Пояснительная записка
Образовательная программа по учебному предмету «Математика» начального общего образования разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
основной образовательной программы МКОУ Шрамовская ООШ,
учебным планом МКОУ Шрамовская ООШ,
положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности МКОУ Шрамовская ООШ.
Список учебников: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., БельтюковаГ.В., Математика. В 2-х частях. М., Просвещение, 2016 (1 класс); Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. В 2-х частях. М., Просвещение, 2015 (2 класс); Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. В 2-х частях. М., Просвещение, 2016 (3 класс); Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. В 2-х частях. М., Просвещение, 2014 (4 класс).
На основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» » (из сборника рабочих программ «Школа России») М: «Просвещение», 2011 г.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Планируемые результаты на уровне начального общего образования
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание курса
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с данными
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Роль математики в жизни людей. Счет . | 1 |
2. | Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). | 1 |
3. | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | 1 |
4. | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 |
5. | Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? | 1 |
6. | Счёт предметов и сравнение групп предметов. Закрепление знаний . | 1 |
7. | Закономерности построения рядов, содержащих геометрические фигуры. Страничка для любознательных. | 1 |
8. | Проверочная работа по теме «Пространственные и временные представления» | 1 |
9. | Много. Один. Письмо цифры 1. | 1 |
10. | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | 1 |
11. | Числа 1, 2,3. Письмо цифры 3. | 1 |
12. | Знаки: +, -, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | 1 |
13. | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 |
14. | Длина. Отношения «длиннее», «короче» «одинаковые по длине». | 1 |
15. | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 |
16. | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 |
17. | Определение закономерностей построения рядов, содержащих числа. Страничка для любознательных. | 1 |
18. | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 |
19. | Ломаная линия. | 1 |
20. | Числа от 1 до 5. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. | 1 |
21. | Знаки: (больше), | 1 |
22. | «Равенство», «неравенство». | 1 |
23. | Многоугольники. | 1 |
24. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 |
25. | Числа 6,7. Письмо цифры 7. | 1 |
26. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 |
27. | Числа 8, 9. Письмо цифры 9. | 1 |
28. | Число 10. Запись числа 10. | 1 |
29. | Числа от 1 до 10 . Чтение, запись и сравнение чисел. | 1 |
30. | Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | 1 |
31. | Понятия «увеличить на.., уменьшить на….». | 1 |
32. | Число 0. Цифра 0. | 1 |
33. | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 |
34. | Простейшая вычислительная машина. Страничка для любознательных. | 1 |
35. | Цифры и числа 6-9 и число 0. Повторение пройденного. | 1 |
36. | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 |
37. | Сложение и вычитание вида +1, - 1. | 1 |
38. | Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 |
39. | Сложение и вычитание вида +2, -2. | 1 |
40. | Название чисел при сложении (слагаемые, сумма). | 1 |
41. | Задача. Структура задачи (условие, вопрос). | 1 |
42. | Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку. | 1 |
43. | Прибавить и вычесть число 2. | 1 |
44. | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 |
45. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). | 1 |
46. | Классификация объектов по заданному условию. Страничка для любознательных. | 1 |
47. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). Повторение пройденного. | 1 |
48. | Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание вида +,- 2». | 1 |
49. | Задания с высказываниями , содержащими логические связки «все», «если…то…». Страничка для любознательных. | 1 |
50. | Сложение и вычитание вида +3, -3. | 1 |
51. | Прибавить и вычесть число 3». Закрепление. | 1 |
52. | Измерение и сравнение отрезков. | 1 |
53. | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | 1 |
54. | Прибавление к числу по 3 и вычитание из числа по 3. | 1 |
55. | Решение примеров вида + ,- 3. | 1 |
56. | Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 |
57. | Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом. | 1 |
58. | Логические задачи. Страничка для любознательных. | 1 |
59. | Повторение пройденного по теме «Прибавить и вычесть число 3». | 1 |
