Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
И.В. Авдулова
Рабочая тетрадь по разделам: «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы».
Методические указания для самостоятельной работы студентов
по специальности: 22.02.06 Сварочное производство
по учебному предмету «Астрономия»
Курск - 2019
Рассмотрено на заседании цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин
Протокол № ____ от ______________
Председатель цикловой комиссии
______________ О.А. Морозова
Автор-составитель: И.В. Авдулова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».
Рецензент: О.А. Морозова – преподаватель, ОБПОУ «КАТК»
Рабочая тетрадь по разделу: «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы» по учебному предмету «Астрономия»: Методические указания для самостоятельной работы студентов по специальности:22.02.06 Сварочное производство / сост. И.В. Авдулова – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2019. – 31 с.
Методические указания составлены на основе рабочей программы по учебному предмету «Астрономия» в соответствии с ФГОС СПО, и представляют собой общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по специальности: 22.02.06. Сварочное производство. Данные указания содержат сборник информационного материала и контролирующих заданий по разделу «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы» поурочно, и список использованной литературы. Материалы предназначены для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Авдулова И.В., 2019г.
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2019 г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Тема 1. Астрономия, ее связь с другими науками. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. История развития отечественной космонавтики. | 6 |
Тема 2. Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа бгеоцентризма. | 8 |
Тема 3. Звездное небо. Летоисчисление и его точность. Оптическая астрономия. Изучение околоземного пространства. Астрономия дальнего космоса. | 12 |
Тема 4. Система «Земля — Луна». Природа Луны. | 14 |
Тема 5. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. | 17 |
Тема 6. Астероиды и метеориты. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс и пояс Койпера. Физические характеристики астероидов. Метеориты. | 20 |
Список используемой литературы | 30 |
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь предназначена для студентов системы среднего специального образования, изучающих учебный предмет «Астрономия».
Рабочая тетрадь полностью соответствует рабочей программе учебному предмету «Астрономия» для специальности 26.02.06 «Сварочное производство». В рабочей тетради представлены задания, которые позволяют наиболее полно проработать и повторить ту или иную тему.
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
− осознание роли отечественной науки освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы студентов, проведения контроля их знаний преподавателем и самоконтроля.
Рабочая тетрадь – это учебное пособие, которое включает задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Начинать работу с тетрадью необходимо с обязательного изучения материалов лекций и соответствующих разделов рекомендуемой литературы.
Рабочие тетради все чаще и чаще используются в процессе преподавания (и, соответственно, изучения) самых разных предметов. Данное учебное пособие предназначено для студентов 1 курса, специальности «Сварочное производство», изучающих учебный предмет «Астрономия».
Рабочая тетрадь полностью построена на основе рабочей программы этого предмета и включает в себя 2 раздела:
История развития астрономии,
Устройство Солнечной системы.
Материал в пособии представлен в порядке изучения тем на занятиях. Задания в рабочей тетради приведены в виде теоретических вопросов и практических работ. После изучения темы на занятие студенты должны сначала ответить на предлагаемые теоретические вопросы, а затем решить ряд задач.
Все задания в рабочей тетради даны в очень доступной форме, сложность вопросов соответствует подготовке студентов данной специальности.
Предлагаемая рабочая тетрадь поможет развить у студентов техническое мышление, поможет закрепить изучаемый на занятиях материал, применить полученные знания при решении практических работ, лучше подготовиться к дифференцированному зачету по «Астрономии». Рабочая тетрадь способствует организации самостоятельной работы студентов, проведению контроля знаний преподавателем и самоконтролю.
Уважаемые студенты! Вы держите в руках рабочую тетрадь, которая представляет собой учебное пособие для Вашей индивидуальной самостоятельной работы по освоению учебному предмету «Астрономия».
Отвечая на вопросы рабочей тетради, Вы можете использовать учебник, конспект лекций, учебно-методические пособия, а также любую доступную для Вас литературу.
