1 подгруппой

935 – 1000 – занятие со 2 подгруппой

1000 – 1300 – индивидуально-коррекционная работа

Вторник: 900 – 925 – занятие с 1 подгруппой

935 – 1000 – занятие со 2 подгруппой

1000 – 1300 – индивидуально-коррекционная работа

Среда: 915 – 940 – фронтальное занятие

950–1300 –индивидуально-коррекционная работа

Четверг: 900 – 925 – занятие с 1 подгруппой

935 – 1000 – занятие со 2 подгруппой

1000 – 1300 – индивидуально-коррекционная работа

Пятница: 915 – 940 – фронтальное занятие

950–1300 –индивидуально-коррекционная работа







2023-2024 учебный год

19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!