СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа учителя -искусство отдавать!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Работа учителя -искусство отдавать!»

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.


Умение грамотно писать остается актуальным во все времена. Неграмотно пишущие ученики – больная тема современных школ, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку в начальной школе считаю формирование прочных навыков грамотного письма.

Грамотное письмо невозможно без формирования у младших школьников орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это умение находить в словах, сочетаниях слов орфограммы.

Существует несколько факторов для лучшего формирования орфографической зоркости.

  1. Слуховой фактор.

Человек пишет всегда то, что слышит. Поэтому учащимся необходимо хорошо слушать и слышать, то, что говорит учитель или что он сам себе диктует. Проблема возникает у детей со сниженным фонематическим слухом. Главная задача учителя на данном этапе – выявить таких детей и обеспечить подходящее место при рассадке за партами.

  1. Зрительный фактор.

Учеными – психологами доказано, что ребенок будет писать слово так, как он его записал в первый раз. Если это слово было написано с ошибками, значит и в последующих записях эти ошибки сохранятся и исправить их будет очень сложно, но возможно. Для этого ребенку придется написать слово более 150 раз правильно.

  1. Рукодвигательный фактор.

На уроке учащиеся должны много писать. Это создает образ слова и помогает на механическом уровне запомнить написание.

  1. Проговаривание.

Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1.Увидеть орфограмму в слове;

2.Определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико- орфографической теме относится, вспомнить правило;

3.Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4.Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5.Решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6.Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет.

В методике преподавания русского языка существует несколько приемов, помогающих формированию орфографической зоркости у младших школьников.

  1. Комментированное письмо – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ребенок не просто фиксирует, а объясняет правописание. В моей практике работы, младшим школьникам очень нравится комментированное письмо. У них вырабатывается четкое комментирование и чувство ответственности перед одноклассниками.

  2. Списывание. Этот вид работы предполагает большую самостоятельность учащихся. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. В начале года при проведении списывания мы с детьми еще раз проговариваем знакомый алгоритм списывания, а также можно воспользоваться памяткой из учебника. Для эффективной работы мы с детьми выработали свой алгоритм.

1. Прочитай.

2. Закрой образец и повтори по памяти.

3. Подчеркни все орфограммы. (Ученики подчеркивают в образце.)

4. Прочитай по слогам так, как написано. Чётко проговаривай каждый слог.

5. Закрой образец (закладкой, листом) и повтори по памяти так, как будешь писать. Чётко проговаривай все слоги.

6. Диктуй себе по слогам и записывай. (Образец закрыт.)

7. Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай свою запись по слогам. (Образец закрыт)

8. Подчеркни орфограммы карандашом. (Образец закрыт.)

9. Открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце.

На первоначальном этапе обучения используется только полный алгоритм списывания, который осваивается под непосредственным руководством учителя. Если предложение длинное и ребёнок не может запомнить его целиком, оно разбивается на части. Каждая часть отрабатывается отдельно по памятке. Также возможно использование и готовых памяток, размещенных в самом учебнике русского языка.

  1. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

  2. Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Детям с радостью выполняют задание. К этому приему работы мы на уроке добавляем и взаимопроверку.

5. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

а). Упражнение в запоминании.

б). Орфографическое чтение слов с орфограммами.

в). Запись.

г). Проверка

Также при формировании орфографической зоркости необходимо у детей выработать алгоритм работы при написании словарного диктанта. В своей работе я применяю диктант с «постукиванием». Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе разнообразных упражнений, которые необходимо проводить систематически и целенаправленно.







Используемая литература.

  1. И.В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа, 1998 год №3

  2. Л.А Фролова. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа, 2005 №3

  3. Л.А. Фролова. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников. Начальная школа, 2001 год №5

  4. Г.А. Бакунина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке русского языка. Владос, 2011

  5. О.В. Епифанов. Занимательный русский язык для младших школьников. Волгоград. Эксремум, 20006















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!