СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура и быт донского казачества»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Внеурочная программа «Культура и быт донского казачества» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 ), Законом Ростовской области «Об образовании», учебным планом Ростовской области для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №1271 от 02.06.2004).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура и быт донского казачества»»










Рабочая программа

внеурочной деятельности «Культура и быт донского казачества»

7 «В» класс.

Учитель Плаунова Н.В.










Пояснительная записка.

Внеурочная программа «Культура и быт донского казачества» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 ), Законом Ростовской области «Об образовании», учебным планом Ростовской области для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №1271 от 02.06.2004).

 Целью  изучения  культуры и быта  донского  казачества  является  формирование  у  учащихся  целостного  и  своеобразного  исторического  образа  родного  края  на  основе

комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.

Внеурочная программа играет важную роль в достижении учащимися планируемых результатов, как-то:

- повысить интерес к изучению истории вообще, так и истории своего родного края;

- помочь учащимся самоидентифицироваться;

- стать культурным, хорошо образованным человеком;

- помочь в воспитании гражданина и патриота своей Родины;

Это позволяет решать две взаимосвязанные задачи:

повысить эффективность изучения основного (инвариантного) содержания истории в контексте новых целей российского образования;

формировать ключевые компетенции учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта населения Донского края

в прошлом и настоящем.

Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Внеурочная программа «Культура и быт донского казачества» разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования и обеспечивает:

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, познавательной культуры личности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;

  • формирование ключевых компетенций 'учащихся;

  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

  • усиление роли истории как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся.

Базовыми основаниями формирования внеурочной программы являются

  • целостность содержания образования, органичность включения в базовый курс истории ( для 7 класса), обеспечение преемственности между ступенями образования;научность;

  • типичность включенного регионального исторического материала.;

  • комплексность в раскрытии исторического материала;

  • ориентация на практический, деятельностный, личностный подходы к формированию ключевых компетенций учащихся средствами содержания образования;

  • сохранение альтернативности в подаче исторического материала;

  • аксиологическая направленность.

Целями реализации программы по культуре и быту донского казачества является:

воспитание  разносторонне  развитой  личности  гражданина  России,  духовно  связанного  с  малой  родиной,  знающего  и  уважающего  ее  историю,  культуру,

национальные  традиции,  ориентированного  в  системе  ценностей  и  потребностях современной  жизни;  формирование  способности  выпускников  к  самостоятельному

жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.

Задачи реализации внеурочной программы :

        дать учащимся целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и

нравственной жизни, социальном опыте народа;

        сформировать позитивные        ценностные  ориентации  в  ходе  ознакомления  с  исторически  сложившимися  культурными,  религиозными,  этно-национальными

традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении

существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;  

        обеспечить понимание  идеи  межнационального  согласия,    как  важнейших традиций  духовной  жизни  региона,  сформировать на  этой  основе

умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;

        способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;

        помочь учащимся осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни  в регионе, передать им знания и умения для активного  участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

        пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

        развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

         развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

        создавать условия  для  приобщения  обучающихся  к  культуре,  искусству,  способам художественного  самовыражения  на  примерах творчества  земляков  –

известных деятелей культуры;

        формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Перспективными  видами  учебной  деятельности  для реализации  регионального  компонента  являются:  моделирование,  коммуникативная  и  исследовательская

Место учебного курса, в учебном плане.

Внеурочная программа  реализуется на  ступени  основного  общего  образования  для организации  изучения  обучающимися  содержания  образования  краеведческой  направленности  в  7 классах введено  по  1 часу  для преподавания  учебного  предмета Культура и быт донского казачества  и рассчитана на 34 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной программы.

Личностные результаты:

● понимание важности знания истории своей малой родины;

● развитие личностных качеств, которые базируются на знании культуры Донского края;

● формирование личности гражданина и патриота


Регулятивные УУД:

● ориентироваться в различных точках зрения на историю казачества и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;

● планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

● контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;

● самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.


Познавательные УУД:

● знать культурно-бытовые особенности жизни донских казаков;

● знать основные понятия, характеризующие особенности культуры Донского края;

Знать и уметь применять на практике, полученные на занятиях знания;

Знать основы мировоззрения донских казаков;

● уметь наблюдать, делать выводы;

● задавать вопросы, уточняя непонятное;


Коммуникативные УУД:

● сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;

● выполнять требования и условия ролевых игр;

● учиться договариваться и приходить к общему решению;

● формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;

● осуществлять взаимопомощь.


Содержание учебного курса, дисциплины (модуля).

В процессе изучения раскрывается история региона во временном промежутке от средних веков до начала 20 века. В центре внимания – вопросы происхождения донского казачества, культура, особенности казачьего самоуправления. Особое место отводится системе творческих индивидуальных заданий: рисунки, кроссворды, сказки, загадки, анкеты.

 Главной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об истории края в приобщении к культурным достижениям народов Дона, воспитании патриотизма.

