Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по русскому языку. Тема: " Рассуждение как функционально-смысловой тип речи"»
КАРТА УРОКА
ФИО__________________________________________________________________________________________
Тема урока:___________________________________________________________________________________
1.Терминологический диктант
а.
б.
в.
2.Работа с текстом Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина. ( К.Д. Ушинский)
___________________________________________________________________________________
3. Подберите к слову «рассуждение» однокоренные слова, разберите его по составу
Ответ:
4. Схема текста - рассуждения
5. Работа в парах
Прочитайте, определите тип речи, установите соответствия. Обоснуйте свою точку зрения.
1) Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В- третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. | А)Повествование |
2) Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. (По Е Носову). | Б) Рассуждение |
3) Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз. (По Г.Скребицкому). | В) Описание |
6.Прочитайте текст
Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром. Во-первых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. Во-вторых, мама так раскормила нашего любимца, что он подметает своим животиком землю, а лап совсем не видно. Вот почему кличка Шарик ему очень подходит.
Н
айдите в тексте
7.Используя данные слова, составьте свое рассуждение. (3-5 предложений).
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
8. Синквейн
9. Рефлексия
«Мозговой штурм»
10. Домашнее задание
На «5»: 1) Взять любую пословицу в качестве тезиса и написать небольшое сочинение-рассуждение.
2)Повторить теорию о типах речи.
На «4»: 1)Написать лингвистическую сказку.
«Типы речи».
2) Повторить теорию о типах речи
На «3»: 1) Выполнить упражнение
2) Повторить теорию о типах речи