60. | Повторение пройденного. Решение текстовых задач. | 1 |
61. | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
62. | Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
63. | Решение задач изученных видов. | 1 |
64-65. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 2 |
66. | Сложение и вычитание вида +4, -4. | 1 |
67. | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 |
68. | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблицы. | 1 |
69. | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3, 4. Решение задач. | 1 |
70. | Переместительное свойство сложения. | 1 |
71. | Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. | 1 |
72. | Применение переместительного свойства сложения. Таблица сложения . | 1 |
73. | Решение текстовых задач. План решения задачи. | 1 |
74. | Решение примеров с использованием переместительного свойства сложения. Состав числа 10. | 1 |
75. | Построение геометрических фигур по заданным условиям. Страничка для любознательных. | 1 |
76. | Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
77. | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 |
78. | Составление примеров с использование связи между суммой и слагаемыми. | 1 |
79. | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий сложения е и вычитание. | 1 |
80. | Название чисел при вычитании . | 1 |
81. | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. | 1 |
82. | Состав чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. | 1 |
83. | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. | 1 |
84. | Подготовка к введению задач в 2 действия - решение цепочки задач. | 1 |
85. | Вычитание из числа 10. | 1 |
86. | Состав чисел 8,9,10. | 1 |
87. | Единицы массы –килограмм. Определение массы с помощью весов. | 1 |
88. | Единица вместимости – литр. | 1 |
89. | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Повторение пройденного. | 1 |
90. | Проверочная работа по теме «Числа первого десятка. Сложение и вычитание». | 1 |
91. | Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. | 1 |
92. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 |
93. | Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 |
94. | Единицы длины –дециметр. | 1 |
95. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации. | 1 |
96. | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7,17-10. | 1 |
97. | Сравнение массы, длины объектов. Странички для любознательных. | 1 |
98. | Повторение пройденного по теме «Нумерация». | 1 |
99. | Дополнение условия задачи. Решение задач. | 1 |
100. | Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения. | 1 |
101. | Проверочная работа по теме «Нумерация». | 1 |
102. | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Решение задач на сложение и вычитание. | 1 |
103. | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 |
104. | Случаи сложения □ +2, □ + 3. | 1 |
105. | Случаи сложения □ + 4. | 1 |
106. | Случаи сложения □ + 5. | 1 |
107. | Случаи сложения □ + 6. | 1 |
108. | Случаи сложения □ + 7. | 1 |
109. | Случаи сложения □ +8, □ + 9. | 1 |
110. | Таблица сложения. | 1 |
111. | Состав чисел второго десятка. | 1 |
112. | Задания с продолжением узоров. Страничка для любознательных. | 1 |
113. | Повторение пройденного по теме «Табличное сложение ». | 1 |
114. | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток. | 1 |
115. | Случаи вычитания вида 11- □. | 1 |
116. | Случаи вычитания вида 12- □. | 1 |
117. | Случаи вычитания вида 13- □. | 1 |
118. | Случаи вычитания вида 14 - □. | 1 |
119. | Случаи вычитания вида 15 -□. | 1 |
120. | Случаи вычитания вида 16 -□. | 1 |
121. | Случаи вычитания вида 17- □, 18- □. | 1 |
122. | Задачи с недостающими данными . Логические задачи. Страничка для любознательных. | 1 |
123. | Повторение пройденного по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». | 1 |
124. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
125. | Нумерация чисел от 1 до 20. | 1 |
126-127. | Сложение и вычитание в пределах 20. Повторение. | 2 |
128-129. | Решение задач на сложение и вычитание . Повторение. | 2 |
130. | Единицы массы .Единицы длины Повторение. | 1 |
131. | Итоговое тестирование. | 1 |
132. | Геометрические фигуры. Измерение длины. Повторение. | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
| Числа от 1 до 100. Нумерация (17 ч) | |
1,2 | Числа от 1 до 20. | 2 |
| Числа от 1 до 20. | 1 |
3. | Десяток. Счёт десятками до 100. | 1 |
4. | Числа от 11 до 100. Образование, чтение и запись числа. | 1 |
5. | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 |
6. | Однозначные и двузначные числа. | 1 |
7-8. | Единица измерения длины – миллиметр. | 2 |
9. | Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1 |
10. | Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в первом классе». | 1 |
11. | Анализ контрольной работы. Метр. Таблица единиц длины. | 1 |
12. | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5. | 1 |
13. | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 |
14. | Единица стоимости: копейка, рубль. Зависимость между величинами. | 1 |
15. | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 1 |
16. | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 100». | 1 |
17. | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (75 ч) | |
18. | Задачи, обратные данной. | 1 |
19. | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. | 1 |
20. | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
21. | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
22. | Закрепление изученного. | 1 |
23. | Час. Минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам. | 1 |
24. | Длина ломаной. | 1 |
25. | Закрепление изученного. Страничка для любознательных. | 1 |
26. | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 |
27. | Числовые выражения со скобками и без них. | 1 |
28. | Сравнение числовых выражений. | 1 |
29. | Периметр многоугольника. | 1 |
30. | Свойства сложения. | 1 |
31. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток». | 1 |
32. | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 |
33. | Использование переместительного и сочетательного свойства сложения для рационализации вычислений. | 1 |
34. | Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». | 1 |
35. | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания. | 1 |
36. | Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20. | 1 |
37. | Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. | 1 |
38. | Прием вычисления для случаев вида 26+4 . | 1 |
39. | Прием вычисления для случаев вида 30 – 7. | 1 |
40. | Прием вычисления для случаев вида 60-24. | 1 |
41. | Решение задач на нахождение суммы. | 1 |
42 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, суммы. | 1 |
43 | Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. | 1 |
44 | Прием вычисления для случаев вида 26+7. | 1 |
45 | Прием вычисления для случаев вида 35-7. | 1 |
46 | Закрепление по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» | 1 |
47 | Закрепление по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания». Странички для любознательных.. | 1 |
48 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
49 | Контрольная работа по теме: «Устное сложение и вычитание в пределах 100». | 1 |
50 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения. | 1 |
51,52 | Буквенные выражения. | 2 |
53 | Знакомство с уравнениями вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8. | 1 |
54 | Решение уравнений способом подбора. | 1 |
55 | Проверка сложения. | 1 |
56 | Проверка вычитания. | 1 |
57 | Упражнение в проверке сложения и вычитания. | 1 |
58 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
59 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 |
60 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
61 | Письменный прием сложения вида 45+23. | 1 |
62 | Письменный прием вычитания вида 57-26. | 1 |
63 | Проверка сложения и вычитания. | 1 |
64 | Закрепление изученного по теме «Письменный прием сложения и вычитания» | 1 |
65 | Прямой угол. Построение прямого угла. | 1 |
66 | Решение задач. | 1 |
67 | Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37+48. | 1 |
68 | Письменный прием сложения вида 37+53. | 1 |
69 | Прямоугольник. Построение прямоугольника | 1 |
70 | Построение фигур с прямыми углами. | 1 |
72 | Письменный прием сложения вида 87+13. | 1 |
73 | Обобщение по теме «Письменные приемы сложения». | 1 |
74 | Письменный прием вычитания в случаях вида 32+8, 40-8. | 1 |
75 | Письменный прием вычитания вида 50-24. | 1 |
76 | Сложение и вычитание столбиком. | 1 |
77 | Обобщение по теме «Письменные приемы сложения и вычитания». | 1 |
78 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
79 | Контрольная работа по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел». | 1 |
80 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
81 | Письменный прием вычитания вида 52-24. | 1 |
82 | Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел. | 1 |
83 | Решение задач и примеров. | 1 |
84 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 |
85 | Подготовка к ознакомлению с действием умножения. | 1 |
86 | Квадрат. Свойства квадрата. | 1 |
87 | Закрепление по теме «Квадрат» | 1 |
88 | Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата. | 1 |
89 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» Странички для любознательных | 1 |
90 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
91 | Контрольная работа по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел». | 1 |
92 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
| Умножение и деление чисел.(39ч) | |
93 | Конкретный смысл действия умножения. | 1 |
94,95 | Приемы умножения, основанные на замене произведения суммой. | 2 |
96 | Решение задач на умножение | 1 |
97 | Нахождение периметра многоугольника. | 1 |
98 | Приемы умножения единицы и нуля. | 1 |
99 | Название компонентов и результата умножения. | 1 |
100,101 | Переместительное свойство умножения. | 2 |
102,103 | Конкретный смысл действия деления. | 2 |
104,105 | Решение задач на деление. | 2 |
106 | Название компонентов и результата деления. | 1 |
107 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
108 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление». | 1 |
109 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
110,111 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 2 |
112 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1 |
113 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 |
114 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 |
115 | Упражнение в решении задач с величинами. | 1 |
116 | Проверочная работа по теме « Умножение и деление» | 1 |
117,118 | Анализ проверочной работы. Умножение 2 и на 2. | 2 |
119 | Приемы умножения числа 2. | 1 |
120 | Деление на 2. | 1 |
121 | Упражнение в решении примеров на умножение и деление на 2. | 1 |
122 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
123 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
124 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | 1 |
125 | Работа над ошибками. Странички для любознательных.. | 1 |
126,127 | Умножение числа 3 и на 3. | 2 |
128 | Упражнение в умножение числа 3 и на 3. | 1 |
129 | Деление на 3. | 1 |
130 | Упражнение в делении и умножении на 3. Решение простых задач на умножение. | 1 |
131 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученного во 2 классе». | 1 |
132 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали, чему научились во 2 классе. | 1 |
| Итоговое повторение.(4ч) | |
133-136 | Итоговое повторение. | 4 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10ч) | |
1. | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 |
2. | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 |
3. | Выражения с переменной. | 1 |
4. | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. | 1 |
5. | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. | 1 |
6. | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. | 1 |
7. | Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 |
8. | Страничка для любознательных. Задания логического и поискового характера. | 1 |
9. | Повторение пройденного: Что узнали? Чему научились? | 1 |
10. | Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного во 2 классе». | 1 |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56ч) | |
11. | Связь умножения и сложения. | 1 |
12. | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа | 1 |
13. | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 |
14. | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 |
15. | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 |
16. | Порядок выполнения действий. | 1 |
17. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | 1 |
18. | Повторение пройденного. Странички для любознательных . | 1 |
19. | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | 1 |
20. | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 |
21. | Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления. | 1 |
22. | Таблица Пифагора. | 1 |
23-24. | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 |
25-26. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 2 |
27. | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | 1 |
28-29. | Задачи на кратное сравнение. | 2 |
30. | Умножение шести, на 6, соответствующие случаи деления. | 1 |
31-32. | Решение задач и примеров. | 2 |
33. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 1 |
34. | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 |
35. | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. | 1 |
36. | Страничка для любознательных.Проект «Математические сказки». | 1 |
37. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
38. | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 |
39. | Квадратный сантиметр. | 1 |
40. | Площадь прямоугольника. | 1 |
41. | Таблица умножение и деления с числом 8. | 1 |
42. | Закрепление изученного. | 1 |
43. | Решение задач. | 1 |
44. | Таблица умножение и деления с числом 9. | 1 |
45. | Квадратный дециметр. | 1 |
46. | Таблица умножения. Закрепление. | 1 |
47. | Решение составных задач. | 1 |
48. | Квадратный метр. | 1 |
49. | Решение задач. | 1 |
50. | Закрепление изученного.Странички для любознательных. | 1 |
51. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
52. | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма). | 1 |
53. | Умножение на 1. | 1 |
54. | Умножение на 0. | 1 |
55. | Умножение и деление с числом 1. | 1 |
56. | Деление нуля на число. | 1 |
57. | Решение задач. | 1 |
58. | Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1 |
59. | Доли. | 1 |
60. | Окружность. Круг. | 1 |
61. | Диаметр окружности (круга). | 1 |
62. | Единицы времени. Год, месяц. | 1 |
