Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 «Квантор»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности по математике
«За страницами учебника «функциональная грамотность»
для обучающихся 7 классов
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.02.2012;
приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
примерные программы по математике, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
ООП ООО МБОУ «Гимназия №2»Квантор»
Срок реализации программы – 1 год. На изучение курса на уровне основного общего образования отводится 37 часов.
Программа ставит следующие цели обучения:
создать условия для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к ВПР;
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний, подготовить детей к успешной сдаче ВПР по математике.
Воспитательные:
сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.
Развивающие:
развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.
Планируемые результаты освоения содержания учебного курса
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Организация изучения материала
Основная форма занятий – практикумы по решению задач. Во время изучения курса учащиеся выполняют самостоятельные работы по рассматриваемым темам.
Вид контроля
Изучение данного курса сопровождается выполнением зачетных работ и заканчивается зачетным решением задач.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Виды, формы контроля |
| Действия с обыкновенными и десятичными дробями. Рациональные числа на координатной прямой | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| Запись чисел с использованием разных систем измерения. Преобразование выражений | 1 | Устный опрос, практическая работа |
| Анализ таблиц и диаграмм. Представление данных в виде графиков | 1 | Устный опрос, практическая работа |
| Решение текстовых задач на проценты. Оценка вычислений при решении практических задач | 2 | Устный опрос, практическая работа, проверочная работа |
| Решение текстовых задач на движение и работу | 3 | Устный опрос, практическая работа |
| Решение финансовых задач | 3 | Устный опрос, практическая работа |
| Решение логических задач | 4 | Устный опрос, практическая работа, проверочная работа |
| Линейное уравнение. Решение задач с помощью уравнений | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| Степень с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| Одночлены, многочлены и действия с ними | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| Формулы сокращенного умножения | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| График линейной функции. Построение графика линейной функции. Формулы линейной функции | 2 | Устный опрос, практическая работа, проверочная работа |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 3 | Устный опрос, практическая работа |
| Оперирование понятиями геометрических фигур. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Решение задач | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| Треугольники. Решение задач | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 2 | Устный опрос, практическая работа |
| Окружность и круг. Геометрические построения. Решение задач | 2 | Устный опрос, практическая работа |
Итого | 37 | |