СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ЗПР, дошкольники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ЗПР, дошкольники»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Ужурский детский сад №1 «Росинка»»



Утверждаю:

Заведующая ДОУ

_________ Е.М.Аникина


Приказ №____

от ___»________2023г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-дефектолога

на 2023-2024 учебный год







Педагог-дефектолог:

Санарова Т.Н.

.










г. Ужур, 2023 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ...........................................................................................3

1.1 Пояснительная записка ...............................................................................….3

1.2 Цели и задачи реализации программы ..................................................…….6

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…................................7

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ............8

1.4.1 Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………….8

1.5 Планируемые результаты .Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы………………………………………………………….....11

1.5.1 Целевые ориентиры освоения Программы детьми с задержкой психического развития .........................................................................................12

1.6 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе………………………………………………………………………..19



2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................21

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях .................................................................................................................................21

2..1.1Социально-коммуникативное развитие. .................................................. …21

2.2.1.2. Познавательное развитие ..................................................................... ….22

2.1.3. Речевое развитие ............................................................................................23

2.1.4. Художественно-эстетическое развитие .................................................. …25

2.1.5. Физическое развитие .....................................................................................25

2.2.Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья .....................................................................................26

2.2.1. Система работы учителя дефектолога…………………………………...26

2.2.2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ………………………………….28


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………...29

3.1. Описание материально-технического и методического обеспечения программы ................................................................................................................29

3.2 Организация системы взаимодействий учителя-дефектолога……………30



ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………32

Приложение 1. …………………………………………………………………......32

Приложение 2. ……………………………………………………………………..37

Приложение 3. ……………………………………………………….…………….38











ВВЕДЕНИЕ



В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), основная миссия которого – преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека.

При разработке программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ учитывались также современные тенденции развития образования и получили отражение следующие ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития:

- формирование у ребенка новой системы ценностей, нового взгляда на окружающий мир как среду обитания человека;

- реализация на практике основных направлений образования для устойчивого развития;

- активное использование в работе с детьми их собственного опыта (бытового, культурного, социального, нравственного);

- развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

- формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

- интегрированное содержание работы с детьми;

- партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

- соблюдение прав ребенка, в том числе права на игру, на здоровую безопасную и комфортную окружающую среду;

- доступность качественного образования;

- активное вовлечение ребенка в социум.

- обеспечение равных стартовых возможностей для развития ребёнка с ОВЗ

Основными особенностями программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ являются то, что данная программа имеет:

- коррекционно – развивающую направленность, определяющую условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;

- здоровьесберегающую направленность, с учётом объединения образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.






  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Обновление дошкольного образования предполагает, прежде всего, создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.

В соответствии с современными требованиями возникла необходимость разработки рабочей программы, которая будет сочетать коррекционную и основную образовательную программу ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели образования.

Рабочая Программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Программа направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,  обеспечение помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Все разделы рабочей программы учителя-дефектолога рассматриваются с позиций особенностей развития нормально-развивающихся сверстников, но с обязательным указанием специфики требований к организации коррекционно-развивающего процесса в зависимости от категории детей с нарушенным развитием.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составляют:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
3) Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

4) СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

5) Всемирная декларация об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;

6) Декларация прав ребенка;

7) Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения;

8)Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Ужурский детский сад № 1 «Росинка»»;

9) Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (С.Г.Шевченко).

Рабочая программа учителя-дефектолога направлена на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В программе учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.



1.2 Цели и задачи реализации программы


Целью обучения и воспитания детей с ОВЗ является коррекция недостатков в физическом и психическом развитии, максимальное всестороннее развитие в соответствии с возможностями каждого ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе и социальную успешность.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).



1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

При разработке рабочей программы учитывались научные принципы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:


1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип научности - использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;

3. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.

6. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях учителя- дефектолога, воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

7. Принцип интеграции образовательных областей реализуется через проникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности.

8.Принцип вариативности образовательного маршрута, обеспечивающий индивидуализацию образовательного процесса, что создаёт психолого-педагогические основания для личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка в образовательном процессе.

9Лчностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия Личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно- развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

10.Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы и др.





1.4 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ


1.4.1 Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС).

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности детей 5, 6 лет с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.



Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентирования в свойствах предметов.

В отличие от умственно отсталых детей дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш»), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.

Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в ритмировании пространственных ориентировок.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?» — ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».

Затрудняются сравнивать предметы, сравнивая по случайным признакам, с трудом выделяют признаки различия. Например, отвечая на вопрос: «Чем не похожи люди и животные?» — ребенок произносит: «У людей есть тапочки, а у зверей — нет».

Однако в отличие от умственно отсталых детей дошкольники с задержкой психического развития после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.

Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.

На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля», дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, то есть затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.

Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7—8 лет.

Грамматический строй речи отличается некоторыми особенностями. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Следует отметить, что характер речевых нарушений у детей с задержкой психического развития может быть самым разным, так же как может быть разным соотношение нарушений отдельных компонентов языковой системы.




1.5 Планируемые результаты. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как примерные социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры зависят от способностей конкретного ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых


1.5.1Целевые ориентиры освоения Программы детьми с задержкой психического развития



Социально-коммуникативное развитие.


Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ЗПР в общественную жизнь. При Реализации задач данной образовательной области у детей формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым
нормам социума и осуществляется подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ЗПР занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.


Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание:
• Должны быть сформированы навыки самообслуживания;
• Должны быть развиты культурно-гигиенические навыки;
• Должно появиться желание трудиться; уметь и желать доводить дело до конца.
Формирование основ безопасности:
• Должны иметь первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
• Должно появиться осознанное отношение к выполнению правил Безопасности;
• Иметь элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения.
Ознакомление с окружающим миром:
• Называть свое имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей.
• Называть членов своей семьи, их имена и отчество; познакомить с понятием семья и родственными связями;
• Называть имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении;
• Соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
• Различать и называть состояние погоды;
• Узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках;
• Знать и называть 2-3 вида деревьев (их части и существенные признаки); 2-3 вида грибов (их части и существенные признаки);
• Уметь правильно называть 3-5 видов овощей, фруктов, ягод, относить их к обобщающим понятиям;
• Различать 3-4 вида птиц по опознавательным признакам; уметь относить птиц к обобщающим понятиям: домашние, перелетные, зимующие; называть 3-4 вида насекомых;
• Узнавать и называть 3-5 видов диких и домашних животных, их детенышей; уметь различать их по внешнему виду и повадкам;
• Называть по 3-5 наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви, к бытовой технике, мебели, посуде, транспорте;
• Иметь представления о профессиях, работающих на транспорте: водитель, кондуктор;
• Соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;
• Знать название родного города, домашний адрес;
• Знать общественные здания (магазин, почта, аптека, больница), профессии людей, работающих в этих зданиях; профессии людей, занятых на строительстве зданий;
• Иметь представления о праздниках: Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День Победы.


Речевое развитие
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности. Основные направления работы по развитию речи дошкольников: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.


Развитие речи:
• Правильно использовать в речи конкретные и обобщающие существительные, глаголы, прилагательные, наречия;
• Согласовывать числительные (2 и 5) с существительными;
• Использовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;
• Понимать и употреблять в речи простые предлоги со значением местоположения и направления действия;
• Правильно согласовывать существительные с прилагательными в именительном и косвенных падежах;
• Правильно согласовывать прилагательные с существительными среднего рода единственного и множественного числа;
• Правильно употреблять в речи глаголы, обозначающие, эмоциональное состояние, профессиональные действия, бытовые действия;
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных;
• Формировать первоначальное представление об однокоренных словах;
• Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
• Строить самостоятельные простые распространенные предложения, согласовывая слова в предложении;
• Отвечать на вопросы и задавать их;
• Составлять рассказы из двух – трѐх предложений по сюжетной картинке и по серии картинок;
• Составлять небольшие творческие рассказы;

Речевое (фонематическое) восприятие и подготовка к обучению грамоте:
• Знать понятия: звук, слог, слово, предложение;
• Различать гласные и согласные звуки;
• Выделять твердые и мягкие согласные звуки из ряда звуков, слов;
• Уметь определять количество слогов в словах;
• Выполнять последовательный звуковой анализ в односложных и двухсложных словах по готовой условно-графической схеме звукового состава слова;
• Уметь условно обозначать цветными кружками гласные, твердые и мягкие согласныет звуки;
• Определять количество слов в предложениях;
• Составлять схемы предложений (с опорой и без опоры на сюжетные картинки);
• Обозначать гласные и простые согласные звуки буквами.


