СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над художественным образом и текстом на первоначальном этапе разучивания произведений.Средства музыкальной выразительности.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке  происходит знакомчтво с жанром марша( в вокльном классе),его видами ,характерами и средствами музыкальной выразительности и способами их воспроизведения.

Просмотр содержимого документа
«Работа над художественным образом и текстом на первоначальном этапе разучивания произведений.Средства музыкальной выразительности.»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Концертмейстера класса сольного пения

Стаценко Гельсины Равильевны

20.04 2022г.

Тема урока: «Работа над художественным образом и текстом на первоначальном этапе разучивания произведений. Средства музыкальной выразительности»

Открытый урок был проведен с учащимся 3 класса сольного пения Мосейчук Ильей.

Характеристика учащегося: Илья обучается в 3 классе отделения сольного пения. Обладает хорошими музыкальными способностями, быстро запоминает текст и вокальную мелодию. Занимается с интересом, эмоционален, постоянный участник концертов и конкурсов.


Раздел образовательной программе:
Развитие музыкально-слуховых представлений.
Тема в дополнительной образовательной программе:
Развитие навыков исполнения художественного образа в произведении.

Степень сложности: средняя
Форма урока: практическое и теоретическое занятие
Форма организации урока: индивидуальный урок.
Цель: С помощью анализа средств музыкальной выразительности раскрыть образ в вокальном произведении.
Задачи:
Обучающие:

-воспитание вокальной культуры певца;
- связать ранее полученные навыки с приобретенными;

-работать над формированием вокально-технических навыков при изучении вокального произведения.


Развивающие:

- развитие эмоциональности, художественно-образного мышления, музыкальной памяти, слуха, ритма;
- развитие общекультурного уровня учащихся,

- оттачивание орфоэпических навыков разговорной и певческой речи,

-развитие воображения и умение слушать себя во время исполнения произведения.

Воспитательные:
- воспитывать чувство исполнительской ответственности.
- поддерживание устойчивого интереса к вокальной музыке,

- ориентация учащегося на творчество в любой сфере деятельности.

-воспитать умение ставить перед собой задачи и добиваться желаемого результата.
-развивать творческую и познавательную активность личности.
-привить основы художественного вкуса, способствовать эстетическому развитию.

Планируемый результат урока:
1. Ориентироваться в основных средствах музыкальной выразительности; уметь провести несложный анализ произведения.
2. Добиться выразительности в исполнении, научиться передаче образно-смыслового содержания музыки.
3. Проработать основные вокально-технические задачи.

III Раздел образовательной программы:

Развитие музыкально-слуховых представлений.

Теория. Музыкально-мелодический синтаксис (цезура, фраза, музыкальный образ произведения). Ритм текста и мелодический ритм, пунктирный ритм, агогика.

Практика: пение кантиленных и подвижных романсов, песен русских и песен современных отечественных композиторов; освоение динамических оттенков; дальнейшая работа над ритмикой текста, мелодии, агогикой; усвоение пунктирного ритма; развитие умения анализировать изучаемый текст.
План урока:
1. Вводная часть (5 минут):
Приветствие. Объявление темы урока. Постановка цели занятия.

2.Основная часть (30 минут).
«Распевка». Вокальные упражнения. Работа над вокальными произведениями: «Вот солдаты идут» муз. Кр. Молчанова сл. Львовского,

«Спой нам ветер» муз. И.Дунаевского.

Знакомство с маршами разных направлений и характеров.

3.Заключительная часть (5 минут):
Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Ход урока:

Вводная часть
Приветствие. Объявление темы урока, объяснение задач. Обращение к учащемуся.

Преподаватель просит назвать авторов произведений, которые он будет исполнять.



2. Основная часть урока: (30 минут)
1 . Вокальные упражнения:

Теоретическая часть урока: знакомства с типами дыхание (верхне-реберное, средне-реберное и нижне-реберное - диафрагматическое )

Практическая часть:

  1. безвучные дыхательные упражнения – ГЛУБОКИЙ ВДОХ, поднимаясь на носки, руки вверх, с шумным выдохом падают вниз:

  2. руки в ребра –выдыхаем с-с-с, медленно следя за дыханием.

Во время упражнения маршируем, бегаем на месте или прыгаем. Выдыхая, следим за ровностью звука.

