СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с ансамблем в классе гитары»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является обобщением многолетнего опыта работы обучения игры в ансамбле в классе гитары.

Просмотр содержимого документа
««Работа с ансамблем в классе гитары»»





МБУ ДО «ДШИ пгт Васильево»













Методическое сообщение на тему:



«Работа с ансамблем в классе гитары»













Баринова Людмила Владимировна

Преподаватель высшей квалификационной

категории по классу гитары.

















2021 г.

Данная работа является обобщением многолетнего опыта работы обучения игры в ансамбле в классе гитары. Слово ансамбль означает согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями

Игра в ансамбле является необходимой составной частью развития музыканта. Музыкальная и педагогическая практика показывает, что полноценное развитие музыканта невозможно без данной дисциплины.

Ансамблевое музицирование позволяет не только воспитывать молодых музыкантов, но и развивает исполнительскую школу игры на инструменте- расширяется репертуар за счёт различных переложений, транскрипций и инструментовок. Привлекается композиторская мысль, происходит взаимообогащение исполнительских школ.

В среде народных инструментов просматриваются тенденции сочетания с академическими инструментами. Сейчас никого не удивляет ансамбль скрипка- баян, аккордеон- гитара или баян- домра. Можно увидеть в этом веяния времени, эксперименты, поиск новых звучаний. В этом поиске гитара способна принимать активное участие- тем более, что сама специфика инструмента, исторический опыт его использования способствует этому

Ансамблем как правило, называют небольшой коллектив музыкантов. От двух до десяти- пятнадцати человек. Под ансамблем часто подразумевают слаженность исполнения. Знаменитая басня И. А. Крылова «Квартет» напоминает о том, что качество ансамбля зависит не от того как музыканты сидят, а от того настоящие ли это музыканты. Умение играть или петь в ансамбле- это особое искусство, которому нужно специально обучаться. А чувство ансамбля доставляет особую радость при совместном музицировании. Родственное слово ассамблея означает дружественное собрание людей, объединённых общими целями.

Ансамбль очень важный предмет в ДШИ. Часто он игнорируется - в школе занимаются специальностью. Дети не умеют играть в ансамбле. Ансамбль это прежде всего партнерские отношения. Ансамбль учит- слушать, слышать. Развивает гармоническое мышление. Гитара сочетается с многими инструментами. Ансамбль нужно вводить постепенно и разнопланово.

Дуэт-одна из форм ансамбля, также: трио, квартет. квинтет. Другая форма- если гитара играет с другими инструментами. Вводить это нужно постепенно. Всё это поднимает ансамбль на другой уровень образования.

Квартет. Включает в себя четыре партии из одинаковых инструментов, затем вводить басовую гитару (бас), он важен. Глубокий бас –он должен быть.

Игра в ансамбле с учителем. В партии у ребёнка звучит одна нота, а учитель дополняет. Это уже красиво. Маленький музыкант начинает слышать партнёра. Учитель должен быть авторитетом для ученика. Это очень важно, а ученик должен быть ведомым. Уважение к учителю остаётся на всю жизнь.

Каждый ученик должен знать партию как свою, так и другую. Простая форма ансамбля - это гитарный дуэт. Постепенно нужно вводить трио, квартет. Главное- слышать остальных участников ансамбля.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В АНСАМБЛЕ.

  1. Проблема строя. Можно использовать современные технологии. Например, тюнер. Это очень удобно. Коллектив звучит стройно.

  2. Проблема метроритма. Проводить работу каждой партии. Добиться синхронности. Только 1-х гитар, потом только 2-х гитар и т. д. Чаще всего дети не учат партии. Важно объяснить, что это не только второстепенный предмет, а тоже очень важный. Нужно изучать партии вместе с учеником. Выбирать пьески проще, чтобы дети совпадали и могли прочитать партию партнёра. Лучший друг метроном. Учить учащихся слышать не только себя, но и другую партию. Ансамбль подразумевает диалог.