Познавательное развитие
Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ЗПР процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.
Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
• формирование и совершенствование перцептивных действий;
• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
• развитие элементарных математических представлений;
• развитие внимания, памяти, восприятия;
• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.


Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с задержкой психологического развития развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних
свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов:
отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и
абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка.


Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.


Формирование целостной картины мира (ознакомление с окружающим)
• Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе; узнавать и называть времена года по их отличительным признакам, называть характерные сезонные изменения в природе; различать и правильно называть состояние погоды.
• Узнавать и называть три – четыре вида травянистых растений, один - два вида комнатных растений, два-три вида деревьев, формировать представления о том, что растения состоят из частей;
• Узнавать и называть наиболее распространенные растения сада и огорода по картинкам и по описанию;
• Уметь отнести конкретные виды растений к обобщающим понятиям:
цветы, деревья;
• Уметь отнести и правильно назвать три - пять конкретных предмета к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, ягоды;
• Узнавать и называть три – четыре вида зимующих и перелетных птиц; знать их внешние отличительные признаки (окраска, оперенья, величина …);
• Узнавать и называть два – три вида домашних птиц и их птенцов по внешним отличительным признакам; знать, как человек заботится о домашних птицах;
• Узнавать и называть четыре - пять названий домашних животных и их детенышей; учить различать их по размеру, характерным частям тела; знать условия содержания домашних животных, их повадки; знать правила обращения с домашними животными;
• Узнавать и называть четыре – пять видов лесных (диких) животных по внешним отличительным признакам;
• Узнавать и называть три – четыре видов насекомых; знать характерные особенности, названия частей тела, отличительные признаки;
• Уметь отнести конкретные виды животных к обобщающим понятиям: птицы, насекомые,звери, домашние, дикие животные.


Развитие элементарных математических представлений:
• Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
• Пересчитывать предметы;
• Уметь отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»;
• Уметь отсчитывать заданное количество предметов и уметь обозначать количество соответствующим числительным;
• Сравнивать две группы предметов, где предметов больше, меньше, одинаково;
• Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: верх, низ, правая сторона и т.д.;
• Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже;
• Уметь соотносить количество предметов с цифрой;
• Различать и правильно называть все цвета и оттенки;
• Знакомить с порядком частей суток;
• Понимать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».


Развитие психических процессов:
Внимание:
• Выполнять задание, не отвлекаясь около 10 минут;
• Находить 4 - 5 отличий между предметами;
• Удерживать в поле зрения 4 – 6 предметов;
• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
• Копировать в точности узор и движение;
• Уметь находить одинаковые предметы.
Память:
• Уметь запоминать не менее 3 – 5 предложенных предметов или названных слов;
• Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;
• Запоминать ряды цифр (от 1 до 5) зрительно и на слух;
• Запоминать и повторять фразы, состоящие из 3 – 5 слов;
• Заучивать стихи с использованием приема кодирования и на слух.
Мышление:
• Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
• Классифицировать предметы в группы по 1-2 признакам;
• Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;
• Выделять лишний предмет из ряда других предметов.


Художественно-эстетическое развитие
Основная цель— формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, способностей эмоционально воспринимать художественные произведения.
• Проявлять интерес к различным видам изобразительной деятельности, через рассматривание картин;
• Понимать красоту окружающего мира, проявлять эмоциональный отклик на литературные произведения;
• Уметь слушать и пересказывать короткие художественные произведения;
• Уметь размышлять над поступками и поведением людей, описанием природы и природных явлений, происходящими событиями;
• Уметь воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок.


