СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над ошибками

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке  обучающиеся научатся проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки; осознавать место возможного возникновения орфографической, пунктуационной, речевой и грамматической ошибок; подбирать примеры с определенной орфограммой и пунктограммой; предупреждать возможность появления орфографической пунктуационной, речевой и грамматической ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками»

Тема: «Работа над ошибками»


Задачи для ученика:


1. научиться проводить работу над ошибками;

2. повторить правила, по которым были допущены ошибки;

3. научиться выносить собственные суждения;

4. умет работать в парах;

5. развивать самостоятельное мышление;

6.воспитывать любовь к родному языку.

Цели для учителя:

Образовательные:

-провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки;

-формировать способности анализировать информацию с  позиции логики;

-формировать способности выносить собственные суждения и отстаивать их в споре;

- формировать умение работать в парах и группах;

- воспитывать интерес к анализу работы.

 Развивающие:

- развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения;

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки у уч-ся;

- вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;

- воспитывать любовь к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные:

научится:

  • применять правила правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки;

получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической, пунктуационной, речевой и грамматической ошибок;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой и пунктограммой;

  • предупреждать возможность появления орфографической пунктуационной, речевой и грамматической ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Тип урока: урок коррекции знаний

Форма урока: фронтальная, индивидуальная

Формы контроля: индивидуальная работа, опрос, анализ


Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно значимом уровне

внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.


Актуализация опорных знаний и умений

Сегодня перед началом нашей работы по теме урока вы поработаете экспертами-лингвистами.

Прочитайте стихотворение.

Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить. (А.Шибаев)


Постановка учебной проблемы


Как вы считаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Как она связана с предыдущей темой урока? Сколько орфограмм нашли в письме? .Найдите в тексте слова, подходящие к этой схеме

¬ ∩ ^ ٱ


Формулирование проблемы, планирование деятельности


- Ребята, мы написали сочинение. В целом можно сказать, что многие с сочинением справились, но ошибки есть. Что можно сделать с ошибкой по русскому языку? Обсудите в парах и ответьте. (найти, увидеть, распознать, исправить, запомнить)


- Попробуйте расположить выбранные нами действия в том порядке, как следует работать над ошибкой.

Алгоритм работы над ошибкой:

1: увидеть, найти;

2: распознать;

3: исправить;

4: запомнить


- Думаю, что если следовать этому алгоритму, то можно будет справиться с ошибками.

Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Сочинение написано, отметки уже есть? Сегодня нам предстоит разобраться, почему ученик допустил ошибку, поработать над своими ошибками, исправить их. Это и будет основной целью нашей работы. Повторите цель урока, как ее поняли вы?


Решение учебной задачи


Давайте вспомним, какие виды ошибок существуют, что за цифры я вам пишу под работами?






Классификация ошибок.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку


1.Ошибки в

содержании


С


Не основная мысль (тема не раскрыта) в выражена сочинении.


Есть что-то лишнее.


[ ]


Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение.

V


Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика


. Л


Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Искажен факт текста

Ф


Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.

2.Речевые ошибки и недочет


Р

Употреблено не то слово.

Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.

Употреблено лишнее слово


[ ]

Использование однообразных по структуре предложений.

Переписать данное предложение

заново убрав лишнее слово.

Неоправданно повторяются слова (речевой повтор).


Р


Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

3.Грамматические ошибки.

Г

Неправильно образовано слова или его форма.


Неправильно образовано словосочетание. Неправильно построено предложение.

Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.

Переписать словосочетание, исправив его.

Переписать предложение в исправленном виде.


4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.

Сделать работу над ошибками в слове.

5. Пунктуационные ошибки.


V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.

Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.









Орфографическая разминка.


1.ПРИ- Пр..ступник, пр..пятствие, пр..косновение, пр..одоление.

2.ПРЕ- Пр..града, пр..рода, пр..чина, пр..мер

3.-НН- Солё..ый, варё..ый,соломе..ый, печё..ый.

4. Расст..лить,уп..рается,выт..реть,подб..ру.

5. (в)перёд, (на)угад, (в)дребезги, (с)разбегу.


Самопроверка.

Ответ ученика:

  1. прикосновение (приставка обозначает присоединение)

  2. преграда (близкое к значению приставки пере-)

  3. соломенный (две буквы НН пишутся в прилагательных, образованных с помощью суффикса -енн-

  4. упирается ( в корнях с чередованием гласных е-и пишется И, если есть после корня суффикс -А-)

  5. с разбегу (наречие)


Динамическая пауза


Редактирование текста.

- Перед вами текст, в котором надо найти ошибки. Ученик читает текст.

Утро в лесу.

Мы в горах. Высокие стройные сосны окружили нас со всех сторон, образуя уходящий в даль коредор.

Капельки росы блестят на тонких проводах ведущих вглубь леса паутины.

Мы почти не дыша пробераемся в глубь боясь нарушить тишину. Кругом так красиво, что все с восторгом смотрят по сторонам. В низу поблёскивает озеро, окружённое соснами. В верху зеленеет и пистреет цветами луг.

Далеко за лугом виднеется река, на берегу реки ростут ракиты и ели, некоторые из них склонились на бок.

Река течёт сначала тонким ручейком, а потом в низу становится всё полноводнее.


Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего ошибок в этом тексте? (На правописание наречий)

- Найдите пунктуационные ошибки. (Причастный и деепричастный обороты)


Работа по таблице.


Пишу правильно


Объясняю


Подтверждаю примерами


вдаль

уходящий (куда?) вдаль. Наречия места пишутся слитно.

Вглубь, вверх, вниз

коридор

словарное слово


блестят

Чередующаяся гласная в корне слова (-блест-, -блист-). Пишется корень -блист-, когда за ним следует суффикс -а- (например, блистающий). В остальных случаях пишется корень -блест- (например, блестит).

Актриса могла блИстАть своим нарядом, а ее спутник блИстАл красноречием

пробираемся

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- - бир-, пер- - пир-, мер- - мир-, стел- -стил, дер- -дир и др. ) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс

-а-


вытереть, замереть,

протираем, выбираем


пестреет

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Пестреет – пестрый, беговая - бег

растут

В корне раст-/ращ- пишется буква а перед согласными ст и щ

растить ребенка, зеленое растение, нарастающий грохот, проращенное зерно, подрастающее поколение, выращенный сад, отрастить бороду и усы.


Исправь предложения из текста «Рассказ дрессировщика»


1.Когда я подобрал подходящую лису, я стал её дрессировать.

2. Однажды, когда Плутовка почувствовала у меня в руках мясо, лиса встала на задние лапы и потянула мой халат зубами.


Учитель: - Устраните слово «когда», заменяя глаголы деепричастным оборотом.


Ответ: 1. Подобрав подходящую лису, я стал её дрессировать.

2. Однажды, почувствовав у меня в руках мясо, лиса встала на задние лапы и потянула мой халат зубами.


Вот на экране отрывок из одного сочинения. Здесь нарушен порядок предложений. Как надо переставить предложения, чтобы они были связаны?


1) Радостные чувства вызывает эта картина. 2) Краски яркие: оранжевые берёзы, голубая река, зелёный луг. 3)Она мне очень понравилась.

Ответ: 2,1,3


Индивидуальная работа над ошибками

Рефлексия учебной деятельности

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- Как вы считаете, справились ли вы сегодня с заданиями?

-Легко ли вам было и нет? Ответ объясните..

Домашнее задание


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!