Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО БИОЛОГИИ
«Биологическое краеведение. Моя Югра»
для обучающихся 7 классов
на 2021-2022 учебный год
| Автор-составитель: Быкова Светлана Семеновна, учитель биологии |
г. Нижневартовск, 2021 год
Пояснительная записка
Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью в формировании бережно относящегося к природным ценностям своего Отечества гражданина. Кроме того, выбор курса связан с 90-летием образования ХМАО-Югры, решает вопрос патриотического воспитания школьников.
Данный курс дает возможность учителю расширить и углубить знания школьников о природе малой родины.
Биологическое краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, способствует личностному развитию ребенка; показывает, насколько интересен и увлекателен свой край. Близость расположения изучаемых природных объектов помогает учащимся углубить и расширить свои знания о родном крае, полюбить его, гордиться им.
Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса «Биология»
Особенность программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формирование целостного взгляда на природу, общество, место человека в них; происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей.
Цель программы: формирование знаний учащихся о природе Ханты-Мансийского автономного округа и России, осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать знания о природе родного края;
сформировать знания об экологически грамотном и безопасном поведении;
познакомить с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношение к природе;
воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
научить находить и объяснять причинно-следственные связи в живой природе;
устанавливать соответствие между особенностями строения и жизненной формой или экологической группой растений, их описательной характеристикой.
На реализацию программы отводится 34 занятия в год (1час в неделю).
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый, обеспечивающий реализацию развивающих задач курса.
Формы занятий: познавательные беседы, дискуссия, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса
Личностные результаты обучающихся:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- познавательный интерес к экологии родного края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, других людей.
Познавательные:
- умение узнавать изученные объекты живой природы;
- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.
Коммуникативные:
- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить простейшие монологические высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Введение (2ч)
Проблемы сохранения биоразнообразия. Биоразнообразие природы ХМАО. Природа – наш второй дом. История изучения природы.
Тема 2. Мой край на карте Родины (1ч)
Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой ХМАО, Нижневартовска.
Тема 3. Жизненные формы и экологические группы растений, лишайников (8ч)
Многообразие растений родного края. Жизненные формы и экологические группы растений. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.
Голосеменные и покрытосеменные растения. Жизненные формы и экологические группы растений леса (гербарии), водоёма. Ксерофиты, суккуленты.
Мхи. Слоевищные и листостебельные мхи. Места произрастания мхов. Роль мхов в природных сообществах. Значение мхов в жизни человека. Мхи родного края.
Папоротники, хвощи и плауны. Местообитания, роль в природных сообществах, значение в жизни человека. Редкие и охраняемые виды папоротникообразных родного края.
Лишайники. Определение жизненных форм лишайников.
Практические работы
Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам)
Определение жизненных форм и экологических групп растений водоема
Определение жизненных форм и экологических групп растений-ксерофитов и суккулентов
Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.
Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов своей местности.
Тема 4. Многообразие грибов родного края (5 ч)
Многообразие грибов родного края. Представители различных экологических групп грибов (сапрофиты, паразиты, симбионты). Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур. Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур. Наиболее распространенные виды шляпочных грибов. Признаки внешнего строения шляпочных грибов, используемые для определения: трубчатые, пластинчатые грибы; форма шляпки, форма края шляпки, прикрепление пластинок. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Правила сбора грибов. Охрана грибов.
Практические работы
Составление описание грибов по предложенному плану
Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов – двойников
Творческие задания
Составление тематической фотогалереи/презентации: «Шляпочные грибы: съедобные и ядовитые», «Грибы-паразиты леса», «Грибы-паразиты культурных растений», «Причудливые грибы нашего края» и др.
Тема 6. Растения и животные нашего края (19ч)
Полезные ископаемые ХМАО. Что дает наш край стране. Растительный мир края. Дикорастущие и культурные растения родного края, их значение в жизни человека. Многообразие дикорастущих видов деревьев, кустарников и трав. Хвойные и лиственные лесообразующие породы деревьев родного края.
Хвойные деревья региона, другие голосеменные. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения).
Природные сообщества парков и скверов.
Систематика. Структура определителей. Характеристика семейств цветковых растений нашего края. Правила поведения в лесу, в парковой зоне.
Лекарственные растения. Лекарственные растения - источник здоровья. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Группы лекарственных растений (садовые деревья и кустарники, овощные и ягодные растения, сорняки). Лекарственные растения родного края. Правила сбора, хранения и сушки лекарственных растений.
Ядовитые растения. Описание ядовитых растений, их воздействие на организм человека. Причины отравления. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений по их изображениям. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему. Распознавание ядовитых и лекарственных растений родного края.
