СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по чтению 7 класс СКОШИ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по чтению 7 класс СКОШИ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»





Чтение и развитие речи

Рабочая тетрадь к учебнику «Чтение»

А.К. Аксёновой





Рабочая тетрадь

по чтению и развитию речи

7

7

класс

класс



















  1. Найди среди рядов букв 6 слов:



МИЧСКАЗКАСТИРНАОВИСИТПОНГПРИТУВПЕСНЯСТАРИПРИ

ПОСЛОВИЦАОДЮЛЩБШГЬТОРГПОГОВОРКАЬТЛНГВКЦУЯЧЫ

РКНУКЙТБЫЛИНАТМРАНХЙЮЯБВЛАНЗАГАДКАЬИОНЛДГБЛФ



  1. Как назвать устное народное творчество одним словом?

ь

к

р

л

о

о

л


ф

4

5

8

6

2

7

3


1



Запиши ответ: ___________________



  1. Запиши по 2 примера каждого жанра устного народного творчества:

Загадки:_______________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Сказки:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Пословицы:

________________________________________________________________

________________________________________________________________



  1. Объясни значение слов в сказке «Сивка-бурка»:

Вещий -________________________________________________________

Каурка - _______________________________________________________


5. Какая из пословиц отражает главную мысль сказки «Журавль и Цапля»:

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • Сначала думай, потом делай.

  • От одного слова да навек ссора.



  1. Выбери правильное значение поговорки «Пошел домой несолоно хлебавши»

*Ничего не съел * Ничего не добился *Съел несолёную пищу



  1. Составь слова по порядку – получится пословица:

Купишь не богатством ума ______________________________________





  1. Разгадай кроссворд






1.







2.







3.







4.







5.








6.










  1. Сколько человек было в семье Царя?

  2. Масть лошади рыжеватого цвета.

  3. Иван - ……

  4. Начало сказки

  5. Последняя часть сказки, конец

  6. Один из главных героев русской народной сказки о птицах.



  1. Собери слоги и получишь слово – жанр устного народного творчества

НА БЫ ЛИ - ____________________



  1. Подчеркни те качества Ильи Муромца, которыми его наделил народ:

Решительный хвастливый смелый

Бескорыстный боязливый заботливый

Прозорливый (умеет разгадать хитрость)



  1. Какие русские народные песни ты знаешь? Запиши.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



  1. Вспомни и запиши пословицы:

О труде: ____________________________________________________________

О добре и зле: _______________________________________________________

О Родине: ___________________________________________________________

О дружбе: ___________________________________________________________











  1. С

    Скажи мне, кто твой друг,

    оедини стрелками части пословиц:

Всякому мила



И я скажу, кто ты.

своя сторона



Красив тот,

а от труда здоровеет.



Человек от лени болеет,



человека учат, чтоб стал умнее.





Пилу точат, чтоб стала острее,

кто красиво поступает.









  1. Отгадай загадки:



Сидел на заборе - кричал, а как все собрались – замолчал (_________________)

В воде купался, а сухим остался ( _______________)

Пестраякрякушка, ловит лягушку. ( __________________)

На шесте дворец, во дворце певец. ( _________________ )

Маленький мальчишка в серомармячишке, по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, да зерно ворует. ( ________________ )



  1. Вспомни и запиши загадки, которые знаешь.

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Впиши в таблицу названия жанров устного народного творчества:




  1. Сопоставь текст с жанром устного народного творчества:



  1. Жили-были старик со старухой былина



  1. Андрей – воробей, не гоняй голубей сказка



  1. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.

сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап! пословица



  1. Ой ты, гой еси, добрый молодец… скороговорка



  1. Сорока-белобока, кашу варила, деток кормила… потешка



  1. Труд человека кормит, а лень портит дразнилка



  1. Вспомни и продолжи названия сказок А.С. Пушкина:

  • Сказка о Царе ________________________________________

  • Золотая _____________________________________________

  • Сказка о золотом _____________________________________

  • Сказка о мертвой _____________________________________



  1. Замени слова из сказки словами современного литературного языка

Вымолвить - _________________________

Светлица - ___________________________

Снурок - ____________________________

Град - ______________________________

Грамота - ___________________________

Окиян - _____________________________

Нарёкся - ___________________________

Тужить -____________________________

Заскрыпела - _________________________

Клёв - _________________________







  1. Подчеркни подходящие слова, характеризующие море:

Тревожное, беспокойное, радостное, светлое, таинственное, насмешливое



  1. Замени слова из сказки словами современного литературного языка

Дивиться - _________________________

Крылами - ___________________________

Брег - ____________________________

Баить - ______________________________

Вопрошать - ___________________________

Злато - _____________________________

Терем - ___________________________

Удел -____________________________



  1. Замени слова из сказки словами современного литературного языка

Доселе - _________________________

Всяк - ___________________________

Возопил - ____________________________

Дале- ______________________________

Пеняет - ___________________________



  1. Расшифруй пиктограмму и узнаешь полное название стихотворения А.С Пушкина «_______________ вечер»



И

Й

Н

З

М





  1. Объясни слова:

Обветшалая - __________________________________________________________

Лачужка - _____________________________________________________________

Веретено - ____________________________________________________________



  1. Объясни слова:

Лукоморье - ___________________________________________________________

Златая - _______________________________________________________________

Видения - _____________________________________________________________

Прихлынут - ___________________________________________________________

Чредой - ______________________________________________________________

Пленяет - _____________________________________________________________



  1. Нарисуйте иллюстрацию к эпизоду любого прочитанного в классе произведения А.С. Пушкина.











  1. Выбери правильный ответ:

В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

  • 1825

  • 1891

  • 1814



Как называется город, где родился М.Ю. Лермонтов?

  • Санкт-Петербург

  • Москва

  • Тарханы



Какое стихотворение появилось в печати первым?

  • «Смерть поэта»

  • «Бородино»

  • «Парус»



Где находился в ссылке М.Ю. Лермонтов?

  • На Кавказе

  • В Сибири

  • На Урале



Чем похожи судьбы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?

  • у обоих умерли матери

  • оба учились в лицее

  • оба погибли на дуэли



  1. Выбери, какими словами можно определить любовь к Родине, проявленную солдатами в этом сражении:

Радостная Светлая Горячая Самоотверженная Преданная Спокойная





  1. Объясни, как ты понимаешь выражения:

  • Плохая им досталась доля: немногие вернулись с поля…

________________________________________________________________

  • У наших ушки на макушке!

___________________________________________________________________

  • Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!

__________________________________________________________________

  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

__________________________________________________________________



  1. Соедини в одно сложное два простых слова, Узнаешь, как называют автора басен:

Басня + Пишет = __________________________



  1. Соедини стрелками слова из басни с современным значением этих слов:

Протяжно маленькие

Божусь длительно

Невелички клянусь

Примолвил сказал



  1. Замени слова из басни словами современного литературного языка:

Манить - ____________________________________

Пособить - ___________________________________

Пасть - ______________________________________

Коварный - ___________________________________

Долгий (нос) - _________________________________



  1. Подбери к следующим выражениям строчки из басни «Волк и Журавль»:



С одним волком случилось несчастье




Пришлось хоть умирать




журавль оказался рядом




волк стал его звать










  1. Выбери, какая пословица подходит к басне «Волк и Журавль»:

  • Не делай добра, не получишь зла.

  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  • Друг познается в беде.





  1. Выбери правильный ответ:

Чего хотела достичь Моська своим лаем на Слона?

