СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по разделам: «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы».

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные указания содержат сборник информационного материала и контролирующих заданий по разделу «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы» поурочно, и список использованной литературы. Материалы предназначены для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по разделам: «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы».»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский автотехнический колледж»






И.В. Авдулова

Рабочая тетрадь по разделам: «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы».

Методические указания для самостоятельной работы студентов

по специальности: 22.02.06 Сварочное производство

по учебному предмету «Астрономия»














Курск - 2019

Рассмотрено на заседании цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____ от ______________

Председатель цикловой комиссии

______________ О.А. Морозова


Автор-составитель: И.В. Авдулова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».

Рецензент: О.А. Морозова – преподаватель, ОБПОУ «КАТК»


Рабочая тетрадь по разделу: «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы» по учебному предмету «Астрономия»: Методические указания для самостоятельной работы студентов по специальности:22.02.06 Сварочное производство / сост. И.В. Авдулова – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2019. – 31 с.


Методические указания составлены на основе рабочей программы по учебному предмету «Астрономия» в соответствии с ФГОС СПО, и представляют собой общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по специальности: 22.02.06. Сварочное производство. Данные указания содержат сборник информационного материала и контролирующих заданий по разделу «История развития астрономии. Устройство Солнечной системы» поурочно, и список использованной литературы. Материалы предназначены для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.






Авдулова И.В., 2019г.



























ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2019 г

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

Тема 1. Астрономия, ее связь с другими науками. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. История развития отечественной космонавтики.



6

Тема 2. Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа бгеоцентризма.



8

Тема 3. Звездное небо. Летоисчисление и его точность. Оптическая астрономия. Изучение околоземного пространства. Астрономия дальнего космоса.

12

Тема 4. Система «Земля — Луна». Природа Луны.

14

Тема 5. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

17

Тема 6. Астероиды и метеориты. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс и пояс Койпера. Физические характеристики астероидов. Метеориты.



20

Список используемой литературы

30



Пояснительная записка

Рабочая тетрадь предназначена для студентов системы среднего специального образования, изучающих учебный предмет «Астрономия».

Рабочая тетрадь полностью соответствует рабочей программе учебному предмету «Астрономия» для специальности 26.02.06 «Сварочное производство». В рабочей тетради представлены задания, которые позволяют наиболее полно проработать и повторить ту или иную тему.

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметных:

− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

− осознание роли отечественной науки освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы студентов, проведения контроля их знаний преподавателем и самоконтроля.

Рабочая тетрадь – это учебное пособие, которое включает задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Начинать работу с тетрадью необходимо с обязательного изучения материалов лекций и соответствующих разделов рекомендуемой литературы.

Рабочие тетради все чаще и чаще используются в процессе преподавания (и, соответственно, изучения) самых разных предметов. Данное учебное пособие предназначено для студентов 1 курса, специальности «Сварочное производство», изучающих учебный предмет «Астрономия».

Рабочая тетрадь полностью построена на основе рабочей программы этого предмета и включает в себя 2 раздела:

  • История развития астрономии,

  • Устройство Солнечной системы.

Материал в пособии представлен в порядке изучения тем на занятиях. Задания в рабочей тетради приведены в виде теоретических вопросов и практических работ. После изучения темы на занятие студенты должны сначала ответить на предлагаемые теоретические вопросы, а затем решить ряд задач.

Все задания в рабочей тетради даны в очень доступной форме, сложность вопросов соответствует подготовке студентов данной специальности.

Предлагаемая рабочая тетрадь поможет развить у студентов техническое мышление, поможет закрепить изучаемый на занятиях материал, применить полученные знания при решении практических работ, лучше подготовиться к дифференцированному зачету по «Астрономии». Рабочая тетрадь способствует организации самостоятельной работы студентов, проведению контроля знаний преподавателем и самоконтролю.

