СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на Ёлке" - рассказ о добре, милосердии, сострадании"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является раскрытие и анализ проблем, поставленных автором.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на Ёлке" - рассказ о добре, милосердии, сострадании"»

ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»



Конспект урока литературы для 5 класса
по теме «
Рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» –
это рассказ о доброте, милосердии, сострадании»

















Подготовила:

учитель русского языка и

литературы Балакина Л.В.





г.Курск







Конспект урока литературы для 5 класса
по теме «
Рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» –
это рассказ о…»

Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой, 5 класс

Цели урока:

  • раскрытие и анализ проблем, поставленных автором в рассказе, переживаний героя;

  • развитие эмоциональной сферы учащихся;

  • развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения;

  • развитие воображения, устной и письменной речи;

  • формирование понятия о милосердии.

Вид урока: урок милосердия

Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами пьес «Декабрь. Святки» и «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; Бетховен «Лунная соната»; иллюстрации к рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», рисунки ребят, ёлка с игрушками.

Ход урока:



Звучит музыка П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» (цикл «Времена года»).

1. Беседа по вопросам.

Учитель: Ребята, наступила зима, время снега, мороза, веселых забав, праздников.

Учитель: - Ребята, какой на ваш взгляд самый красивый, долгожданный праздник в году? (Новый год)

Учитель: Каково ваше настроение перед праздником? (Все заранее готовятся, радуются, ждут чуда)

Учитель: А какой праздник сопровождает Новый год? (Рождество)

- С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года? (Рождество связано с рождением Иисуса Христа; в преддверии Нового года радостно)

(видеоролик)



Учитель: Каково ваше настроение перед праздником? (Все заранее готовятся, радуются, ждут чуда)

Учитель: А вот как о Рождестве сказал Чарльз Диккенс

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Учитель: Так что же для нас такое Рождество?

Ученик: (Рождество – это дни всеобщей любви, добра)

Учитель: В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.

Учитель: А чего ожидаете вы в преддверии Нового года и Рождества? (подарков от Деда Мороза, чудес, исполнения желаний)

Учитель: Многие из вас уже не верят в Деда Мороза, но каждый год вы ждете подарков и получаете их, потому что вы все нужны, вы любимы своими близкими, которые стараются сделать праздник для вас чудесным.

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Карл Петерсон «Сиротка»


Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.

"Боже! - говорил малютка, -
Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Божей добрый, сироту?"

Шла дорогой той старушка -
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;

Положила спать в постельку -
"Как тепло!" - промолвил он.
Запер глазки... улыбнулся...
И заснул... спокойный сон!

Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!

2. Анализ рассказа

Учитель: Слайд 7тема урока

Слайд 8 – портрет Достоевского

Учитель: В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку. Ребята, встречали вы когда-нибудь на улице детей, просящих милостыню? Вам было жаль таких детей? К сожалению, многие проблемы, которые поднимает Достоевский в своем рассказе, существуют и сегодня, поэтому и в наше время это произведение очень актуально.

Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Учитель: Запишем определение.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

Учитель: Сегодня мы с вами поведём разговор о рождественском рассказе Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”. Давайте сформулируем тему урока «Мальчик у Христа на елке» –
это рассказ о…»( о доброте, милосердии, сердечности, сострадании, вере, любви)

Учитель: Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, чем рождественский рассказ отличается от сказки и в чём его жанровые особенности.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".

Учитель: А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

(Достоевскому важно, как мне кажется, дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.)

Учитель: - В какую пору встречает рассказчик мальчика с ручкой? (в страшный мороз)

Учитель - А сколько ему было лет? (не больше 7 лет). А вам когда было 7 лет, как проходило ваше детство? (жили в доме, родители ухаживали…)

Учитель: -Для кого мальчик с ручкой собирает милостыню? (для родителей-«халатников»)

Учитель: - На что тратятся деньги, заработанные такими мальчиками? (на вино и водку)

Учитель: В кого вырастают такие мальчики? (в совершенных преступников, воров, бродяг, переносят голод, холод, побои; дикое существо – зверь – ребенок)

Учитель: Т.е. обо всем этом Достоевский нам рассказывает в какой части? (в 1). А всего сколько частей в рассказе? (2 части).

Учитель: О чём каждая из частей?

Учитель: Как изменился бы смысл рассказа, если бы автор не включил первую часть?

Учитель: Какой литературный жанр он бы напомнил? Что изменилось бы – содержание или настроение?

Учитель: Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал.)

Учитель: Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет шести", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.) Запишите:Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Учитель: Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере? (В моем представлении этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

Учитель: И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Запишите определение: Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

Найдем описание места, где живет герой. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

Учитель: Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? (Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

Учитель: Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?

Учитель: А как Ф.М.Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить? Описания эти разные. Город нарисован так… ( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…").

Учитель: Обратите внимание, ребята, на контраст образов. Такой прием называется антитеза. И весь рассказ построен на контрасте. Чего с чем? (жизнь особняков и жизнь подвалов, холод – тепло, богатство – бедность, маленький провинциальный городишко и столица, темнота и яркий свет).

