Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Виртуальные экскурсии» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует общекультурному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального образования. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
Цели программы: расширение общего культурного кругозора учащихся начальной школы через знакомство с историей и культурой родного края.
Задачи:
- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие зрительно-слухового восприятия;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т. д. ;
- формирование и развитие гражданского самосознания, патриотичности.
способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
В программах для первого класса прослеживается:
преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Содержание программы
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о нашем крае». | 2 | 1 | 1 |
2 | Россия. Главный город России. Виртуальная экскурсия по Москве. Что такое «Русь»? | 2 | 1 | 1 |
3 | Беседа «Велика страна Россия». | 1 | 1 | |
4 | Урал на карте нашей Родины. Путешествие по карте России. | 2 | 1 | 1 |
5 | Человек пришёл на Урал. Экскурсия в историко-краеведческий музей. | 2 | 1 | 1 |
6 | Урал и его соседи. Главные реки края. Путешествие по карте Урала. | 2 | 1 | 1 |
7 | Урал – сокровищница России. Экскурсия в геологический музей. | 1 | | 1 |
8 | Твоя малая Родина. Виртуальная экскурсия по городу. | 2 | 1 | 1 |
9 | Мой город-Ревда. Экскурсия по городу. | 1 | | 1 |
| | | | |
10 | Мама. | 1 | 1 | |
11 | Моё имя | 1 | | 1 |
12 | Наши бабушки и дедушки. | 1 | | 1 |
13 | Семейные праздники. Виртуальные экскурсии по праздникам. | 3 | 1 | 2 |
14 | Родословие. | 1 | | 1 |
15 | Народ. | 1 | 1 | |
16 | Район. | 1 | | 1 |
17 | Улицы. Виртуальная экскурсия по улицам города. | 2 | 1 | 1 |
18 | Уральские детские писатели. | 2 | 1 | 1 |
19 | Павел Петрович Бажов. Виртуальная экскурсия в музей Бажова. | 2 | 1 | 1 |
20 | Евгений Пермяк. | 1 | 1 | |
21 | Владислав Крапивин. | 1 | 1 | |
22 | Мамин – Сибиряк. | 1 | 1 | |
23 | Алексей Домнин. | 1 | 1 | |
24 | Владимир Бирюков. | 1 | 1 | |
25 | Николай Шилов. | 1 | 1 | |
26 | Птицы на улицах города. | 2 | 1 | 1 |
27 | Голубые глаза весны. | 1 | 1 | |
28 | Зелёный наряд Ревды. | 2 | | 2 |
29 | День Победы. | 2 | 1 | 1 |
30 | Памятники Великой Отечественной войны в Ревде. Виртуальная экскурсия. | 2 | | 2 |