  • Хотела разозлить слона

  • Считает, что нельзя водить слонов по улицам

  • Хотела прослыть смелой собакой, которая не боится даже огромного слона





  1. 0Выбери, какая пословица подходит к басне «Слон и Моська»:

  • Бездельнику всегда тяжело

  • Кто в лес, кто по дрова

  • Пустая бочка громко звенит



  1. Составь пословицы из данных частей и запиши ответ числом:

  1. кто помнит 4- Ты - мне

  2. Других не суди 5- всегда музыканта ругает

  3. Плохой плясун 6- на себя погляди

  4. я - тебе 7- Хорошо тому добро делать

____________________________________________________________



  1. К каждому лучу подбери слова, которые ассоциируются со словом БАСНЯ

БАСНЯ

















  1. Разгадайте кроссворд по изученному материалу:

1.В

2.И

3.К

4.Т

5.О

6.Р

7.И

8.Н

9.А














































  1. Она осталась без завтрака по своей глупости

  2. Имя русского богатыря

  3. «Не боясь греха», она хвалит петуха

  4. Название дома (жилища) в стародавние времена

  5. Туда бросили бочку с Царицей и её сыном

  6. Как по- старому называлась армия.

  7. Имя великого русского баснописца

  8. Автор устного народного творчества

  9. Имя няни А.С. Пушкина





  1. Расшифруй слова и запиши их :

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

к

а

о

е

л

я

г

н

в

т

ш

р

у

с

п

ь

ё

б

м

и

з

э



8 4 1 12 2 14 3 9 ______________________________________

7 12 4 11 8 17 9 3_______________________________________

9 3 5 7 2 ______________________________________________

1 12 4 14 10 16 6 8 4 __________________________________

14 19 4 5 3 14 10 16 ___________________________________

13 15 3 12 14 10 9 3_____________________________________

18 13 12 5 2 1 20 _______________________________________

7 20 19 8 2 21 20 6______________________________________

13 8 20 9 4 12 14 20 10 4 10_____________________________

15 3 22 10 ______________________________________________

Используя отгаданные слова, расскажи биографию Н.А. Некрасова



  1. Замени слова из стихотворения «Несжатая полоса» словами современного литературного языка:

Моченьки нет - ______________________________________________

Не по силам работу затеял - ___________________________________

Высохли в щепку - _____________________________________________

Повисли, как плети - ___________________________________________

Очи потускли - ________________________________________________

Заунывная песня - ______________________________________________



  1. Найдите среди ряда букв название стихотворения Н.А. Некрасова

БСТАОГЕНЕРАЛСТМЛДЫДОЦРИАРРОНТЬЮТОПТЫГИНЬИБГЛШДХЗ

_________________________________________________________________





  1. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать смотрителя:



Смелый, робкий, гордый, забитый, юркий, медлительный, угодливый.



  1. Выбери правильный ответ:

В каком году родился Л.Н. Толстой?

  • 1828

  • 1891

  • 1814



Как называется место, где родилсяЛ.Н. Толстой?

  • Санкт-Петербург

  • Москва

  • Ясная Поляна



Какое стихотворение появилось в печати первым?

  • «Смерть поэта»

  • «Бородино»

  • «Парус»



Где начинает писать свои первые произведения Л.Н. Толстой?

  • На Кавказе

  • В Сибири

  • На Урале



Чем похожи судьбы Л.Н. Толстого и М.Ю. Лермонтова?

  • у обоих умерли матери

  • оба учились в лицее

  • оба воевали на Кавказе



  1. Выпишите из текста первой главы слова, близкие по смыслу глаголу «ехали». Объясните значение каждого слова: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Вместо точек вставь фамилии действующих лиц:



«А……………….. – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»

«А……………….. хоть не велик ростом, а удал был»



  1. Выбери правильный ответ по содержанию второй части повести:

Название дома кавказских горцев:

  • Сакля

  • Изба

  • Хижина

Что просил Жилин у кавказцев, находясь в сарае?

  • Пить воды

  • Кусочек хлеба

  • Просился домой

Сколько денег просили за выкуп Жилина?

  • Двести рублей

  • Пять тысяч монет

  • Три тысячи монет

Сколько денег указал в письме за выкуп Костылин?