Рабочая тетрадь разработана для успешного освоения теоретической части практических занятий. В конце работы над заданиями обязательно следует практическая часть занятия, на которой Вы сможете применить полученные знания на практике.
Тема 1. Астрономия, ее связь с другими науками. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. История развития отечественной космонавтики.
1. Закончите предложения.
Астрономия – фундаментальная наука, изучающая_______________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Слово «астрономия» происходит от ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задачами астрономии являются: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Электромагнитное излучение небесных тел ____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Наблюдения в этих диапазонах возможны только с помощью _____________________________, поднятых на________________________________________________________, либо установленных на__________________________________________________________________
Химический элемент ____________________________впервые был обнаружен с помощью астрономических наблюдений.
Оптический телескоп предназначен для ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Установлено, что Фалес Митский в 595 г. до н.э. впервые использовал _____________________
Гиппарх измерил впервые параллакс Луны с помощью ___________________________________
В 1609 г. Галилео Галилей создал ___________________________________________
2. Заполните таблицу
Диапазоны | Длина волны, λ |
Радиоволны | |
Инфракрасные лучи | |
Видимые лучи | |
Ультрафиолетовые лучи | |
Рентгеновские лучи | |
Гамма-лучи | |
3. Ответьте на вопросы.
1. Перечислите с какими науками связана астрономия____________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Что понимают под Галактикой?_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Что понимают под Вселенной?_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Как возникла наука астрономия?____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Какие объекты и явления изучает астрономия?________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Какие разделы астрономии появились в связи с изучением физической природы небесных тел в широком диапазоне электромагнитного излучения?____________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Как вы думаете, какое назначение астрономии на данный момент?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Дайте определение понятию.
Астрономические наблюдения- ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте разделы астрономии.
Раздел астрономии | Краткая характеристика |
Практическая астрономия | |
Небесная механика | |
Астрофизика | |
Звездная астрономия | |
Космология | |
Космогония | |
6. Выберите верный ответьте, и подчеркните его:
1. На корабле, с каким названием Юрий Гагарин совершил свой первый полёт в космос?
«Буран-1» «Восход-1» «Восток-1»
2. Кто был и остаётся самым молодым человеком, побывавшим в космосе?
Юрий Гагарин Герман Титов Светлана Савицкая Сергей Волков
3. Как назывался первый искусственный спутник, который СССР впервые в мировой истории запустил на орбиту в 1957 году?
«Спутник-1» «АС-1» «ИС-1»
4. Сколько длился первый полёт Гагарина в космос?
Меньше 60 минут Меньше 120 минут Больше 200 минут
5. Юрий Гагарин – первый космонавт, вышедший в открытый космос.
Правда Ложь
6. Какая советская межпланетная станция достигла поверхности планеты Луны и впервые сделала её снимки?
«Луна-1» «Луна-2» «Луна-3»
7. Кто был главным конструктором первых космических кораблей?
Циолковский Королев Курчатов Эйнштейн
Домашнее задание: Используя инструкцию в календаре за 13 апреля 1941 года создать дома самостоятельно астролябию (по утвержденным группам).
Тема 2. Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа бгеоцентризма.
1. Кратко опишите системы мира:
по Аристотелю____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
по Копернику______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
по Пифагору_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Ответьте на вопросы:
1. Какая заслуга принадлежит Гиппарху?_______________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Какие методы впервые применял Гиппарх в астрономии?_______________________________
__________________________________________________________________________________
3. По какому выводу Аристотель предположил, что Вселенная конечна?____________________
_________________________________________________________________________________
4. Какие представления получили название антропоцентризма? ___________________________
__________________________________________________________________________________
5. Какому философу античного мира удалось обобщить все знания, которые были накоплены к IV в. до н.э.?_______________________________________________________________________
6. Чему способствовало математическое описание видимого движения светил, которое разработал для геоцентрической системы мира один из выдающихся математиков древности — Клавдий Птолемей? ?______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея? ______________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника следовали из открытий, сделанных с помощью телескопа? ?____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу
Системы мира | Геоцентрическая | Гелиоцентрическая |
В центре мира | | |
Вокруг центра вращаются | | |
Основатели системы | | |
4. Продолжите предложение
Географические координаты – широту и долготу ввел ____________________________________
Вселенная Аристотеля имела ______________________________________, фактически это была _________________________________
Небесные тела по Аристотелю состоят из особого элемента — ____________________________
5. Выберите один вариант ответа и подчеркните его.