63. | Единицы времени. Сутки. | 1 |
64. | Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1 |
65. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
66. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | 1 |
67. | Умножение и деление круглых чисел. | 1 |
68. | Деление вида 80:20. | 1 |
69. | Умножение суммы на число. | 1 |
70. | Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. | 1 |
71. | Умножение двузначного на однозначное число. | 1 |
72. | Решение задач. | 1 |
73. | Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1 |
74-75. | Деление суммы на число. | 2 |
76. | Деление двузначного на однозначное число. | 1 |
77. | Делимое. Делитель. | 1 |
78. | Проверка деления. | 1 |
79. | Случаи деления вида 87:29, 66 : 22. | 1 |
80. | Проверка умножения. | 1 |
81-82. | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. | 2 |
83. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. | 1 |
84. | Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | 1 |
85. | Работа над ошибками. Деление с остатком. | 1 |
86-88. | Деление с остатком. | 3 |
89. | Решение задач на деление с остатком. | 1 |
90. | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 |
91. | Проверка деления с остатком. | 1 |
92. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проект «Задачи-расчеты». | 1 |
93. | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1 |
94. | Работа над ошибками. Тысяча. | 1 |
95. | Образование и названия трехзначных чисел. | 1 |
96. | Запись трехзначных чисел. | 1 |
97. | Письменная нумерация в пределах 100. | 1 |
98. | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. | 1 |
99. | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 |
100. | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 1 |
101. | Сравнение трехзначных чисел. | 1 |
102. | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 |
103. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
104. | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» за 3 четверть. | 1 |
105. | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
106. | Единицы массы. Грамм. | 1 |
107. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
108. | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч) | |
109. | Приемы устных вычислений. | 1 |
110. | Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. | 1 |
111. | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. | 1 |
112. | Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. | 1 |
113. | Приемы письменных вычислений. | 1 |
114. | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | 1 |
115. | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | 1 |
116. | Виды треугольников. | 1 |
117. | Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». | 1 |
118. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
| Умножение и деление (13ч) | |
119-121. | Приемы устного умножения и деления. | 3 |
122. | Виды треугольников. | 1 |
123. | Приемы письменного умножения на однозначное число. | 1 |
124. | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 |
125. | Приемы письменного умножения на однозначное число. | 1 |
126. | Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 |
127. | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. | 1 |
128. | Проверка деления. | 1 |
129. | Знакомство с калькулятором. | 1 |
130. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 |
131. | Итоговая контрольная работа за 3 класс. | 1 |
| Повторение (5ч) | |
132. | Работа над ошибками.Повторение. Нумерация. | 1 |
133. | Повторение. Сложение и вычитание. | 1 |
134. | Повторение. Умножение и деление. | 1 |
135. | Повторение. Решение задач. | 1 |
136. | Повторение. Геометрические фигуры и величины. | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Числа от 1 до 1000 (14 ч) | |
1. | Счёт предметов. Разряды. | 1 |
2. | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 |
3. | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 |
4. | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 |
5. | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | 1 |
6. | Свойства умножения. | 1 |
7. | Алгоритм письменного деления. | 1 |
8-10. | Приёмы письменного деления. | 3 |
11. | Диаграммы. Сбор и представление данных. | 1 |
12. | Что узнали. Чему научились. | 1 |
13. | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000» | 1 |
14. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
| Числа, которые больше 1000 (12 ч) | |
15. | Класс единиц и класс тысяч. | 1 |
16. | Чтение многозначных чисел. | 1 |
17. | Запись многозначных чисел. | 1 |
18. | Разрядные слагаемые. | 1 |
19. | Сравнение чисел. | 1 |
20. | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 |
21. | Закрепление изученного. | 1 |
22. | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 |
23. | Что узнали. Чему научились. | 1 |
24. | Наши проекты. Проект «Числа вокруг нас» | 1 |