Уважаемые студенты! Вы держите в руках рабочую тетрадь, которая представляет собой учебное пособие для Вашей индивидуальной самостоятельной работы по освоению учебному предмету «Астрономия».

Отвечая на вопросы рабочей тетради, Вы можете использовать учебник, конспект лекций, учебно-методические пособия, а также любую доступную для Вас литературу.

Рабочая тетрадь разработана для успешного освоения теоретической части практических занятий. В конце работы над заданиями обязательно следует практическая часть занятия, на которой Вы сможете применить полученные знания на практике.



Тема 1. Астрономия, ее связь с другими науками. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. История развития отечественной космонавтики.

1. Закончите предложения.

Астрономия – фундаментальная наука, изучающая_______________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Слово «астрономия» происходит от ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задачами астрономии являются: ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Электромагнитное излучение небесных тел ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Наблюдения в этих диапазонах возможны только с помощью _____________________________, поднятых на________________________________________________________, либо установленных на__________________________________________________________________

Химический элемент ____________________________впервые был обнаружен с помощью астрономических наблюдений.

Оптический телескоп предназначен для ________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Установлено, что Фалес Митский в 595 г. до н.э. впервые использовал _____________________

Гиппарх измерил впервые параллакс Луны с помощью ___________________________________

В 1609 г. Галилео Галилей создал ___________________________________________

2. Заполните таблицу

Диапазоны

Длина волны, λ

Радиоволны


Инфракрасные лучи


Видимые лучи


Ультрафиолетовые лучи


Рентгеновские лучи


Гамма-лучи


3. Ответьте на вопросы.

1. Перечислите с какими науками связана астрономия____________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Что понимают под Галактикой?_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Что понимают под Вселенной?_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Как возникла наука астрономия?____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5. Какие объекты и явления изучает астрономия?________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6. Какие разделы астрономии появились в связи с изучением физической природы небесных тел в широком диапазоне электромагнитного излучения?____________________________________

__________________________________________________________________________________

7. Как вы думаете, какое назначение астрономии на данный момент?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Дайте определение понятию.

Астрономические наблюдения- ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5. Охарактеризуйте разделы астрономии.

Раздел астрономии

Краткая характеристика

Практическая астрономия





Небесная механика






Астрофизика






Звездная астрономия






Космология






Космогония






6. Выберите верный ответьте, и подчеркните его:

1. На корабле, с каким названием Юрий Гагарин совершил свой первый полёт в космос?

«Буран-1» «Восход-1» «Восток-1»

2. Кто был и остаётся самым молодым человеком, побывавшим в космосе?

Юрий Гагарин Герман Титов Светлана Савицкая Сергей Волков

3. Как назывался первый искусственный спутник, который СССР впервые в мировой истории запустил на орбиту в 1957 году?

«Спутник-1» «АС-1» «ИС-1»

4. Сколько длился первый полёт Гагарина в космос?

Меньше 60 минут Меньше 120 минут Больше 200 минут

5. Юрий Гагарин – первый космонавт, вышедший в открытый космос.

Правда Ложь

6. Какая советская межпланетная станция достигла поверхности планеты Луны и впервые сделала её снимки?

«Луна-1» «Луна-2» «Луна-3»

7. Кто был главным конструктором первых космических кораблей?

Циолковский Королев Курчатов Эйнштейн

Домашнее задание: Используя инструкцию в календаре за 13 апреля 1941 года создать дома самостоятельно астролябию (по утвержденным группам).

Тема 2. Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа бгеоцентризма.

