СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с "трудными подростками" в современных условиях

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

О трудных подростках и методах их образования и воспитания в настоящее время.

Каждый педагог, наверняка, сталкивался с этим контингентом и многие согласятся, наверное, что тема эта актуальна сегодня, как никогда. Самое интересное в этом вопросе заключается в том, что готовых рецептов в литературе найти практически невозможно.

Просмотр содержимого документа
«Работа с "трудными подростками" в современных условиях»

Работа с «трудными подростками в современных условиях».



Являюсь педагогом СПО с тридцатилетним стажем и на протяжении всей своей карьеры встречаюсь с одним неизменным явлением. Речь пойдет о трудных подростках и методах их образования и воспитания в настоящее время.

Каждый педагог, наверняка, сталкивался с этим контингентом и многие согласятся, наверное, что тема эта актуальна сегодня, как никогда.Самое интересное в этом вопросе заключается в том, что готовых рецептов в литературе найти практически невозможно.

Общаясь с бывшим заслуженным педагогам, обладающими еще большим стажем и опытом, давно ушедшими на пенсию, ничего нового для себя выяснить не удалось. Постараюсь передать рассказ почти дословно:

«При социализме учиться в техникуме было престижно. При поступлении был большой конкурс. Выбирали лучших. «Трудные» подростки чаше шли в ПТУ, а не в техникум. Особо с «трудными» не нянчились, за малейшие нарушения исключали (неуспеваемость, прогулы, нарушения дисциплины, грубость в отношении преподавателя). Могли исключить из комсомольской организации, а это означало автоматическое исключение из учебного заведения. Конечно, и тогда были преподаватели, которые выступали против такого решения проблем, искали другие (психологические) методы воздействия. Но большинством голосов педсовет принимал решение об исключении. Студенты прекрасно это понимали и старались держаться «в рамках». Преподавателя при социализме уважали. Потому, что он специалист, профессионал и просто потому, что он старше. Преподавателя могли даже искренне любить. Родители тоже прислушивались к мнению преподавателя, тоже его уважали. Родительские собрания проводились регулярно. Это сейчас СМИ рассказывают нам, что преподавателя можно избить, плюнуть ему в лицо, оскорбить, написать на него заявление в прокуратуру. Конечно же, преподаватель не всегда прав и не всегда профессионал, и это очень хорошо, что ребёнок может себя защитить. Но кто защитит учителя?

Тогда преподаватели постоянно находились на работе. Классные часы, кружки, секции, концерты, спортивные мероприятия, поездки на экскурсии в другие города, обязательные дежурства в общежитии до самого глубокого вечера, посещение семьи ребёнка. И никто не спрашивал, сколько ему за это заплатят. Соответственно и у студента почти не было свободного времени, он всё время был занят чем-то интересным. Практики проходили реально на реальных предприятиях. Человек попадал в трудовой коллектив, начинал понимать, что ожидает его в ближайшем будущем и на кого он учится. Жизнь была другой. А методы психологического воздействия те же – индивидуальный подход, терпение, доброта, доверие, внимание, личный пример».

Вот такой рассказ, который заставил задуматься о многом.

В первую очередь обращает на себя внимание, что «Особо с «трудными» не нянчились, за малейшие нарушения исключали (неуспеваемость, прогулы, нарушения дисциплины, грубость в отношении преподавателя). Могли исключить из комсомольской организации, а это означало автоматическое исключение из учебного заведения».

Невольно с ностальгией вспоминаются то «золотое время» советской школы педагогики. И действительно, ведь при всех сложностях эпохи педагогу было предоставлено возможностей раскрыться в образовательном процессе намного больше. На воспитательный процесс времени много тратить не приходилось. На это существовали мощные рычаги воздействия на учащихся. Педсовет безжалостно исключал «трудного» подростка даже за грубость в отношении преподавателя.(Возможно некоторые преподаватели системы СПО могут даже ностальгически улыбнуться, читая эти строки).

Однако, в рассказе обращает на себя внимание и то, что скрывалось за фразой «особо не нянчились».

Во время обучения подростком занималась комсомольская организация, работали дворцы пионеров. Альтернативой детям являлись всевозможные бесплатные кружки, секции. В летний период существовали трудовые лагеря, а на последних курсах обучения, «трудный» подросток уже вливался в трудовой коллектив, где над ним брал шефство. Вот только часть тех мер, что ассоциируется со словами «не нянчились». Нянчились! Да ещё как нянчились! Можно заглянуть в историю и глубже.

Обратимся к этимологии слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно понятие «педагогика» расширилось и стало употребляться в значении «вести ребенка по жизни», т.е. обучать и воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Согласно словарю, слово «педагог» (греч. Paidagogos – paidos – «дитя» и ago – «веду», «воспитываю») употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением, прежде всего, детей и молодежи, - воспитателя, учителя, преподавателя. Становление педагогики как самостоятельной науки связывают с именем великого чешского педагога Яна Коменского (1592-1670). В его выдающимся труде «Великая дидактика» впервые были сформулированы принципы организации педагогического процесса, используемые по сегодняшний день в современной школе – как общеобразовательной, так и профессиональной. [4]

А современный ученый Е А Климов, разработавший знаменитую классификацию профессий относит профессию педагога к группе профессий предметом которой является человек. [2].

