СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный биолог" Естественно-научной направленности, на 2022-2023 учебный год.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать еѐ достижение. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с использованием оборудования «Точки роста».   Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к биологии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный биолог" Естественно-научной направленности, на 2022-2023 учебный год.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

На педагогическом совете

Протокол №___

от «___»_________2022г


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________И.В.Ракова

от «___»_________2022г












Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный биолог»

Естественно-научной направленности

Уровень программы – базовый

Возраст обучающихся 12-13лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)









Составитель:

Галактионова Людмила Владимировна

учитель биологии







Георгиевка

2022

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

2.Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);

2. Федеральный   государственный  образовательный стандарт основного общего   образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644);

3. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);

4. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

5. Положения о внеурочной деятельности, реализуемого в МБОУ «Георгиевская СОШ»

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – все это основа организации внеурочной деятельности. Данная программа организуется для учащихся 5-8-х классов, которым уже знакомы по урокам биологии мир живых организмов.

Содержание занятий строится для разных возрастных групп с учётом уровня их подготовки. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью внеурочной деятельности, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать еѐ достижение. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с использованием оборудования «Точки роста». Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к биологии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками. Программа курса позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивает мышление и исследовательские знания учащихся.


Количество часов: 34 часа, в неделю – 1 час.


Цель программы:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся через изучение и исследование многообразия мира живой природы.

Задачи программы

1 Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;

2. Познакомить с биологическими специальностями.
3. Развивать творческие способности ребенка.

4. Формировать приемы и умения по организации поисковой, исследовательской, самостоятельной и познавательной деятельности.

5. Развивать исследовательские навыки и умения анализировать полученные результаты;
6. Воспитывать интерес к миру живых существ.


Сроки реализации общеразвивающей программы 2 года.


Новизна программы


Программа «Юный биолог» создана для учеников 5-6 классов. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.


Актуальность программы


Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Программа позволяет обучающимся находить дополнительный материал и применять полученные знания на практике.

Отличительные особенности


Образовательная программа внеурочной деятельности «Юный биолог» имеет естественно – научную направленность. Направлена на:

-овладение и ознакомление обучающимися лабораторными навыками в сфере биологии;

- овладение обучающимися исследовательскими и проектными работами;

-ознакомление и овладение работы на специальном лабораторном оборудовании.


Адресат программы


Программа внеурочной деятельности естественнонаучной направленности «Юный биолог» предназначена для подростков 12-15 лет (обучающиеся 5-8 классов).

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на год обучения, 34часа в год (1 час в неделю), предусмотрена для детей школьного возраста.


Основные методы обучения


Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение знаний, полученных во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Проектная работа (при оформлении результатов исследований).

Практическая работа (при проведении эксперимента или исследования). Проектирование помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность.

Данные методы повышают внимание к изучаемому материалу.


Основные формы обучения


Формы работы: групповая, работа в парах. Занятия разделены на теоретические (учебные занятия) и практические (лабораторная
работа). Практическая работа прививает и закрепляет навыки, заложенные теоретическими занятиями.

Формы контроля

собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, интеллектуальные состязания,
конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия


Планируемые результаты

В результате изучения курса «Юный биолог» у обучающихся формируются следующие результаты:

Предметные результаты:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о природных объектах, овладеют основами практико-
    ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • получат возможность осознать своѐ место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ средствами

  • поиска информации в электронных источниках, научатся создавать
    сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
    •получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений.

Личностные результаты:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.



Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
    справочников (включая электронные, цифровые;

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • умения вести анализ, работать с оборудованием и делать презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.




Содержание программы



Вводное занятие:

Цели и задачи, план работы занятий. Биологическая лаборатория и правила работы с ней. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. Основные правила приготовления временных препаратов.


Тема: Анатомия и морфология растений.

Клетка – структурная единица живого организма. Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение
препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Лабораторная работа: «Изготовление фиксированного микропрепарата» Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение
Изучение растительной клетки. Лабораторные работы: «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата и их изучение под микроскопом» «Приготовление препарата яблока, картофеля и их изучение под микроскопом» Л/Р Движение цитоплазмы в клетках листа Деление клетки. П/Р Рассмотрение под микроскопом делящиеся клетки. Систематика растений. Вегетативные органы: стебель, лист, почки. П/Р Строение побега, строение почек, расположение их на стебле. Строение корня. Генеративные органы: цветок, плод. Особенности растений и их отличие от животных. Ткани растений. Плазмолиз и деплазмолиз.


Тема: Систематика растений. «Водоросли», Высшие споровые растения. П/Р поглощение сфагнумом воды. Развитие семенных растений. .П/Р Изучение строения хвои и шишек сосны обыкновенной.