  1. Кто такие казаки.

Происхождение, версии. Точки зрения казачьих историков Савельева Е.П., Быкадорова, Гордеева А.А., Краснова П.А., точка зрения российских историков – Карамзин Н.М., Соловьёв, Ключевский, писателей – Пушкин А.С., Толстой Л.Н. Что означает слово «казак».

  1. Казачьи городки.

История возникновения, названия, место расположения, внутренняя структура.

  1. Всевеликое Войско Донское.

История возникновения, государственность, понятие «войско», внутренняя структура и организация, управление, территория, верховые и низовые казаки. Почему Всевеликое.

  1. Казачье самоуправление.

Казачий Круг, атаман, есаул, совет стариков, символы власти, разграничение полномочий. Выборы атамана и правления.

  1. Казачье мировоззрение.

Самоидентификация, казачье братство ( все казаки – братья), отношение к родной земле – присуду, приветствие казаков, казачий взгляд на своё происхождение и на окружающий мир, отношение к Дону, почитание старших, отношение к власти.

  1. Донская символика.

Герб, Гимн, Флаг. Их значение.

  1. Казачий язык.

Гутар и балачка. Термины и понятия. Петр 1 о казачьем гутаре.

  1. Казачьи сказки.

Чайка, Ковш, Ось. Сказка из книги Полякова П.С. «Смерть Тихого Дона», Чикамас, Безсмертник.

  1. Прозвища казачьих станиц.

Шутливые прозвища донских станиц, история возникновения.

  1. Казачьи праздники.

14 октября – Общевойсковой праздник – Покров Пресвятой Богородицы,

30 октября – Общевойсковой праздник, установленный в честь спасения Императорской семьи Александра 3 в жд катастрофе,

4 ноября – День Казанской Иконы Божией Матери, общевойсковой праздник, установлен в честь избавления Москвы от интервентов в 1612г.,

4 декабря – День матери-казачки,

6 мая – День Святого Воина Георгия Победоносца,

12 мая – День создания Казачьих вооружённых сил в 1918г.

11. Азовское осадное сидение 1641г.

История захвата Азова казаками и его оборона. Значение осадного сидения.

12.Морские походы казаков.

Организация, состав, вооружение, дисциплина, ориентирование, пища, тактика, распределение добычи ( дуван). Походы за зипунами в Крым, в Турцию, на Каспий. Сарынь на кичку!

13. Воспитание мальчика.

Крестины, посадка на коня, воинская подготовка, шашка, пика, конь.

14. Воспитание девочки.

Хозяйственная деятельность, умение шить, готовить, убираться в курене.

15. Семья.

Состав семьи, совместное проживание, почитание старших, совместный быт, распределение обязанностей.

16. Казачий курень.

Происхождение слова «курень», верхи и низы, галдарея. внутреннее убранство. Посещение класса-музея «Казачий курень».

17. Воинское искусство.

Шашка, фланкировка, джигитовка, пика, лава.

18. Быт и нравы донских казаков.

Уклад жизни, отношение к браку, семье, детям, занятия казаков, традиции, передачи памяти поколений.

19. Заповеди.

Что такое заповеди. Заповеди Игната, некрасовцы. Новые заповеди.

20. Культура донских казаков.

Песни, пословицы, образование.

21.Казачьи столицы.

Раздоры, Монастырский городок, Старочеркасск ( Черкасск), Азов, Новочеркасск.

22. Вера.

Отношение к церкви, вере. Духовные лица на Дону. Церковные праздники.

23. Донские казачьи атаманы.

От Сары-Азмана до Краснова П.Н.

24. Основные занятия.

Наша судьба: гульба(охота), да пальба. Земледелие, рыбалка, скотоводство, виноградарство, огород.

25. Казачье братство. Казачьи войска России.

Все казаки – братья. Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское казачьи войска.

26. Покорение Сибири Ермаком.

Ермак Тимофеевич. Сибирское ханство. Покорение, гибель Ермака.

27. Казачья вольница.

Вольное Войско. Смута 1612г., Восстания С.Т.Разина, К.А. Булавин Е.Т. Пугачёва.

28. Москва и Дон.

Отношения, Посольский Приказ, легковые и зимовые станицы, русские цари и Дон, жалование. С Дона выдачи нет! Потеря независимости при Петре 1. Подчинение Войска Москве.

29. Донские казачьи генералы.

Денисов, Орлов-Денисов, Я.П.Бакланов.

30. Казачьи чины, форма одежды.

Чины, звания, особенности ношения формы одежды: фуражка, лампас, бурка, башлык, сапоги, ичиги, погоны

Отношение к гражданской одежде.

31. Казаки и всемирная история.

Влияние казаков на ход войн, отношения к казакам противников и союзников. Наполеон. Казаки в Париже.

32. Донская архитектура.

Курень, собор в Старочеркасске, собор в Новочеркасске.

