Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Географии» 5-7 классы составлена на основе учебного плана Жидиловского филиала МБОУ Заворонежской СОШ на 2018-2019 учебный год, Устава МБОУ Заворонежской СОШ, положения о рабочей программе МБОУ Заворонежской СОШ учителем географии Жидиловского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Крюковой О.Е.. Рабочая программа рассчитана с 5-6 классы 1 час в неделю(35 часов в год), 7 класс 2 часа в неделю (70 часов в год).
Рабочая программа по курсу «Географии» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.
Программа включает общую характеристику курса «Географии», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Главная цель географического образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В соответствии с ФГОС базовое географическое образование в основной школе должно систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Основные задачи изучения географии в школе:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5-7 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний;
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.
Нормативные документы, на основании которых разработана программа
Рабочая программа по курсу «Географии» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом № 1897 от 17.12.2010г
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.
7.Примерных программ по учебным предметам. География. 5-7 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 . – (Стандарты второго поколения).
8. Рабочей программы. География. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012.
9. Программа основного общего образования по географии. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Рабочая программа рассчитана на данное количество часов:
5 класс - 35 часов,
6 класс - 35 часов,
7 класс -70 часов,
Итого: 140 часов
Структура документа. Программа по географии для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (приложение).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно базисному учебному плану и учебному плану школы на изучение данного предмета отводится 35 часов в 5 классе, 35 часов в 6 классе, 70 часов в 7 классе. Общее количество учебных часов составляет 140 часов, из них 35(1ч/неделю) в 5 классе, в 6 классе 35 (1ч/неделю), в 7 классе 70 (2ч./неделю),
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих закономерностей, теорий, особенностей, процессов в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации, для понимания взаимосвязи географии с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальные;
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- лекции;
- практические работы;
- самостоятельная работа.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания.
География, знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.
Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.
Технологии обучения:
Обеспечивают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, а отношение «учитель- ученик» строятся на принципах сотрудничества и свобода выбора. Методы, используемые внутри данной технологии: проблемный, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, исследовательская работа в группах, парах. Формами проведения уроков могут быть: урок-дискуссия, интегрированный урок, урок - игра. Можно применять на всех этапах урока.
Формирование ключевых компетенций обучающихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. В связи свыше сказанным более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании школьников. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная учебная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Географии» на данном этапе обучения являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, наблюдение, беседа), итоговый (итоговое тестирование, зачет). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы (итогового теста).
Формы контроля:
устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), защита проекта (ЗП), зачет (З) . Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание программы
5 КЛАСС
( 1 час в неделю, всего 35 часов)
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД) на основе рабочей программы курса ОБЖ учащихся 5-7 классов предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Раздел 1 Наука география (2 часа)
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
Метапредметные результаты: (Познав., регулятивные, коммуник.)
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Раздел 2. Земля и её изображение (5 часов)
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.
Практическая работа №1. «Географические открытия древности и Средневековья»
Практическая работа №2. «Важнейшие географические открытия»
Раздел 3. История географических открытий (13 часов)
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.
Предметные результаты:
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.
Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.
Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.
Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.
Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.
Составлять описание о жизни и деятельности БартоломеуДиаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.
Раздел 4. Природа Земли (4 часа)
Личностные результаты:
Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.
Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Объяснять особенности географических оболочек.
Практическая работа №3. «Ориентирование по компасу»
Практическая работа №4. «Построение простейшего плана местности»
Раздел 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Личностные результаты:
Осознание роли Мирового океана для природы и человека.
Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Понимание специфических черт природы и населения материков.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока.
Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана.
Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.
Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.
Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства
Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства.
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.
Объяснять особенности природы и населения материков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 5 КЛАССЕ:
Раздел 1 Наука география (2 часа)
Ученик научится:
- осознавать себя как жителя планеты Земля;
- осознавать целостности природы Земли;
- осознавать значимости и общности глобальных проблем человечества;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
Раздел 2. Земля и её изображение (5 часов)
Ученик научится:
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- находить и приобретать новые знания и практические умения, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- с помощью учителя организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Раздел 3. История географических открытий (13 часов)
Ученик научится:
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
Ученик получит возможность научиться:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.