Физическое развитие
Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Мелкая моторика:
• Уметь выполнять движения и действия пальцами рук по образцу и речевой инструкции;
• Свободно владеть карандашом при разных приемах рисования;
• Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
• Ориентироваться в тетради в клетку и на чистом листе;
• Обведение трафаретов по контуру;
• Уметь копировать простейшие рисунки;
• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
• Копировать в точности узор и движение.
Крупная моторика:
• Следить за правильностью осанки;
• Следить за правильным дыханием;
• Знать алгоритм процесса умывания, одевания, еды, уборки помещения;
• Уметь выполнять движения и действия по образцу и речевой инструкции;
• Развита потребность в ежедневной двигательной деятельности


1.5.2.Целевые ориентиры освоения Программы детьми с умственной отсталостью


Социальное развитие

Дети должны научиться:

- называть свое имя;

- отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;

- показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

- показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;

- показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;

- узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

- отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.


Познавательное развитие

В данном разделе программы выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые

способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской

деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:

- сенсорное воспитание и развитие внимания;

- формирование мышления;

- формирование элементарных количественных представлений;

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи и формирование коммуникативных способностей;


Сенсорное воспитание

Дети должны научиться:

- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

- различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;

- воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой -маленький, горячий -холодный, кубик - шарик);

- сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;

- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);

- складывать разрезную картинку из двух частей;

- учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);

- дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).


Формирование мышления

Дети должны научиться:

- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;

- использовать в знакомой обстановке вспомогательные средства или предметы-орудия (сачок, тесьму,

молоточек, стул для приближения к себе высоко или далеко лежащих предметов).


Формирование элементарных количественных представлений

Дети должны научиться:

- выделять 1, 2 и много предметов из группы;

- соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;

- различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;

- находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;

- составлять равные по количеству группы предметов;

- понимать выражение столько ..., сколько ....


Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Дети должны научиться:

- пользоваться невербальными формами коммуникации;

- использовать руку для решения коммуникативных задач;

-пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;

- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.


Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму

Дети должны научиться:

- выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;

- соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);

- показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;

- выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино);

- захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;

­проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги



1.6 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе


Согласно Федеральному образовательному стандарту при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках психолого-педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные, речевые и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертной оценки, критериально – ориентированных методик не тестового типа, критериально – ориентированного тестирования, что сочетает себе методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых результатов.

Методы обследования:

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Эксперимент.

4. Анализ детской продукции.

Методика обследования:

-Психолого–педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие; под редакцией Е. А. Стребелевой.

Д. Забрамная, О. В. Боровик. .Пссихолого-педагогическое обследования детей.

-Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой.

- Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М.

- Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями

- Ф. Г. Даскалова. «Комплексный тестовый метод речевой диагностики»

- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда

Сроки проведения: 2раза в год (сентябрь, май).

Параметры оценки:

Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале от 1 до 4 баллов:

1. балл – ребёнок не может выполнить предложенные ему задания, помощь взрослого не принимает;

2. балла - Ребенок выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, при этом допускает некоторые неточности;

3. балла -Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого;

4. балла- ребёнок выполняет предложенные ему задания по словесной инструкции самостоятельно;.

На основании оценки результатов обследования определяются 3 уровня развития

ребенка:

1. низкий уровень: представления, навыки, умения фрагментарны или не сформированы, помощь взрослого принимает плохо или отказывается от её принятия. В случае принятия помощи она не оказывает существенного влияния на выполнение задания.

2. средний уровень: представления, навыки, умения сформированы частично,

требуется помощь педагога. Представления, навыки, умения актуализируются и используются ребёнком с помощью педагога.

3. высокий уровень: представления, навыки, умения сформированы в полном объёме, ребёнок использует их самостоятельно.

Содержание:

1. Разговорно-описательна беседа, исследование представлений об окружающем мире

2. Обследование моторной сферы. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания, графические навыки.

3. Обследование познавательного развития.

4. Исследование восприятия цвета.