На сегодняшний день вся образовательная система России находится в состоянии реформирования. Педагоги еле успевают переделывать свои дидактические материалы под новые исходящие образовательные рекомендации от Министерства образования.

Особое внимание уделяется внедрению личностно-ориентированного подхода в сфере образования, использованию форм и методов работы обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

Важно учитывать, что приобретаемые студентами знания должны быть для них личностно-значимыми, потенциально востребованными и реально применимыми в обычной жизни. Одновременно процесс овладения знаниями должен быть направлен на раскрытие внутреннего потенциала человека,всестороннего развития его личности.

Новая волна изменений охватила сферу образования особенно во время начавшейся пандемии и временно полностью перешедшего на электронное образование (ЭО) [3]

Все чаще современный педагог задается вопросами: где же найти место воспитательному процессу? Где взять время на «трудных» подростков? Как воспитывать дистанционно?

По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием. Главной задачей педагогов становится создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности. [5]. Тем более, если учесть, что гуманистический характер сегодняшнего образования на первый план выдвигает общечеловеческие принципы, такие как: здоровье, свободного развития личности, патриотизм, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде. А это значит воспитательная функция образования у государства стоит на первом месте! [7].

Из вышесказанного видно, что без воспитательных функций педагогу не обойтись, как бы «дистанционно» не проходили занятия. И особое внимание, думаем, нужно уделить, именно «трудным» подросткам, как наиболее нуждающихся в воспитательных мерах. Еще хотелось бы подчеркнуть, то обстоятельство, что трудно представить какое поколение мы рискуем получить, отодвинув воспитательную функцию на вторые роли…

Да кто же они такие в конце концов, эти, так называемы «трудные»?

Сколько в истории мы увидим случаев, когда не просто одаренные дети, а просто-таки гении были с легкой педагогической руки зачислены в «трудные» и заниматься с ними не видели смысла:

Отец Эдисона забрал его из школы как неспособного, Ч. Дарвин с той же формулировкой был исключен из университета. И. Ньютон отставал в школе по физике и математике, Д. Менделеев по химии, Лобачевский по математике. Кто же мог предположить, что гениями они станут именно в этих областях! Н.В. Гоголя учителя школы посчитали неспособным к изучению русского языка. Преподаватели Академии художеств оценили работы юного В.И. Сурикова следующим образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!». Однако продолжим список «трудных»: биолог Карл Линней, Пьер Кюри, Сэуэл Морзе. Философы Спенсер, Герцен и Белинский. Писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Гоголь. Все они считались в учебных заведениях «трудными» неспособными учениками. Шаляпина не взяли в хористы, но зато в их чило попал А.М. Горький! [1]. Ну, думаем достаточно. Хотя список можно было и продолжить.

А вот мнение о «трудных» подростках одного из ведущих российских экспертов в области современного образования и воспитания А.Соловейчика: «Трудные-это 100% подростков. Если он не «трудный» значит он как-то неадекватно развивается…Плохо, если подросток останется конформным на всю жизнь... Подросток не может быть «нетрудным», он другое поколение, он что-то другое, у него другие стандарты».

А вот и первые «рецепты»: «Вся идея самоопределения и свободы, которые мы даем детям, умение что-то делать должны быть без принуждения и насилия. Нужно заинтересовать подростка идеей. Идеей того, что я научу тебя что-то делать. Насилие порождает страх, который рискует поселиться в душе на всю жизнь. И здесь «трудные» подростки особенно гениальны. Они ничего не боятся» [6].

На сегодняшнем этапе, когда все больше приходится пользоваться «смешанным образованием» мы выбрали для себя две, наиболее прогрессивные на наш взгляд инновационные педагогические технологии. Это «перевернутый класс» и «индивидуальная траектория».

Особенно хотелось бы обратить внимание на модель «индивидуальная траектория», как наиболее подходящую в процессе воспитания. Суть этой технологии заключается в том, что каждая группа разделяется в процессе обучения в зависимости от поставленных целей. И вот тут-то и стоит обратить внимание на группы подростков, требующих более воспитательных мер, чем все остальные. Стоит объединить их по этому принципу и стимулировать для перевода в другие, более успевающие группы.

Тема очень обширна и в рамках нашей статьи объять ее невозможно. Мы лишь, попытались поставить проблему «на вид». И, если нам это немного удалось, то считаем, что задача данной статьи выполнена.



Библиографический список:

1. Ильин Е.П. «Психология». Учебник для средних учебных заведений. СПб.: Питер, 2004. С.110.

2. Климов Е.А. «Классификация профессий». [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. 2017. URL: https://cposo.ru/images/docs/Klassifikacija_professij_E.A.Klimova.pdf (дата обращения 10.04.2021).

3. Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2020 N 57788)

4. Симоненко В.Д. «Общая и профессиональная педагогика». Учебное пособие. Москва. Изд. «Вентана –Граф», 2005. С.6.

5. Там же. С.88.

6. Соловейчик А.С. «Что делать с трудными детьми». [Электронный ресурс]: [Видеозапись] 2018 г.; YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6Px3Xtzw33 (дата обращения 10.04.2021.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2020 года). – М.: Юридическое издательство, 2020. – Ст.3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!