СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мозголомы» для основного общего образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Мозголомы» для основного общего образования»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мозголомы» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ д. Шибково».


Цель: создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

Основными задачами программы являются:

-создание условий для интеллектуального роста детей на занятиях, расширение их кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в школе, налаживание межпредметных связей, усиление мотивации познавательной деятельности, актуализации приобретаемых знаний.

-воспитание стремления к самообразованию, повышению общекультурного уровня; пробуждение у учащихся интереса к интеллектуальным видам деятельности и общения.

-создание условий развития воображения, фантазии, логики и творческих способностей, формирование личности с независимым мышлением, опирающимся на примат гуманистически ориентированного интеллекта и здравого смысла.

-формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях недостатка информации и времени.

Рабочая программа «Мозголомы» рассчитана на учащихся 5-9 классов и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Рабочая программа рассчитана на два года обучения: первый год -35 учебных недель, при недельной нагрузке 2 часа, всего – 70 часов, второй год -35 учебных недель, при недельной нагрузке 2 час, всего – 70 часов. Итого за два года 140 часов

Виды и формы организации внеурочной деятельности:

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Познавательная

деятельность

Познавательные беседы, образовательные поездки,

интеллектуальные игры,

конференции,

интеллектуальные марафоны,

предметные недели

Игровая деятельность

Игра с ролевой акцентуацией

Игра с деловой акцентуацией

Социально моделирующая игра

Формы занятий:

В программу входит проведение тренировочных занятий, подготовка к районным тематическим играм. При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры, практические занятия по составлению вопросов) методы обучения.

Формы проведения занятий:

лекция;

беседа;

тренировочные упражнения;

игра.

Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, заочного или дистанционного регионального уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

для детей, не имеющих отклонения в развитии и для детей с ОВЗ.


Личностные

Метапредметные

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

Воспитание чувства справедливости, ответственности;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные

Анализировать правила игры.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения проблемы; использовать его в ходе самостоятельной работы

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе анализа имеющейся информации

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.

Коммуникативные

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.






Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения; о наиболее известных и распространённых религиозных и философских доктринах, их основателях и этических концепциях; различиях в истолковании истории и причинах этих различий; европоцентризме и фальсификациях исторических событий; геноциде, который сопровождал географические открытия европейцев; тирании и прецедентах противостояния гражданина и тирана; двойственном значении государственных реформ для власти и общества, проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; двойственном значении революций для развития государства и общества, политических и гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; ответственности правителя и чувстве покаяния; о решающем вкладе советского народа в победу над фашизмом, попытках переписывания истории Второй мировой войны и об опасностях такого переписывания; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; традиционных спорах о пути развития России и её вкладе в мировую историю и культуру, восточной и западной цивилизациях, многообразии критериев оценки развития страны, культуры, цивилизации; об экологических проблемах человечества, обществе потребления как

главной опасности для природы; ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; логике и правилах проведения научного исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности; миру, ненасилию, сотрудничеству; человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; публичного выступления по проблемным вопросам; природосберегающей и природоохранной деятельности; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп; волонтёрской деятельности; участия в гражданских акциях; заботы о малышах и организации их досуга; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Содержание программы.

1-го года обучения

Тема № 1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Порядок и содержание работы кружка. Правила поведения. Техника безопасности. Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Правила игры. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы

Тема № 2. Виды интеллектуальных игр. Игра « Хочу все знать»

Знакомство с видами и правилами интеллектуальных игр. («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Десятка», «Пентагон», «33 буквы», «Фудзияма», «Эрудит-дуэль», «Интеллектуальный футбол», «Интеллект-бой»).

Практикум: Игра « Хочу все знать»

Тема № 3. Вопрос – основа игры Зрительная память. Игра «5Х5»

Знакомство с типами вопросов интеллектуальных игр. Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.

Тренировка зрительной памяти. Упражнения для развития зрительной памяти.

Практикум: Игра «5Х5»

Тема № 4. Слуховая память. Своя игра по теме «Комсомол»

Тренировка слуховой памяти. Упражнения для развития слуховой памяти.

Практикум: Своя игра по теме «Комсомол»

Тема № 5. Виды мышления. Интеллектуальная игра «Сто вопросов к 100-летию ВЛКСМ».

Упражнения для развития логического мышления.

Виды мышления.

Практикум: Интеллектуальная игра «Сто вопросов к 100-летию ВЛКСМ».

Тема № 6. Быстрота реакции. Игра «Морской бой»

Тренировка быстроты реакции. Упражнения для развития быстроты реакции.

Практикум: Игра «Морской бой»

Тема № 7. Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой.

Справочники. Энциклопедии. Художественная литература. Периодические издания.

Тема № 8. Конкурс составления вопросов.

