Семинар :
«Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в общеобразовательной школе»
Дата проведения: 11.11.2020
Место проведения: МБОУ СОШ №11 город Северобайкальск
Участники семинара:
Директор МБОУ СОШ № 11: Понушкова И.М.
Зам.директора по увр: Бухтина Л.В.
присутствовали учителя начальных классов школы в количестве 14 человек
Докладчики:
Гармандир О.Н. учитель-логопед
Ткачёва О.Л. психолог
Крылова И.П. логопед
План семинара:
Подготовка документации к РПМПК. Гармандир О.Н.
Категории обучающихся с ОВЗ. Вариативность программ для детей с ОВЗ.
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ. Крылова И.П.
«Как убедить родителей обратиться в ПМПК». Ткачёва О.Л.
Цель семинара: Познакомить с системой работы с детьми с ОВЗ.
Задачи: - разработать алгоритм действий по подготовке документации к РПМПК;
- дать понятие «Дети с ОВЗ»;
- познакомить с классификацией детей с ОВЗ;
- рассмотреть вариативность программ для детей с ОВЗ;
- психолого-педагогическое сопровождение в МБОУ СОШ №11;
- установить взаимосвязь работы учителя и логопеда;
- дать психологические рекомендации по работе учителю с родителями детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
«Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок.»
Л.С. Выготский
Гармандир О.Н. «Ежегодно нам, учителям начальных классов, приходиться сталкиваться с проблемой подготовки детей и семей с проблемным ребёнком к Республиканской Психолого-Медико Педагогической комиссии.
Количество детей нуждающихся в специальной помощи, в особых условиях обучения растёт. Поэтому мы разработали памятку «Как подготовится к ПМПК», чтобы не упустить важные и нужные моменты в подготовке пакета документов, который нам рекомендует республиканская комиссия.
Как подготовиться к ПМПК.
Диагностика ребёнка. Подготовка родителя.
На первой беседе выяснить все сведения о ребёнке ( прочитать схему написания характеристики) , сделать сканы паспорта и св-ва о рождении. Можно сразу заполнить анкету и согласие на обследование ( без дат!)
Качественная характеристика из которой копируем и вставляем во все другие документы.
Сразу после Новогодних каникул отправляем в поликлинику за выпиской из истории развития. Проверяем все круглые и ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ печати. (часто забывают поставить в регистратуре)
В педагогическом заключении внизу ваши рекомендации должны быть АДЕКВАТНЫМИ!
Консилиум школы ставите в известность заранее. Нам тоже необходимо время для обследования проблемного ребёнка.
Направление даёт школа.
В день ПМПК на руках у родителей: паспорт, свидетельство о рождении и амбулаторная карта; у учителя: ВСЕ документы( из перечня),программа по которой обучается ребёнок, тетради, рисунки и проч
Думаю, что такая памятка поможет учителю подготовиться к ПМПК.
После того как ребёнок был освидетельствован на нашей региональной ПМПК и получил статус ребёнок с Ограниченными Возможностями Здоровья начинаем разрабытывать программу работы с этим ребёнком.
Давайте расшифруем аббревиатуры, которые упоминаются в документах ПМПК.
ООП
АООП АОП
ПМПК ППК
ИПРА
ФГОС НОО ОВЗ
СИПР
БУД
Зная правовые основы работы с детьми ОВЗ «Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 и №1599» , переходим к составлению программ:
Взяв за основу готовые программы, приступаем адаптировать их к потребностям конкретных детей, сложившихся условий обучения в нашей школе, не забывая о дополнениях, упрощениях и альтернативах в программах.»
Крылова Ирина Павловна рассказала о речевых проблемах детей с ОВЗ и показала фрагмент занятия с ребёнком имеющим Тяжёлые Множественные Нарушения Речи (ТМНР). Объяснила важность взаимосвязи в работе логопеда с семьёй и учителем начальных классов при исправлении устной и письменной речи детей с ОВЗ.
Ткачёва Ольга Леонидовна дала рекомендации « Как убедить родителей обратиться в ПМПК»
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых
наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем
поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го
года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
К проблеме воспитания детей с особыми образовательными возможностями
обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова,
А.В.Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман. Сущность социальной
адаптации и интеграции исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П.Буева,
А. Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В.Линьков, Т.С.
Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина.
Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными
возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И.
Лубовским, Н.А. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др.
Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в
работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н.
Окуневой, С.И.Фомичева и др.