СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 5 класс»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхневилюйская спортивная средняя общеобразовательная школа имени Ю.Н. Прокопьева»






РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам.директора по учебной работе: директор школы:
естественно- математического цикла: ________________ /Адамова К.В./ ____________ /Николаев А.Д./
_____________ /Спиридонова Х.В./ «____» _____________ 2022 г. «____» _____________ 2022 г.

«____» _____________ 2022 г.






Рабочая программа внеаудиторного занятия

«Функциональная грамотность»

в 5 «а» классе







Учитель: Иванова Мария Сергеевна

Квалификационная категория: СЗД

Количество часов в программе: 35

Количество часов в неделю: 1







2022 – 2023 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МБОУ «Верхневилюйская спортивная средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Пркопьева», на основе серии пособий «Функциональная грамотность.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment).

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.


Цель программы:

развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы:

  • развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);

  • развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);

  • развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

  • развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).


Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться с 5 по 9 класс. Изменяется практическое содержание тематических разделов в зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностные

будут сформированы:

  • формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;

  • оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные

  • находит и извлекает информацию в различном контексте;

  • объясняет и описывает явления на основе полученной информации;

  • анализирует и интегрирует полученную информацию;

  • формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;

  • делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.


Предметные

обучающийся научится:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;

обучающийся получит возможность:

  • находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;

  • применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;

  • формулировать проблему на основе анализа ситуации;

  • анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;

  • оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;

  • интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;

  • оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты. Решение естественно- научных проблем. Решение социальных проблем.

Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.

Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».

Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем

1

2

Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки

2

3

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

2

4

Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

1

5

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.

1

6

Подведем итоги. Творческая работа

1

7

Финансовая грамотность современного человека

1

8

Семейный бюджет. Расходы и доходы

1

9

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

1

10

Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции

1

11

Фальшивые деньги. Обмен валюты

1

12

Личные сбережения. Финансовая безопасность

1

13

Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование

1

14

Математическая грамотность. Учимся для жизни

1

15

Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»

1

16

Ситуация «Новая квартира»

1

17

Практическая работа

1

18

Ситуация «Вязаные вещи»

1

19

Практическая работа

1

20

Ситуация «Вязаные вещи»

1

21

Практическая работа

1

22

Ситуация «Новое дорожное покрытие»

1

23

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?»

1

24

Человек и природа

1

25

Здоровье

1

26

Традиции и обычаи

1

27

Права человека

1

28

Семья

1

29

Образование

1

30

Практическая работа

3

всего

34 ч.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Формы работы

Дата проведения

план

факт

Модуль: Креативное мышление



1.


Вводный урок.

Что такое креативно мышление.

Знакомимся с креативными решениями различных проблем

Диалог

Групповая работа

01.09

01.09

2.

Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки

Групповая работа

08.09

08.09

3

Креативное самовыражение. Создаем рисунки

Работа в парах

Аналитическая беседа

15.09

15.09

4

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

Групповая работа

22.09

22.09

5

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

Работа в парах Аналитическая беседа

29.09

29.09

6

Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

Работа в парах

06.10

06.10

7

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.

Круглый стол

13.10

13.10

8

Подведем итоги. Творческая работа

Диалог Индивидуальная работа

20.10

20.10

Модуль: Основы финансовой грамотности


9

Финансовая грамотность современного человека

Аналитическая беседа

27.10

27.10

10

Семейный бюджет. Расходы и доходы


Работа в группах

10.11

10.11

11

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

Круглый стол

17.11

17.11

12

Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции

Дискуссия

24.11

24.11

13

Фальшивые деньги. Обмен валюты

Работа в парах

01.12

01.12

14

Личные сбережения. Финансовая безопасность

Аналитическая беседа

08.12

08.12

15

Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование

Работа в группах

15.12

15.12

16

Практическая работа

Индивидуальная работа

22.12

22.12

Модуль: Основы математической грамотности


17


Математическая грамотность. Учимся для жизни

Аналитическая беседа

12.01


18

Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»

Групповая работа

19.01


19


Ситуация «Новая квартира»

Групповая работа

26.01


20

Практическая работа

Мини-проект

02.02


21

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

09.02


22

Практическая работа

Мини-проект

16.02


23

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

02.03


24

Практическая работа

Мини-проект

09.03


25

Ситуация «Новое дорожное покрытие»

Групповая работа

16.03


26

Практическая работа

Мини-проект

23.03


Модуль: Глобальные компетенции


27

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?»

Аналитическая беседа

06.04


28

Человек и природа

Круглый стол

13.04


29

Здоровье

Работа в группах

20.04


30

Традиции и обычаи

Дискуссия

27.04


31

Права человека

Круглый стол

04.05


32

Семья

Работа в группах

11.05


33

Образование

Работа в парах

18.05


34

Практическая работа. Итоговый урок

Индивидуальная работа

Аналитическая беседа

25.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!