1. Гелиоцентричную модель мира разработал …
Хаббл Эдвин Николай Коперник Тихо Браге Клавдий Птолемей
2. Геоцентрическую модель мира разработал …
Николай Коперник Исаак Ньютон Клавдий Птолемей Тихо Браге
3.Этот ученый считал, что Солнце во много раз больше Земли, что Луна сама не светится, а лишь отражает солнечный свет, а Млечный Путь состоит из огромного количества звезд….
Николай Коперник Исаак Ньютон Демокрит Тихо Браге
4. Установил законы движения планет …
Николай Коперник Иоганн Кеплер Галилео Галилей
5. Какие из наблюдаемых явлений могут быть объяснены в рамках геоцентрической теории?
Ежедневный восход Солнца на востоке и заход на западе.
Вращение звездного неба вокруг полюса мира.
Происходящие иногда солнечные затмения.
Представленная снизу на рисунке система мира имеет название _____________________________________
Домашнее задание: Подготовьте доклад по темам: «История календаря», «Античные представления философов о строении мира» (на выбор).
Тема 3. Звездное небо. Летоисчисление и его точность. Оптическая астрономия. Изучение околоземного пространства. Астрономия дальнего космоса.
1. Выполните задания, используя карту звездного неба.
Укажите, через какие созвездия проходит годовой путь Солнце:
Начните перечень созвездий с точки весеннего равноденствия_____________________________
__________________________________________________________________________________
Начните перечень созвездий с точки осеннего равноденствия_____________________________
__________________________________________________________________________________
Внести в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название:
Созвездие | Схема созвездия | Созвездие | Схема созвездия |
Большая медведица | | Близнецы | |
Малая медведица | | Лебедь | |
Волопас | | Орион | |
Лев | | Везучий | |
2. Закончите предложение.
Созвездиями называют______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
На звездных картах не указывают положение планет, так как______________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Звезды 1-й величины ярче звезд 6-й величины в ____ раз. Эклиптикой называется____________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Звездными сутками называют ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Периодические явления _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сидерический лунный месяц_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Синодический лунный месяц_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Летоисчисление ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Оптическая астрономия_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Найдите соответствия, соединив их стрелочка.
Год | Промежуток времени, в течении которого Земля делает один полный оборот вокруг Солнца относительно какого – либо ориентира |
Звездный год | Промежуток времени между двумя последовательными прохождения среднего Солнца через точку весеннего равноденствия |
Аномалистический год | Промежуток времени между двумя последовательными прохождения среднего Солнца через точку своей орбиты. |
Тропический год | Сидерический период обращения Земли вокруг Солнца |
4. Расположите следующие звезды в порядке убывания их блеска:
1) Бетельгейзе; 2) Спика; 3) Альдебаран; 4) Сириус; 5) Арктур; 6) Капелла; 7) Процион; 8) Вега; 9) Альтаир; 10) Поллукс.
5. Укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1-14 на рисунке.
| _1._______________________________________________________ _2________________________________________________________ _3________________________________________________________ _4________________________________________________________ _5________________________________________________________ _6________________________________________________________ _7________________________________________________________ _8________________________________________________________ _9________________________________________________________ _10________________________________________________________ _11________________________________________________________ |
12. ___________________________________________________________________________________ 13.____________________________________________________________________________________ 14. ____________________________________________________________________________________ |
6. Используя, предыдущий рисунок ответьте на вопросы:
Что называют небесной сферой ?____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Как располагается ось мира относительно земной оси?___________________________________
__________________________________________________________________________________
Как располагается ось мира относительно плоскости небесного меридиана?_________________
__________________________________________________________________________________
В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта? _______________________
__________________________________________________________________________________
В каких точках небесный меридиан пересекается с линией горизонта?______________________
__________________________________________________________________________________
Какие наблюдения убеждают нас в суточном вращение небесной сферы? __________________
__________________________________________________________________________________
Какова связь между высотой полюса мира и географической широтой места наблюдения?
________________________________________________________________________________
Перечислите методы, которые применяет оптическая астрономия_________________________
_________________________________________________________________________________
7. Используя подвижную звездную карту, впишите в таблицу по два-три созвездия, видимые на широте 550 в Северном полушарии.
Участок звездного неба | 20 декабря в 22 часа местного времени | 15 января в 19 часов местного времени |
Северная часть | | |
Южная часть | | |
Западная часть | | |
Восточная часть | | |
Созвездие, расположенное в зените | | |
8. Заполните таблицу: сравните географические и небесные координаты:
Географические координаты | Небесные координаты |
горизонтальные | экваториальные |
- широта изменяется от ___ до ____; отчет ведется от _____________________ | h - _______, изменяется от ___ до ___ отсчет ведется от _________________________ | - _______, изменяется от ___ до __; отсчет ведется от ______________ |
-____________изменяется от ____ до ___ отсчет ведется от _______________ | А - __________ изменяется от ____ до ___ отсчет ведется от _______________ | изменяется от ____ до ___ отсчет ведется от _______________ |
9. Используя карту звездного неба, найдите звезды по их координатам.
Название звезды | Координаты звезды |
Орда (Альтаир) | | |
Девы (Спика) | | |
Большого пса (Сириус) | | |
Лиры (Вега) | | |
10. Ответьте на вопросы:
Назовите три единицы измерения времени в астрономии? ________________________________
__________________________________________________________________________________
В честь кого появился месяц с названием июль?_________________________________________
Существует ли разница в днях недели в старом и новом стиле?____________________________
От какой даты началось современное летоисчисление?___________________________________
__________________________________________________________________________________
11. Вставьте пропущенные слова в предложение:
Истинными солнечными сутками называется _____________________________________ между двумя ____________________________________________________________________________ Солнца на одном и том же географическом меридиане.
За основу взят синодический лунный месяц в ____________________________календарь.
За основу взят тропический год месяца в ____________________________календарь.
Движение Луны согласовано с годичным движением Солнца в________________________________________________календаре.
Все, что находится за пределами Солнечной системы, мы называем непостижимым – это ____________________________________.
12. Найти соответствие между понятиями и числами, соедините стрелочками.
Один полный оборот Земли вокруг Солнца | 27 суток 7 часов 43 минут |
Один полный оборот Земли вокруг своей оси | 365,256320 ср.сол.суток |
Среднее солнечное время | От 29,25 до 2985 суток |
Сидерический лунный месяц | 29 суток 12 часов 44 минут |
Синодический лунный месяц | 23 часа 56минут 4 секунды |
Тропический год | 365,259641 ср.сол.суток |
Аномалистический год | 365 суток 5 часов 48 минут |
Звездный год | 365,24223 ср.сол.суток |
13. На рисунках представлены фигуры нескольких созвездий. Напишите название.
Внешний вид | Название | Внешний вид | Название |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Домашнее задание: Составить кроссворд с использованием терминов изученных в данной теме.
Тема 4. Система «Земля — Луна». Природа Луны.
1. Ответьте на вопросы да или нет.
Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом?______________
Имеет ли Луна атмосферу?________________
Был ли человек на Луне?______________
Смог ли космонавт использовать компас для ориентации на Луне?________________________
Характерны ли для Луны резкие смены температур? ______________
Если следы органических соединений на лунных породах? ___________
Верно ли 4,5 млрд. лет это возраст лунных пород?_____________
Связаны ли приливы и отливы на Земле с Луной? ___________
Есть в лунных морях вода? ___________
Правда, что Луна всегда повернута к Земле одной стороной? _______________
2. Выполните анализ лекции:
1. Какие гипотезы образования Луны вам известны? кратко изложите суть их._______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Поясните механизм приливов и отливов на Земле _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дополните:
Когда Луна попадает в тень Земли, происходит ____________________________________
_____________________________________________________________________________
Когда Луна попадает в полутень Земли, происходит ________________________________
_____________________________________________________________________________
Полное солнечное затмение наблюдается, если____________________________________
_____________________________________________________________________________
Частичное солнечное затмение наблюдается, если___________________________________
_____________________________________________________________________________
Кольцеобразное солнечное затмение наблюдается, если______________________________
_____________________________________________________________________________
Затмение не наблюдается каждый месяц, так как ___________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Выполните задания по иллюстрациям:
1. Используя карту Луны найдите на рисунке и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горных хребтов (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель)
2. Используя рисунок, изобразите вид Луны (в положениях 1-8) и укажите названия ее фаз (в положениях 1,3,5,7).
| № | Вид Луны | Название фазы Луны | 1 | | | 2 | | - | 3 | | | 4 | | - | 5 | | | 6 | | - | 7 | | | 8 | | - | |
3. Дополните схему возникновения солнечных и лунных затмений необходимыми построениями и обозначьте на ней тени и полутени. Руководствуясь схемой, обедняющей возникновения затмений, закончите предложения.
5. Решите задачу:
1. Море Москвы, расположенное на невидимой стороне Луны, имеет поперечник 300 км. Можно ли было бы увидеть его с Земле невооруженным глазом, если бы оно находилось на обращенном к Земле полушарии Луны? Ответ обоснуйте, принимая во внимание, что разрешающая способность глаза α=1.
2. Определите центростремительное ускорение Луны, если известно, что она совершает один оборот вокруг Земли за 27,3 суток, а среднее расстояние от Луны до Земли равно 60 радиусов Земли.
6. Заполните таблицы
Фаза Луны | Время видимости | В какой стороне неба видна |
Новолуние | |
Первая четверть | | |
Полнолуние | | |
Последняя четверть | | |
Наименование | Численное значение |
Объем Луны | |
Диаметр Луны | |
Площадь поверхности Луны | |
Среднее расстояние от Луны до Земли | |
Орбитальная скорость Луны | |
Видимый угловой диаметр Луны на среднем расстоянии от Земли | |
Масса Луны | |
Ускорение свободного падения на поверхности Луны | |
Домашнее задание: создать интеллект-карту на тему: «Луна и ее характеристики».
Тема 5. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.
1. Ответьте на вопросы:
1. Перечислите планеты в порядке удаления их орбит от Солнца.__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие планеты входят в состав Солнечной системы? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие физические характеристики планеты необходимо знать, чтобы вычислить ее среднюю плотность?_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Закончите предложения, касающиеся общих характеристик планет Солнечной системы.
