СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение. Моя Югра"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование знаний учащихся о природе Ханты-Мансийского автономного округа и России, осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение. Моя Югра"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО БИОЛОГИИ

«Биологическое краеведение. Моя Югра»

для обучающихся 7 классов

на 2021-2022 учебный год







Автор-составитель:

Быкова Светлана Семеновна,

учитель биологии










г. Нижневартовск, 2021 год


Пояснительная записка


Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью в формировании бережно относящегося к природным ценностям своего Отечества гражданина. Кроме того, выбор курса связан с 90-летием образования ХМАО-Югры, решает вопрос патриотического воспитания школьников.

Данный курс дает возможность учителю расширить и углубить знания школьников о природе малой родины.

Биологическое краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, способствует личностному развитию ребенка; показывает, насколько интересен и увлекателен свой край. Близость расположения изучаемых природных объектов помогает учащимся углубить и расширить свои знания о родном крае, полюбить его, гордиться им.

Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса «Биология»

Особенность программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формирование целостного взгляда на природу, общество, место человека в них; происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей.

Цель программы: формирование знаний учащихся о природе Ханты-Мансийского автономного округа и России, осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • сформировать знания о природе родного края;

  • сформировать знания об экологически грамотном и безопасном поведении;

  • познакомить с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношение к природе;

  • привить навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • научить находить и объяснять причинно-следственные связи в живой природе;

  • устанавливать соответствие между особенностями строения и жизненной формой или экологической группой растений, их описательной характеристикой.


На реализацию программы отводится 34 занятия в год (1час в неделю).


Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый, обеспечивающий реализацию развивающих задач курса.

Формы занятий: познавательные беседы, дискуссия, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса

Личностные результаты обучающихся:

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- познавательный интерес к экологии родного края. 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, других людей.

Познавательные:

- умение узнавать изученные объекты живой природы;

- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.

Коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить простейшие монологические высказывания;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

Содержание программы

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Введение (2ч)

Проблемы сохранения биоразнообразия. Биоразнообразие природы ХМАО. Природа – наш второй дом. История изучения природы.

Тема 2. Мой край на карте Родины (1ч)

Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой ХМАО, Нижневартовска.

Тема 3. Жизненные формы и экологические группы растений, лишайников (8ч)

Многообразие растений родного края. Жизненные формы и экологические группы растений. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.

Голосеменные и покрытосеменные растения. Жизненные формы и экологические группы растений леса (гербарии), водоёма. Ксерофиты, суккуленты.

Мхи. Слоевищные и листостебельные мхи. Места произрастания мхов. Роль мхов в природных сообществах. Значение мхов в жизни человека. Мхи родного края.

Папоротники, хвощи и плауны. Местообитания, роль в природных сообществах, значение в жизни человека. Редкие и охраняемые виды папоротникообразных родного края.

Лишайники. Определение жизненных форм лишайников.

Практические работы

  • Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам)

  • Определение жизненных форм и экологических групп растений водоема

  • Определение жизненных форм и экологических групп растений-ксерофитов и суккулентов

  • Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.

  • Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов своей местности.

Тема 4. Многообразие грибов родного края (5 ч)

Многообразие грибов родного края. Представители различных экологических групп грибов (сапрофиты, паразиты, симбионты). Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур. Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур. Наиболее распространенные виды шляпочных грибов. Признаки внешнего строения шляпочных грибов, используемые для определения: трубчатые, пластинчатые грибы; форма шляпки, форма края шляпки, прикрепление пластинок. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Правила сбора грибов. Охрана грибов.

Практические работы

  • Составление описание грибов по предложенному плану

  • Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов – двойников

Творческие задания

Составление тематической фотогалереи/презентации: «Шляпочные грибы: съедобные и ядовитые», «Грибы-паразиты леса», «Грибы-паразиты культурных растений», «Причудливые грибы нашего края» и др.

Тема 6. Растения и животные нашего края (19ч)

Полезные ископаемые ХМАО. Что дает наш край стране. Растительный мир края. Дикорастущие и культурные растения родного края, их значение в жизни человека. Многообразие дикорастущих видов деревьев, кустарников и трав. Хвойные и лиственные лесообразующие породы деревьев родного края.

Хвойные деревья региона, другие голосеменные. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения).

Природные сообщества парков и скверов.

Систематика. Структура определителей. Характеристика семейств цветковых растений нашего края. Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

Лекарственные растения. Лекарственные растения - источник здоровья. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Группы лекарственных растений (садовые деревья и кустарники, овощные и ягодные растения, сорняки). Лекарственные растения родного края. Правила сбора, хранения и сушки лекарственных растений.