Раздел 4. Природа Земли (4 часа)
Ученик научится:
- оценивать с позиций социальных норм собственные поступки;
- взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- ориентироваться в окружающем мире.
- приводить примеры географических объектов;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
Ученик получит возможность научиться:
- строить простые планы местности;
- составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации.
Раздел 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Ученик научится:
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
- объяснять, для чего изучают географию.
- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- Работать с компасом;
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ГЕОГРАФИИ 5 КЛАССА
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по программе | В том числе на: |
лабораторно- практические работы | Проверочные (контрольные) работы |
1 | Тема 1. Что изучает география | 5 | - | 1 |
2 | Тема 2. Как люди открывали Землю | 5 | 1 | - |
3 | Тема 3. Земля во Вселенной | 9 | - | 1 |
4 | Тема 4. Виды изображений поверхности Земли | 4 | 1 | - |
5 | Тема 5. Природа Земли | 9 | 2 | |
6 | Итоговый тест за 2 полугодие | 2 | | 1 |
| итого | 34 | 4 | 3 |
Содержание программы
6 КЛАСС
( 1 час в неделю, всего 35 часов)
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.
Предметные результаты:
– знать понятия «география», «малая родина», значение географических знаний;
-знать известных путешественников - мореплавателей, внесших большой вклад в изучение планеты Земля;
- умение объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
Метапредметные результаты:
– умение работать с новым учебником, контурной картой и атласом (П), формулировать собственное мнение и позицию (К), учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р),
- формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников;
- планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Личностные результаты:
- формирование социально-активной, мобильной и адаптивной личности.
- формирование научного мировоззрения;
- формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
-
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (11 часов)
Личностные результаты:
-формирование новых знаний и умений, работая в коллективе;
- формирование ответственного отношения к учебе, осознание необходимости учения;
- формирование самостоятельности, трудолюбия, необходимости учиться.
Метапредметные результаты:
- формировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане и аэрофотоснимке; ориентироваться по плану с использованием условных знаков;
- формирование умения определять относительную и абсолютную высоты, пользоваться шкалой высот и глубин;
- формирование пользования картами, определять меридианы и параллели.
Предметные результаты:
-знать понятия «план местности», способы изображения объектов с помощью условных знаков;
- объяснять значение понятий «рельеф», «абсолютная», «относительная» высота, «горизонтали». Знать: способы изображения рельефа на планах и географических картах;
- называть элементы градусной сети, объяснять их особенности.
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (20 часов)
Личностные результаты:
-формировать умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
-формировать устойчивую познавательную мотивацию и интерес к предмету;
- формировать устойчивый познавательный интерес к изучению географии;
- формировать потребность в самовыражении и самореализации, осознания необходимости расширения кругозора, обогащения словарного запаса.
Метапредметные результаты:
Овладениеэлементарнымипрактическимиумениямиработысучебникомдляисследования;
- формировать умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, определять географическое положение вулканов на карте и наносить их на к/к;
- формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.
Умения управлять своей познавательной деятельностью.
Предметные результаты:
-объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора»; внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры;
-знать: что такое вулканы, механизм их образования основные зоны вулканизма на Земле,
методы предсказания и защиты от опасных природных явлений, правила обеспечения
личной безопасности. Овладение основами картографической грамотности;
- объяснять значение понятий «гидросфера»; знать роль гидросферы в природе;
- знать значение атмосферы, ее роли в жизни человека, состав атмосферы, отличительные особенности ее слоев, методах изучения атмосферы
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 часа)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
Личностные результаты:
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
-формирование нравственного поведения и морального сознания;
-формирование коммуникативной компетенции в общении;
Метапредметные результаты:
- формирование умения ставить учебную цель;
- формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умениевестисамостоятельныйпоискиотборинформации,высказыватьсвоюточкузрениянапоставленнуюпроблему, вести дискуссию;
- формировать умения классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях
Предметные результаты:
-знать основные различия между расами людей; уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице;
-знать численность населения Земли, своей области, своего населенного пункта;-уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 6 КЛАССЕ:
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Ученик научиться:
-называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Ученик получит возможность научиться
-объяснять значение понятий «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (11 часов)
Ученик научится:
- называть существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба;
- основные стороны горизонта;
- называть и показывать относительные высоты, абсолютную высоту, горизонтали, отметки высот;
-называть и показывать полярный и маршрутный методы глазомерной съемки;
- называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе, сравнивать разнообразные по масштабу и содержанию карты, объекты и расстояния, обозначать их на контурной карте;
- называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы (Северный и Южный), полушария (Северное, Южное, Восточное, Западное), находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.