Тема: Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Семейства однодольных растений. П/Р Определение растений разных семейств по карточкам определителям. Удивительные растения. Лекарственные растения своей местности. Болезни растений


Тема: Многообразие живых организмов

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов Грибы и бактерии под микроскопом. Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение еѐ под микроскопом. Лабораторные работы: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом» «Выращивание плесневых грибов» «Изучение строения плесневых грибов под
микроскопом» «Выращивание культуры сенной палочки и изучение еѐ под микроскопом», «Определение содержания крахмала, белков и жиров в семенах растений». Решение олимпиадных заданий.


Календарно- тематическое планирование



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

1

1


беседа

2

Анатомия и морфология растений.


19

3

16

Тестирование, решение олимпиадных заданий

3

Систематика растений.

3


1

2

Тестировани

4

Многообразие покрытосеменных растений


6

5

1

Презентация

5

Многообразие живых организмов

5

2

3

Сообщения


итого

34

12

22




Материально- техническое обеспечение


Занятия проводятся в учебном кабинете, который оснащен партами для учащихся, партами для работы в группах, стульями, классной доской, интерактивной доской, лаборантской, где имеются шкафы и стеллажи для

хранения дидактических пособий и учебных материалов.


Технические средства обучения:

  1. - Компьютер с доступом к сети Интернет

  2. - Колонки

  3. – Принтер

  4. - Флэш-накопитель

  5. -Лаборатория биология

  6. -Микроскоп световой,

  7. -Лупа лабораторная

Методическое оснащение занятий

Перечень инструментов, необходимых для реализации программы

Раздел: РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Гербарий по морфологии растений

Гербарий «Растительные сообщества»

Гербарий с определительными карточками по систематике растений

Гербарий «Основные отделы растений»

Гербарий «Сельскохозяйственные растения»

Гербарий «Сорные растения»

Коллекции:

Голосеменные растения

Шишки сосны и ели

Плоды и семена
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Модели цветков

Набор муляжей плодов, корнеплодов и грибов

Наборы инструментов препаровальных, предметные стекла


Список литературы


  1. Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии. Липецк-2006. 26-с.

  2. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002. - № 8.

  3. Практикум по цитологии. Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Ченцова. - М., 1988

  4. А.М. Розенштейн Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. Москва- 1988

  5. В.Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. Занимательная ботаника , Москва – 1999

  6. В.М. Пакулова, О.Э. Шишикина Сборник задач и упражнений к школьному курсу Биологии, Красноярск- 2001

  7. Т.Б. Державина Экскурсии в природу, Москва- 2009

  8. Е.Н. Прохорчук Готовимся к олимпиаде по биологии, Красноярск – 2015

  9. Д.Г. Хессайон Все о болезнях и вредителях растений, Москва - 2003


























Почасовое планирование занятий



Темы занятий

Дата проведения

1.

Вводение. План работы кружка. Правила техники безопасности при выполнении Л/Р


2.

Тема: Анатомия и морфология растений.

Строение растительной клетки. П/Р Рассмотрение разных клеток под микроскопом.


3.

Л/Р Движение цитоплазмы в клетках листа.


4.

Деление клетки. П/Р Рассмотрение под микроскопом делящиеся клетки.


5.

Ткани растений. П/Р Ткани растений под микроскопом.


6.

Вегетативные органы. П/Р Строение побега, строение почек, расположение их на стебле


7.

Л/Р Распознавание простых и сложных листьев, определение типа листорасположения


8.

Л/Р Испарение воды листьями


9.

Стебель. Л/Р Рассмотрение среза стебля под микроскопом


10.

П/Р Передвижение воды и минеральных веществ по древесине


11.

Л/Р Изучение строения луковицы и клубня


12.

Черенкование комнатных растений


13.

Строение корня. Л/Р Верхушечный рост корня и образование боковых корней


14.

Видоизменение корней


15.

Строение цветка. Опыление. Двойное оплодотворение.


16.

Типы соцветий. П/Р Определение соцветий.


17.

Образование семян. П/Р Определение плодов и семян.


18.

П/Р Дыхание семян


19.

Л/Р Выделение крахмала, белка, жира из семян


20.

П/Р Ознакомление с сухими и сочными плодами


21.

Тема: Систематика растений.

Низшие растения. Водоросли.


22.

Высшие споровые растения. П/Р поглощение сфагнумом воды


23.

Развитие семенных растений.П/Р Изучение строения хвои и шишек сосны обыкновенной


24.

Тема: Многообразие покрытосеменных растений

Семейства двудольных растений


25.

Семейства однодольных растений


26.

П/Р Определение растений разных семейств по карточкам определителям


27.

Удивительные растения


28.

Лекарственные растения моей местности


29.

Болезни растений


30.

Тема: Многообразие живых организмов

Л/Р Выращивание культуры бактерий сенная палочка.


31.

Выращивание белой плесени мукора. Л/Р Рассмотрение мукора под микроскопом


32.

Строение дрожжей. П/Р Выделение дрожжами углекислого газа


33.

Работа с олимпиадными заданиями


34.

Заключительное занятие. Биологическая игра






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!