Планета, имеющая наибольшую полуось орбиты,________________________________________
На самое близкое расстояние к Земле из планет – гигантов подходит________________________ ____________________________
Самый длительный период обращения вокруг Солнца планет Земной группы имеет __________
__________________________________________________________________________________
Самая большая по размеру планета ____________________________________________________
Самой большой массой из планет Земной группы обладает ______________________________
Самую малую массу имеет планета __________________________________
Самую малую среднюю плотность имеет планета ______________________________________
Самым большим периодом вращения вокруг оси обладает планета _________________________
Один спутник имеет планета _________________________
В Солнечной системе имеет следующие планеты – гиганты _______________________________
_________________________________________________________________
На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета _____________________________
На самое близкое расстояние к Земле подходит планета ___________________________
Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет _________________
Самую большую массу имеет планета ___________________________
Самое близкое значение к массе Земле имеет масса планета ___________________________
Самую большую среднюю плотность имеет планета ______________________________
Быстрее всех вокруг оси вращается планета ______________________________________
Не имеют спутников планет __________________________________________
К планетам Земной группы относятся _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Закончите предложения, касающиеся основных свойств тел Солнечной системы сосредоточена в ____________________________________________________________________
Форма орбит планет ________________________________________________________________
Плоскости орбит планет_____________________________________________________________
Большинство планет вращаются вокруг своих осей в одном направлении, исключение составляют ____________________________________________________________
По своим физическим и динамическим свойствам планеты делятся на группы _______________
__________________________________________________________________________________
4. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет Земной группы.
Физические характеристики планет | Меркурий | Венера | Земля | Марс |
Масса (в масса Земли) | | | 1,000 | |
Диаметр (в диаметрах Земли) | | | 1,000 | |
Плотность, кг\м3 | | | | |
Период обращения | | | | |
Атмосфера Давление Химический состав | | | | |
Температура поверхности, 0С | | | | |
Число спутников | | | | |
Название спутников | | | | |
Заполните таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами.
Выводы___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С помощью рисунка опишите внутреннее строение Земли.
6. Закончите предложения.
Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты______________
Высокая температура поверхности Венеры обусловлена__________________________________
Планет земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это ___________
Большая часть поверхности покрыта водой у планеты ____________________________________
В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты _____________________________
Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, это__________________________
Планета, температура поверхности которых бывает выше + 4000 С, это __________________________
Планета, в атмосфере которой часто происходит глобальные пылевые бури, - это _________________
Планета, обладающая биосферой, - это ________________________________________________
Особенностью вращения планет- гигантов вокруг оси является то, что ______________________
__________________________________________________________________________________
Наличие у юпитера и Сатурна плотных и протяженных атмосфер объясняется _______________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Спутник Сатурна __________________________________, обладает мощной атмосферой, состоящей в основном из азота.
Планеты – гиганты имеют малую среднюю плотность по причине _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существование колец обнаружено у следующих планет – гигантов ________________________
__________________________________________________________________________________
Юпитер излучает значительно больше тепловой энергии, чем получает ее от Солнца. Причиной этого можно считать __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет- гигантов.
Физические характеристики планет | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун |
Масса (в масса Земли) | | | | |
Диаметр (в диаметрах Земли) | | | | |
Плотность, кг\м3 | | | | |
Период обращения | | | | |
Атмосфера Давление Химический состав | | | | |
Температура поверхности, 0С | | | | |
Число спутников | | | | |
Название самых крупных спутников | | | | |
Заполните таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами.
Выводы___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Проведите качественно сравнение свойств планет гигантов и планет Земной группы. Используя при этом слова: высокая, низкая, большая, малая и т.д. В выводе укажите принципиальное отличие планет земной группы от планет – гигантов.
Характеристики | Планет земной группы | Планеты- гиганты |
Расстояние до Солнца | | |
Размеры | | |
Масса | | |
Плотность | | |
Атмосфера | | |
Спутники\кольца | | |
Выводы __________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Закончите предложения, касающиеся внутреннего строения планет – гигантов
У планет ________________________________________между центральным ядром и протяженной атмосферой имеется оболочка со свойствами металла.
Планеты гиганты, как и Земля, обладают магнитным полем, напряженность которого
у Сатурна ________________________________________________
У Юпитера _______________________________________________
у Урана _______________________________________________________
у Нептуна __________________________________________________
Полярные сияния были отмечены у следующих планет – гигантов_________________________
__________________________________________________________________________________
10. Решите задачи
1. Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца Т= 12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца?