1. Кратко опишите системы мира:

по Аристотелю____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

по Копернику______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

по Пифагору_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Ответьте на вопросы:

1. Какая заслуга принадлежит Гиппарху?_______________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Какие методы впервые применял Гиппарх в астрономии?_______________________________

__________________________________________________________________________________

3. По какому выводу Аристотель предположил, что Вселенная конечна?____________________

_________________________________________________________________________________

4. Какие представления получили название антропоцентризма? ___________________________

__________________________________________________________________________________

5. Какому философу античного мира  удалось обобщить все знания, которые были накоплены к IV в. до н.э.?_______________________________________________________________________

6. Чему способствовало математическое описание видимого движения светил, которое разработал для геоцентрической системы мира один из выдающихся математиков древности — Клавдий Птолемей? ?______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея? ______________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

8. Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника следовали из открытий, сделанных с помощью телескопа? ?____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу

Системы мира

Геоцентрическая

Гелиоцентрическая

В центре мира




Вокруг центра вращаются




Основатели системы




4. Продолжите предложение

Географические координаты – широту и долготу ввел ____________________________________

Вселенная Аристотеля имела ______________________________________, фактически это была _________________________________

Небесные тела по Аристотелю состоят из особого элемента — ____________________________

5. Выберите один вариант ответа и подчеркните его.

1. Гелиоцентричную модель мира разработал …

Хаббл Эдвин Николай Коперник Тихо Браге Клавдий Птолемей

2. Геоцентрическую модель мира разработал …

Николай Коперник Исаак Ньютон Клавдий Птолемей Тихо Браге

3.Этот ученый считал, что Солнце во много раз больше Земли, что Луна сама не светится, а лишь отражает солнечный свет, а Млечный Путь состоит из огромного количества звезд….

Николай Коперник Исаак Ньютон Демокрит Тихо Браге

4. Установил законы движения планет …

Николай Коперник Иоганн Кеплер Галилео Галилей

5. Какие из наблюдаемых явлений могут быть объяснены в рамках геоцентрической теории? 

Ежедневный восход Солнца на востоке и заход на западе.

Вращение звездного неба вокруг полюса мира.

Происходящие иногда солнечные затмения.

Представленная снизу на рисунке система мира имеет название _____________________________________

Домашнее задание: Подготовьте доклад по темам: «История календаря», «Античные представления философов о строении мира» (на выбор).




Тема 3. Звездное небо. Летоисчисление и его точность. Оптическая астрономия. Изучение околоземного пространства. Астрономия дальнего космоса.

1. Выполните задания, используя карту звездного неба.

Укажите, через какие созвездия проходит годовой путь Солнце:

Начните перечень созвездий с точки весеннего равноденствия_____________________________

__________________________________________________________________________________

Начните перечень созвездий с точки осеннего равноденствия_____________________________

__________________________________________________________________________________

Внести в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название:

Созвездие

Схема созвездия

Созвездие

Схема созвездия

Большая медведица


Близнецы


Малая медведица


Лебедь


Волопас


Орион


Лев


Везучий


2. Закончите предложение.

Созвездиями называют______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

На звездных картах не указывают положение планет, так как______________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Звезды 1-й величины ярче звезд 6-й величины в ____ раз. Эклиптикой называется____________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Звездными сутками называют ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Периодические явления _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сидерический лунный месяц_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Синодический лунный месяц_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Летоисчисление ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Оптическая астрономия_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Найдите соответствия, соединив их стрелочка.

Год


Промежуток времени, в течении которого Земля делает один полный оборот вокруг Солнца относительно какого – либо ориентира

Звездный год


Промежуток времени между двумя последовательными прохождения среднего Солнца через точку весеннего равноденствия

Аномалистический год


Промежуток времени между двумя последовательными прохождения среднего Солнца через точку своей орбиты.

Тропический год


Сидерический период обращения Земли вокруг Солнца

4. Расположите следующие звезды в порядке убывания их блеска:

1) Бетельгейзе; 2) Спика; 3) Альдебаран; 4) Сириус; 5) Арктур; 6) Капелла; 7) Процион; 8) Вега; 9) Альтаир; 10) Поллукс.



5. Укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1-14 на рисунке.