  1. Пение на одном звуке на «м», на двух звуках «м», соблюдая legato

  2. Упражнение на разогрев артикуляционного аппарата: закрытым ртом (тпр), на трёх звуках, на пяти звуках.

  3. Пение скороговорок на одном звуке. Например «рендзикхорИву»

  4. Упражнение для активной работы диафрагмы на «staccato», слог «лё, лю, ли» по звукам трезвучия.



2. Работа над вокальным произведениями «Вот солдаты идут» и «Спой нам ветер».

«Вот солдаты идут» муз. К. Молчанова

Концертмейстер :(ДАЛЕЕ К. ученик-далее У.) беседует с учащимся о характере произведения:

К: какой жанр этих произведений?

У: ­эти песни написаны в жанре марша

К. Что такое марш и какие ты знаешь марши?

У. марш , это музыка под которую можно идти в строю. Марши бывают военные, спортивные,цирковые,СКАЗОЧНЫЕ.

К. Чем отличаются марши ПО ХАРАКТЕРУ от другой музыки?

У. Музыка марша активная, ритмичная, энергичная и четкая.

К. Правильно. Одним из представителей этого жанра является ПЕСНЯ«Вот солдаты идут». Поэтому это произведение нужно исполнять четко, патриотично , ясно произносить текст.

В работе над образом используются картинки, соответствующие этой песнЕ. Работая с текстом, концертмейстер помогает подобрать в ней акценты, фразировку (dim - cres ), динамику (f-p). Отмечает ШАГОВУЮ «ПОТСУПЬ АККОРДОВ» и ладовое звучание в песне. Все это выделяется карандашом в нотах и помогает ученику отразить в своем исполнении образ и характер произведения. Также с закрытыми глазами прочитывается текст песни,чтобы погрузиться и пронести песню через себя.

После детальной проработки песни обучающийся исполняет её полностью, учитывая все поставленные задачи .

«Спой нам, ветер» муз. И. Дунаевского

Концертмейстер знакомит ученика с историей создания песни, которая написана была для другого кинофильма «Цирк», Однако в итоге вошла в к/ф «Дети капитана Гранта». Это песня тоже написана в жанре марша, только циркового. Музыка песни воодушевляет, ободряет, зовет. Музыкальный же образ песни, летящей на всех парусах, рождается с первых пружинистых вступительных аккордов, которые в сочетании с радостным мажором трезвучий и пунктирным ритмом сразу настраивают ученика на её исполнение. Куплетная форма песни состоит из 4куплетов и припева. Припев и запев песни звучат по характеру не одинаково. Запев состоит их 2 предложений .В первом из них две фразы повторного строения ,опирающиеся на восходящее движение тонического аккорда .В конце второй фразы происходит модуляция в тональность 3 ст..и приобретает минорную окраску, исполняется более мелодично. Подобная ладовая смена как «свето-тень», напоминает о том, что только преодоление трудностей приводит к победе. Припев исполняется строго и решительно, как вывод или скандирование. Песня исполняется в быстром темпе, поэтому требует активного дыхания и четкой артикуляции.

Главная задача исполнить эту песню задорно, артистично и выразительно.

Концертмейстер попросил исполнить песню полностью, учитывая все рабочие моменты.





3.Заключительная часть (5 минут):
Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Исполнение учащегося стало более осмысленным и свободным, благодаря новым знаниям, полученным на уроке.

После занятия , надеюсь, что у ученика возникнет желание более осмысленно подойти к разбору новых произведений ,а также расширить свой кругозор.

Домашнее задание:

-закрепить полученные навыки на уроке;

- прослушать эти произведения в исполнении других певцов.


Методы обучения на занятии:
Словесный
– объяснение, обсуждение, беседа, рассказ по теме.
Наглядный - показ на инструменте, демонстрация голосом.
Практический – исполнение, активация внимания и слуха.
Материальное техническое оснащение класса;
аудитория: 20 м. кв.
пианино: 1 шт..

Пюпитр

Магнитная доска

Иллюстрации к песням

Нотный материал

Стол:1
стулья: 6 шт.

Используемая литература:
1. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996.
2. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором, 2001.

3.И.Дунаевский.Избранные песни. Изд. Советский композитор.1976г.

4.Нам дороги эти позабыть нельзя. Песни для голоса в сопровождении фортепиано. Изд. Советский композитор.1976г.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!