Ядовитые растения. Описание ядовитых растений, их воздействие на организм человека. Причины отравления. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений по их изображениям. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему. Распознавание ядовитых и лекарственных растений родного края.

Животный мир ХМАО. Беспозвоночные. Животный мир ХМАО. Земноводные, рептилии. Птицы родного края Млекопитающие. Правила поведения в лесу. Экстремальные ситуации, связанные с пребыванием в лесу.

Красная книга. Охраняемые растения и животные своей местности. Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории ХМАО: заповедники, заказники, памятники природы. Охраняемые растения своей местности.

Практические работы

  • Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам).

  • Определение лиственных деревьев и кустарников ХМАО

  • Определение видов и экологических групп голосеменных растений ХМАО

  • Определение растений различных семейств

  • Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.

  • Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов своей местности.

  • Распознавание ядовитых и лекарственных растений.

  • Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».









Тематическое планирование


п/п


Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

Дата

тео-рия

лаб.работы

план

факт

Тема 1: Введение

2

2




  1. (1)

Проблемы сохранения биоразнообразия. Биоразнообразие природы ХМАО


1


03.09


  1. (2)

Природа – наш второй дом. История изучения природы


1

10.09


Тема 2: Мой край на карте Родины

1

1




  1. (1)

Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой ХМАО, Нижневартовска


1


17.09


Тема 3: Жизненные формы и экологические группы растений, лишайников

8

5,5

2,5



  1. (1)

Многообразие растений родного края


1


24.09


  1. (2)

Жизненные формы и экологические группы растений. Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам)


1


01.10


  1. (3)

Определение жизненных форм и экологических групп растений леса (гербарии)


0,5

0,5

08.10


  1. (4)

Определение жизненных форм и экологических групп растений водоема


0,5

0,5

15.10


  1. (5)

Определение жизненных форм и экологических групп растений-ксерофитов и суккулентов


0,5

0,5

22.10


  1. (6)

Мхи родного края. Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий


0,5

0,5

29.10


  1. (7)

Распознавание наиболее распространенных видов

папоротников, хвощей и плаунов своей местности


1


12.11


  1. (8)

Определение жизненных форм лишайников


0,5

0,5

19.11


Тема 4: Грибы

5

3

2


  1. (1)

Многообразие грибов родного края


1


26.11


  1. (2)

Наиболее распространенные виды шляпочных грибов



1

03.12


  1. (3)

Правила юного грибника. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами


1


10.12


  1. (4)

Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов -двойников



1

17.12


  1. (5)

Грибы, занесенные в Красную книгу. Охрана грибов


1


24.12


Тема 6: Растения и животные нашего края

19

13,5

5,5



  1. (1)

Полезные ископаемые ХМАО. Что дает наш край стране


1


14.01


  1. (2)

Растительный мир края. Лиственные деревья и кустарники региона


1


21.01


  1. (3)

Определение лиственных деревьев и кустарников ХМАО



1

28.01


  1. (4)

Растительный мир края. Хвойные деревья региона. Другие голосеменные. Определение видов и экологических групп голосеменных растений ХМАО


0,5

0,5

04.02


  1. (5)

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения). Природные сообщества парков и скверов


1


11.02


  1. (6)

Систематика. Структура определителей


0,5

0,5

18.02


  1. (7)

Характеристика семейств цветковых растений нашего края


1


25.02


  1. (8)

Определение растений различных семейств



1

04.03


  1. (9)

Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе»


1


11.03


  1. (10)

Лекарственные растения родного края.

Правила сбора, хранения и сушки лекарственных растений.


1


18.03


  1. (11)

Ядовитые растения, их воздействие на организм человека. Распознавание ядовитых и лекарственных растений родного края.


0,5

0,5

01.04


  1. (12)

Животный мир ХМАО. Беспозвоночные


1


08.04


  1. (13)

Животный мир ХМАО. Земноводные, рептилии


1


15.04


  1. (14)

Птицы родного края


1


22.04


  1. (15)

Млекопитающие


1


29.04


  1. (16)

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.



1

06.05


  1. (17)

Красная книга. Охраняемые растения и животные своей местности



1

13.05


  1. (18)

Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории родного края


1


20.05



ИТОГО:

34

24

10





Литература:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972

  2. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994

  3. Попов А.П. Лекарственные растения в народной медицине. Кемерово, 2010 г.

  4. Сктеревский А.Я. Целебные свойства пищевых растений. М., 2009 г.

  5. Янушкевич Л.В. Редкие и исчезающие виды растений (справочное пособие) Тверь,1997 г.






27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!