_1._______________________________________________________

_2________________________________________________________

_3________________________________________________________

_4________________________________________________________

_5________________________________________________________

_6________________________________________________________

_7________________________________________________________

_8________________________________________________________

_9________________________________________________________

_10________________________________________________________

_11________________________________________________________

12. ___________________________________________________________________________________

13.____________________________________________________________________________________

14. ____________________________________________________________________________________

6. Используя, предыдущий рисунок ответьте на вопросы:

Что называют небесной сферой ?____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Как располагается ось мира относительно земной оси?___________________________________

__________________________________________________________________________________

Как располагается ось мира относительно плоскости небесного меридиана?_________________

__________________________________________________________________________________

В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта? _______________________

__________________________________________________________________________________

В каких точках небесный меридиан пересекается с линией горизонта?______________________

__________________________________________________________________________________

Какие наблюдения убеждают нас в суточном вращение небесной сферы? __________________

__________________________________________________________________________________

Какова связь между высотой полюса мира и географической широтой места наблюдения?

________________________________________________________________________________

Перечислите методы, которые применяет оптическая астрономия_________________________

_________________________________________________________________________________

7. Используя подвижную звездную карту, впишите в таблицу по два-три созвездия, видимые на широте 550 в Северном полушарии.

Участок звездного неба

20 декабря в 22 часа местного времени

15 января в 19 часов местного времени

Северная часть



Южная часть



Западная часть



Восточная часть



Созвездие, расположенное в зените



8. Заполните таблицу: сравните географические и небесные координаты:

Географические координаты

Небесные координаты

горизонтальные

экваториальные

- широта изменяется от ___ до ____; отчет ведется от _____________________

h - _______, изменяется от ___ до ___ отсчет ведется от _________________________

- _______, изменяется от ___ до __; отсчет ведется от ______________

-____________изменяется от ____ до ___ отсчет ведется от _______________

А - __________ изменяется от ____ до ___ отсчет ведется от _______________

изменяется от ____ до ___ отсчет ведется от _______________

9. Используя карту звездного неба, найдите звезды по их координатам.

Название звезды

Координаты звезды

Орда (Альтаир)

Девы (Спика)

Большого пса (Сириус)

Лиры (Вега)

10. Ответьте на вопросы:

Назовите три единицы измерения времени в астрономии? ________________________________

__________________________________________________________________________________

В честь кого появился месяц с названием июль?_________________________________________

Существует ли разница в днях недели в старом и новом стиле?____________________________

От какой даты началось современное летоисчисление?___________________________________

__________________________________________________________________________________

11. Вставьте пропущенные слова в предложение:

Истинными солнечными сутками называется _____________________________________ между двумя ____________________________________________________________________________ Солнца на одном и том же географическом меридиане.

За основу взят синодический лунный месяц в ____________________________календарь.

За основу взят тропический год месяца в ____________________________календарь.

Движение Луны согласовано с годичным движением Солнца в________________________________________________календаре.

Все, что находится за пределами Солнечной системы, мы называем непостижимым – это ____________________________________.
12. Найти соответствие между понятиями и числами, соедините стрелочками.

Один полный оборот Земли вокруг Солнца

27 суток 7 часов 43 минут

Один полный оборот Земли вокруг своей оси

365,256320 ср.сол.суток

Среднее солнечное время

От 29,25 до 2985 суток

Сидерический лунный месяц

29 суток 12 часов 44 минут

Синодический лунный месяц

23 часа 56минут 4 секунды

Тропический год

365,259641 ср.сол.суток

Аномалистический год

365 суток 5 часов 48 минут

Звездный год

365,24223 ср.сол.суток

13.  На рисунках представлены фигуры нескольких созвездий. Напишите название.

Внешний вид

Название

Внешний вид

Название









Домашнее задание: Составить кроссворд с использованием терминов изученных в данной теме.




Тема 4. Система «Земля — Луна». Природа Луны.

1. Ответьте на вопросы да или нет.

Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом?______________

Имеет ли Луна атмосферу?________________

Был ли человек на Луне?______________

Смог ли космонавт использовать компас для ориентации на Луне?________________________

Характерны ли для Луны резкие смены температур? ______________

Если следы органических соединений на лунных породах? ___________

Верно ли 4,5 млрд. лет это возраст лунных пород?_____________

Связаны ли приливы и отливы на Земле с Луной? ___________

Есть в лунных морях вода? ___________

Правда, что Луна всегда повернута к Земле одной стороной? _______________

2. Выполните анализ лекции:

1. Какие гипотезы образования Луны вам известны? кратко изложите суть их._______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Поясните механизм приливов и отливов на Земле _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дополните:

Когда Луна попадает в тень Земли, происходит ____________________________________

_____________________________________________________________________________

Когда Луна попадает в полутень Земли, происходит ________________________________

_____________________________________________________________________________

Полное солнечное затмение наблюдается, если____________________________________

_____________________________________________________________________________

Частичное солнечное затмение наблюдается, если___________________________________

_____________________________________________________________________________

Кольцеобразное солнечное затмение наблюдается, если______________________________

_____________________________________________________________________________

Затмение не наблюдается каждый месяц, так как ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Выполните задания по иллюстрациям:

1. Используя карту Луны найдите на рисунке и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горных хребтов (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель)


2. Используя рисунок, изобразите вид Луны (в положениях 1-8) и укажите названия ее фаз (в положениях 1,3,5,7).

Вид Луны

Название фазы Луны

1




2



-

3




4



-

5




6



-

7




8



-


3. Дополните схему возникновения солнечных и лунных затмений необходимыми построениями и обозначьте на ней тени и полутени. Руководствуясь схемой, обедняющей возникновения затмений, закончите предложения.

5. Решите задачу:

1. Море Москвы, расположенное на невидимой стороне Луны, имеет поперечник 300 км. Можно ли было бы увидеть его с Земле невооруженным глазом, если бы оно находилось на обращенном к Земле полушарии Луны? Ответ обоснуйте, принимая во внимание, что разрешающая способность глаза α=1.











































































































































































































































































































































2. Определите центростремительное ускорение Луны, если известно, что она совершает один оборот вокруг Земли за 27,3 суток, а среднее расстояние от Луны до Земли равно 60 радиусов Земли.











































































































































































































































































































































6. Заполните таблицы

Фаза Луны

Время видимости

В какой стороне неба видна

Новолуние  


Первая четверть



Полнолуние  



Последняя четверть




Наименование

Численное значение

Объем Луны


Диаметр Луны


Площадь поверхности Луны 


Среднее расстояние от Луны до Земли


Орбитальная скорость Луны 


Видимый угловой диаметр Луны на среднем расстоянии от Земли


Масса Луны


Ускорение свободного падения на поверхности Луны



Домашнее задание: создать интеллект-карту на тему: «Луна и ее характеристики».




Тема 5. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

1. Ответьте на вопросы:

1. Перечислите планеты в порядке удаления их орбит от Солнца.__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие планеты входят в состав Солнечной системы? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие физические характеристики планеты необходимо знать, чтобы вычислить ее среднюю плотность?_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Закончите предложения, касающиеся общих характеристик планет Солнечной системы.

Планета, имеющая наибольшую полуось орбиты,________________________________________

На самое близкое расстояние к Земле из планет – гигантов подходит________________________ ____________________________

Самый длительный период обращения вокруг Солнца планет Земной группы имеет __________

__________________________________________________________________________________

Самая большая по размеру планета ____________________________________________________

Самой большой массой из планет Земной группы обладает ______________________________

Самую малую массу имеет планета __________________________________

Самую малую среднюю плотность имеет планета ______________________________________

Самым большим периодом вращения вокруг оси обладает планета _________________________

Один спутник имеет планета _________________________

В Солнечной системе имеет следующие планеты – гиганты _______________________________

