СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Умники и умницы (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по внеурочной деятельности интеллектуальное направление «Умники и умницы»  разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения  на основе    авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам» 2007 год Москва: РОСТ книга.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Умники и умницы (2 класс)»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа по внеурочной деятельности интеллектуальное направление «Умники и умницы» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения на основе   авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам» 2007 год Москва: РОСТ книга.



разработки программы положены следующие документы:

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

  • Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
    зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  • Авторская программа Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам» 2007 год Москва: РОСТ книга.

  • Учебный план МБОУЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2016-2017 уч. год.

  • Рабочая программа ориентирована на пособие в двух частях: О.Холодовой «Юным умникам и умницам». 2015г. Москва: РОСТ книга.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков начальных классов, как отмечают психологи, играет уро­вень развития познавательных процессов: внимание, воспри­ятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возмож­ностей детей.

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Курс включает 34 занятия – во 2 классе: 1 занятие в неделю.

Срок реализации программы 1 год.

2. Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о

социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, в которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 33 № 34). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Во 2 классе возможно достижение результатов первого уровня и второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А.

(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

3.Содержание курса

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания.

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка избирательности запоминания.

Развитие речи. Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря учащихся. Формирование умений работы с содержанием текстов (выделение главной мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на них ответы. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и четко излагать свои мысли, правильно строить предложения.

Развитие мышления. Учимся выделять признаки предметов.

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки, описание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных, времен года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных

задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.

Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия. Нахождение предметов с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, вкус и т.д.) Решение задач на сравнение чисел, слов предметов, фигур. Учимся рассуждать и анализировать. Нахождение закономерностей в числах, фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск

недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со счетными палочками. Нахождение общего понятия для группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Логические игры со счетными палочками. Решение анаграмм, ребусов, кроссвордов.

































4.Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

всего

теоретич.

практич.

1

Выявление уровня развития внимания, вос­приятия, воображения, памяти и мышления.

1

0,5

0,5

2

Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

1

0,5

0,5

3

Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове.

1

0,5

0,5

4

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

Задачи на развитие аналитических способностей.

1

0,5

0,5

5

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

1

0,5

0,5

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

«Первая одинаковая». Логические задачи.

1

0,5

0,5

7

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

1

0,5

0,5

8

Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей.

1

0,5

0,5

9

«Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

1


0,5

0,5

10

Тренировка внимания. «Лабиринт».

1



0,5

0,5

11

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».

1


0,5

0,5

12

Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности.

1

0,5

0,5

13

Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая».

1

0,5

0,5

14

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

1

0,5

0,5

15

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

Составление ребусов.

1

0,5

0,5

16

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

1

0,5

0,5

17

Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

1

0,5

0,5

18

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

1

0,5

0,5

19

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

1

0,5

0,5

20

Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха.

1

0,5

0,5

21

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

0,5

0,5

22

Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

1

0,5

0,5

23

Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

1

0,5

0,5

24

Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

1

0,5

0,5

25

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

1

0,5

0,5

26

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

1

0,5

0,5

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

1

0,5

0,5

28

Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

1

0,5

0,5

29

Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

1

0,5

0,5

30

Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка.

1

0,5

0,5

31

Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

1

0,5

0,5

32

Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

1

0,5

0,5

33

Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

0,5

0,5

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.

1

0,5

0,5



5.Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятия

Дата

план

факт

1.


Выявление уровня развития познавательных процессов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2.09


2.


Развитие концентрации внимания

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

9.09


3.


Тренировка внимания

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16.09


4.


Тренировка слуховой памяти

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

23.09


5.


Тренировка зрительной памяти

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

30.09


6.


Поиск логического мышления

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

7.10


7.


Совершенствование воображения

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

14.10


8.


Развитие быстроты реакции

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

21.10


9.


Развитие концентрации внимания

 

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

28.10


10.


Тренировка внимания

 

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

11.11


11.


Тренировка слуховой памяти

 

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

18.11


12.


Тренировка зрительной памяти

 

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

25.11


13.


Поиск логического мышления

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2.12


14.


Совершенствование воображения

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

9.12


15.


Развитие пространственного воображения

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16.12


16.


Развитие концентрации внимания

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

23.12


17.


Тренировка внимания 

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

13.01


18.


Тренировка слуховой памяти

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

20.01


19.


Тренировка зрительной памяти

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

27.01


20.


 Поиск закономерностей

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

3.02


21.


Совершенствование воображения

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

10.02


22.


Развитие быстроты реакции

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

17.02


23.


Развитие концентрации внимания

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

24.02


24.


Тренировка внимания

 

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2.03


25.


Тренировка слуховой памяти

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

9.03


26.


Тренировка зрительной памяти

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

16.03


27.


Поиск закономерностей

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей

30.03


28.


Совершенствование воображения

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

6.04


29.


Развитие логического мышления

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

13.04


30.


 Развитие концентрации внимания


1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

20.04


31

Тренировка внимания

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.

27.04


32.


Тренировка слуховой памяти

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей

4.05


33

Совершенствование воображения

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

11.05


34.


Выявление уровня развития познавательных процессов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

18.05




____________ Воронченко Н.В.

от _________________ 20 15 года № ____ подпись

__________________Беспалова Н.В _____ __________2015 года

подпись руководителя МС Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР

МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского дата











38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!