СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроках математики при подготовке к итоговой аттестации

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен план работы на 2022-2023 учебный год со слабыми и неуспевающими учениками

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроках математики при подготовке к итоговой аттестации»

МБОУ СОШ №4













ПЛАН РАБОТЫ

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми





учителя РОМАНЕНКО О.С.

на 2022-2023 учебный год











2022 г.



Введение

          Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предметов, как  математика и информатика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  • пропуски занятий по болезни;

  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  • задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

  • неблагополучная семья;

  • проблема «улицы»;

  • прогулы.



  Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

 

    Цели:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении математике;

- создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

 

Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;

  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

  • изменить формы и методы учебной работы на уроках математики и информатики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

  • ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

  • культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни. 







План работы со слабоуспевающими и неуспевающими 

учащимися на учебный год



Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем,  психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

 

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.











Система работы с неуспевающими детьми



Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы



Этапы формирования положительного отношения к учению


1-й этап

2-й этап


3-й этап


К содержанию учебного материала


Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого


Существенный, важный, но не привлекательный материал


К процессу учения (усвоения знаний)


Действует учитель – ученик только воспринимает


Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса


К себе, своим силам


Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий



Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий


Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий


К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет


Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие


Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.


























Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков,

выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников












Индивидуальный план работы

с учеником 5 класса

____________________________



Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний по основным разделам учебного материала 4 класса. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания учащегося через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

1 полугодие

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

5.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

6.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

7. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия.

Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 


Оказание своевременной помощи ученику 5 класса

__________________________________

во время урока


Этапы урока


Виды помощи в учении


Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала


Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.


Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником



Самостоятельная работа учащихся на уроке


Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


Напоминание приема и способа выполнения задания.


Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.


Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.


Стимулирование самостоятельных действий.


Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления


Организация самостоятельной работы вне класса



Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.


Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.


Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий




























Индивидуальный план работы с ученицей 6 ж класса

_______________________________



Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащейся по основным разделам учебного материала 5 класса. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти.

В течение учебного года.

 

7.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия.

Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 



Оказание своевременной помощи ученице 6 ж класса

___________________________

во время урока

Этапы урока


Виды помощи в учении


Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала


Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.


Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником



Самостоятельная работа учащихся на уроке


Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


Напоминание приема и способа выполнения задания.


Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.


Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.


Стимулирование самостоятельных действий.


Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления


Организация самостоятельной работы вне класса



Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.


Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.


Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий























Индивидуальный план работы с учеником 8 е класса

___Остриковым Николаем___________________________



Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний по основным разделам учебного материала 8 класса. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

7.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия.

Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 



Оказание своевременной помощи ученику 8е класса

_______Острикову Николаю___________________

во время урока

Этапы урока


Виды помощи в учении


Контроль подготовленности учащихся

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала


Поддержание интереса с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.


Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником



Самостоятельная работа учащихся на уроке


Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


Напоминание приема и способа выполнения задания.


Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.


Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.


Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления


Организация самостоятельной работы вне класса



Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.


Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.


Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий


























Индивидуальный план работы с учеником 9 класса

________________________



Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

7.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия.

Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 



Оказание своевременной помощи ученику 9 класса

_____________________________

во время урока

Этапы урока


Виды помощи в учении


Контроль подготовленности учащихся

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала


Поддержание интереса с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.



Самостоятельная работа учащихся на уроке


Разбивка заданий на этапы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


Напоминание приема и способа выполнения задания.


Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.


Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.


Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.


Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления


Организация самостоятельной работы вне класса



Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.


Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.


Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!