Учитель: Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города? (через стекло) ПримерСтекло – это образ чего? (это образ стены, границы, которая отделяет мальчика от людей большого города, это граница, за которой он, ненужный, всеми забытый, лишний, где никто о нем не позаботится – мама его умерла, а он даже этого не понял, так как совсем еще маленький)

Учитель: Найдите описание прекрасной залы за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

Учитель: А что за другим стеклом?(пироги всякие красные, миндальные, желтые…)

Учитель: Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.( "Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.)( "Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)

Учитель: Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.

Учитель: Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами? (радость, он смеется). Почему? (потому что он – ребенок, он хочет радости, счастья, заботы; но это ребенок, лишенный детства)

Учитель: Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и празднично нарядные?

Учитель: Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.

Учитель: Как встречает мальчика неведомый мир города? (от него отворачивается блюститель порядка, чтобы не заметить, его выгоняют барыни, пьющие чай, его бьет злой мальчик)

Учитель: Что же царит в отношениях людей? (тот же холод, что и природе)

Учитель: Мы уже сказали, что скоро Рождество, Новый год… Чего мы еще ждем, кроме чудес и подарков? (добра по отношению к себе)

Учитель: Становятся ли люди в рассказе добрее и милосерднее накануне Рождества? (нет) Нарушаются заповеди Божьи

Быть милостивым, ибо они будут помилованы.

Не гневайся на брата своего напрасно.

Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отворачивайся.

Не можете одновременно служить Богу и богатству.

Учитель:Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя.

Учитель: Вспомните, во что был одет мальчик?( В халатик.)

Учитель: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

Учитель: Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы.А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.)

Учитель: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

Учитель: Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Учитель: Мне кажется, чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.( Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)

Учитель: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

Учитель: Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?( "Вспомнил, заплакал, побежал".)

Учитель: Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.)

Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".

Учитель: Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

Учитель: Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? (Зачитывается эпизод со слов: “Пойдём ко мне на ёлку, мальчик…” до слов: “А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика…”).

Учитель: Когда мы понимаем, что ребенок умер? (когда он оказывается у Христа на елке)

Учитель: Что это за елка? (цитаты)

Учитель: Для кого Христос устраивал эту елку? (цитаты)

Учитель: Эти дети, участники елки у Христа, сравниваются с кем? (с ангелами).

Учитель: Почему? (Это безгрешные существа, жертвы страшного социального явления, маленькие дети, которые не должны были умереть, а должны были иметь все, что нужно детям: радость, счастье, заботу, уют)

Учитель: А зачем нам рассказал Достоевский эту историю? (чтобы показать нам, что только такие качества, как доброта, милосердие, сострадание и любовь, делают человека человеком)

Учитель: Так случайно ли он включил 1 часть? (это не Рождественская сказка, а реалия, быль)

Учитель: Вам жаль главного героя рассказа? (да и нам становится страшно, что такое происходило с ребенком)

Учитель: Вам хочется, чтобы рассказ закончился по-другому? А как?

Учитель: А что для этого нужно? (чтобы люди стали добрее, милосерднее)

Учитель: Давайте вспомним заповеди Христа:

Будьте кроткими, ибо они наследуют землю.

Будьте милостивыми, ибо они помилованы будут.

Будьте чисты сердцем, ибо они бога узрят.

Не гневайся на брата своего напрасно.

Не противься злому. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отворачивайся.

Любите врагов ваших.

Прощайте людям согрешения их.

Не можете одновременно служить Богу и богатству.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.

И золотое правило: И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Заповеди учат добру, пониманию, состраданию, милосердию….

Значит, и рассказ о доброте, милосердии, сердечности, сострадании, вере, любви

. Работа с иллюстрациями художника Ю. Данилова.

У читель: Какой момент рассказа изображён на иллюстрациях? Какие цвета преобладают и почему?



- Учитель: Что бы вы нарисовали, изображая ёлку у Христа? Какие краски вы бы использовали?

Давайте обратимся к выставке рисунков, которые вы подготовили к уроку.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Учитель: Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Дома вы должны были сочинить счастливый конец к рассказу. Давайте послушаем, что у вас получилось.

6. «Мозговой штурм» по заданной проблеме.

- Учитель: На уроке уже несколько раз звучало слово «милосердие». Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите? Правильно, в нем слышится слово сердце. Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.

Перед каждым из вас лежат листы-сердечки. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его.

(Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)

Учитель: Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

Учитель: В каждом из нас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Так какого же человека мы можем назвать милосердным? (Милосердный человек – это тот, кто любит людей и помогает им).

8. Релаксация.

- В рассказе говорится о Рождестве, а на этот праздник принято дарить подарки. Я предлагаю вам подарить подарок своему соседу по парте. Но дарите его не словами, а жестами, мимикой, улыбкой. И я дарю вам подарок – большое горячее сердце. Спасибо за занятие.

9. Домашнее задание

Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения:

  1. Л. Андреев «Ангелочек».

  2. А. Куприн «Чудесный доктор».

  3. О. Иваненко «Про зелёную ёлку и золотой мандарин». В. Белов «Даня».

  4. Х. Х. Андерсен «Девочка со спичками».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!