Рабочая программа внеурочной деятельности
«Введение в астрономию»
для обучающихся 7-х классов
общеинтеллектуальное направление
Составитель: учитель физики,
Пистер Дина Карленовна
Срок реализации: 1 год
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по внеурочному занятию «Введение в астрономию» для обучающихся 7-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Школа нового века», и на основе авторской рабочей программы кружка по астрономии «Астрономия для любознательных» учителя физики МБОУ СОШ №32 города Кирова Вылегжаниной Елены Юрьевны.
Цель данного занятия – удовлетворить интерес учащихся к науке о звёздном небе, показать учащимся картину мирового пространства и происходящих в нём удивительных явлений.
Задачи курса:
Образовательные:
познакомить учащихся с научными сведениями о галактиках, звёздах, планетах и спутниках;
обогатить учащихся знаниями о способах исследования небесных тел и достижениях науки в освоении космического пространства;
обучить основным навыкам наблюдений небесных объектов.
Воспитательные:
сформировать у учащихся основы научного мировоззрения и научных убеждений;
развивать навыки самостоятельности;
воспитывать эмоционально-эстетические чувства при изучении космоса.
Развивающие:
развивать стремление к исследовательской деятельности;
развивать пространственные представления о сравнительных размерах небесных тел, расстояниях между ними, взаимном размещении и движении планет в Солнечной системе;
развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
осознание личной ответственности за нашу планету;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной деятельности.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации;
составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
II. Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Основы астрономии (7часов).
Астрономия – наука о звёздах. Истоки астрономии. Наблюдения - основа астрономии. Телескопы. Определение расстояний до небесных тел.
Видимое движение Солнца. Эклиптика. Солнечное и лунное затмение
Время и календарь.
Раздел 2. Развитие взглядов на Вселенную (3 часов).
Как древние представляли себе Вселенную. Астрономия в период Античности.
Система мира по Птолемею. Система мира по Копернику.
Джордано Бруно. Наблюдения и открытия Галилея. Создание современной модели мира.
Раздел 3. Солнечная система (4 часа).
Структура Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. Меркурий. Венера. Марс.
Земля. Луна – естественный спутник Земли. Фазы Луны. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун.
Изготовление модели планеты. Плутон и другие карликовые планеты.
Астероиды вблизи Земли. Защита от астероидной опасности. Кометы. Строение, происхождение комет. Знаменитые кометы. Метеорные тела. Метеориты.
Раздел 4. Солнце и звезды (5часов)
Звезды и созвездия. Атлас созвездий Гевелия. Созвездия Северного и Южного полушария. Легенды о созвездиях. Солнце – ближайшая звезда. Яркость звёзд. Цвет звёзд. Температура звёзд. Двойные звёзды. Переменные звёзды: пульсирующие переменные (цефеиды). Новые и сверхновые звёзды. Коричневые карлики и чёрные дыры.
Раздел 5. Строение Вселенной (3часа)
Галактики. Наша Галактика - Млечный Путь и место Солнца в ней.
Многообразие галактик. Скопления галактик.
Современная модель Вселенной. Большой взрыв и расширение мира.
Раздел 6. Исследования Солнечной системы
Начало освоения космоса. Животные – космонавты. Первый отряд космонавтов.
Первые полёты человека в космос. Развитие космических исследований.
Самые известные космонавты. Игра «Звёздный час».
Радиотелескопы. Космические экспедиции по Солнечной системе.
Орбитальные космические станции. Проблема поиска внеземной жизни. Человек и его место во Вселенной.
III. Календарно – тематическое планирование «Введение в астрономию»
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Д.К. Пистер
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата по плану | Корректировка |
1. Основы астрономии | 7 | |
| Астрономия – наука о звёздах. | 1 | | |
| Истоки астрономии. | 1 | | |
| Наблюдения - основа астрономии. Телескопы. | 1 | | |
| Определение расстояний до небесных тел. | 1 | | |
| Видимое движение Солнца. Эклиптика. | 1 | | |
| Солнечное и лунное затмение | 1 | | |
| Время и календарь. | 1 | | |
2. Развитие взглядов на Вселенную | 3 | |
| Как древние представляли себе Вселенную. Астрономия в период Античности. | 1 | | |
| Система мира по Птолемею. Система мира по Копернику. | 1 | | |
| Джордано Бруно. Наблюдения и открытия Галилея. Создание современной модели мира. | 1 | | |
3. Солнечная система | 10 | | |
| Структура Солнечной системы. | 1 | | |
| Планеты Солнечной системы. Меркурий. Венера. Марс. | 1 | | |
| Земля. | 1 | | |
| Луна – естественный спутник Земли. Фазы Луны. | 1 | | |
| Юпитер. Сатурн. | 1 | | |
| Уран. Нептун. | 1 | | |
| Изготовление модели планеты | 1 | | |
| Плутон и другие карликовые планеты. | 1 | | |
| Астероиды вблизи Земли. Защита от астероидной опасности. | 1 | | |
| Кометы. Строение, происхождение комет. Знаменитые кометы. Метеорные тела. Метеориты. | 1 | | |
4. Солнце и звезды | 5 | |
| Звезды и созвездия. Атлас созвездий Гевелия. Созвездия Северного и Южного полушария. Легенды о созвездиях. | 1 | | |
| Солнце – ближайшая звезда. | 1 | | |
| Яркость звёзд. Цвет звёзд. Температура звёзд Двойные звёзды. | 1 | | |
| Переменные звёзды: пульсирующие переменные (цефеиды). Новые и сверхновые звёзды | 1 | | |
| Коричневые карлики и чёрные дыры. | 1 | | |
5. Строение Вселенной | 3 | |
| Галактики. Наша Галактика - Млечный Путь и место Солнца в ней. | 1 | | |
| Многообразие галактик. Скопления галактик. | 1 | | |
| Современная модель Вселенной. Большой взрыв и расширение мира. | 1 | | |
6. Исследования Солнечной системы | 6 | |
| Начало освоения космоса. Животные – космонавты. Первый отряд космонавтов. | 1 | | |
| Первые полёты человека в космос. Развитие космических исследований. | 1 | | |
| Самые известные космонавты. | 1 | | |
| Игра «Звёздный час». | 1 | | |
| Радиотелескопы. Космические экспедиции по Солнечной системе. Орбитальные космические станции. | 1 | | |
| Проблема поиска внеземной жизни. Человек и его место во Вселенной. | 1 | | |