  • Двести рублей

  • Пять тысяч монет

  • Три тысячи монет











  1. Найди ответы на вопросы по третьей части повести:

м

и

й

д

ц

г

х

а

у

в

и

к

д

м

с

ю

у

н

е

ь

е

т

и

в

а

н

ю

с

е

б

щ

п

л

о

я

р

ч

д

р

б

к

ц

м

о

л

о

к

о

ю

Имя дочери хозяина Жилина?

Как называли татары Жилина?

Что приносила Дина Жилину?

Прошла про Жилина слава, что он …….?

Сколько времени жили вместе Жилин и Костылин в сарае?





  1. Найди ответы на вопросы по четвертой части повести:

Сколько времени прожили русские в плену?

  • Полгода

  • Неделю

  • Месяц

Кто присматривал за Жилиным в течение дня?

  • Сам хозяин

  • Дина

  • Сын хозяина

Что мешалоЖилину подниматься в гору?

  • Колодка

  • Бешмет

  • Сапог

Какое решение принял Жилин, вернувшись в сарай?

  • Ждать выкуп

  • Бежать из плена

  • Остаться навсегда здесь





  1. Найди ответы на вопросы по пятой части повести

Какие поговорки больше всего подходят к главной мысли этой главы:

  • Сам погибай, а товарища выручай.

  • Друг познается в беде

  • Старый друг лучше новых двух

  • Крепкую дружбу и водой не разольёшь.





  1. Дайте сравнительную характеристику героев повести. Докажите, в какой ситуации проявились эти черты характера:



Жилин

черта характера

ситуация

  1. Смелый



  1. Сильный



  1. Верен дружбе



  1. Надеется только на себя


  1. Наблюдательный



  1. Находчивый, решительный



  1. Вызывает уважение у взрослых и любовь у детей




Костылин

черта характера

ситуация

  1. Трусливый



  1. Слабый



  1. Предаёт товарища



  1. Надеется только на других


  1. Занят только собой



  1. Безвольный



  1. Ленивый





  1. Какие пословицы можно отнести к Жилину, а какие к Костылину?

Жилин

Костылин









  • Друг до поры – тот же недруг.

  • Не бросай друга в несчастье.

  • Велик телом, да мал делом.

  • Где смелость, там и победа.

  • Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.


  1. Сделай свой рисунок к повести «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого

















  1. Дополни предложения:

Антон Павлович Чехов родился в ______________________.

Семья Чеховых жила небогато, но ____________________ .

Антон в детстве любил изменять с помощью грима лицо. За несколько минут он мог перевоплотиться в ___________ ______________ .

Антон Павлович Чехов не любил, когда при нём _______________________ .

После окончания гимназии Чехов уезжает в ________________ , поступает там в медицинский университет. После окончания университета он работает в больнице, но главным его трудом остаётся ________________ .



  1. Прочитай информацию о хамелеоне:



Большинство видов этих животных имеют длину тела 30 см, наиболее крупные достигают 50—60 см, самые мелкие — 3—5 см. Пальцы срастаются и имеют вид «клешней», которые могут плотно обхватывать ветви дерева. Широкую известность имеет свойственная всем хамелеонам способность изменять окраску и рисунок тела. Изменение окраски кожного покрова возможно чёрного, тёмно-коричневого, красноватого и жёлтого цветов.



  1. Из слова ХАМЕЛЕОН составь как можно больше других слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







  1. Прочитайте биографию Короленко Владимира Галактионовича.

Ответьте на вопросы:

  • Сколько детей воспитывалось в семье Короленко? ____________________

  • Какое главное качество воспитывали родители в детях? _______________

  • В каких учебных заведениях учился Владимир Галактионович? ___________

_________________________________________________________________

  • За что Владимир Короленко был отправлен в ссылку, в тюрьму?__________

_________________________________________________________________

  • Какая мысль была главной в его творчестве?__________________________





  1. Подберите и запишите в соответствующий столбик слова и выражения, передающие душевное состояние мальчика и его отца: суровый, одинокий, страдающий, подавленный горем, понимающий переживания, замкнутый, ищущий ласки и доверия.