Животный мир ХМАО. Беспозвоночные. Животный мир ХМАО. Земноводные, рептилии. Птицы родного края Млекопитающие. Правила поведения в лесу. Экстремальные ситуации, связанные с пребыванием в лесу.
Красная книга. Охраняемые растения и животные своей местности. Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории ХМАО: заповедники, заказники, памятники природы. Охраняемые растения своей местности.
Практические работы
Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам).
Определение лиственных деревьев и кустарников ХМАО
Определение видов и экологических групп голосеменных растений ХМАО
Определение растений различных семейств
Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.
Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов своей местности.
Распознавание ядовитых и лекарственных растений.
Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел и тема | всего ча-сов | В том числе | Дата |
тео-рия | лаб.работы | план | факт |
Тема 1: Введение | 2 | 2 | | | |
(1) | Проблемы сохранения биоразнообразия. Биоразнообразие природы ХМАО | | 1 | | 03.09 | |
(2) | Природа – наш второй дом. История изучения природы | | 1 | | 10.09 | |
Тема 2: Мой край на карте Родины | 1 | 1 | | | |
(1) | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой ХМАО, Нижневартовска | | 1 | | 17.09 | |
Тема 3: Жизненные формы и экологические группы растений, лишайников | 8 | 5,5 | 2,5 | | |
(1) | Многообразие растений родного края | | 1 | | 24.09 | |
(2) | Жизненные формы и экологические группы растений. Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам) | | 1 | | 01.10 | |
(3) | Определение жизненных форм и экологических групп растений леса (гербарии) | | 0,5 | 0,5 | 08.10 | |
(4) | Определение жизненных форм и экологических групп растений водоема | | 0,5 | 0,5 | 15.10 | |
(5) | Определение жизненных форм и экологических групп растений-ксерофитов и суккулентов | | 0,5 | 0,5 | 22.10 | |
(6) | Мхи родного края. Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий | | 0,5 | 0,5 | 29.10 | |
(7) | Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов своей местности | | 1 | | 12.11 | |
(8) | Определение жизненных форм лишайников | | 0,5 | 0,5 | 19.11 | |
Тема 4: Грибы | 5 | 3 | 2 | | |
(1) | Многообразие грибов родного края | | 1 | | 26.11 | |
(2) | Наиболее распространенные виды шляпочных грибов | | | 1 | 03.12 | |
(3) | Правила юного грибника. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами | | 1 | | 10.12 | |
(4) | Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов -двойников | | | 1 | 17.12 | |
(5) | Грибы, занесенные в Красную книгу. Охрана грибов | | 1 | | 24.12 | |
Тема 6: Растения и животные нашего края | 19 | 13,5 | 5,5 | | |
(1) | Полезные ископаемые ХМАО. Что дает наш край стране | | 1 | | 14.01 | |
(2) | Растительный мир края. Лиственные деревья и кустарники региона | | 1 | | 21.01 | |
(3) | Определение лиственных деревьев и кустарников ХМАО | | | 1 | 28.01 | |
(4) | Растительный мир края. Хвойные деревья региона. Другие голосеменные. Определение видов и экологических групп голосеменных растений ХМАО | | 0,5 | 0,5 | 04.02 | |
(5) | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения). Природные сообщества парков и скверов | | 1 | | 11.02 | |
(6) | Систематика. Структура определителей | | 0,5 | 0,5 | 18.02 | |
(7) | Характеристика семейств цветковых растений нашего края | | 1 | | 25.02 | |
(8) | Определение растений различных семейств | | | 1 | 04.03 | |
(9) | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе» | | 1 | | 11.03 | |
(10) | Лекарственные растения родного края. Правила сбора, хранения и сушки лекарственных растений. | | 1 | | 18.03 | |
(11) | Ядовитые растения, их воздействие на организм человека. Распознавание ядовитых и лекарственных растений родного края. | | 0,5 | 0,5 | 01.04 | |
(12) | Животный мир ХМАО. Беспозвоночные | | 1 | | 08.04 | |
(13) | Животный мир ХМАО. Земноводные, рептилии | | 1 | | 15.04 | |
(14) | Птицы родного края | | 1 | | 22.04 | |
(15) | Млекопитающие | | 1 | | 29.04 | |
(16) | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | | | 1 | 06.05 | |
(17) | Красная книга. Охраняемые растения и животные своей местности | | | 1 | 13.05 | |
(18) | Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории родного края | | 1 | | 20.05 | |
| ИТОГО: | 34 | 24 | 10 | | |
Литература:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994
Попов А.П. Лекарственные растения в народной медицине. Кемерово, 2010 г.
Сктеревский А.Я. Целебные свойства пищевых растений. М., 2009 г.
Янушкевич Л.В. Редкие и исчезающие виды растений (справочное пособие) Тверь,1997 г.
27