  3. Проблема репертуара. Преподаватель должен выбирать правильный репертуар. Начинать с простых произведений

  4. Проблема аппликатуры. Аппликатуру подбирать одинаковую для всех. Всё должно быть синхронно. Если ансамбль большой- детям нужен дирижёр.

  5. Проблема текучести кадров. Одни дети заканчивают школу и уходят, другие приходят. Руководителю ансамбля нужно быть психологом. Ребята приходят с амбициями. Дети все разные, по темпераменту, по характеру. Явные лидеры- первые гитары. Слабое звено- третья гитара (аккомпанирующая функция). Но при правильном подборе репертуара все партии равноправны. Сильного ученика надо сажать с более слабыми. Тот, кто слабый начинает тянуться за сильным, больше учить, заниматься. Таким образом у слабого ученика потом получается лучше и по специальности.

Гитара не должна выступать аккомпанирующим инструментом. Партия гитары равнозначна. Гитара больше всего сочетается с альтом. Меньше сочетается с виолончелью (слишком громкое звучание у инструмента). Детей обязательно нужно учить читать с листа. У учеников должен быть навык чтения с листа. Для чтения с листа брать лёгкие. детские произведения. Играть гаммы каждый день. Это развивает мышление по грифу гитары. Всего три формулы: 1. От "До".2. От «Ми», 3. От «Фа». Проговаривать ноты вслух. Знание нот на грифе- помогает. Вернёмся к вопросу о репертуаре. Очень много написано прекрасной музыки для детей. Можно начать с Виктора Козлова, Александра Виницкого, затем можно смотреть Сора, Агуадо- они играли в дуэте. Обращаться к классической музыке- гармония проще для восприятия. Нотный материал есть. Интернет всем в помощь.

Кроме гитарных ансамблей существуют гитарные оркестры. Они включают в себя различные инструменты. Это очень интересно. Впервые гитарные оркестры стали распространяться в 60 –е годы в Японии, в Швеции. Такая форма музицирования - это иной уровень.

Невозможно заниматься ансамблем без мотивации. Обязательно нужно организовывать выступления. концерты. Это главная цель. Нужно говорить детям, что мы будем выступать. Всегда интереснее готовиться к концерту, чем к зачёту на котором сидят два преподавателя. Этот процесс становится творческим, интересным.

Отчёт о проделанной работе с ансамблем в период с 2013 по 2021 год.

Ансамбль гитаристов ВДШИ «Унисон» под руководством преподавателя Бариновой Л.В. принимал неоднократно участие во Всероссийских конкурсах, Республиканских конкурсах, Районных и школьных конкурсах. Регулярно участвует в поселковых мероприятиях: День посёлка, Сабантуях в парках «Вдохновение», «Молодёжный», в мемориальном музее К. Васильева, Кадетской школе-интернате им. Волостного, МБУ «ЦКС Айшинская» Васильевский МФЦ, доме культуры.

Всероссийский конкурс «Изумрудный город» г. Зеленодольск май 2017 г.-лауреат 3 степени

Всероссийский конкурс «Звёздная карусель» г. Зеленодольск октябрь 2017г. номинация мастер и ученик лауреат 3 степени

Всероссийский конкурс «Изумрудный город» г. Зеленодольск май 2018г.-лауреат 2степени

Всероссийский конкурс «Территория творчества» г. Зеленодольск март 2020г.-лауреат 2 степени (заочный0

Республиканский конкурс, посвящённый 132летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая «Арча ягы-данлы Тукай ягы» номинация ансамбли народных инструментов. Арск 2018г лауреат 2 степени.

Республиканский конкурс «Ильхам нуры» пгт.Васильево 2020г. Лауреат 3 степени

Школьный конкурс «Вместе весело играть» ВДШИ.февраль 2021г. лауреат 2 степени .

Использованная литература:

1.Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей-М.:Музыка, 1998.367с.ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!