МАЛЬЧИК ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

----------------------------- ----------------------------------- ------

----------------------------- ----------------------------------------

------------------------ ---------------------------------------

----------------------------- -----------------------------------------

-------------------------------- ------------------------------------------

  1. Объясните значение слов:

Часовня - ______________________________________________________

Престол - _____________________________________________________



Выпишете из главы описание Валека:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Как выглядела Маруся?Выпишите из текста:

________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Сравните по плану двух девочек: Соню и Марусю.

План

Соня

Маруся

1.Возраст




2.Внешний вид




3.Одежда




4.Настроение




5.Развлечения








  1. Объясните выражение из главы «Осенью» - «Между тем над моей головой тоже сталисобираться тучи_______________________________________

__________________________________________________________________





  1. Выпишите из текста главы «Кукла» предложения, которые могут быть отнесены к иллюстрации на стр. 161

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Как вы объясните выражение: «Маленькая кукла сделала почти чудо»___________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Напишите сочинение на тему «Минуты радости и тревоги»,опираясь на те чувства, которые возникли у вас при чтении последней главы повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Зачеркни все буквы, которые встречаются 2 и более раз,а затем из оставшихся букв составь слово:

ИПАРСИРАЕВБУЮУЮБДЫЙОЙЫНЙЫЮИАЖМ



  1. Выберете правильный ответ.

  1. Масим Горький – это:

А) псевдоним писателя А.М. Пешкова

Б) прозвище писателя А.М. Пешкова

В) настоящее имя писателя А.М. Пешкова



  1. Кто из родных Максима Горького дарил ему теплоту, ласку, заботу?

А) Мать

Б) Дед

В) Бабушка





  1. Когда писатель начинает писать свои первые стихи:

А) В школе

Б) «В людях»

В) В университете



4. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал псевдоним «Горький»:

А) потому, что любил горькое

Б) потому, что это была фамилия его матери

В) потому, что в ней звучит то тяжёлое и горькое, что пришлось ему пережить в жизни



  1. С какими словами у вас ассоциируется слово «детство»? Впишите в пустые клеточки эти слова:






ДЕТСТВО









  1.   "А все ты потакала им, детям, потатчица!"

Объясните значение слов:

«потакать» ______________________________________________________

«подмастерье» ____________________________________________________

«окаянные» _______________________________________________________



  1. Составь рассказ об Алёше, используя начало предложений

  • С отцом и матерью Алёша жил _________________________________

  • В доме деда царили жуткие порядки: ______________________________________________________________

  • Только бабушка и Цыганок _______________________________________

  • Алёша понял, что дедушка не злой, когда _______________________________________________________________





  1. Письменно ответьте на вопросы:

Какие чувства возникали у вас при чтении рассказа «Детство»_____________

___________________________________________________________________

Что вам больше всего запомнилось?____________________________________

___________________________________________________________________

Что вы считаете несправедливым в прочитанном рассказе? ___________________

_______________________________________________________________________________



  1. Что вы узнали из биографии Михаила Васильевича Исаковского? Продолжи фразу:

Михаил Васильевич родился в __________________________

В их семье, кроме него было ___________________________

В 10 лет маленький Миша ______________________________

Первое его стихотворение в газете появилось, когда М. Исаковскому было ______________________

Главной темой произведений М.В. Исаковского становятся ______________

_________________________________________________________________.



  1. Сравните детство М. Горького и М. Исаковского. В чем их сходство и в чем различие? Запоните таблицу:

Сходство

Различие













  1. Отгадай загадку: Бежал по тропке луговой-

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой-

И речка сделалась рябой. ( _________________ )



  1. Сделай рисунок к стихотворению М.В. Исаковского «Ветер» в виде озорного и веселого мальчишки









  1. Найди в таблице названия животных и птиц, о которых упоминается в первой главе рассказа «Последний черт» К.Г Паустовского