Конкурс составления вопросов.

Тема № 9. Принципы игры в команде. Распределение командных ролей.

Игры в тройках. Игры в четверках. Игры в парах. Игры командные.

Функции командных ролей. Генератор идей. Критик. Эрудит. Эмоциональный стабилизатор. Реализатор.

Тема № 10. Техника мозгового штурма

Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия.

Тема № 11. Интеллектуальная игра "Перевертыши"

Правила игры.

Тема № 12. Игра по теме «Ордена и медали России», подготовка к районной игре Правила игры. Практикум: Игра по теме «Ордена и медали России».

Тема № 13. Игра по теме « Зачем мне орден, я согласен на медаль», подготовка к районной игре.

Правила игры. Практикум: Игра по теме «Зачем мне орден, я согласен на медаль».

Тема № 14. «Что? Где? Когда?» Игра «Что? Где? Когда?». Правила игры, подсчет очков, рейтинга

Тема № 15. Игра «Что? Где? Когда?» «Веселый праздник Новый год»

Тема № 16. Игра «Пентагон». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 17. Игра «Пентагон»

Тема № 18. «Десятка» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 19. Игра «Своя игра». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 20,21. Игра «Своя игра» «В мире интересного»

Тема № 22. Игра «Брейн – ринг». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 23. Практикум по игре «Брейн – ринг»

Тема № 24. «Слабое звено» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 25. Практикум по игре «Слабое звено»

Тема № 26. Игра по теме « Знаете, каким он парнем был?!», посвященная 85-летию Ю.А. Гагарина, подготовка к районной игре

Тема № 27. Игра по теме «Юрий Гагарин», подготовка к районной игре

Тема № 28. «33 буквы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 29. «Фудзияма». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 30. «Эрудит-дуэль». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 31. Интеллектуальная игра, посвященная победе в ВОВ. Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 32. «Умники и умницы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 33. Игра «Поле чудес». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Тема № 34. Игра «Поле чудес»

Тема № 35. Итоговое занятие

Подведение итогов за учебный год.


Содержание программы 2-го года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие.

Знакомство с программой второго года обучения. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год.

Тема № 2. Лингвистические игры

Омонимы, синонимы. Игры на любознательность, сообразительность. Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.

Тема № 3, 4. Нетрадиционные интеллектуальные игры

Интеллектуальный хоккей. Морской бой. Восстановление списков. “Север-юг”. “Метафоры фонтана и времени”. “В ста шагах от льва должен быть фонтан”

Тема № 5. Занимательные вопросы.

Вопросы занимательного характера из области естествознания, гуманитарных и точных наук.

Тема № 6. «Интеллектуальный пинг-понг»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный пинг-понг»

Тема № 7. Эрудит – лото по теме районной игры

Правила игры. Игра «Эрудит – лото»

Тема № 8. Своя игра по теме районной игры

Правила игры, Своя игра по теме по теме районной игры, поведение итогов

Тема № 9. «Интеллектуальная завалинка»

Правила игры. Игра «Интеллектуальная завалинка»

Тема № 10. «Один за всех»

Правила игры. Игра «Один за всех»

Тема № 11. «Интеллектуальный покер»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный покер»

Тема № 12. Игры «Что? Где? Когда?» по теме районной игры.

Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.

Тема № 13. «Своя игра» по теме районной игры

Игра «Своя игра», подведение итогов

Тема № 14. Игра по теме «Чудеса света»

Архитектура. Семь чудес света. Музеи.

Тема № 15. Игра «От А до Я»

Правила игры. Игра «От А до Я»

Тема № 16. «Лестница знаний»

Правила игры. Игра «Лестница знаний»

Тема № 17. «Интеллектуальный бумеранг»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный бумеранг»

Тема № 18. «Эрудит – рулетка»

Правила игры. Игра «Эрудит – рулетка»


Тема № 19. «Интеллект - бой»

Правила игры. Игра «Интеллект - бой»

Тема № 20,21. Телевизионные интеллектуальные игры.

Разбор вопросов и работы ведущих телевизионных игровых программ.

Тема № 22,23. Тренинги.

Тренинги интеллектуальные, их виды

Тема № 24. Подготовка к районной игре

Тема № 25. Викторина по теме районной игры

Тема № 26. Своя игра по теме по теме районной игры

Тема № 27. «Познавательный морской бой»

Правила игры. Игра «Познавательный морской бой».

Тема №28. «Интеллектуальный капитал»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный капитал».

Тема № 29. «Проще простого»

Правила игры. Игра «Проще простого»

Тема № 30. «Слабое звено»

Правила игры. Игра «Слабое звено»

Тема № 31. «Лотерея для знатоков»

Правила игры. Игра «Лотерея для знатоков»

Тема № 32. Конкурс составления вопросов.