- называть и показывать территории с определенными высотами и глубинами.
Ученик получат возможность научиться:
- определять расстояния между объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба, распознавать и описывать объекты, изображенные на плане в масштабе с помощью условных знаков
- определять стороны горизонта, направления по компасу, азимут на объекты
- определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний
- составлять простейший план небольшого участка местности методом маршрутной съемки
- объяснять географические следствия формы и размеров Земли, выделять главные признаки понятия «географическая карта» как особого источника информации, классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории
- определять направления и расстояния по карте.
- определять по карте высоту и глубину географических объектов, абсолютную высоту своего населенного пункта.
Сравнивать объекты по высоте и глубине
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (20 часов)
Ученик научится:
- называть и показывать основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
- называть и приводить примеры характерных природных явлений в земной коре;
- называть и показывать крупнейшие горные системы мира и России.
- называть и показывать крупнейшие равнины мира и России;
- называть и показывать примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- определять и описывать по карте глубину морей, географическое положение подводных хребтов, желобов, котловин (по плану).
-показывать и сравнивать слои атмосферы, называть способы ее изучения и меры, направленные на уменьшение загрязнения;
- называть меры по охране природы, объяснять понятие «природная зона».
Ученик получит возможность научиться:
-описывать и определять по образцам: осадочные и магматические горные породы.
Сравнивать материковую и океаническую земную кору
- выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле;
- определять по географическим картам количественные и качественные характеристики гор, особенности их географического положения, черты сходства и различия горных систем
- определять по географическим картам количественные и качественные характеристики равнин, особенности их географического положения, черты сходства и различия
- объяснять процессы, образующие рельеф дна Мирового океана
- определять значение атмосферы для жизни на Земле
- определять причины широтной зональности и высотной поясности, характеризовать природные зоны по плану, показывать их на карте
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 часа)
Ученик научится:
-называть и показывать основные территории проживания представителей человеческих рас;
- называть правила поведения в природе и способы предсказания стихийных бедствий.
Ученик получит возможность научиться:
- описывать внешний облик представителей человеческих рас,
-приводить примеры основных типов населенных пунктов
- объяснять влияние природы на жизнь и здоровье человека,
-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли
Тематическое планирование курса Географии 6 класс
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Введение. | 2 |
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли. Тема 2.1. План местности Тема 2.2. Географическая карта | 11 5 6 |
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки Тема 3.1. Литосфера Тема 3.2. Гидросфера Тема 3.3. Атмосфера Тема 3.4. Биосфера | 20 5 7 6 2 |
Раздел 4. Население Земли | 2 |
Итого | 35 |
Содержание программы
7 КЛАСС
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Раздел 1. Введение. ( 2 часа)
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы;
-формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся.
Метапредметные результаты:
-П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
-Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности.
-К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.
-Л: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.
Предметные результаты:
-уметь: показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
Практическая работа №1.Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.
Раздел 2. Главные особенности природы Земли (9 часов)
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности;
- осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний
Метапредметные результаты:
-П: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство
- самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой
- преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Р: поиск информации в картах атласа
- самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь работать с текстом: составлять таблицу;
- уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения .
-К: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- добывать необходимую информацию с помощью карт атласа
-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
-организовывать и планировать учебное. сотрудничество с учителем и одноклассниками
Предметные результаты:
- уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
- уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры
- уметь: делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов
-показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
- приводить примеры ПК
Практическая работы №3.Характеристика климата по климатическим картам.
