Рабочая программа внеурочной деятельности «Мозголомы» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ д. Шибково».
Цель: создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
Основными задачами программы являются:
-создание условий для интеллектуального роста детей на занятиях, расширение их кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в школе, налаживание межпредметных связей, усиление мотивации познавательной деятельности, актуализации приобретаемых знаний.
-воспитание стремления к самообразованию, повышению общекультурного уровня; пробуждение у учащихся интереса к интеллектуальным видам деятельности и общения.
-создание условий развития воображения, фантазии, логики и творческих способностей, формирование личности с независимым мышлением, опирающимся на примат гуманистически ориентированного интеллекта и здравого смысла.
-формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях недостатка информации и времени.
Рабочая программа «Мозголомы» рассчитана на учащихся 5-9 классов и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Рабочая программа рассчитана на два года обучения: первый год -35 учебных недель, при недельной нагрузке 2 часа, всего – 70 часов, второй год -35 учебных недель, при недельной нагрузке 2 час, всего – 70 часов. Итого за два года 140 часов
Виды и формы организации внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности |
Познавательная деятельность | Познавательные беседы, образовательные поездки, интеллектуальные игры, конференции, интеллектуальные марафоны, предметные недели |
Игровая деятельность | Игра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуацией Социально моделирующая игра |
Формы занятий:
В программу входит проведение тренировочных занятий, подготовка к районным тематическим играм. При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры, практические занятия по составлению вопросов) методы обучения.
Формы проведения занятий:
лекция;
беседа;
тренировочные упражнения;
игра.
Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, заочного или дистанционного регионального уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
для детей, не имеющих отклонения в развитии и для детей с ОВЗ.
Личностные | Метапредметные |
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; Воспитание чувства справедливости, ответственности; Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы. | Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию). Действовать в соответствии с заданными правилами. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные Анализировать правила игры. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения проблемы; использовать его в ходе самостоятельной работы Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе анализа имеющейся информации Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы. Коммуникативные Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. |
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения; о наиболее известных и распространённых религиозных и философских доктринах, их основателях и этических концепциях; различиях в истолковании истории и причинах этих различий; европоцентризме и фальсификациях исторических событий; геноциде, который сопровождал географические открытия европейцев; тирании и прецедентах противостояния гражданина и тирана; двойственном значении государственных реформ для власти и общества, проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; двойственном значении революций для развития государства и общества, политических и гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; ответственности правителя и чувстве покаяния; о решающем вкладе советского народа в победу над фашизмом, попытках переписывания истории Второй мировой войны и об опасностях такого переписывания; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; традиционных спорах о пути развития России и её вкладе в мировую историю и культуру, восточной и западной цивилизациях, многообразии критериев оценки развития страны, культуры, цивилизации; об экологических проблемах человечества, обществе потребления как
главной опасности для природы; ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; логике и правилах проведения научного исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности; миру, ненасилию, сотрудничеству; человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; публичного выступления по проблемным вопросам; природосберегающей и природоохранной деятельности; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп; волонтёрской деятельности; участия в гражданских акциях; заботы о малышах и организации их досуга; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Содержание программы.
1-го года обучения
Тема № 1. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Порядок и содержание работы кружка. Правила поведения. Техника безопасности. Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Правила игры. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы
Тема № 2. Виды интеллектуальных игр. Игра « Хочу все знать»
Знакомство с видами и правилами интеллектуальных игр. («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Десятка», «Пентагон», «33 буквы», «Фудзияма», «Эрудит-дуэль», «Интеллектуальный футбол», «Интеллект-бой»).
Практикум: Игра « Хочу все знать»
Тема № 3. Вопрос – основа игры Зрительная память. Игра «5Х5»
Знакомство с типами вопросов интеллектуальных игр. Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.
Тренировка зрительной памяти. Упражнения для развития зрительной памяти.
Практикум: Игра «5Х5»
Тема № 4. Слуховая память. Своя игра по теме «Комсомол»
Тренировка слуховой памяти. Упражнения для развития слуховой памяти.
Практикум: Своя игра по теме «Комсомол»
Тема № 5. Виды мышления. Интеллектуальная игра «Сто вопросов к 100-летию ВЛКСМ».
Упражнения для развития логического мышления.
Виды мышления.
Практикум: Интеллектуальная игра «Сто вопросов к 100-летию ВЛКСМ».
Тема № 6. Быстрота реакции. Игра «Морской бой»
Тренировка быстроты реакции. Упражнения для развития быстроты реакции.
Практикум: Игра «Морской бой»
Тема № 7. Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой.
Справочники. Энциклопедии. Художественная литература. Периодические издания.
Тема № 8. Конкурс составления вопросов.