_________________________________________________________________

На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета _____________________________

На самое близкое расстояние к Земле подходит планета ___________________________

Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет _________________

Самую большую массу имеет планета ___________________________

Самое близкое значение к массе Земле имеет масса планета ___________________________

Самую большую среднюю плотность имеет планета ______________________________

Быстрее всех вокруг оси вращается планета ______________________________________

Не имеют спутников планет __________________________________________

К планетам Земной группы относятся _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Закончите предложения, касающиеся основных свойств тел Солнечной системы сосредоточена в ____________________________________________________________________

Форма орбит планет ________________________________________________________________

Плоскости орбит планет_____________________________________________________________

Большинство планет вращаются вокруг своих осей в одном направлении, исключение составляют ____________________________________________________________

По своим физическим и динамическим свойствам планеты делятся на группы _______________

__________________________________________________________________________________

4. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет Земной группы.

Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса (в масса Земли)



1,000


Диаметр (в диаметрах Земли)



1,000


Плотность, кг\м3





Период обращения





Атмосфера


Давление


Химический состав






Температура поверхности, 0С





Число спутников





Название спутников






Заполните таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами.

Выводы___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С помощью рисунка опишите внутреннее строение Земли.

6. Закончите предложения.

Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты______________

Высокая температура поверхности Венеры обусловлена__________________________________

Планет земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это ___________

Большая часть поверхности покрыта водой у планеты ____________________________________

В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты _____________________________

Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, это__________________________

Планета, температура поверхности которых бывает выше + 4000 С, это __________________________

Планета, в атмосфере которой часто происходит глобальные пылевые бури, - это ­­­­­­­­­­­­_________________

Планета, обладающая биосферой, - это ________________________________________________

Особенностью вращения планет- гигантов вокруг оси является то, что ______________________

__________________________________________________________________________________

Наличие у юпитера и Сатурна плотных и протяженных атмосфер объясняется _______________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Спутник Сатурна __________________________________, обладает мощной атмосферой, состоящей в основном из азота.

Планеты – гиганты имеют малую среднюю плотность по причине _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существование колец обнаружено у следующих планет – гигантов ________________________

__________________________________________________________________________________

Юпитер излучает значительно больше тепловой энергии, чем получает ее от Солнца. Причиной этого можно считать __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет- гигантов.

Физические характеристики планет

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Масса (в масса Земли)





Диаметр (в диаметрах Земли)





Плотность, кг\м3





Период обращения





Атмосфера


Давление


Химический состав






Температура поверхности, 0С





Число спутников





Название самых крупных спутников








Заполните таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами.

Выводы___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Проведите качественно сравнение свойств планет гигантов и планет Земной группы. Используя при этом слова: высокая, низкая, большая, малая и т.д. В выводе укажите принципиальное отличие планет земной группы от планет – гигантов.

Характеристики

Планет земной группы

Планеты- гиганты

Расстояние до Солнца



Размеры



Масса



Плотность



Атмосфера



Спутники\кольца



Выводы __________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Закончите предложения, касающиеся внутреннего строения планет – гигантов

У планет ________________________________________между центральным ядром и протяженной атмосферой имеется оболочка со свойствами металла.

Планеты гиганты, как и Земля, обладают магнитным полем, напряженность которого

у Сатурна ________________________________________________

У Юпитера _______________________________________________

у Урана _______________________________________________________

у Нептуна __________________________________________________

Полярные сияния были отмечены у следующих планет – гигантов_________________________

__________________________________________________________________________________

10. Решите задачи

1. Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца Т= 12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца?











































































































































































































































































































































Домашнее задание: Проанализируйте таблицы и рисунок, выберите два утверждения и выделите удобным способом, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Меркурианский год равен меркурианским суткам.

2) Средняя плотность планет-гигантов значительно ниже, чем у планет земной группы.

