муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 32 »
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО __________ М.Н. Крашенинина Протокол № _____ от ______________ 20__ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________Г.Р. Шарафутдинова «______»_______________20__ | «Утверждаю» Директор школы __________ Л.В. Шляпкина Приказ № _______ от«______» ____________20__ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности баскетбол
Класс ____9-11 класс____________________________
на 20__-20__ учебный год
Педагог Михайлов Николай Петрович
учитель физкультуры 1 категории
г.Ульяновск
Пояснительная записка
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства.
Без необходимого объема двигательной активности ребенок не может успешно пройти все фазы формирования (созревания), не может реализовать в жизни все, что заложено в нем природой не может быть здоровым и счастливым.
Поэтому, одной из важнейших задач физического воспитания является повышение двигательной подготовленности учащихся.
Огромное значение для здоровья имеют систематические занятия физкультурой. Общеизвестно, что это - верный путь к активному долголетию, здоровью, физическому совершенству, а также источник жизненной энергии, творческой активности и высокой работоспособности. Физические упражнения должны войти в жизнь каждой семьи.
В баскетбол, как говорят в телерекламе, играют миллионы, а смотрят миллиарды. В баскетбол играют все – взрослые и дети, мужчины и женщины.
Немаловажно и то, что такие занятия – это еще и путь к сердцу ребёнка, залог добрых взаимоотношений в семье.
Первостепенная и важнейшая задача – привить ребенку интерес к физическим упражнениям, так как они способствуют росту и физическому развитию детей, укрепляют здоровье, благотворно влияя на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем и физическое развитие организма в целом.
Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям педагогом подбираются упражнения, исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий.
Пройденный программный материал систематически повторяется. Усвоение упражнений определяется:
Уровнем выполнения нормативов;
Полнотой приобретённых знаний;
Прочностью освоения двигательных навыков;
Умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.
Программа основывается на многообразии средств и методов, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма и делает доступной её для детей от 14-17 лет, независимо пола и физической подготовки.
Кроме того, особенностью данной программы является её ориентация не только на физическое развитие ребёнка, но и на сферы психического и эмоционального развития личности.
Особенностью данной программы является её реализация в системе дополнительного образования для детей разных возрастов и различной физической подготовленности.
Основной целью программы является пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Гармоничное развитие личности ребенка в целом, профилактика алкоголизма, наркомании и асоциального поведения.
Достижение цели предполагается непосредственно связано со следующими задачами:
1. Укрепление опорно-двигательного аппарата и здоровья учащихся.
2. Воспитание волевых качеств.
3. Разностороннее развитие силовых способностей.
4. Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы, коллективизма.
5. Воспитания привычки к систематическим занятиям, выносливости.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии от простого к сложному и рассчитан на последовательное расширение теоретических и практических умений и навыков учащихся.
Освоение программы осуществляется по уровням. В соответствии с общими целями и задачами программы на каждом освоения решаются свои специфические задачи. Каждый ребёнок проходит всё уровни, но имеет возможность самостоятельно выбирать темы продвижения в усвоении программы в зависимости от физической подготовки, способностей, индивидуально-психологических особенностей, уровня притязаний.
В кружке по баскетболу 14-17 лет. Основной формой организации образовательного процесса является групповое учебное тренировочное занятие. В процессе обучения используется много эффективных техник, частая смена которых способствует сохранению остроты восприятия, работоспособности и интереса на протяжении всего занятия.
Численный состав группы 15-20 учащихся. Занятия проходят один раз в неделю по 40 минут.
Продолжительность учебного года для 9-10-11 классов составляет 34 недели.
Общая характеристика курса.
Баскетбол является одним из базовых видов спорта рабочих программ физического воспитания учащихся в 9-10-11классах. Он оказывает на организм школьника всесторонние влияние; совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические способности. Учитывая популярностью баскетбола у детей и подростков, его необходимо включать во внеурочную деятельность учащихся .
Кроме этого, баскетбол включается в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные спортивные и внешкольные соревнования, занятия в кружках.
В содержание учебно-тренировочного процесса включает в себя:
9-10-11 классы. Отработка техники передвижений и ведения мяча: передачи мяча различными способами на месте и в движении; броски мяча одной рукой, броски мяча двумя руками от груди, двумя руками с верху; вырывание, выбивание мяча; остановка шагом и прыжком. Индивидуальные и простые групповые технико-тактические взаимодействия в нападении и в защите. Двусторонняя игра по упрощённым правилам (с уменьшенным составом команд).
Описание места курса в учебном плане
Курс проходит в рамках ФГОС во внеурочное время из расчета5часов внеделю. Рабочая программа рассчитана на 170 часов.( 9-10-11
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения курса «Баскетбол», общего Федерального государственного образовательного стандарта для 9-10-11 классов направлена на достижение учащимися личностных метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты :
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Знаие истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Участие в школьном самоуправлением и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся, к саморазвитию в процессе освоения учебного курса;
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возростно-половым нормативам;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи;
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
В области физической культуры:
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
Владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по баскетболу;
Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности;
Метапредметные результаты :
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результат;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
В области познавательной культуры:
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств;
Понимание физической культуры, как средство организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
В области трудовой культуры:
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
Приобретение умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать место занятий и их безопасность;
В области эстетичной культуры:
Знание факторов потенциально опасных для здоровья и их опасных последствий;
Понимание культуры движения человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками;
В области коммуникативной культуры:
Владение культурой речи, ведение диалогов в доброжелательной и открытой форме, проявление внимания к собеседнику, интереса и уважения;
Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения;
В области физической культуры:
Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержаниям;
Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;
Предметные результаты:
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности;
В области познавательной культуры:
Знание по истории развития спорта и олимпийского движения;
Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их цели, задач и форм организации;
Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
В области нравственной культуры:
Способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями;
Умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;
В области трудовой культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями;
Умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы;
В области эстетической культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию, телосложению и правильной осанки;
Умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений привыполнений упражнений разной направленности;
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и доступно излагать знание о физической культурой;
Способность осуществлять судейство соревнований по баскетболу;
В области физической культуры:
Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей;
Разделы программы | Темы раздела | Основное содержание по темам | Универсальные виды деятельности | | |
Основы знаний | Краткая характеристика вида спорта Требования к технике безопасности. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Баскетбол в современном обществе. Проведение самостоятельных занятий | Инструктаж по технике безопасности. Страницы историиЗарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители). Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Цель и задачи современного олимпийского движения. Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. баскетбол в Российской Федерации на современном этапе. Познай себя Росто-весовые показатели. Правильная и неправильная осанка. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма | Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол Раскрывают значение техники безопасности в спортивном зале и при проведении спортивных игр. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Определяют цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Анализируют положения Федерального закона «О физической культуре и спорте» Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста. Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов. Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений. Составляют личный план физического самовоспитания. Выполняют упражнения для тренировки различных групп мышц. Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие | | |
Двигательные умения и навыки | Общая и специальная физическая подготовка. | 9-10-11класс Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стоике, остановка, поворот, ускорение). 9-10-11 Дальнейшее обучение технике движений. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | | |
Специальная физическая подготовка. | 9-10-11класс Ведение мяча внизкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение с пассивным сопротивлением защитника | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | | |
Обучение и совершенствование техники. | 9-10-11 Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Дальнейшее обучение технике движений | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | | |
Обучение и совершенствование навыков бросков мяча. | 9-10-11 Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м. 9класс Дальнейшее обучение технике движений. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины — 4,80 м | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | | |
Тактика игры в баскетбол. | 9-10-11 Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Дальнейшее обучение технике движений. Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Нападение быстрым прорывом (2:1) | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | | |
Закрепление и зачётные сдачи. | 9-10-11 Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. 7 класс Дальнейшее обучение технике движений | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | | |
Закрепление пройденных тем и применение их на практике. | 9-10-11 Вырывание и выбивание мяча. Перехват мяча | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | | |
Товарищеские игры. | 9-10-11 Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 7 класс Игра по правилам мини-баскетбола. Дальнейшее обучение технике движений | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в баскетбол как средство активного отдыха | | |
| Контрольные нормативы. | Контрольные нормативы | Основные двигательные способности.Пять основных двигательных способностей: гибкость, сила, быстрота, выносливость и ловкость Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения | | Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения Выполняют разученные комплексы упражнений для развития гибкости. Оценивают свою силу по приведённым показателям Выполняют разученные комплексы упражнений для развития силы. Оценивают свою силу по приведённым показателям |
Итоговое занятие. | Игра по правилам баскетбола. Игры и игровые задания | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в баскетбол как средство активного отдыха | | |
Содержание курса
Раздел основы знаний:
Вводное занятие: которое представляетсобой инструктаж по технике безопасности в различных ситуациях.
История развития обучение баскетбола. В данном разделе изучается история происхождения и развития баскетбола в современном мире.
Раздел двигательные умения и навыки:
Общая и специальная физическая подготовка,направления на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма.
Бег на определенные дистанции
Силовые упражнения с партнёром
Прыжки
Подвижные игры
3.Специальная физическая подготовка –основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специальные для баскетболиста как сила.
4.Обучение и совершенствование техники различных передач мяча партнёру.
5.Обучение и совершенствование навыков бросковмяча в движении без сопротивления и с сопротивлениемявляются основной техникой игры в баскетбол.
6.Тактика игры в баскетбол понимаются целесообразные индивидуальные и групповые действия баскетболистов, выполняющих определенные игровые функции.
7. Закрепление и зачётные сдачи вэтом разделе осуществляются контрольные нормативы по пройденным темам– передачи мяча партнеру, броски.
8.Закрепление пройденных тем и применение их на практике изученного материала и сдач контрольных нормативов проводятся учебные игры между собой.
9.Товарищеские игры (соревнования) в этом разделе осуществляются выезды на различные турниры по баскетболу, где занимающиеся соревнуются с другими командами.
10.контрольные нормативы сдача контрольных тестов по ОФП, СФП.
11. Итоговое занятие проводится подведение итогов роботы за год и составление тренировочного плана на лето.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Оснащенность учебного процесса:
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Примерные программы по учебным предметам. .Физическая культура. 5—9 классы
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха
Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ.ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 5—7 классы. Пособие для учителя/на сайте издательства по адресу: пЦр://\ууууу.рго5У.ги/еЬоок5/УПеп81ш р!2-га 5-7к1/шс1ех.Ы:т1
В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10—11 классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение» по адресу: пир://ту\у\у.рго8У.го/еЬоок8/Ьап_Р12-га 10-11/шс!ех.пгт1В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 клас-
сы (серия «Текущий контроль»). Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по но-
вым стандартам»). Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стан-
Т^А^Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым
стандартам»)
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре для учителей
Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Мячи баскетбольные
Сетка для переноса и хранения мячей
Баскетбольные щиты с кольцами
Сетки для баскетбольных колец
Жилетки игровые разного цвета
Флажки разметочные с опорой
Стойки для обводки
Конусы
Фишки
Свисток судейский
Секундомер
Планируемые результаты изучения курса.
Научиться:
Характеризовать содержание основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью.
Определять базовые понятия и термин,понимать их в процессе совместных занятий со сверстниками.
Разрабатывать содержание самостоятельных занятий, определять их направленностью и формулировать задачи.
Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий.
Руководствоваться правилами оказания первой помощи при игре в мини-баскетбол.
Получить возможность научиться:
Способы двигательной деятельности
Научиться:
Повышения уровня физической кондиции.
Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности.
Самостоятельно проводить занятия по обучению игры в мини-баскетбол.
Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств.
Получит возможность научиться:
Вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий.
Физическое совершенствование
Научиться:
Получит возможность научиться:
Осуществлять судейство на соревнованиях по мини-баскетболу.
Выполнять текстовые нормативы по физической подготовке.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства.
Без необходимого объема двигательной активности ребенок не может успешно пройти все фазы формирования (созревания), не может реализовать в жизни все, что заложено в нем природой не может быть здоровым и счастливым.
Поэтому, одной из важнейших задач физического воспитания является повышение двигательной подготовленности учащихся.
Огромное значение для здоровья имеют систематические занятия физкультурой. Общеизвестно, что это - верный путь к активному долголетию, здоровью, физическому совершенству, а также источник жизненной энергии, творческой активности и высокой работоспособности. Физические упражнения должны войти в жизнь каждой семьи.
В баскетбол, как говорят в телерекламе, играют миллионы, а смотрят миллиарды. В баскетбол играют все – взрослые и дети, мужчины и женщины.
Немаловажно и то, что такие занятия – это еще и путь к сердцу ребёнка, залог добрых взаимоотношений в семье.
Первостепенная и важнейшая задача – привить ребенку интерес к физическим упражнениям, так как они способствуют росту и физическому развитию детей, укрепляют здоровье, благотворно влияя на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем и физическое развитие организма в целом.
Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям педагогом подбираются упражнения, исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий.
Пройденный программный материал систематически повторяется. Усвоение упражнений определяется:
Уровнем выполнения нормативов;
Полнотой приобретённых знаний;
Прочностью освоения двигательных навыков;
Умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.
Программа основывается на многообразии средств и методов, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма и делает доступной её для детей от 11-13 лет, независимо пола и физической подготовки.
Кроме того, особенностью данной программы является её ориентация не только на физическое развитие ребёнка, но и на сферы психического и эмоционального развития личности.
При создании данной программы изучались следующие программы по развитию двигательных качеств, школьников и методикам обучения игры в баскетболе: Литвинов В. Н. «Развитие двигательных качеств школьника, Ашмарина Б. А. «Теория и методика физического воспитания », Бальсевич В. К. «Здоровье в движении», Егоршина С. А. «Техника но не муштра».
Особенностью данной программы является её реализация в системе дополнительного образования для детей разных возрастов и различной физической подготовленности.
Основной целью программы является пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Гармоничное развитие личности ребенка в целом, профилактика алкоголизма, наркомании и асоциального поведения.
Достижение цели предполагается непосредственно связано со следующими задачами:
1. Укрепление опорно-двигательного аппарата и здоровья учащихся.
2. Воспитание волевых качеств.
3. Разностороннее развитие силовых способностей.
4. Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы, коллективизма.
5. Воспитания привычки к систематическим занятиям, выносливости.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии от простого к сложному и рассчитан на последовательное расширение теоретических и практических умений и навыков учащихся.
Освоение программы осуществляется по уровням. В соответствии с общими целями и задачами программы на каждом освоения решаются свои специфические задачи. Каждый ребёнок проходит всё уровни, но имеет возможность самостоятельно выбирать темы продвижения в усвоении программы в зависимости от физической подготовки, способностей, индивидуально-психологических особенностей, уровня притязаний.
В кружке по баскетболу 14-17 лет. Основной формой организации образовательного процесса является групповое учебное тренировочное занятие. В процессе обучения используется много эффективных техник, частая смена которых способствует сохранению остроты восприятия, работоспособности и интереса на протяжении всего занятия.
Численный состав группы 15-20 учащихся. Занятия проходят 5 раз в неделю по 40 минут.
Продолжительность учебного года для 5-6-7 классов составляет 34 недели.Общая характеристика курса.
Баскетбол является одним из базовых видов спорта рабочих программ физического воспитания учащихся в 9-10-11
классах. Он оказывает на организм школьника всесторонние влияние; совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические способности. Учитывая популярностью баскетбола у детей и подростков, его необходимо включать во внеурочную деятельность учащихся .
Кроме этого, баскетбол включается в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные спортивные и внешкольные соревнования, занятия в кружках.
В содержание учебно-тренировочного процесса включает в себя:
9-10-11 классы. Отработка техники передвижений и ведения мяча: передачи мяча различными способами на месте и в движении; броски мяча одной рукой, броски мяча двумя руками от груди, двумя руками с верху; вырывание, выбивание мяча; остановка шагом и прыжком. Индивидуальные и простые групповые технико-тактические взаимодействия в нападении и в защите. Двусторонняя игра по упрощённым правилам (с уменьшенным составом команд).
Описание места курса в учебном плане
Курс проходит в рамках ФГОС во внеурочное время из расчета 5 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 170 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения курса «Баскетбол», общего Федерального государственного образовательного стандарта для 5-6 классов направлена на достижение учащимися личностных метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты :
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Участие в школьном самоуправлением и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся, к саморазвитию в процессе освоения учебного курса;
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возростно-половым нормативам;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи;
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
В области физической культуры:
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
Владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по баскетболу;
Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности;
Метапредметные результаты :
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результат;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
В области познавательной культуры:
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств;
Понимание физической культуры, как средство организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
В области трудовой культуры:
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
Приобретение умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать место занятий и их безопасность;
В области эстетичной культуры:
Знание факторов потенциально опасных для здоровья и их опасных последствий;
Понимание культуры движения человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками;
В области коммуникативной культуры:
Владение культурой речи, ведение диалогов в доброжелательной и открытой форме, проявление внимания к собеседнику, интереса и уважения;
Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения;
В области физической культуры:
Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержаниям;
Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;
Предметные результаты:
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности;
В области познавательной культуры:
Знание по истории развития спорта и олимпийского движения;
Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их цели, задач и форм организации;
Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
В области нравственной культуры:
Способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями;
Умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;
В области трудовой культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями;
Умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы;
В области эстетической культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию, телосложению и правильной осанки;
Умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений привыполнений упражнений разной направленности;
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и доступно излагать знание о физической культурой;
Способность осуществлять судейство соревнований по баскетболу;
В области физической культуры:
Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей;
Содержание курса
Раздел основы знаний:
Вводное занятие: которое представляетсобой инструктаж по технике безопасности в различных ситуациях.
История развития обучение баскетбола. В данном разделе изучается история происхождения и развития баскетбола в современном мире.
Раздел двигательные умения и навыки:
Общая и специальная физическая подготовка,направления на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма.
Бег на определенные дистанции
Силовые упражнения с партнёром
Прыжки
Подвижные игры
3.Специальная физическая подготовка –основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специальные для баскетболиста как сила.
4.Обучение и совершенствование техники различных передач мяча партнёру.
5.Обучение и совершенствование навыков бросковмяча в движении без сопротивления и с сопротивлениемявляются основной техникой игры в баскетбол.
6.Тактика игры в баскетбол понимаются целесообразные индивидуальные и групповые действия баскетболистов, выполняющих определенные игровые функции.
7. Закрепление и зачётные сдачи вэтом разделе осуществляются контрольные нормативы по пройденным темам– передачи мяча партнеру, броски.
8.Закрепление пройденных тем и применение их на практике изученного материала и сдач контрольных нормативов проводятся учебные игры между собой.
9.Товарищеские игры (соревнования) в этом разделе осуществляются выезды на различные турниры по баскетболу, где занимающиеся соревнуются с другими командами.
10.контрольные нормативы сдача контрольных тестов по ОФП, СФП.
11. Итоговое занятие проводится подведение итогов роботы за год и составление тренировочного плана на лето.