Практическая работа №4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения
Раздел 3. Населения Земли (3 ч)
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов
Метапредметные результаты:
П: -использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
- объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Р: -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
-самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
К: -формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Предметные результаты:
- уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира
Раздел 4. Океаны и материки. (52 ч)
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов
- адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни
- формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы
Метапредметные результаты:
П: -выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом.
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций.
- выделять главное, существенные признаки понятий.
Р: -умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата.
- осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей
К: -умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
- управлять своим поведением, оценивать свои действия
- осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.
Предметные результаты:
-уметь показывать на карте и называть океаны, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки океанов как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты в океанах
-уметь показывать на карте и называть океаны, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки океанов как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты в океанах;
- знать: понятие «географическое положение материка»; особенности географического положения Африки;основных исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых имена: Васко да Гама, Давид Ливингстон,В. В.Юнкер, Е. П. Ковалевский, А. В. Елисеев,Н. И. Вавилов;
-уметь: определять географическое положение по физической карте и плану описания (на уровне описания по образцу).
Раздел 5. Географическая оболочка – наш дом (2 ч.)
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы
- формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и общества
Метапредметные результаты:
-П: показывать ценность географической информации для человечества.
- выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом.
Р:- применять методы информационного поиска.
- умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата.
К: -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
-умение работать в микрогруппе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению: формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации.
Предметные результаты:
- уметь приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность; объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека
- уметь приводить примеры влияния природы на условия жизни людей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 7 КЛАССЕ
Раздел 1. Введение. ( 2 часа)
Ученик научиться:
- основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы;
Ученик получит возможность научиться:
- выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
Раздел 2. Главные особенности природы Земли (9 часов)
Ученик научиться:
-различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения;
-результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Ученик получит возможность научиться:
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах,
- находить обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
Раздел 3. Населения Земли (3 ч)
Ученик научиться:
-взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
Ученик получит возможность научиться:
- составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации.
Раздел 4. Океаны и материки. (52 ч)
Ученик научиться:
-географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
Ученик получит возможность научиться:
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;
Раздел 5. Географическая оболочка – наш дом (2 ч.)
Ученик научиться:
-определять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
-определять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Ученик получит возможность научиться:
-выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
Тематическое планирование по географии 7 класс
№ | Тема | Количество часов |
итого | Практическая работа |
1. | Введение. | 2 | 1 |
2. | Главные особенности природы. | 9 | 4 |
3. | Население Земли | 3 | 2 |
4. | Океаны и материки. | 50 | 16 |
5. | Географическая оболочка – наш дом | 2 | 2 |
| Резервное время | 2 | |
| | 68 | 25 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Используемый УМК:
1. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
4. Мультимедийная обучающая программа ( электронный учебник): География 7 класс. География материков и океанов.
5.Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику В.А Коринской и др.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Методическая литература
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-М.: «ВАКО», 2005
Нагорная И.И. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенёва.- Волгоград: Учитель, 2003
Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-9 кл. – М.: Эксмо, 2008.
Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г. Рабочая тетрадь. Н. И.
Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2015 г.
Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г
Электронное приложение к учебнику. Дрофа. 2015 г.
Литература для учителя:
1. География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя).
2.География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.- сост. И.А. Кугут. 2-е изд.стереотип. _ М.: Планета, 2013.
3.Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии.-М.: «5 за знания», 2007.
4.Касаткина Н.А.География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед). – Волгоград: Учитель, 2005.-155с.
5. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).
6. Уроки географии с использованием информационных технологий.6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И.А. КУГУТ, Л,И,Елисеева и др.-М.:Глобус,2008.-244с.
7.Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003 –160с
Литература для учащихся
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
Баринова И.И. Занимательная география. Любопытные факты, кроссворды. // М., Школа-Прсее, 1992.
Маркин В.А. География. Я познаю мир. Дет.энцикл. // М., АСТ, 2002.
Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
Интернет - ресурсы.
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
Google планета Земля http://earth.google.com/
блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
газета «География» http://geo. 1 september.ru/
Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml