СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в группе детей с задержкой психического развития

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

§Цель : осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. § §Задачи: §Развивать психические процессы у детей; §Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития; §Развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка; §Проводить профилактику вторичных отклонений в развитии детей

Просмотр содержимого документа
«Работа в группе детей с задержкой психического развития»

 Шереметьева  Наталья Викторовна   Работа в группе детей с задержкой психического  развития   Педагог-психолог МДОУ «ЯСЛИ-САД № 365 г.Донецка»

Шереметьева Наталья Викторовна Работа в группе детей с задержкой психического развития

Педагог-психолог

МДОУ «ЯСЛИ-САД № 365 г.Донецка»

Одна из особенностей  моей работы Работа в группе детей с задержкой психического развития  ЗПР – незрелость эмоционально-волевой сферы, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Трудности, связанные с социальной адаптацией и обучением.

Одна из особенностей моей работы

Работа в группе детей с задержкой психического развития

ЗПР – незрелость эмоционально-волевой сферы, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Трудности, связанные с социальной адаптацией и обучением.

Задержку психического развития принято делить на 4группы:   I тип - ЗПР конституционного характера(психический инфантилизм) II тип – соматогенное происхождение (часто болеющие, ослабленные и находящиеся под гиперопекой) III – ЗПР психогенного происхождения (безнадзорность, педагогическая запущенность,находящиеся под гипоопекой) IV – церебрально-органического происхождения (нарушения развития)

Задержку психического развития принято делить на 4группы:

I тип - ЗПР конституционного характера(психический инфантилизм)

II тип – соматогенное происхождение (часто болеющие, ослабленные и находящиеся под гиперопекой)

III – ЗПР психогенного происхождения (безнадзорность, педагогическая запущенность,находящиеся под гипоопекой)

IV – церебрально-органического происхождения (нарушения развития)

Что страдает ? Нарушение восприятия (затруднение построения целостного образа) Нарушение памяти (запоминают невербальный материал гораздо лучше, чем вербальный) Проблемы речи (связано с темпом развития) Отставание в развитии всех форм мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

Что страдает ?

  • Нарушение восприятия (затруднение построения целостного образа)
  • Нарушение памяти (запоминают невербальный материал гораздо лучше, чем вербальный)
  • Проблемы речи (связано с темпом развития)
  • Отставание в развитии всех форм мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Виды работы Индивидуальная.  Цель :  осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка .  Задачи: Развивать психические процессы у детей; Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития; Развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка; Проводить профилактику вторичных отклонений в развитии детей

Виды работы

Индивидуальная.

  • Цель : осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка .
  • Задачи:
  • Развивать психические процессы у детей;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка;
  • Проводить профилактику вторичных отклонений в развитии детей
Принципы работы с детьми с ЗПР 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. 2. Единство диагностики и коррекции. 3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 4. Комплексность методов психологического воздействия. 5. Возрастание сложности. 6. Учет объема и степени разнообразия материала.

Принципы работы с детьми с ЗПР

  • 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  • 2. Единство диагностики и коррекции.
  • 3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • 4. Комплексность методов психологического воздействия.
  • 5. Возрастание сложности.
  • 6. Учет объема и степени разнообразия материала.
Основные методы  Метод двигательных ритмов . Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки. Метод звукодыхательных упражнений . Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность

Основные методы

  • Метод двигательных ритмов . Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания.
  • Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
  • Метод звукодыхательных упражнений . Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность
Основные методы Метод подвижных игр . Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Конструктивно-рисуночный метод . Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации. Метод дидактических игр . Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность

Основные методы

  • Метод подвижных игр . Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
  • Конструктивно-рисуночный метод . Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.
  • Метод дидактических игр . Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность
Основные методы Метод психогимнастики . Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.

Основные методы

  • Метод психогимнастики . Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений.
  • Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
Алгоритм сопровождения: Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-дефектолога,учителя-логопеда ) – с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута; Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами МДОУ необходимости специального коррекционного обучения Коррекционно-развивающая работа . Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и направлений ПМПК. Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).

Алгоритм сопровождения:

  • Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-дефектолога,учителя-логопеда ) – с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута;
  • Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами МДОУ необходимости специального коррекционного обучения
  • Коррекционно-развивающая работа . Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и направлений ПМПК.
  • Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).
Ожидаемые результаты Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе. Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействияв процессе совместной деятельности. Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом. Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического

Ожидаемые результаты

  • Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
  • Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействияв процессе совместной деятельности.
  • Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений
  • Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.
  • Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического
Ожидаемые результаты Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой. Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука. Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками

Ожидаемые результаты

  • Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения
  • У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.
  • Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками
  • Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
  • Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками
Направления развития  психических процессов с помощью  комплексов упражнений  Развитие внимания Развитие восприятия Развитие мышления Развитие памяти Развитие воображения и творческих способностей Развитие тонкой моторики рук

Направления развития психических процессов с помощью комплексов упражнений

  • Развитие внимания
  • Развитие восприятия
  • Развитие мышления
  • Развитие памяти
  • Развитие воображения и творческих способностей
  • Развитие тонкой моторики рук
Комплексы упражнений Развитие внимания   Задачи 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. Упражнения - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что не дорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки»

Комплексы упражнений

  • Развитие внимания

  • Задачи 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание.
  • Упражнения - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что не дорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки»

Комплексы упражнений

  • Развитие восприятия
  • Цель: 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение 4) развивать восприятие длительности временного интервала5) развивать представление о частях суток6) развивать представления о временах года7) развивать пространственные представления8) развивать наблюдательность
  • Упражнения - «Назови фигуру», - «Геометрическое лото», - «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Закрась фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» - «Радужный хоровод»,- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,- «Цветное лото»,- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность)- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки, -«Разложи картинки ,-«Угадай время года по описанию (вариативность)»,- Беседа о временах года,- «Назови время года»- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,-«Назови все предметы, которые были «спрятаны»
Комплексы упражнений Развитие мышления  Цель: 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3)развивать сообразительность Упражнения - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок

Комплексы упражнений

Развитие мышления

Цель: 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3)развивать сообразительность

Упражнения - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок

Комплексы упражнений Развитие памяти Цель: 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности Упражнения - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Смотри и делай». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Комплексы упражнений

Развитие памяти

Цель: 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

Упражнения - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Смотри и делай». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Комплексы упражнений Развитие воображения и творческих способностей Цель: развивать воображение и творческие способности Упражнения - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам», - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), - «Что будет, если …»

Комплексы упражнений

Развитие воображения и творческих способностей

Цель: развивать воображение и творческие способности

Упражнения - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам», - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), - «Что будет, если …»

Комплексы упражнений Развитие тонкой моторики рук Цель: развивать тонкую моторику рук Упражнения - Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. – Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

Комплексы упражнений

Развитие тонкой моторики рук

Цель: развивать тонкую моторику рук

Упражнения - Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. –

Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

Используемая литература Бабкина Н.В. «Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5 -2007, стр.62 Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005; Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005 Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010; Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. - Спб.: ЦДК 2010 Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001; Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988

Используемая литература

  • Бабкина Н.В. «Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5 -2007, стр.62
  • Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005;
  • Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005
  • Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010;
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. - Спб.: ЦДК 2010
  • Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001;
  • Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988
Спасибо За внимание !  30.0 1 .20 22 г.

Спасибо

За внимание !

30.0 1 .20 22 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!