3) Первая космическая скорость вблизи Урана составляет примерно 15,1 км/с.

4) Ускорение свободного падения на Марсе примерно равно 5,02 м/с .

5) Масса Венеры в 1,5 раза больше массы Земли.

1) Линейная скорость вращения по орбите у Сатурна больше, чем у Урана.

2) Ускорение свободного падения на Венере составляет примерно 3,1 м/с .

3) Угловая скорость вращения Марса относительно собственной оси вращения больше, чем у Земли.

4) Средняя плотность Венеры почти в 10 раз меньше средней плотности Сатурна.

5) Вторая космическая скорость для Нептуна больше, чем для Урана.

1) Планетой 2 является Венера.

2) Планета 5 относится к планетам земной группы.

3) Планета 3 имеет 1 спутник.

4) Планета 5 не имеет спутников.

5) Атмосфера планеты 1 состоит, в основном, из углекислого газа.

1). Марс движется вокруг Солнца по круговой орбите.

2). Период обращения Венеры вокруг Солнца больше периода обращения Меркурия вокруг Солнца примерно в 2,5 раза.

3). Самой большой скоростью движения по орбите обладает Марс.

4). Один оборот вокруг Солнца Венера делает примерно за 500 земных суток.

5). Ось вращения Меркурия практически перпендикулярна его орбите.




Тема 6. Астероиды и метеориты. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс и пояс Койпера. Физические характеристики астероидов. Метеориты.

1. Закончите предложения

Карликовые планеты представляют собой______________________________________________

Карликовыми планетами считаются объекты____________________________________________

Карликовыми планетами являются (нужное подчеркнуть) Меркурий, Плутон, Марс, Титан, Церера, Харон, Веста, Ганимедж, Седна, Европа.

Остаток метеоритного тела, не сгоревший в земной атмосфере и упавший на поверхность Земли, называется __________________________________________________________________

Размеры хвоста комет могут превышать________________________________________________

Ядро кометы состоит из _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метеорные тела врываются в атмосферу Земли со скоростями_____________________________

__________________________________________________________________________________

Радиант – это ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Крупные астероиды имеют собственные имена, например: _______________________________

__________________________________________________________________________________

Очень яркий метеор, видимый на Земле как летящий по небу огненный шар, - это ____________

__________________________________________________________________________________

Головы комет достигают размеров ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Хвост кометы состоит из ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метеорные тела, влетающие в атмосферу Земли, светятся, испаряются и полностью сгорают на высотах___________________________________________________________________________

Твердые осколки кометы постепенно распределяются по орбите кометы в виде ______________

__________________________________________________________________________________

Орбиты большинства астероидов в Солнечной системе располагаются _____________________

__________________________________________________________________________________

Все виды метеоритов делятся на три основные группы: __________________________________

___________________________________________________________. Почти все метеориты содержат внеземной ___________________________________________.

2. Напишите, к какому виду относится каждый метеорит.





3. Найдите соответствия:

Астероиды




Кометы






Метеоры



Метеориты

Небесные тела, похожие на звезды


В переводе с греческого языка означает «волосатая»


Небесные тела диаметром от одного до нескольких

десятков километров


Большинство из них движется между орбитами Марса и Юпитера


Световые вспышки, возникающие при сгорании космической пыли, попадающей в атмосферу Земли


Упавшие на Землю космические тела


Состоит из ядра, пылевого хвоста, газового хвоста


Движутся по вытянутым орбитам, то приближаясь к Солнцу, то удаляясь от него


Сгорают в атмосфере Земли, на высоте 80 – 100 км


Обломки астероидов


4. Заполните таблицу: охарактеризуйте отличительные особенности малых тел Солнечной системы.

Характеристики

Астероиды

Кометы

Метеоритные тела

Вид на небе




Орбиты (размеры. период)

1. Главный пояс астероидов (_______

__________________)

2. Пояс Койпера (___

__________________

__________________)



Средние размеры





Состав





Происхождение





Последствие столкновения с Землей




5. Ответьте на вопросы:

1. Есть ли принципиальная разница в физической природе мелких астероидах и крупных метеоритов? Ответ аргументируйте.___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. В каком случае на Земле будет наблюдаться наибольшее количество метеоров (метеорный, или звездный дождь)?_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. По какому принципу даются названия метеорным потокам? Назовите некоторые из них_____

__________________________________________________________________________________

6. Заполните пропуски

Самый большой из астероидов - ____________ . Его размеры около _________ км.

Самая известная комета - ________________.  Ее можно увидеть один раз в _____лет. В последний раз люди видели эту комету в __________ году. Следующее ее появление ожидается, когда мне будет _________лет.

Пояс Койпера - _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. Изобразите структуру кометы. Укажите следующие элементы: ядро, голова, хвост.

8. Заполните таблицы с характеристиками Главного пояса астероидов и пояса Койпера.

Название объекта

Диаметр, км

Расстояние до Солнца, млн.км.

Основные характеристики

Церера




Веста




Паллада




Гигея




Юнона




Антиопа




Эрида




Плутон




Хаумеа




Харон




Макемаке




8. Решите задачи:

1. Какая энергия выделится при ударе метеорита массой 60 кг, имеющего скорость у поверхности Земли 2 км\с?











































































































































































































































































































































2. Какова большая полуось орбиты кометы Галлея, если период ее обращения 76 лет?











































































































































































































































































































































3. Вычислите примерную ширину метеорного потока Персеид в километрах, зная, что он наблюдается с 16 июля по 22 августа.












































































































































































































































































































































Домашнее задание: Разгадать кроссворд

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

12

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Планета, названная в честь римской богини любви и красоты.

  2. Самый большой астероид.

  3. Первая планета, открытая с помощью телескопа.

  4. «Волосатая».

  5. Восьмая по счету планета от Солнца.

  6. Самая большая планета земной группы.

  7. Планета, которую окружают яркие кольца.

  8. Ближайшая к Солнцу планета.

  9. Самая большая планета Солнечной системы.

  10. Планета красного цвета.

  11. Спутник Земли.

  12. Спутник Марса, в переводе с греческого – «страх».




Список используемой литературы

Основные источники

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник дл общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. —М. : Дрофа, 2017.

  2. Левитан Е. П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.: учебник для общеоб-разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М.: Просвещение, 2018.

  3. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева, П. М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. — М.\ Издательский центр «Академия», 2018.

  4. Чаругин В. М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В. М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.

Для внеаудиторной самостоятельной работы.

  1. «Астрономия — это здорово!» http://menobr. ru/files/astronom2. pptx http://menobr. ru/files/blank. pdf.

  2. «Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr. ru/files/astronom1. pptx

Для преподавателей.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).

  3. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613.

  4. Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.

  5. Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г.— http://www. firo. ru/

  6. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.

  7. Кунаш М. А. Астрономия 11класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута /М. А. Кунаш — М. : Дрофа, 2018.

  8. Кунаш М. А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д:Учитель, 2018.

  9. Левитан Е. П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf

  10. Сурдин В. Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.

  11. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.

  12. Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. —Издательство ЛКИ, 2017.

Интернет – ресурсы

  1. Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS/

  2. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://college.ru/astronomy/course/content/content.html#.XNvFTE1R2Uk

  3. Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru

  4. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru

  5. Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.

Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс]—Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0

  1. Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.astronews.ru

  2. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://астрономия.рф

  3. Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://www.astronet.ru

  4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.krugosvet.ru

  5. Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia

  6. http://www.astro.websib.ru/

  7. http://www.myastronomy.ru

  8. http://earth-and-universe.narod.ru/index.html

  9. http://catalog.prosv.ru/item/28633

  10. http://www.planetarium-moscow.ru/

  11. https://sites.google.com/site/auastro2/levitan








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!