СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над вариациями с обучающимися младших классов.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над вариациями с обучающимися младших классов.»

Работа над вариациями с

обучающимися младших классов.


Подготовила преподаватель

фортепианного отдела: Хахина Н.А.


«Музыка - это один из путей воспитания человека, пробуждения в нем любви к искусству, знакомства с музыкальными шедеврами».

Т.Б. Юдовина - Гальперина



Художественно-педагогический репертуар учащегося ДШИ включает фортепианную музыку разных эпох и стилей. Образцы фортепианной литературы, включенные в репертуарные списки, помогают формировать музыкальное мышление и исполнительские навыки учащихся. 
Одним из важных этапов формирования юного пианиста является работа над крупной формой.

Произведения крупной формы – вариации, сонатины, рондо, классические сонаты, - являются обязательной составляющей репертуара ученика – пианиста ДМШ. С самыми несложными из них (сонатинами, вариациями) учащийся соприкасается уже в конце первого класса. Задача педагога заключается в том, чтобы не только познакомить ученика с произведениями композиторов разных эпох, их музыкальным стилем, но и научить его понимать внутренний, глубинный смысл музыки, скрытый за нотными знаками. Тема эта выбрана не случайно. Очень часто в педагогической практике приходится сталкиваться с тем, что, исполняя музыкальное произведение крупной формы – сонатину или вариации, - ученик не всегда представляет себе смысл его названия. Поэтому его необходимо познакомить с историей появления вариации.

Вариации появились очень давно в народной музыке. Народные музыканты не знали нот, они играли по слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к знакомым мелодиям — прямо тут же, во время исполнения. Такое сочинение «на ходу» называется импровизацией. Импровизируя, народные музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо позже профессиональные музыканты. Форма вариаций родилась в XVI веке. Вариации произошли от народной музыки. Представьте себе, что народный умелец-музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями, видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные, плясовые темы. Вариации можно представить, как ряд картин об истории, переживаниях(и даже приключениях) лица-образа, с которым слушатель знакомится в теме.

При знакомстве с «Сонатиной» или «Вариациями» учащемуся необходимо рассказать о том, что это произведение крупной формы. Слово «крупная» ему понятно. Произведение действительно отличается от изучаемых пьес большим объемом. А вот что такое «форма», следует объяснить (на доступном ребёнку языке). «Музыкальной формой» называют строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием произведения. Для сравнения можно рассказать, что существуют произведения малой формы, такие, как пьесы и этюды, в которых рассказывается про какой- то конкретный образ: «Танец медвежат», «Веселые ребята» и др.; и есть произведения более объемные, в которых много частей, и рассказывается в них про разных героев, и про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия: «Соната», «Концерт», «Симфония». Несмотря на то, что эти произведения инструментальные, т.к. в них нет слов, они могу быть очень интересными и о многом нам рассказать. Главное - научиться понимать язык музыки, уметь читать музыкальные произведения как литературные. Задача педагога заключается в том, чтобы открыть ребёнку мир музыкальных образов и научить передавать их в звуке.

Виды крупной формы, которые предлагаются к изучению программой: Вариации, Сонаты и Сонатины, Рондо. С какого из них приступать к развитию навыков исполнения крупной формы?. Рассмотрим этот вопрос подробнее. В том случае. Если ребёнок изначально обладает хорошей метроритмической устойчивостью то, вполне возможно играть сначала Вариации. Если этого нет, форма может в конечном результате оказаться рыхлой, а исполнение несовершенным. Тогда совет начать пусть с самой простой, но сонатной формы. Если ребёнок хорошо чувствует пульс, внутренне ритмичен можно начинать с Вариаций.

Вариации - благодатный материал для развития фантазии ребёнка и осмысления музыкальных образов. Варьирование может быть фактурным, тембровым, полифоническим, гармоническим и жанровым. Композиторы часто используют ладовые, темповые и штриховые контрасты. Надо только объяснить их ребенку, тогда исполнение произведения будет для него увлекательным приключением в мир музыки с разными героями. При знакомстве с произведениями крупной формы уже на начальном этапе важно учить ребенка сравнивать, анализировать нотный текст, используя знакомые понятия лада, фактуры, штрихов, оттенков, и использовать весь свой арсенал умений и навыков, чтобы наиболее полно и выразительно передать в своем исполнении художественный образ и его развитие. И чем увлекательней и интересней будет для ребенка мир образов в крупной форме, тем больше у него возникнет желание «прочитать» и понять смысл других сонатин и вариаций.

Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть тему со словами большое подспорье для ученика.

Впоследствии, при переходе к исполнению классических вариационных циклов Гайдна, Моцарта, Бетховена, русских композиторов: Дюбюка, Глинки и т.д. задачи, встающие перед учащимися, усложняются. Но общими остаются следующие моменты. Своеобразие вариационной формы в том, что в ней сочетаются элементы как крупной, так и малой формы. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе с тем, при сочетании отдельных вариаций в единое целое, учащийся сталкивается с тем, что достаточно трудно достигнуть единства целого, выявив при этом характерные особенности отдельных образов и тем. Кроме того, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую. Ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки.

Как выстроить процесс работы? Алексеев А.Д. в своей работе «История фортепианного искусства» подчеркивает, что при работе с учеником над вариационным циклом важно подробно остановиться на теме – ее характере, строении. Как известно, цельность вариационного цикла достигается в значительной мере тематическим единством. При работе над произведением вариационной формы прежде всего необходимо как можно более убедительно, законченно, вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлеться в памяти слушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ей свойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметь выявить его, показать тему именно в данном аспекте. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония и фактура.

Нередко оба эти принципа совмещаются в одном произведении. Ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки. Вместе с тем нельзя забывать, что отдельная вариация не является самостоятельным сочинением: обогащая 2 представление о целом, она занимает в ней определенное место, подчиняясь единству общего замысла, т.е. необходимо развивать владение драматургическими навыками. Какими вспомогательными приёмами можно порекомендовать воспользоваться? В работе над Вариациями, основанными на народной теме, особенно в младших классах, можно предложить ребёнку представить выступление танцевального коллектива, или сценку народного фольклорного праздника, представляя в каждой вариации определённую группу танцующих, поющих.

Естественно, желательно, чтобы ученик сам пофантазировал, придумывая сюжет, или образы, хотя бы попробовал поменять предложенное преподавателем. Чем ярче будет исполнена каждая вариация, тем интереснее звучание. Но проблема сохранения единого темпа должна решаться сразу, как только будут осмысленно исполнены отдельные вариации. К этой проблеме надо отнестись очень внимательно. Довольно часто встречается проблема, когда ребёнок простые вариации, которые обычно идут вначале, играет быстро, а потом не может технически справиться с трудными. Нужно не только обратить внимание ребёнка на это, но и неоднократно исполнять целиком, чтобы найти удобный и оптимальный темп.

Так же большое значение имеют цезуры между вариациями. Цезурами можно разъединить вариации или, наоборот, объединить их в единое целое. Можно цезурой подчеркнуть значение отдельных вариаций.

Какие исполнительские задачи стоят перед учащимися в работе над вариационными циклами? Выявив структурные и выразительные особенности темы, необходимо в каждой из вариаций найти черты интонационно – ритмического, гармонического, фактурного сходства, либо жанрового различия с ней. Этому поможет проигрывание или «внутреннее» пропевание темы, отражённой в разных типах вариаций. Таким образом, работа с учеником над вариационным циклом развивает его музыкальное мышление в двух направлениях: это, с одной стороны, слуховое ощущение единства темы и вариаций, с другой – гибкое переключение на иной образный строй.

В заключении хочется сказать, что работа над произведениями крупной формы способствует развитию музыкального мышления ученика, наиболее полному раскрытию его творческого потенциала. При этом надо учитывать все индивидуальные характеристики учащегося, а именно: одаренность, культуру, вкус, чувство и темперамент, богатство фантазии и интеллект каждого ребенка. Освоение крупной формы требует от учащегося умения логически мыслить, умения анализировать, знания теории музыки, а так же хорошей исполнительной подготовки. Достигнуть успеха можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, пианистически и артистически.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!