Конкурс составления вопросов.
Тема № 9. Принципы игры в команде. Распределение командных ролей.
Игры в тройках. Игры в четверках. Игры в парах. Игры командные.
Функции командных ролей. Генератор идей. Критик. Эрудит. Эмоциональный стабилизатор. Реализатор.
Тема № 10. Техника мозгового штурма
Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия.
Тема № 11. Интеллектуальная игра "Перевертыши"
Правила игры.
Тема № 12. Игра по теме «Ордена и медали России», подготовка к районной игре Правила игры. Практикум: Игра по теме «Ордена и медали России».
Тема № 13. Игра по теме « Зачем мне орден, я согласен на медаль», подготовка к районной игре.
Правила игры. Практикум: Игра по теме «Зачем мне орден, я согласен на медаль».
Тема № 14. «Что? Где? Когда?» Игра «Что? Где? Когда?». Правила игры, подсчет очков, рейтинга
Тема № 15. Игра «Что? Где? Когда?» «Веселый праздник Новый год»
Тема № 16. Игра «Пентагон». Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 17. Игра «Пентагон»
Тема № 18. «Десятка» Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 19. Игра «Своя игра». Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 20,21. Игра «Своя игра» «В мире интересного»
Тема № 22. Игра «Брейн – ринг». Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 23. Практикум по игре «Брейн – ринг»
Тема № 24. «Слабое звено» Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 25. Практикум по игре «Слабое звено»
Тема № 26. Игра по теме « Знаете, каким он парнем был?!», посвященная 85-летию Ю.А. Гагарина, подготовка к районной игре
Тема № 27. Игра по теме «Юрий Гагарин», подготовка к районной игре
Тема № 28. «33 буквы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 29. «Фудзияма». Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 30. «Эрудит-дуэль». Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 31. Интеллектуальная игра, посвященная победе в ВОВ. Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 32. «Умники и умницы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 33. Игра «Поле чудес». Правила игры, подсчет очков, определение результатов
Тема № 34. Игра «Поле чудес»
Тема № 35. Итоговое занятие
Подведение итогов за учебный год.
Содержание программы 2-го года обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Знакомство с программой второго года обучения. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год.
Тема № 2. Лингвистические игры
Омонимы, синонимы. Игры на любознательность, сообразительность. Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.
Тема № 3, 4. Нетрадиционные интеллектуальные игры
Интеллектуальный хоккей. Морской бой. Восстановление списков. “Север-юг”. “Метафоры фонтана и времени”. “В ста шагах от льва должен быть фонтан”
Тема № 5. Занимательные вопросы.
Вопросы занимательного характера из области естествознания, гуманитарных и точных наук.
Тема № 6. «Интеллектуальный пинг-понг»
Правила игры. Игра «Интеллектуальный пинг-понг»
Тема № 7. Эрудит – лото по теме районной игры
Правила игры. Игра «Эрудит – лото»
Тема № 8. Своя игра по теме районной игры
Правила игры, Своя игра по теме по теме районной игры, поведение итогов
Тема № 9. «Интеллектуальная завалинка»
Правила игры. Игра «Интеллектуальная завалинка»
Тема № 10. «Один за всех»
Правила игры. Игра «Один за всех»
Тема № 11. «Интеллектуальный покер»
Правила игры. Игра «Интеллектуальный покер»
Тема № 12. Игры «Что? Где? Когда?» по теме районной игры.
Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.
Тема № 13. «Своя игра» по теме районной игры
Игра «Своя игра», подведение итогов
Тема № 14. Игра по теме «Чудеса света»
Архитектура. Семь чудес света. Музеи.
Тема № 15. Игра «От А до Я»
Правила игры. Игра «От А до Я»
Тема № 16. «Лестница знаний»
Правила игры. Игра «Лестница знаний»
Тема № 17. «Интеллектуальный бумеранг»
Правила игры. Игра «Интеллектуальный бумеранг»
Тема № 18. «Эрудит – рулетка»
Правила игры. Игра «Эрудит – рулетка»
Тема № 19. «Интеллект - бой»
Правила игры. Игра «Интеллект - бой»
Тема № 20,21. Телевизионные интеллектуальные игры.
Разбор вопросов и работы ведущих телевизионных игровых программ.
Тема № 22,23. Тренинги.
Тренинги интеллектуальные, их виды
Тема № 24. Подготовка к районной игре
Тема № 25. Викторина по теме районной игры
Тема № 26. Своя игра по теме по теме районной игры
Тема № 27. «Познавательный морской бой»
Правила игры. Игра «Познавательный морской бой».
Тема №28. «Интеллектуальный капитал»
Правила игры. Игра «Интеллектуальный капитал».
