Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхневилюйская спортивная средняя общеобразовательная школа имени Ю.Н. Прокопьева»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам.директора по учебной работе: директор школы:
естественно- математического цикла: ________________ /Адамова К.В./ ____________ /Николаев А.Д./
_____________ /Спиридонова Х.В./ «____» _____________ 2022 г. «____» _____________ 2022 г.
«____» _____________ 2022 г.
Рабочая программа внеаудиторного занятия
«Функциональная грамотность»
в 5 «а» классе
Учитель: Иванова Мария Сергеевна
Квалификационная категория: СЗД
Количество часов в программе: 35
Количество часов в неделю: 1
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МБОУ «Верхневилюйская спортивная средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Пркопьева», на основе серии пособий «Функциональная грамотность.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment).
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться с 5 по 9 класс. Изменяется практическое содержание тематических разделов в зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные
будут сформированы:
формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
находит и извлекает информацию в различном контексте;
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
анализирует и интегрирует полученную информацию;
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
формулировать проблему на основе анализа ситуации;
анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты. Решение естественно- научных проблем. Решение социальных проблем.
Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.
Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».
Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем | 1 |
2 | Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки | 2 |
3 | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | 2 |
4 | Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. | 1 |
5 | Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. | 1 |
6 | Подведем итоги. Творческая работа | 1 |
7 | Финансовая грамотность современного человека | 1 |
8 | Семейный бюджет. Расходы и доходы | 1 |
9 | Акции в магазине. Кредит и рассрочка | 1 |
10 | Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции | 1 |
11 | Фальшивые деньги. Обмен валюты | 1 |
12 | Личные сбережения. Финансовая безопасность | 1 |
13 | Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование | 1 |
14 | Математическая грамотность. Учимся для жизни | 1 |
15 | Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» | 1 |
16 | Ситуация «Новая квартира» | 1 |
17 | Практическая работа | 1 |
18 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 |
19 | Практическая работа | 1 |
20 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 |
21 | Практическая работа | 1 |
22 | Ситуация «Новое дорожное покрытие» | 1 |
23 | Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» | 1 |
24 | Человек и природа | 1 |
25 | Здоровье | 1 |
26 | Традиции и обычаи | 1 |
27 | Права человека | 1 |
28 | Семья | 1 |
29 | Образование | 1 |
30 | Практическая работа | 3 |
всего | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Формы работы | Дата проведения |
план | факт |
Модуль: Креативное мышление | | |
1. | Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем | Диалог Групповая работа | 01.09 | 01.09 |
2. | Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки | Групповая работа | 08.09 | 08.09 |
3 | Креативное самовыражение. Создаем рисунки | Работа в парах Аналитическая беседа | 15.09 | 15.09 |
4 | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | Групповая работа | 22.09 | 22.09 |
5 | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | Работа в парах Аналитическая беседа | 29.09 | 29.09 |
6 | Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. | Работа в парах | 06.10 | 06.10 |
7 | Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. | Круглый стол | 13.10 | 13.10 |
8 | Подведем итоги. Творческая работа | Диалог Индивидуальная работа | 20.10 | 20.10 |
Модуль: Основы финансовой грамотности | |
9 | Финансовая грамотность современного человека | Аналитическая беседа | 27.10 | 27.10 |
10 | Семейный бюджет. Расходы и доходы | Работа в группах | 10.11 | 10.11 |
11 | Акции в магазине. Кредит и рассрочка | Круглый стол | 17.11 | 17.11 |
12 | Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции | Дискуссия | 24.11 | 24.11 |
13 | Фальшивые деньги. Обмен валюты | Работа в парах | 01.12 | 01.12 |
14 | Личные сбережения. Финансовая безопасность | Аналитическая беседа | 08.12 | 08.12 |
15 | Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование | Работа в группах | 15.12 | 15.12 |
16 | Практическая работа | Индивидуальная работа | 22.12 | 22.12 |
Модуль: Основы математической грамотности | |
17 | Математическая грамотность. Учимся для жизни | Аналитическая беседа | 12.01 | |
18 | Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» | Групповая работа | 19.01 | |
19 | Ситуация «Новая квартира» | Групповая работа | 26.01 | |
20 | Практическая работа | Мини-проект | 02.02 | |
21 | Ситуация «Вязаные вещи» | Групповая работа | 09.02 | |
22 | Практическая работа | Мини-проект | 16.02 | |
23 | Ситуация «Вязаные вещи» | Групповая работа | 02.03 | |
24 | Практическая работа | Мини-проект | 09.03 | |
25 | Ситуация «Новое дорожное покрытие» | Групповая работа | 16.03 | |
26 | Практическая работа | Мини-проект | 23.03 | |
Модуль: Глобальные компетенции | |
27 | Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» | Аналитическая беседа | 06.04 | |
28 | Человек и природа | Круглый стол | 13.04 | |
29 | Здоровье | Работа в группах | 20.04 | |
30 | Традиции и обычаи | Дискуссия | 27.04 | |
31 | Права человека | Круглый стол | 04.05 | |
32 | Семья | Работа в группах | 11.05 | |
33 | Образование | Работа в парах | 18.05 | |
34 | Практическая работа. Итоговый урок | Индивидуальная работа Аналитическая беседа | 25.05 | |