Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол №___ от «___»_________2022г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________И.В.Ракова от «___»_________2022г |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный биолог»
Естественно-научной направленности
Уровень программы – базовый
Возраст обучающихся 12-13лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Составитель:
Галактионова Людмила Владимировна
учитель биологии
Георгиевка
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
2.Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);
3. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);
4. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
5. Положения о внеурочной деятельности, реализуемого в МБОУ «Георгиевская СОШ»
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – все это основа организации внеурочной деятельности. Данная программа организуется для учащихся 5-8-х классов, которым уже знакомы по урокам биологии мир живых организмов.
Содержание занятий строится для разных возрастных групп с учётом уровня их подготовки. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью внеурочной деятельности, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать еѐ достижение. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с использованием оборудования «Точки роста». Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к биологии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками. Программа курса позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивает мышление и исследовательские знания учащихся.
Количество часов: 34 часа, в неделю – 1 час.
Цель программы:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся через изучение и исследование многообразия мира живой природы.
Задачи программы
1 Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;
2. Познакомить с биологическими специальностями.
3. Развивать творческие способности ребенка.
4. Формировать приемы и умения по организации поисковой, исследовательской, самостоятельной и познавательной деятельности.
5. Развивать исследовательские навыки и умения анализировать полученные результаты;
6. Воспитывать интерес к миру живых существ.
Сроки реализации общеразвивающей программы 2 года.
Новизна программы
Программа «Юный биолог» создана для учеников 5-6 классов. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа позволяет обучающимся находить дополнительный материал и применять полученные знания на практике.
Отличительные особенности
Образовательная программа внеурочной деятельности «Юный биолог» имеет естественно – научную направленность. Направлена на:
-овладение и ознакомление обучающимися лабораторными навыками в сфере биологии;
- овладение обучающимися исследовательскими и проектными работами;
-ознакомление и овладение работы на специальном лабораторном оборудовании.
Адресат программы
Программа внеурочной деятельности естественнонаучной направленности «Юный биолог» предназначена для подростков 12-15 лет (обучающиеся 5-8 классов).
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на год обучения, 34часа в год (1 час в неделю), предусмотрена для детей школьного возраста.
Основные методы обучения
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение знаний, полученных во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Проектная работа (при оформлении результатов исследований).
Практическая работа (при проведении эксперимента или исследования). Проектирование помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность.
Данные методы повышают внимание к изучаемому материалу.
Основные формы обучения
Формы работы: групповая, работа в парах. Занятия разделены на теоретические (учебные занятия) и практические (лабораторная
работа). Практическая работа прививает и закрепляет навыки, заложенные теоретическими занятиями.
Формы контроля
собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, интеллектуальные состязания,
конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Юный биолог» у обучающихся формируются следующие результаты:
Предметные результаты:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о природных объектах, овладеют основами практико-
ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своѐ место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ средствами
поиска информации в электронных источниках, научатся создавать
сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
•получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений.
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые;
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
умения вести анализ, работать с оборудованием и делать презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Содержание программы
Вводное занятие:
Цели и задачи, план работы занятий. Биологическая лаборатория и правила работы с ней. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. Основные правила приготовления временных препаратов.
Тема: Анатомия и морфология растений.
Клетка – структурная единица живого организма. Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение
препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Лабораторная работа: «Изготовление фиксированного микропрепарата» Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение
Изучение растительной клетки. Лабораторные работы: «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата и их изучение под микроскопом» «Приготовление препарата яблока, картофеля и их изучение под микроскопом» Л/Р Движение цитоплазмы в клетках листа Деление клетки. П/Р Рассмотрение под микроскопом делящиеся клетки. Систематика растений. Вегетативные органы: стебель, лист, почки. П/Р Строение побега, строение почек, расположение их на стебле. Строение корня. Генеративные органы: цветок, плод. Особенности растений и их отличие от животных. Ткани растений. Плазмолиз и деплазмолиз.
Тема: Систематика растений. «Водоросли», Высшие споровые растения. П/Р поглощение сфагнумом воды. Развитие семенных растений. .П/Р Изучение строения хвои и шишек сосны обыкновенной.