М

А

Ш

Й

Е

В

У

Т

К

И

С

Р

Л

Ы

Н

Ы

К

Ц

З

У

В

Н

Д

Е

Р

Ч

У

У

Щ

С

И

О

Щ

Ч

О

С

З

К

Ш

А

Н

Л

Ю

К

Г

К

Н

Е

Д

Ы

Ь

Ш

З

О

Ш

А

Е

П

Л

Ф

Я

С

Т

Р

Е

Б

Ч

И

Б

Ч

А

У

С

О

Д

Ё

И

Т

Ь

С

Н

Й

И

В

Щ

Ф

К

Р

О

У

О

Ч

П

А

Ю

Ы

И

Н

Т

А



  1. Соедини стрелками высказывания о поведении баба в деревне:

ДА

Бабы поверили рассказу деда о чёрте



Бабы всем говорили, что за ягодами ходить на озеро нельзя, потому что там живёт чёрт



НЕТ



Чёрт в описании Митрия был именно таким, каким его представляли себе бабы





Они очень испугались появившегося на озере черта











  1. Исправь речевые ошибки деда Митрия. Прочитай и запиши правильно:

Ну, слухай, что было дальше.

____________________________________________________________

Она меня рвёть, она меня терзаеть!

____________________________________________________________

Тама…Нынче дело ночное, тёмное.

____________________________________________________________

Вот она какая, жизня наша, милок!

____________________________________________________________



Погодить надо.

__________________________________________________________________

Слышь, как зубами кляцает. Дёрнуло меня с вами сюды переться, старого дурака!

__________________________________________________________________

И-и-и, милай… пущай живёт на воле, рыбку полавливает.

__________________________________________________________________

Ослобонили народ от страха.

__________________________________________________________________

Порты у меня – первый сорт.

__________________________________________________________________



  1. Литературная викторина.

Найди в таблице ответы на вопросы и вычеркни их:



П

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


  1. Настоящая фамилия Максима Горького?

  2. Новая фамилия, которую выбирает себе писатель или артист?

  3. Ученик мастера

  4. Часть тела, которую ожёг дед?

  5. Наказание провинившихся за неделю?

  6. Там жили Маруся и Валек

  7. Высокий стол в церкви, на который кладут церковные книги

  8. Чувство, которое испытывают дети: Валек и Вася, ухаживая за больной Марусей

  9. Какую птицу дет Митрий принял за чёрта?







  1. Объясни значение слов из рассказа «Великие путешественники» М. Зощенко:

Кругосветное - ______________________________________________

Рукомойник - _______________________________________________

Перочинный - ______________________________________________

Привал - ___________________________________________________





  1. Что значит выражение: «Куда Макар телят не гонял»:

А) Заведёт в лес

Б) Заведет очень далеко

В) Заведёт в другую деревню



  1. Соедини стрелками начало и конец высказываний:

Ничто нас в жизни не может

Родину защищать

Вышибить из седла

Есть такая профессия















  1. Какая пословица определяет главную мысль стихотворения «Сын артиллериста» К.М. Симонова:

  1. Друг за друга стой - и выиграешь бой.

  2. Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.

  3. За родной край и жизнь отдай.

  4. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.



  1. Составьте план рассказа В. П. Катаева «Флаг»

План.

  1. __________________________________________________

  2. __________________________________________________

  3. __________________________________________________

  4. __________________________________________________

  5. __________________________________________________



  1. Сравните, что объединяет стихотворение К. Симонова «Сын полка» и рассказ В. Катаева «Флаг»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Объясните выражение «Чёрствая душа».

________________________________________________________________

Подберите примеры, где слово «чёрствый» имеет прямое значение:

Черствый _________________, чёрствая ________________, чёрствое ______________.



  1. Обьясните значение слов:

Вещунья - ______________________________________________________

Беспечные -_____________________________________________________



  1. Выпишите примету, о которой вы узнали из стихотворения «Весна»

_________________________________________________________________



  1. Поэты о русской природе.