25. | Контрольная работа № 2 по теме « Нумерация чисел больше 1000» | 1 |
26. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 |
| Величины (23 ч) | |
27. | Единицы длины. Километр . | 1 |
28. | Таблица единиц длины. | 1 |
29. | Единицы площади Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | 1 |
30. | Таблица единиц площади. | 1 |
31. | Измерение площади с помощью палетки. | 1 |
32. | Единицы массы. Тонна, центнер. | 1 |
33. | Единицы времени. Определение времени по часам. | 1 |
34. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 |
35 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. | 1 |
36 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | 1 |
37 | Век. Таблица единиц времени. | 1 |
38 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 1 |
41 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 |
42-43 | Решение задач. | 2 |
44 | Сложение и вычитание величин. | 1 |
45 | Решение задач. | 1 |
46-47 | Что узнали. Чему научились. | 2 |
48 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
49 | Анализ контрольной работы. Свойства умножения. | 1 |
| Умножение и деление (77 ч) | |
50-51 | Письменные приёмы умножения. | 2 |
52 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 |
53 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | 1 |
54 | Деление с числами 0 и 1. | 1 |
55-56 | Письменные приёмы деления. | 2 |
57 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | 1 |
58 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
59 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие. | 1 |
60 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. | 1 |
61 | Письменные приёмы деления. Решение задач. | 1 |
62 | Закрепление изученного. | 1 |
63 | Умножение и деление на однозначное число. | 1 |
64 | Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 |
65-67 | Решение задач на движение. | 3 |
68 | Контрольная работа №6 по теме «Решение задач на движение». | 1 |
69 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. Страничка для любознательных. | 1 |
70 | Умножение числа на произведение. | 1 |
71, 72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 2 |
73 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 |
74 | Решение задач на движение. | 1 |
75 | Перестановка и группировка множителей. | 1 |
76 | Что узнали. Чему научились. Страничка для любознательных. | 1 |
77 | Контрольная работа №7 по теме « Письменное умножение». | 1 |
78 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. Страничка для любознательных. | 1 |
79, 80 | Деление числа на произведение. | 2 |
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 |
83 | Решение задач. | 1 |
84-87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 4 |
88 | Решение задач. | 1 |
89 | Закрепление пройденного. | 1 |
90 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
91 | Контрольная работа №8 по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 |
92 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 |
93 | Наши проекты. Проект «Математика вокруг нас». | 1 |
94, 95 | Умножение числа на сумму. | 2 |
96, 97 | Письменное умножение на двузначное число. | 2 |
98, 99 | Решение задач. | 2 |
100, 101 | Письменное умножение на трехзначное число. | 2 |
102, 103 | Закрепление изученного. | 2 |
104 | Контрольная работа № 9 по теме « Умножение на двузначное и трехзначное число». | 1 |
105 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. | 1 |
106 | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
107 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 |
108 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 |
109-111 | Письменное деление на двузначное число. | 3 |
112 | Решение задач. | 1 |
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 |
114 | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
115 | Решение задач. | 1 |
116 | Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. | 1 |
117 | Контрольная работа № 10 « Письменное деление на двузначное число». | 1 |
118 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. | 1 |
119, 120 | Письменное деление на трехзначное число. | 2 |
121 | Решение задач. | 1 |
122 | Деление с остатком. | 1 |
123 | Решение задач. | 1 |
124 | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. | 1 |
125 | Контрольная работа № 11 « Письменное деление на трехзначное число». | 1 |
126 | Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных. | 1 |
| Итоговое повторение всего изученного (10 ч) | |
127 | Нумерация. | 1 |
128 | Выражения и уравнения. | 1 |
129 | Арифметические действия. Сложение и вычитание. | 1 |
130 | Умножение и деление. Порядок выполнение действий. | 1 |
131 | Величины. Геометрические фигуры. | 1 |
132 | Итоговая контрольная работа за 4 класс. | 1 |
133 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
134, 135 | Страничка для любознательных. | 2 |
136 | Итоговое повторение всего изученного. | 1 |