Домашнее задание: Проанализируйте таблицы и рисунок, выберите два утверждения и выделите удобным способом, которые соответствуют характеристикам планет.
1) Меркурианский год равен меркурианским суткам.
2) Средняя плотность планет-гигантов значительно ниже, чем у планет земной группы.
3) Первая космическая скорость вблизи Урана составляет примерно 15,1 км/с.
4) Ускорение свободного падения на Марсе примерно равно 5,02 м/с .
5) Масса Венеры в 1,5 раза больше массы Земли.
1) Линейная скорость вращения по орбите у Сатурна больше, чем у Урана.
2) Ускорение свободного падения на Венере составляет примерно 3,1 м/с .
3) Угловая скорость вращения Марса относительно собственной оси вращения больше, чем у Земли.
4) Средняя плотность Венеры почти в 10 раз меньше средней плотности Сатурна.
5) Вторая космическая скорость для Нептуна больше, чем для Урана.
1) Планетой 2 является Венера.
2) Планета 5 относится к планетам земной группы.
3) Планета 3 имеет 1 спутник.
4) Планета 5 не имеет спутников.
5) Атмосфера планеты 1 состоит, в основном, из углекислого газа.
1). Марс движется вокруг Солнца по круговой орбите.
2). Период обращения Венеры вокруг Солнца больше периода обращения Меркурия вокруг Солнца примерно в 2,5 раза.
3). Самой большой скоростью движения по орбите обладает Марс.
4). Один оборот вокруг Солнца Венера делает примерно за 500 земных суток.
5). Ось вращения Меркурия практически перпендикулярна его орбите.
Тема 6. Астероиды и метеориты. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс и пояс Койпера. Физические характеристики астероидов. Метеориты.
1. Закончите предложения
Карликовые планеты представляют собой______________________________________________
Карликовыми планетами считаются объекты____________________________________________
Карликовыми планетами являются (нужное подчеркнуть) Меркурий, Плутон, Марс, Титан, Церера, Харон, Веста, Ганимедж, Седна, Европа.
Остаток метеоритного тела, не сгоревший в земной атмосфере и упавший на поверхность Земли, называется __________________________________________________________________
Размеры хвоста комет могут превышать________________________________________________
Ядро кометы состоит из _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метеорные тела врываются в атмосферу Земли со скоростями_____________________________
__________________________________________________________________________________
Радиант – это ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Крупные астероиды имеют собственные имена, например: _______________________________
__________________________________________________________________________________
Очень яркий метеор, видимый на Земле как летящий по небу огненный шар, - это ____________
__________________________________________________________________________________
Головы комет достигают размеров ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Хвост кометы состоит из ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метеорные тела, влетающие в атмосферу Земли, светятся, испаряются и полностью сгорают на высотах___________________________________________________________________________
Твердые осколки кометы постепенно распределяются по орбите кометы в виде ______________
__________________________________________________________________________________
Орбиты большинства астероидов в Солнечной системе располагаются _____________________
__________________________________________________________________________________
Все виды метеоритов делятся на три основные группы: __________________________________
___________________________________________________________. Почти все метеориты содержат внеземной ___________________________________________.
2. Напишите, к какому виду относится каждый метеорит.
3. Найдите соответствия:
Астероиды Кометы Метеоры Метеориты | Небесные тела, похожие на звезды |
В переводе с греческого языка означает «волосатая» |
Небесные тела диаметром от одного до нескольких десятков километров |
Большинство из них движется между орбитами Марса и Юпитера |
Световые вспышки, возникающие при сгорании космической пыли, попадающей в атмосферу Земли |
Упавшие на Землю космические тела |
Состоит из ядра, пылевого хвоста, газового хвоста |
Движутся по вытянутым орбитам, то приближаясь к Солнцу, то удаляясь от него |
Сгорают в атмосфере Земли, на высоте 80 – 100 км |
Обломки астероидов |
4. Заполните таблицу: охарактеризуйте отличительные особенности малых тел Солнечной системы.
