Работа
над правописанием
словарных слов
Горская Н.Н.
Задачи:
- Повышение орфографической грамотности учащихся;
- Обогащение словарного запаса учащихся;
- Обучение самостоятельному добыванию знаний;
- Развитие логического и нестандартного мышления;
- Привитие интереса к русскому языку .
Основные этапы
в работе со словарными словами:
1 этап. Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
- рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета.
2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.
3 этап. Запись слова с «окошком».
4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Шифровка «Части слова»
Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например:
Приставка в нашем слове, как у слова З А БОЛЕЛ.
Корень- как у слова МОРОЗ ИЛКА.
Суффикс- как у слова БЕРЁЗ К А.
Окончание- как у слова КОНЬК И .
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ
Графические ассоциации - мнемотехника
Метод графических ассоциаций
Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о .
Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.
Ш_фер
А
О
Примеры словарных слов
и ассоциативных образов
1.Подбор ассоциативных рядов слов.
гАзета- бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, хОр, дО
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака - хвОст
2. Работа по созданию схематичных рисунков.
На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.
ябл ко п ртрет
п мидор к рзина
«Картинный» словарь
О
О
В . Р . БЕЙ
Схемы-угадайки
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция).
___О___О___ (воробей, молоко,…)
___СС___ (касса., масса,…)
__Е__ДЬ (медведь, тетрадь,…)
Копилка-минутка
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).
« Лишнее» слово
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова:
Сорока, ворона, петух, корова ,дорога
Далее идут рассуждения:
Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.
Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную
Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д.
Шифровка «Алфавит»
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
а б в г д е ё ж з …
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13,13, 6,33 – ( АЛЛЕЯ ).
Шифровка «Грамматическая арифметика»
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА +ГО РОД= Н А Р О Д
ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН= Т Е Л Е ФОН
Шифровка «Убери лишнее»
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Шифровка «Добавь гласные»
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА)
Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК).
Загадки-шутки
В каких словарных словах спрятались ноты?
(ПО МИ ДОР, ДО РОГА, РЕ ШЕНИЕ,…)
В каких словарных словах спряталась –ель-?
(УЧИТ ЕЛЬ , ПОНЕД ЕЛЬ НИК,…)
Слог потерялся . (___БАКА, ___ВЕДЬ,…)
Игра «чей это голос?».
Мычит (кто?)-_______(корова)
Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…)
Собери слоги:
-жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ)
Помоги Маше поставить в слова правильные буквы
М_ЛОТОК
А
О