5. Исследование восприятия формы.

6. Исследование восприятия величины.

7. Целостное восприятие.

8. Исследование пространственного восприятия.

9. Исследование временного восприятия.

10. Исследование памяти.

11. Исследование внимания.

12. Исследование мышления.

13. Исследование конструктивных навыков.

14. Обследование элементарных математических представлений

15.Обследование речевого развития

16. Наблюдения: эмоционально-волевой сферы, познавательной

активности в обучении.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях


2.1.1Социально-коммуникативное развитие


Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в

условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ОВЗ общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Так как тематическое планирование по областям социально-коммуникативное развитие и речевое развитие идентично в разделе развитие речи на основе ознакомления с окружающим объем и содержание так же совпадают.


2.1.2. Познавательное развитие

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие

задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченным возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного

восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников, это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.





2.1.3. Речевое развитие

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное разитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной

функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие

и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи

(изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и

синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие

диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести

себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,

обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе

с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных

речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.




2.1.4. Художественно-эстетическое развитие


Основная задача — формирование у детей эстетического отношения

к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных

видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как

общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых

стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства

ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах

свои творческие способности.

Основные направления работы в данной образовательной области: вы-

полнение музыкально-ритмических движений; развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.


2.1.5. Физическое развитие

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Для детей с ОВЗ при непосредственно образовательной деятельности широко используются физминутки. Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.


2.2. Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ОВЗ предусматривает соблюдение следующих условий:

Наличие в учреждении диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе;

Построение образовательно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей;

Использование технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;

Взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь группы, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и обучения детей с ОВЗ);

Событийный характер в организации жизнедеятельности детей.


Диагностическая направление работы учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами ш ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.


Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются индивидуальные И подгрупповые занятия. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения.


Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие воспитанника и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодей­ствия специалистов.


Консультативно-просветительское и профилактическое направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям детей в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.


2.2.1. Система работы учителя дефектолога

Основная деятельность учителя-дефектолога направлена на: формирование у детей представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие речи и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

1. Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Работа учителя – дефектолога реализуется в следующих направлениях:

- Диагностическое;

- Коррекционное;

- Аналитическое;

- Консультативно-просветительское и профилактическое;

- Организационно-методическое.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.


Система работы учителя-дефектолога строится с учѐтом следующих принципов воспитания и обучения:

- Принцип наглядности: (в любой игре должна использоваться эстетически оформленная наглядность, т.к. ребѐнок «мыслит формами, красками, звуками»);

- Принцип сознательности: (в игре ребѐнок должен понимать что, почему и как он это будет делать);

- Принцип доступности: (любая игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребѐнка, обучение игре на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темп и эффективность обучения);

- Принцип систематичности и последовательности: (чем меньше в процессе игры перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов, тем он протекает успешнее и приносит больше результатов);

- Принцип прочности: (чем интереснее для ребѐнка игра, тем прочнее и дольше сохраняются у него достигнутые с помощью игры цели и задачи).

Учитель-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в индивидуальных картах развития результаты обследования

детей, что помогает ему выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого (или отдельного) ребенка, планировать индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Они проводятся в соответствии с расписанием в первой половине дня по развитию речи, элементарных математических представлений, познавательному развитию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Учитель дефектолог проводит подгрупповые коррекционные и индивидуальные занятия. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей.


2.2.2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

В начале учебного года отводится специальное время для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения. Результаты обследования служат основанием для построения индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми.

Основными задачами являются:
-Обследование детей, определение структуры и степени выраженности имеющихся дефектов у детей; выявление «уровня обучаемости», т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями.
-Комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста и психофизического состояния детей.
Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей; использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения в рамках государственных стандартов.
Планирование работы согласно результатам диагностики, учитывая индивидуальные особенности детей.
Коррекция осуществляется в соответствии с перспективными планами
коррекционно-развивающей работы

Формы организации коррекционной работы

Сроки

Содержание работы

2 сентября – 16 сентября


Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт.