Тема: Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Семейства однодольных растений. П/Р Определение растений разных семейств по карточкам определителям. Удивительные растения. Лекарственные растения своей местности. Болезни растений
Тема: Многообразие живых организмов
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов Грибы и бактерии под микроскопом. Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение еѐ под микроскопом. Лабораторные работы: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом» «Выращивание плесневых грибов» «Изучение строения плесневых грибов под
микроскопом» «Выращивание культуры сенной палочки и изучение еѐ под микроскопом», «Определение содержания крахмала, белков и жиров в семенах растений». Решение олимпиадных заданий.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. | 1 | 1 | | беседа |
2 | Анатомия и морфология растений. | 19 | 3 | 16 | Тестирование, решение олимпиадных заданий |
3 | Систематика растений. | 3 | 1 | 2 | Тестировани |
4 | Многообразие покрытосеменных растений | 6 | 5 | 1 | Презентация |
5 | Многообразие живых организмов | 5 | 2 | 3 | Сообщения |
| итого | 34 | 12 | 22 | |
Материально- техническое обеспечение
Занятия проводятся в учебном кабинете, который оснащен партами для учащихся, партами для работы в группах, стульями, классной доской, интерактивной доской, лаборантской, где имеются шкафы и стеллажи для
хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Технические средства обучения:
- Компьютер с доступом к сети Интернет
- Колонки
– Принтер
- Флэш-накопитель
-Лаборатория биология
-Микроскоп световой,
-Лупа лабораторная
Методическое оснащение занятий
Перечень инструментов, необходимых для реализации программы
Раздел: РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Гербарий по морфологии растений
Гербарий «Растительные сообщества»
Гербарий с определительными карточками по систематике растений
Гербарий «Основные отделы растений»
Гербарий «Сельскохозяйственные растения»
Гербарий «Сорные растения»
Коллекции:
Голосеменные растения
Шишки сосны и ели
Плоды и семена
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Модели цветков
Набор муляжей плодов, корнеплодов и грибов
Наборы инструментов препаровальных, предметные стекла
Список литературы
Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии. Липецк-2006. 26-с.
Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002. - № 8.
Практикум по цитологии. Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Ченцова. - М., 1988
А.М. Розенштейн Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. Москва- 1988
В.Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. Занимательная ботаника , Москва – 1999
В.М. Пакулова, О.Э. Шишикина Сборник задач и упражнений к школьному курсу Биологии, Красноярск- 2001
Т.Б. Державина Экскурсии в природу, Москва- 2009
Е.Н. Прохорчук Готовимся к олимпиаде по биологии, Красноярск – 2015
Д.Г. Хессайон Все о болезнях и вредителях растений, Москва - 2003
Почасовое планирование занятий
№ | Темы занятий | Дата проведения |
1. | Вводение. План работы кружка. Правила техники безопасности при выполнении Л/Р | |
2. | Тема: Анатомия и морфология растений. Строение растительной клетки. П/Р Рассмотрение разных клеток под микроскопом. | |
3. | Л/Р Движение цитоплазмы в клетках листа. | |
4. | Деление клетки. П/Р Рассмотрение под микроскопом делящиеся клетки. | |
5. | Ткани растений. П/Р Ткани растений под микроскопом. | |
6. | Вегетативные органы. П/Р Строение побега, строение почек, расположение их на стебле | |
7. | Л/Р Распознавание простых и сложных листьев, определение типа листорасположения | |
8. | Л/Р Испарение воды листьями | |
9. | Стебель. Л/Р Рассмотрение среза стебля под микроскопом | |
10. | П/Р Передвижение воды и минеральных веществ по древесине | |
11. | Л/Р Изучение строения луковицы и клубня | |
12. | Черенкование комнатных растений | |
13. | Строение корня. Л/Р Верхушечный рост корня и образование боковых корней | |
14. | Видоизменение корней | |
15. | Строение цветка. Опыление. Двойное оплодотворение. | |
16. | Типы соцветий. П/Р Определение соцветий. | |
17. | Образование семян. П/Р Определение плодов и семян. | |
18. | П/Р Дыхание семян | |
19. | Л/Р Выделение крахмала, белка, жира из семян | |
20. | П/Р Ознакомление с сухими и сочными плодами | |
21. | Тема: Систематика растений. Низшие растения. Водоросли. | |
22. | Высшие споровые растения. П/Р поглощение сфагнумом воды | |
23. | Развитие семенных растений.П/Р Изучение строения хвои и шишек сосны обыкновенной | |
24. | Тема: Многообразие покрытосеменных растений Семейства двудольных растений | |
25. | Семейства однодольных растений | |
26. | П/Р Определение растений разных семейств по карточкам определителям | |
27. | Удивительные растения | |
28. | Лекарственные растения моей местности | |
29. | Болезни растений | |
30. | Тема: Многообразие живых организмов Л/Р Выращивание культуры бактерий сенная палочка. | |
31. | Выращивание белой плесени мукора. Л/Р Рассмотрение мукора под микроскопом | |
32. | Строение дрожжей. П/Р Выделение дрожжами углекислого газа | |
33. | Работа с олимпиадными заданиями | |
34. | Заключительное занятие. Биологическая игра | |