Характеристики | Астероиды | Кометы | Метеоритные тела |
Вид на небе | | | |
Орбиты (размеры. период) | 1. Главный пояс астероидов (_______ __________________) 2. Пояс Койпера (___ __________________ __________________) | | |
Средние размеры | | | |
Состав | | | |
Происхождение | | | |
Последствие столкновения с Землей | | | |
5. Ответьте на вопросы:
1. Есть ли принципиальная разница в физической природе мелких астероидах и крупных метеоритов? Ответ аргументируйте.___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. В каком случае на Земле будет наблюдаться наибольшее количество метеоров (метеорный, или звездный дождь)?_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. По какому принципу даются названия метеорным потокам? Назовите некоторые из них_____
__________________________________________________________________________________
6. Заполните пропуски
Самый большой из астероидов - ____________ . Его размеры около _________ км.
Самая известная комета - ________________. Ее можно увидеть один раз в _____лет. В последний раз люди видели эту комету в __________ году. Следующее ее появление ожидается, когда мне будет _________лет.
Пояс Койпера - _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Изобразите структуру кометы. Укажите следующие элементы: ядро, голова, хвост.
8. Заполните таблицы с характеристиками Главного пояса астероидов и пояса Койпера.
Название объекта | Диаметр, км | Расстояние до Солнца, млн.км. | Основные характеристики |
Церера | | | |
Веста | | | |
Паллада | | | |
Гигея | | | |
Юнона | | | |
Антиопа | | | |
Эрида | | | |
Плутон | | | |
Хаумеа | | | |
Харон | | | |
Макемаке | | | |
8. Решите задачи:
1. Какая энергия выделится при ударе метеорита массой 60 кг, имеющего скорость у поверхности Земли 2 км\с?
2. Какова большая полуось орбиты кометы Галлея, если период ее обращения 76 лет?
3. Вычислите примерную ширину метеорного потока Персеид в километрах, зная, что он наблюдается с 16 июля по 22 августа.
Домашнее задание: Разгадать кроссворд
| | | | | | 2 | | | 3 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 7 | | | | | |
| | 12 | | 1 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | 9 | |
| | | | 6 | | | | 5 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | 8 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 11 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 10 | | | | |
Вопросы:
Планета, названная в честь римской богини любви и красоты.
Самый большой астероид.
Первая планета, открытая с помощью телескопа.
«Волосатая».
Восьмая по счету планета от Солнца.
Самая большая планета земной группы.
Планета, которую окружают яркие кольца.
Ближайшая к Солнцу планета.
Самая большая планета Солнечной системы.
Планета красного цвета.
Спутник Земли.
Спутник Марса, в переводе с греческого – «страх».
Список используемой литературы
Основные источники
Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник дл общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. —М. : Дрофа, 2017.
Левитан Е. П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.: учебник для общеоб-разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М.: Просвещение, 2018.
Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева, П. М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. — М.\ Издательский центр «Академия», 2018.
Чаругин В. М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В. М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.
Для внеаудиторной самостоятельной работы.
«Астрономия — это здорово!» http://menobr. ru/files/astronom2. pptx http://menobr. ru/files/blank. pdf.
«Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr. ru/files/astronom1. pptx
Для преподавателей.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613.
Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г.— http://www. firo. ru/
Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.
Кунаш М. А. Астрономия 11класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута /М. А. Кунаш — М. : Дрофа, 2018.
Кунаш М. А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д:Учитель, 2018.
Левитан Е. П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf
Сурдин В. Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.
Сурдин В. Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.
Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. —Издательство ЛКИ, 2017.
Интернет – ресурсы
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS/
Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://college.ru/astronomy/course/content/content.html#.XNvFTE1R2Uk
Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс]—Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.astronews.ru
Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://астрономия.рф
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://www.astronet.ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan