Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол заседания от 28.08.2018 г. № 1 | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБОУ ОСОШ № 1 протокол от 29.08.2018 г. № 16 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ ОСОШ №1 ________ Л.Ф.Бабкина От31.08.2018г. № 333 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для 3 «В» класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Склярова Т.В.
п. Орловский
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ОСОШ № 1, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Цель программы:
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы.
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и
опровергать, делать умозаключения;
Воспитывающий аспект
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Принципы построения программы.
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю - 34 учебные недели (34 часа в год) в соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ №1 на 2018-2019 учебный год.
Формы занятий:
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы». Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Содержание программы.
1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение (4 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
3. Комбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
4. Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
5. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
6. Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
7. Развитие творческого воображения (3 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
8. Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Тематическое планирование.
№ п/п | № урока в четв. | Дата | Скорректированная дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
| | | | 1 четверть – 8 часов. | | |
1 | 1 | 5.09 | | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
2 | 2 | 12.09 | | Закономерности в чередовании признаков. | 1 | |
3 | 3 | 19.09 | | Классификация по какому-то признаку. | 1 | |
4 | 4 | 26.09 | | Сравнение предметов по признакам. | 1 | |
5 | 5 | 03.10 | | Тест «Сравнение». | 1 | |
6 | 6 | 10.10 | | Состав предметов. | 1 | |
7 | 7 | 17.10 | | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 | |
8 | 8 | 24.10 | | Найди отличия. | 1 | |
| | | | 2 четверть – 8 часов. | | |
9 | 1 | 07.11 | | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 | |
10 | 2 | 14.11 | | Комбинаторика. Перестановки, размещения. | 1 | |
11 | 3 | 21.11 | | Функциональные признаки предметов. | 1 | |
12 | 4 | 28.11 | | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | |
13 | 5 | 05.12 | | Логическая операция «и». | 1 | |
14 | 6 | 12.12 | | Координатная сетка. | 1 | |
15 | 7 | 19.12 | | Решение логических задач и задач-шуток. | 1 | |
16 | 8 | 26.12 | | Результат действия предметов. | 1 | |
| | | | 3 четверть – 11 часов. | | |
17 | 1 | 09.01 | | Обратные действия. | 1 | |
18 | 2 | 16.01 | | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 | |
19 | 3 | 23.01 | | Тест «Отношения». | 1 | |
20 | 4 | 30.01 | | Порядок действий, последовательность событий. | 1 | |
21 | 5 | 06.03 | | Комбинаторика. Размещение, сочетание. | 1 | |
22 | 6 | 13.02 | | Составление загадок, чайнвордов. | 1 | |
2 | 7 | 20.02 | | Множество. Элементы множества. | 1 | |
24 | 8 | 27.03 | | Классификация по одному свойству. | 1 | |
25 | 9 | 06.03 | | Тест «Классификация». | 1 | |
26 | 10 | 13.03 | | Способы задания множества. | 1 | |
27 | 11 | 20.04 | | Сравнение множеств. | 1 | |
| | | | 4 четверть – 7 часов. | | |
28 | 1 | 03.04 | | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | 1 | |
29 | 2 | 10.04 | | Решение задач с использованием понятий о множествах. | 1 | |
30 | 3 | 17.04 | | Выражения и высказывания. | 1 | |
31 | 4 | 24.04 | | Высказывания со связками «и», «или». | 1 | |
32 | 5 | 08.05 | | Отрицание. | 1 | |
33 | 6 | 15.05 | | Итоговый тест. | 1 | |
34 | 7 | 22.05 | | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 | |