ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА. ПЛАНИРОВАНИЕ
Составьте конспект по материалам информационного листа № 1.
Информационный лист № 1
Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.
Возникает своеобразное «присвоение» проблемы. Появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно, следующий этап работы – целеполагание.
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности. В тех случаях, когда время позволяет, человек чаще всего начинает планировать. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.
Общие требования к содержанию проекта / исследования:
– актуальность, соответствие современным тенденциям;
– целевая направленность результатов проектных разработок на
улучшение эффективности деятельности исследуемых объектов;
– аналитическая обработка эмпирических данных;
– формулирование конкретных и действенных рекомендаций, направленных на решение проблемы проекта /исследования;
– четко сформулированные конкретные выводы по результатам проектного исследования.
Общая структура проекта / исследования включает:
‒ титульный лист;
‒ содержание;
‒ введение;
‒ теоретическую часть (глава 1) – не менее двух параграфов;
‒ аналитическую часть (глава 2) - не менее двух параграфов;
‒ выводы и рекомендации;
‒ список использованных источников;
‒ приложения.
Титульный лист письменного отчета по проекту должен содержать ряд формальных обязательных реквизитов. Содержание должно наглядно демонстрировать структуру выполненного проекта. В каждой главе должно быть не менее двух параграфов.
«Введение» представляет вступительную часть работы и содержит обязательные разделы:
- проблема и обоснование её значимости;
- цель и задачи исследования;
‒ объект и предмет исследования;
‒ методы и инструменты проведения исследования;
‒ информационно-эмпирическая база исследования;
‒ структура исследования.
Тема - это краткая формулировка проблемы, которую предполагается разрешить в исследовании. Тема должна быть актуальной и отличаться новизной. Актуальность и соответствие научно-практическим требованиям — серьезный критерий при выборе темы исследования.
Проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения в итоге работы.
Цель – будущий (предполагаемый) результат работы.
Для описания цели часто предлагается американская формула SMART. Цель должна быть: конкретная (specific); измеримая (measurable); достижимая (attainable); реалистичная (realistic); ограниченная по времени (time bound).
Для формулировки цели используют глаголы:
Выявить Обосновать Объяснить Разработать | Установить Уточнить Доказать Составить |
Если говорить простыми словами, то вам нужно подобрать к своему предмету исследования глагола из списка.
Задачи – способы, этапы достижения цели (предполагаемого результата). Обычно их от 3 до 5 и они должны быть сформулированы четко, лаконично, конкретно и понятно.
Последовательность и названия глав должны соответствовать последовательности и формулировкам задач!
Объект – это то, что изучается: люди, группы людей, организации, физические объекты, психические феномены и т.п. (что рассматривается?)
Предмет – свойство объекта, лежащее в основе проблемной ситуации, которая послужила причиной для выполнения работы (что изучается?).
Объект и предмет изучения связаны с темой, проблемой и целью учебного исследования.
Гипотеза - научное предположение.
При формулировке гипотезы следует соблюдать следующие условия: 1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; 2) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. К указанной цели сформулируйте задачи. Запишите результат в тетрадь.
Цель: Определить влияние типов темперамента на формирование микрогрупп в учебном коллективе.
Цель: Выяснить наличие витамина Е в кремах разных ценовых категорий.
Цель: Представить сравнительную характеристику советской и немецкой танковой техники в годы Великой Отечественной войны.
Цель: Создать видеоролик «Петербург – Ленинград Владимира Высоцкого».
Задание 2. В соответствии с указанными задачами сформулируйте тему, цель, проблему, которую предлагается решить. Ответ запишите в тетрадь.
Задачи:
Выявить причины избыточного веса портфелей школьников.
Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
Ознакомиться с опытом зарубежных школ по решению данной проблемы.
Провести анкетирование среди учащихся школы.
Разработать рекомендации по снижению веса школьного портфеля.
Задание 3. Изучите таблицу 1.
Таблица 1 Пример взаимосвязи разделов «Введения»
Тема | Способы эффективного распределения времени в работе палатной медицинской сестры |
Проблема | Каковы способы эффективного распределения времени в работе палатной медицинской сестры? |
Объект | Средний медицинский персонал |
Предмет | Тайм-менеджмент в работе среднего медицинского персонала |
Цель | Выявить способы эффективного тайм-менеджмента в работе среднего медицинского персонала |
Задачи | Провести анализ литературных источников по теме исследования. Выявить причины потери времени в работе среднего медицинского персонала. Ознакомиться с принципами тайм-менеджмента. Разработать рекомендации эффективного распределения времени в работе палатной медицинской сестры |
Сформулируйте к предложенным темам проблему, объект, предмет, цель, задачи. Результат запишите в тетрадь:
Темы:
Анализ качественного состава жевательных резинок.
Воздействие табачной продукции на живые организмы.
Роль математики в медицине.
Жизнь пластиковой бутылки.
Влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека.
Мобильный телефон на занятии: да или нет?
Роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ.
Задание 4. Во время работы над проектом мы должны понимать, насколько тема интересна окружающим. Для этого необходимо провести социологический опрос.
А) Сформулируйте и запишите в тетрадь 4 вопроса, через которые вы должны выяснить, насколько человек осведомлен в интересующей вас проблеме, насколько интересно ему узнать в ней что-то новое.
Б) Проведите опрос среди одногруппников и запишите их ответы.
В) Обработайте ваш социологический опрос по схеме:
1. В ходе социологического исследования было опрошено (число) респондентов.
2. Предложенные респондентам вопросы касались ….
3. Для большинства респондентов приоритетным является… / или результаты опроса показали ….
Рефлексия «Мои успехи»
Что получилось? | Что не получилось? | Что выполнилось легко? | Что вызвало затруднения? |
| | | |