33. Расказачивание.

Геноцид казачьего народа в Гражданскую войну 1918-1920г.г. Попытки возрождения в настоящее время.

34. Конкурс рисунков на тему «Казаки».


Экскурсии: экскурсия в этнографический класс-музей культуры и быта донского казачества «Казачий курень»

Конкурс рисунков на тему «Казаки».


























Календарно-тематическое планирование, 7 класс,1 час в неделю, 34 часа.


№п/п

Дата

Раздел,

тема урока

Хар-ка деятельности

обучающихся

Использование ИКТ

и материально-техническое

обеспечение

I четверть

1


Кто такие казаки

беседа


2


Казачьи городки

Рассказ, показ презентации

ПК и мультимедиа

3


Всевеликое Войско Донское

Беседа, презентация

ПК и мультимедиа,

Карта ВВД

4


Казачье самоуправление

Практика, презентация

ПК и мультимедиа, крест,

5


Казачье мировоззрение

беседа


6


Донская казачья символика

Рассказ

Флаг, Герб, текст Гимна

7


Казачий язык

беседа


8


Казачьи сказки

Рассказ

ПК и мультимедиа

9


Прозвища казачьих станиц

Рассказ


II четверть

10


Казачьи праздники

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

11


Азовское осадное сидение 1641г.

презентация

ПК и мультимедиа

12


Морские походы

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

13


Воспитание мальчика

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

14


Воспитание девочки

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

15


Семья

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

16


Казачий курень

Экскурсия в этнографический класс-музей «Казачий курень»


III четверть

17


Воинское искусство

Рассказ, презентация,

практика

ПК и мультимедиа, шашки

18


Быт и нравы

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

19


Заповеди

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

20


Культура

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

21


Казачьи столицы

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

22


Вера

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

23


Атаманы

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

24


Основные занятия

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

25


Казачье братство. Казачьи войска

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

26


Покорение Сибири

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

IV четверть

27


Казачья вольница. Восстания

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

28


Русские цари и Дон

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

29


Донские казачьи генералы

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

30


Казачьи чины, форма, одежда

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

31


Казаки и всемирная история

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

32


Донская архитектура

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

33


Расказачивание. Попытки возрождения

Рассказ, презентация

ПК и мультимедиа

34


Конкурс рисунков на тему «Казаки»

Самостоятельная работа





Итого

34 часа





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Печатные пособия:

  2. Агафонов А.И., Венков А.В. История донского казачества, Ростов-на-Дону, ООО «Терра», 2005.

  3. Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1995.

  4. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 в.в., Ростов-на-Дону, «БАРО-ПРЕСС», 2006.

  5. Алмазов Б.А. Слава тебе, Господи, что мы казаки! Сальск, «Смена», 1991.

  6. Венков А.В. Вёшенское восстание, Москва, «Вече», 2012.

  7. Венков А.В., Озеров А.А., Рудиченко Т.С., Трут В.П., Хижняков В.Ф., Борисова О.Н., Хохульников К.Н. Казачий Дон: Пять веков воинской славы, Москва, «Яуза:Эксмо», 2010.

  8. Воскобойников А.А. Советская конница в Великой отечественной войне, Москва, «Вече», 2008.

  9. Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона, Москва, «Граница», 1992.

  10. Кулишов В.И. В низовьях Дона, Москва, «Искусство», 1987.

  11. Левченко В.С., Чеботарёв Е.В. История Донского края, Ростов-на-Дону, Ростовское книжное изд., 1985.

  12. Пуронен В.С. Оружие. Мундиры. Знамёна. Ордена. С.- Петербург, «Полигон», 2003.

  13. Разин Е.А. История военного искусства 16-17 в.в., С.- Петербург, «Полигон», 1999.

  14. Савельев Е.П. Войсковой Круг как народоправление на Дону, Волгоград, Волжское книж. изд., 2007.

  15. Смирнов А.А. Морская история казачества, Москва, «Яуза», 2006.

  16. Хрещатицкий Б.Р. История Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, Ч.1, Москва, МП. «Книга», 1993.

  17. Чеснок В.Ф. По старым казачьим станицам. Ростов-на-Дону, Ростовское книж. изд., 1985.








2.Экранно-звуковые пособия:

Фильмы: «Происхождение казаков», «Начало донских казаков», «Кубанские казаки», «Возвращение казаков», «Все за други своя», «Казаки. Коммунистический геноцид», «Казаки. Семинар по владению шашкой», «Казачий Спас», «Рукопашный бой пластунов», «Энциклопедия казачества» 4 части.

3.Средства ИКТ:

- компъютер;

- мультимедийная система;

- презентации по темам.

4. Учебно- лабораторное оборудование:

- предметы одежды и быта донских казаков из этнографического класса- музея культуры и быта донского казачества «Казачий курень»;

- казачий флаг;

- шашки, нагайки;

5. Демонстрационные пособия:

- портреты донских казачьих атаманов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!