СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления курса «Занимательная грамматика»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления курса «Занимательная грамматика»»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стандарта второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина и программы по русскому языку В.П. Канакиной - «Программы по учебным предметам», М.: «Просвещение»/учебник , 2020 г. - УМК «Школа России» - руководитель проекта А.А. Плешаков, на основе авторской программы «Занимательный русский язык 1-4 класс» Мищенко Л.В. М.: Издательство РОСТ, 2018, с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Кудиновской СОШ на 2020-2021 учебный год и программой формирования УУД, в соответствии с Уставом МБОУ Кудиновской СОШ.

На основании календарного графика МБОУ Кудиновской СОШ на 2020-2021 уч. год в 2 класс курса «Занимательная грамматика» 34 занятия. На основании учебного плана МБОУ Кудиновской СОШ на 2020-2021 уч. год во 2 классе на изучение курса «Занимательная грамматика» отводится 1 час в неделю.

.Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом, в рамках подготовки учащихся начальной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками кружков по выбору.


Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит предметный кружок “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Ценностные ориентиры курса


  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

  • Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма–одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Проведение занятий в 1—4 классах подкрепляется учеб­но-методическим комплектом, состоящим из рабочих тет­радей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя.

Каждое занятие, за исключением занятий под назва­нием «Игротека», имеет следующую структуру: 1. Работа над темой занятия. 2. «Занимательный привал» (переклю­чение с основного вида деятельности, подчинённого теме занятия, на другой - отвлечённый, а также проведение физкультминутки). 3. Продолжение работы над темой. 4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»). 5. Реф­лексия (подведение итогов занятия).

Каждое четвёртое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трёх предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нём отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

Начиная со 2-го класса рабочие тетради «Заниматель­ный русский язык» заканчиваются занятием, содержа­щим задания, аналогичные задачам конкурса «Русский медвежонок».


Планируемые результаты.

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениямучащихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся научатся узнавать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.

Обучающиеся научатся умениям:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.


Содержание курса «Занимительная грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит предметный кружок “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.


Календарно –тематическое планирование 2 класс


п/п

Тема занятия

Количест-во часов

Содержание занятия

Дата

проведения

план

факт

1.11

1

Что мы знаем о звуках и буквах

1

Уточнение представлений о зву­ках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фоне­ма», «фонематический слух»

03.09


2.

Что такое лексика?

1

Понятия: «лексика», «лекси­кон», «лексическое значение слова»

10.09


3.

Однозначные и мно­гозначные слова

1

Слова, имеющие одно и несколь­ко лексических значений

17.09


4.

Игротека

1

Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое зна­чение слова; однозначные и многозначные слова. Тематичес­кие группы слов

24.09


5.

Слова-братья

1

Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов

01.10


6.

Слова - наоборот

1

Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста

08.10


7.

Пословица недаром молвится

1

Пословицы - кладовая народной мудрости. Скрытый смысл по­словицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста

15.10


8.

Игротека

1

Повторение: подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выявление скрытого смысла пословиц

22.10


9.

И снова пословицы, пословицы, пословицы...

1

Игры с пословицами


05.11


10.

Играем со словарными словами

1

Игры со словарными словами

12.11


11.

Анаграммы

1

Разгадывание анаграмм

19.11


12.

Игротека

1

Повторение: пословицы; анаг­раммы; словарные слова

26.11


13.

Секреты некоторых букв

1

Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Раздели­тельный мягкий знак

03.12



14.

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм

10.12



15.

Ещё раз о синони­мах и антонимах

1

Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение си­нонимов и антонимов из выра­жений и текстов

17.12



16.

Игротека

1

Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста

24.12



17.

Слова, обозначающие предметы

1

Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушев­лённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные

14.01



18.

Слова, обозначающие действия предметов

1

Глагол как часть речи. Упражне­ние в изменении глаголов по вре­менам (без терминологии)

21.01



19.

Слова, обозначающие признаки предметов

1

Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилага­тельных по вкусу, размеру, фор­ме, цвету. Имена прилагатель­ные-синонимы и прилагательные-антонимы

28.01



20.

Игротека

1

Повторение: различение частей речи; одушевлённые и неодушев­лённые предметы; подбор сино­нимов

04.02



21.

Текст. Тема. Главная мысль

1

Упражнение в определение темы и основной мысли текста. Состав­ление рассказа по картинкам

11.02



22.

Заголовок - всему голова

1

Роль заголовка. Заголовок отра­жает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков

18.02



23.

Работаем с фразеоло­гизмами

1

Фразеологизмы — сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи

25.02



24.

Игротека

1

Повторение: текст, тема, ос­новная мысль, заголовок текста; фразеологизмы и их значения

04.03



25.

И снова пословицы

1

Игры с пословицами

11.03



26.

Еще раз о фразеоло­гизмах

1

Игры с фразеологизмами

18.03



27.

Русские народные загадки

1

Разгадывание русских народ­ных загадок

01.04



28.

Игротека

1

Повторение: пословицы; фразе­ологизмы; русские народные загадки

08.04



29.

И вновь словарные слова

1

Игры со словарными словами

15.04



30.

Учимся различать части речи

1

Упражнение в различении час­тей речи

22.04



31.

Какие слова русско­го языка помогают называть качества характера

1

Понятие «качества характера». Многообразие имен прилага­тельных, служащих для харак­теристики человека

29.04



32

Игротека

1

Повторение: имена существи­тельные, глаголы, имена прила­гательные; имена прилагатель­ные для определения качеств характера человека; словарные слова

06.05



33.

Повторяем...

1

Пословицы, близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок.

13.05



34.

Готовимся к конкур­су «Русский медве­жонок»

1

Решение головоломок




20.05


«Согласовано» «Согласовано»

Руководитель МО Руководитель МС

Заместитель директора по УВР

МБОУ Кудиновской СОШ МБОУ Кудиновской СОШ

_________Прилукина Т.И. ___________Касьянова Е.В.

Протокол заседания МО №1 Протокол заседания МС №1

от «28» августа 2020 г. от «28» августа 2020 г.


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!