Тема № 29. «Проще простого»
Правила игры. Игра «Проще простого»
Тема № 30. «Слабое звено»
Правила игры. Игра «Слабое звено»
Тема № 31. «Лотерея для знатоков»
Правила игры. Игра «Лотерея для знатоков»
Тема № 32. Конкурс составления вопросов.
Правила составления вопросов. Конкурс составления вопросов.
Тема № 33-34. Игра по вопросам членов кружка.
Вопросы членов кружка. Игры по вопросам, составленными членами кружка.
Тема № 35. Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год
Тематический план 1 года обучения
№ | Наименование тем | Виды деятельности | Количество часов | Дата |
Теория | Практика | Всего | |
| Вводное занятие | Игровая Познавательная | 2 | | 2 | |
| Виды интеллектуальных игр Игра « Хочу все знать» | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Вопрос – основа игры Зрительная память Игра «5Х5» | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Слуховая память Своя игра по теме «Комсомол» | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Виды мышления. Игра «Сто вопросов к 100-летию ВЛКСМ». | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Быстрота реакции. Игра «Морской бой» | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой. | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Конкурс составления вопросов. Игра по вопросам членов кружка | Игровая Познавательная | | 2 | 2 | |
| Принципы игры в команде. Распределение командных ролей | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Техника мозгового штурма | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Интеллектуальная игра "Перевертыши" | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра по теме «Ордена и медали России», подготовка к районной игре | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра по теме « Зачем мне орден, я согласен на медаль», подготовка к районной игре | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Что? Где? Когда?» Игра «Что? Где? Когда?». Правила игры, подсчет очков, рейтинга | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра «Что? Где? Когда?» «Веселый праздник Новый год» | Игровая Познавательная | | 2 | 2 | |
| Игра «Пентагон». Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра «Пентагон» | Игровая Познавательная | | 2 | 2 | |
| «Десятка» Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра «Своя игра». Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра «Своя игра» «В мире интересного» | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра «Своя игра» «В мире интересного» | Игровая Познавательная | 2 | 2 | 2 | |
| Игра «Брейн – ринг». Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Практикум по игре «Брейн – ринг» | Игровая Познавательная | | 2 | 2 | |
| «Слабое звено» Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Практикум по игре «Слабое звено» | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра по теме « Знаете, каким он парнем был?!», посвященная 85-летию Ю.А. Гагарина, подготовка к районной игре | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра по теме «Юрий Гагарин», подготовка к районной игре | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| «33 буквы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| «Фудзияма». Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| «Эрудит-дуэль». Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Интеллектуальная игра, посвященная Победе в ВОВ | Игровая Познавательная | | 2 | 2 | |
| «Умники и умницы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра «Поле чудес». Правила игры, подсчет очков, определение результатов | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Игра «Поле чудес» | Игровая Познавательная | | 2 | 2 | |
| Итоговое занятие | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Итого | | 27 | 43 | 70 | |
Тематический план 2-го года обучения
№ | Наименование тем | Виды деятельности | Количество часов | Дата |
Теория | Практика | Всего | |
| Вводное занятие | Игровая Познавательная | 2 | 0 | 2 | |
| Лингвистические игры | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Нетрадиционные интеллектуальные игры | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Нетрадиционные интеллектуальные игры | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Занимательные вопросы | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Интеллектуальный пинг-понг» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Эрудит – лото по теме районной игры | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Своя игра по теме районной игры | Игровая Познавательная | 0 | 2 | 2 | |
| «Интеллектуальная завалинка» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Один за всех» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Интеллектуальный покер» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Что? Где? Когда?» по теме районной игры | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Своя игра по теме районной игры | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра «От А до Я» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра по теме «Чудеса света» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра «Лестница знаний» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра «Интеллектуальный бумеранг» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Эрудит – рулетка» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Интеллект -бой» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Телевизионные интеллектуальные игры. | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Телевизионные интеллектуальные игры. | Игровая Познавательная | 0 | 2 | 2 | |
| Тренинги. | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Тренинги. | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Подготовка к районной игре | Игровая Познавательная | 1 | 1 | 2 | |
| Викторина по теме по теме районной игры | Игровая Познавательная | 0 | 2 | 2 | |
| Своя игра по теме по теме районной игры | Игровая Познавательная | 0 | 2 | 2 | |
| «Познавательный морской бой» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Интеллектуальный капитал» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Проще простого» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Слабое звено» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| «Лотерея для знатоков» | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Конкурс составления вопросов. | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра по вопросам членов кружка | Игровая Познавательная | 0 | 2 | 2 | |
| Игра по вопросам членов кружка | Игровая Познавательная | 0 | 2 | 2 | |
| Итоговое занятие | Игровая Познавательная | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Итого | | 18 | 52 | 70 | |