16 сентября – 18 мая


Коррекционно-развивающие занятия

18 мая – 31 мая


Итоговая диагностика психического развития детей.







3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1. Описание материально-технического и методического обеспечения программы

Оснащение кабинета учителя-дефектолога

  1. Детские столы – 1 шт.

  2. Детские стулья – 4 шт.

  3. Столы письменные –1 шт.

  4. Стулья взрослые 2 шт.

  5. Магнитная доска – 1 шт.

  6. ТСО – компьютер (1шт.).

  7. Коробки и папки для хранения пособий.

  8. Папка для диагностики

Методический материал

1. Демонстрационный материал по лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Посуда», «Мебель», «Моя семья» и т.д.)

2. Счётный материал (геометрические фигуры, счётные палочки, цифры)

3. Демонстрационные таблицы, плакаты («Времена года», «Геометрические фигуры»)

4. Материал для тактильного развития

5. Набор предметных картинок

6. Логические блоки Дьенеша

7. Набор фруктов

8. Разрезные картинки; картинки-половинки

9. Мозаика

10. Конструктор

11. Трафареты, шнуровки

12. Массажные мячики

13.Разнообразный художественный материал: пластилин, фломастеры, карандаши)








3.2 Организация системы взаимодействий учителя-дефектолога



С учителем-логопедом



  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с ОВЗ в группе.

  2. Диагностирует: уровень импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй).

  3. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

  4. Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.

  5. Осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь.

  6. Проводит подгрупповые занятия по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте.

  7. Вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи.

  8. консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.

  9. участвует в методических объединениях, является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.

  10. Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.





С педагогом-психологом



  1. Организация взаимодействия педагогов;

  2. Психопрофилактическая работа.

  3. Психодиагностическая работа с детьми.

  4. Выявление и преодоление отклонений в становлении отдельных сторон личности детей дошкольного возраста.

  5. Специально – коррекционная работа с детьми, входящими в группу «риска».

  6. Повышение уровня психологической компетентности работников детского учреждения.

  7. Работа с педагогическим коллективом.

  8. Повышение уровня психологической грамотности родителей.

  9. Консультативная работа с родителями.

  10. Оказывает методическую помощь дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития.



С музыкальным руководителем



  1. Осуществление музыкального и эстетического воспитания детей.

  2. Учет психоречевого и физического развития детей при подборе музыкального, песенного репертуара.

  3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.

  4. Использование на занятиях элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.

С инструктором по физической культуре

  1. Укрепление здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей дошкольников.

  2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

  3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

  4. Осуществляет проведение танцевально-игровой гимнастики, самомассажа, ритмики.

  5. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Методика

Цель

Источник

Исследование восприятия

Восприятие цвета

«Цветные квадратики»


Определить способность соотносить и дифференциро-вать цвета, знание названий основных цветов

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


Представления о величине «Включение в ряд» ряд (методика А. А. Венгер)

«Пирамидка»

Выявить сформированность представлений о вели-чине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по вели-чине зрительно воспринимаемые объекты

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004

Восприятие формы

«Коробка форм»

Выявить понимание инструкции и цели задания; уме-ние выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004

Восприятие пространственных отношений

«Что и где нарисовано?»

Выявить сформированность пространственных отно-шений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое — левое, верх — низ и т. п.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


Целостное восприятие

«Сложи разрезную картинку»

«Конструирование из палочек»

«Силуэтные изображения»

«Недорисованные

изображения»

«Пересекающиеся изображения» (фигуры Поппельрейтора)



Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном

плане, умения ребенка действовать по подражанию, показу.


1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004

2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. – М.: «АРКТИ», 1999

Исследование внимания

«Найди отличия»

«Корректурная проба»

Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


Исследование памяти

«Запоминание картинок»

«Опосредованое запоминание»


Исследовать понимание инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности зрительной и логической памяти.

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


2. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для

психолого-педагогического обследования детей с

интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа:

ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»,

2011. – 80 с.

«Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия)

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсро¬ченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребен¬ка со слухоречевым материалом

Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. – М.: «АРКТИ», 1999

Исследование мышления

«Нелепицы»

Выявить понимание детьми нелепости изображенного; запас общих сведений об окружающем; характер эмоционального проявления

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


«Последовательность событий»

Выявить умение устанавливать причинноследственные связи; делать обобщения; давать оценки воспринимаемым ситуациям; уровень речевого развития ребенка

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


Подбери заплатку к коврику»

Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного мышления

;внимания

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


«Четвертый лишний»

Выявить способность детей выделять в предметах их

существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения;

уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков. Выявить особенности словесно-логического мышления.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


«Рассказы»

Выявить понимание скрытого смысла текста; умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности; умение использовать помощь (интонация, наводящие вопросы); состояние речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас)

т Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

«Времена года»

«Части суток»

Выявить запас и точность представлений; характер

сравнения; способность к обобщению; наблюдательность; устойчивость внимания; целенаправленность деятельности; проявление и стойкость интереса. Развитие наглядно-образного мышления.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003


«Что к чему подходит»

Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; способность группировки объектов на основе существенных признаков; обдуманность действий; способность устанавливать логические связи;

объем и устойчивость внимания; работоспособность.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

«Построй из кубиков»

Задание направлено на выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004

Исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом

«Лабиринт»

Выявить понимание инструкции; особенности зрительного восприятия; концентрацию, устойчивость, объем внимания в процес- се деятельности; целенаправленность и планирование деятельности; наличие самоконтроля

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

«Пиктограммы»

Выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике

Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для

психолого-педагогического обследования детей с

интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа:

ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»,

2011. – 80 с.

«Сюжетные картинки»

Выявить сформированность у детей нравственных качеств личности и поведения

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Исследование речевого развития


Звуковая сторона речи

Слоговая структура слова

Состояние фонематического слуха

Словарь

Грамматический строй речи

1. «Дидактический материал по обследованию речи детей: звуковая сторона» О.Е.Грибовой, Т.П.Бессоновой

Диагностический альюом

2. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2014.

3. Ф.Г.Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. /Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., ПРОМЕТЕЙ, 1989












Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

1 – 2 неделя

Обследование детей специалистом

3 неделя

Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой

4 неделя

Всякий человек по делу узнается

5 неделя

Неделя здоровья «Здоровым все здорово»

Октябрь

1 неделя

Одежда

2 неделя

От зерна до каравая

3-4 неделя

Краски осени

Ноябрь

1 неделя

Неделя безопасности (Осторожно тонкий лед)

2 неделя

Домашние животные

3 неделя

Дикие животные, животные жарких стран

4 неделя

Пусть всегда будет Мама

Декабрь

1 неделя

Здравствуй, зимушка-зима

2 неделя

Моя Родина – Россия. Мой любимый город

3-5 неделя

Новогодние чудеса

Январь

3 неделя

Народные праздники на Руси, традиции и игры

4 неделя

Предметы вокруг нас (окружающая мебель и бытовая техника)

5 неделя

Транспорт (виды транспорта, безопасность дорожного движения)

Февраль

1 неделя

Разные страны, разные народы Национальная кухня

2 неделя

Радуга народного творчества

3 неделя

Папин день

4 неделя

«Что такое этикет, кто-то знает, кто-то нет!»

Март

1 неделя

Мамин день

2 неделя

Комнатные растения

3 неделя

Кому нужна вода?

4- 5 неделя

Неделя детской книги

Апрель

1 неделя

Животный мир весной Встречаем перелетных птиц

2 неделя

Космические просторы

3 неделя

Весна красна

4 неделя

Пасхальные чудеса

Май

1 неделя

День великой победы

2 неделя

Самые близкие и родные

3-4 неделя

Обследование детей специалистом



Приложение 3


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000

  1. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007

3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2014.

Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. альбом №1 и №2 и методические рекомендации к альбому №1. – М., 2001 (Библиотека практикующего логопеда)

4. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа:ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»

2011.

5. Ф. Г. Даскалова. «Комплексный тестовый метод речевой диагностики»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!