На пруде

Иван Бунин

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.


Зимняя дорога

Александр Пушкин

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...






Снежок

Николай Некрасов

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.






Весна

Ирина Токмакова


К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.




  1. Вставьте пропущенный слог,который является концом одного слова и началом другого:



В

О

Р

О



Ч

А

Л

О

С

О

Р

О



Ш

А





Ц

А

П



М

К

А





  1. Прочитайте информацию о клестах.

Клёст - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Такой своеобразный клюв помогает птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую очень любят клесты, она им совершенно не вредна для здоровья.



  1. Какие черты характера свойственны автору рассказа «Капитан Клюквин», верный ответ обведи кружком:

  • Доброта

  • Раздражительность

  • Настойчивость

  • Весёлость

  • Мрачность

  • Заботливость

  • Безразличие

  • Жестокость

  • Уважительность

  • Зазнайство

  • Критичность



  1. Расскажите о собаке из рассказа Ю.Коваля «Картофельная собака», доказывая примерами из текста:

План.

Имя собаки



Внешний вид




Черты характера







  1. ДО СВИДАНЬЯ, ГОРОДА И ХАТЫ

Михаил Исаковский

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.


На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Вы без нас, девчата, не грустите,

Мы придем с победою назад.


Мы развеем вражеские тучи,

Разметем преграды на пути,

И врагу от смерти неминучей,

От своей могилы не уйти.


Наступил великий час расплаты,

Нам вручил оружие народ.

До свиданья, города и хаты,-

На заре уходим мы в поход.

ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ, РОВНО В 4 ЧАСА

Ковынев Борис

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа


Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началася война.


Кончилось мирное время,

Нам расставаться пора.


Я уезжаю,

Быть обещаю

Верным тебе до конца.


И ты смотри,

С чувством моим не шути!


Выйди, подруга,

К поезду друга,

Друга на фронт проводи.


Дрогнут колеса вагона,

Поезд помчится стрелой.


Ты мне с перрона,

Я — с эшелона

Грустно помашем рукой.


Пройдут года,

Снова я встречу тебя.


Ты улыбнешься,

К сердцу прижмешься

И поцелуешь, любя.

 

ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ…

 Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.





РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ

Михаил Исаковский

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..


В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.


Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.


Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.


Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.



В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.


Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.


За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.


Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.


Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.


И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...





  1. Проставьте цифры по порядку так, как менялось отношение Женечки к Косте:

- сопереживание -

- интерес -

- раздражение -

- любопытство -

- понимание -

- уважение –



  1. Вспомните и запишите поговорку, которая выражает главную мысль рассказа Ю. Яковлева «Багульник»

_____________________________________________________________________

  1. Выбери ответ и выскажи своё мнение:

Чем могла закончиться ссора отца с сыном?

  • Отец тяжело ранил сына бутылкой

  • Сын избил отца

  • Сын выпил вместе с отцом

  1. Какая из перечисленных пословиц подходит к эпизоду повести А. Алексина «Двадцать девятое февраля»:

  • Красив тот, кто красиво поступает

  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет

  • Где родился, там и пригодился



  1. Объясните значение слов из стихотворения К. Ваншенкина «Мальчишка»:

Окрестная - ______________________________________________________



Пристрастие - _____________________________________________________

Ветхий - __________________________________________________________

Наивный -_________________________________________________________

Ватага - ___________________________________________________________



  1. Нарисуй иллюстрацию к стихотворению К. Ваншенкина «Снежки»



















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. К. Аксенова Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва: «Просвещение», - 2010 г.



  1. WWW/posloviz.ru/category/trud/page7.html





  1. www/ stihi-russkih-poetov.ru/.../stihi-posvyashchyonnye-voyne-voennaya-lirik...



  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Клесты



  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хамелеоны



  1. V_korolenko_deti_podzemelyya.rar



  1. http://audio-class.ru/chameleon1.php








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!