Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающихся 5, 6 классов. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование навыков, полученных на уроках физической культуры по отдельным видам спорта: лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол
Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Материал даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Цель: формирование культуры здорового образа жизни, через занятия спортом.
Задачи:
-ознакомить учащихся с наиболее популярными видами спорта.
- создать оптимальные условия для занятий спортом;
- пропагандировать ценности здорового образа жизни через занятия спортом
Форма организации: кружок
Виды деятельности: игра, соревнование, задания с практической направленностью
Формы работы: групповая, парная, коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Срок реализации программы: 1 год
Количество занятий в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34
Содержание курса внеурочной деятельности
Разделы программы | Темы раздела | Основное содержание по темам | Универсальные виды деятельности |
№1. Основы теоретических знаний | Краткая характеристика игровых видов спорта Требования к технике безопасности. | Инструктаж по технике безопасности. Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. в Российской Федерации на современном этапе. Познай себя Ростовесовые показатели. Правильная и неправильная осанка. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма | Изучают историю игровых видов спорта и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Раскрывают значение техники безопасности в спортивном зале и при проведении спортивных игр Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста. Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов. Составляют личный план физического самовоспитания. Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие |
№2. Основы техники и тактики игры в баскетбол №3. Основы техники и тактики игры в волейбол | Обучение и совершенствование навыков бросков мяча | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины — 4,80 м | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Тактика игры в баскетбол. | Тактика свободного нападения. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Быстрый прорыв (2:1) | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Закрепление пройденных тем и применение их на практике. | Действия одного защитника против двух нападающих. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Товарищеские игры. | Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Игра по правилам мини-баскетбола. Дальнейшее обучение технике движений | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Используют игру в баскетбол как средство активного отдыха |
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. | Инструктаж по ТБ на занятиях волейболом. Правила игры. Организация и проведение соревнований по волейболу. Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. | Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча) | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. | . Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6.3,4 и 6.3,2. Учебная игра по упрощенным правилам | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. |
Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. | Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием | Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения. |
| Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. Контрольные игры и соревнования. | Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. Групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола Учебная игра по упрощенным правилам | Управляют эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохраняют хладнокровие, сдержанность, рассудительность; $1 технически правильно выполняют двигательные действия, используют их в игровой и соревновательной деятельности. Организуют совместные занятия со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру как средство активного отдыха. |
№ 4. «Русская лапта» | Краткая характеристика игры Требования к технике безопасности | Физическая культура и основы здорового образа жизни. Правила соревнований. Правила безопасного поведения | Правила безопасности при игре в русскую лапту. Знакомство с площадкой и инвентарём, освоение правил и основных технических действий с соблюдением традиций и терминов в народном варианте игры «Русская лапта», знакомство с площадкой и инвентарём. |
| Стойки и перемещения игроков. Техника владения битой и мячом. | Освоение правил и основных технических действий с соблюдением традиций и терминов в народном варианте игры «Русская лапта», обучение технике владения малым мячом, индивидуальному прорыву, в парах, в группах, игру в русскую лапту. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- воспитание патриотизма, гражданственной ответственности и нравственных качеств в процессе занятия в кружке.
Метапредметные результаты:
Предметные УУД:
- умение решать ситуационные задачи;
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать с разновазросными и коммуникативности;
Коммуникативные УУД:
- умение проявлять учащимися взаимоуважение друг к другу, оказывать взаимопомощь, быть дружелюбными, толерантности; умение слушать и принимать чужую точку зрения, работать в группах;
- работать с информацией представленной в разном виде (текстовая, символьная, аудио-видио – визуальная, знаковая).
Регулятивные УУД:
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- умение планировать и брать на себя ответственность за собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых среди членов своей группы;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Личностные УУД:
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- воспитывать культуру национальных отношений среди учеников разной национальности
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий;
- доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- участие в спортивных соревнованиях школьного уровня. Отслеживание уровня развития двигательных качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- участие в спортивных соревнованиях разного уровня;
- умение отслеживать уровнь развития двигательных качеств.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Основы теоретических знаний | 1 |
2 | Основы техники и тактики игры в баскетбол | 14 |
3 | Основы техники и тактики игры в волейбол | 12 |
4 | Основы техники и тактики игры «Русская лапта» | 7 |
| Итого | 34 |