Правила составления вопросов. Конкурс составления вопросов.

Тема № 33-34. Игра по вопросам членов кружка.

Вопросы членов кружка. Игры по вопросам, составленными членами кружка.

Тема № 35. Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год

Тематический план 1 года обучения



Наименование тем


Виды деятельности


Количество часов

Дата

Теория

Практика

Всего


Вводное занятие

Игровая

Познавательная

2


2


Виды интеллектуальных игр

Игра « Хочу все знать»

Игровая

Познавательная

1

1

2


Вопрос – основа игры Зрительная память

Игра «5Х5»

Игровая

Познавательная

1

1

2


Слуховая память

Своя игра по теме «Комсомол»

Игровая

Познавательная

1

1

2


Виды мышления.

Игра «Сто вопросов к 100-летию ВЛКСМ».

Игровая

Познавательная

1

1

2


Быстрота реакции.

Игра «Морской бой»

Игровая

Познавательная

1

1

2


Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой.

Игровая

Познавательная

1

1

2


Конкурс составления вопросов.

Игра по вопросам членов кружка

Игровая

Познавательная


2

2


Принципы игры в команде. Распределение командных ролей

Игровая

Познавательная

1

1

2


Техника мозгового штурма

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Интеллектуальная игра "Перевертыши"

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Игра по теме «Ордена и медали России», подготовка к районной игре

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Игра по теме « Зачем мне орден, я согласен на медаль», подготовка к районной игре

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Что? Где? Когда?» Игра «Что? Где? Когда?». Правила игры, подсчет очков, рейтинга

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра «Что? Где? Когда?» «Веселый праздник Новый год»

Игровая

Познавательная


2

2


Игра «Пентагон». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра «Пентагон»

Игровая

Познавательная

2

2


«Десятка» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра «Своя игра». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра «Своя игра» «В мире интересного»

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра «Своя игра» «В мире интересного»

Игровая

Познавательная

2

2

2


Игра «Брейн – ринг». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Практикум по игре «Брейн – ринг»

Игровая

Познавательная


2

2


«Слабое звено» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Практикум по игре «Слабое звено»

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра по теме « Знаете, каким он парнем был?!», посвященная 85-летию Ю.А. Гагарина, подготовка к районной игре

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра по теме «Юрий Гагарин», подготовка к районной игре

Игровая

Познавательная

1

1

2


«33 буквы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


«Фудзияма». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


«Эрудит-дуэль». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Интеллектуальная игра, посвященная Победе в ВОВ

Игровая

Познавательная


2

2


«Умники и умницы» Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра «Поле чудес». Правила игры, подсчет очков, определение результатов

Игровая

Познавательная

1

1

2


Игра «Поле чудес»

Игровая

Познавательная


2

2


Итоговое занятие

Игровая

Познавательная

1

1

2



Итого


27

43

70




Тематический план 2-го года обучения




Наименование тем


Виды деятельности


Количество часов

Дата

Теория

Практика

Всего


Вводное занятие

Игровая

Познавательная

2

0

2


Лингвистические игры

Игровая

Познавательная

1

1

2


Нетрадиционные интеллектуальные игры

Игровая

Познавательная

1

1

2


Нетрадиционные интеллектуальные игры

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Занимательные вопросы

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Интеллектуальный пинг-понг»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Эрудит – лото по теме районной игры

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Своя игра по теме районной игры

Игровая

Познавательная

0

2

2


«Интеллектуальная завалинка»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Один за всех»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Интеллектуальный покер»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Что? Где? Когда?» по теме районной игры

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Своя игра по теме районной игры

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Игра «От А до Я»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Игра по теме «Чудеса света»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Игра «Лестница знаний»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Игра «Интеллектуальный бумеранг»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Эрудит – рулетка»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Интеллект -бой»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Телевизионные интеллектуальные игры.

Игровая

Познавательная

1

1

2


Телевизионные интеллектуальные игры.

Игровая

Познавательная

0

2

2


Тренинги.

Игровая

Познавательная

0,5

1,5


2


Тренинги.

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Подготовка к районной игре

Игровая

Познавательная

1

1

2


Викторина по теме по теме районной игры

Игровая

Познавательная

0

2

2


Своя игра по теме по теме районной игры

Игровая

Познавательная

0

2

2


«Познавательный морской бой»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Интеллектуальный капитал»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Проще простого»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Слабое звено»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


«Лотерея для знатоков»

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Конкурс составления вопросов.

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2


Игра по вопросам членов кружка

Игровая

Познавательная

0

2

2


Игра по вопросам членов кружка

Игровая

Познавательная

0

2

2


Итоговое занятие

Игровая

Познавательная

0,5

1,5

2



Итого


18

52

70














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!