Этап урока | Действия педагога | Деятельность обучающися | Универсальные действия |
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей | Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Целеполагание |
2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы | - Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1) - Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых. - А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака).(Слайд № 2) | Записывают слова Составляют словосочетания | Самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения данного задания | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
3. Открытие новых знаний | - Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания). - Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 3) - Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу). - Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? (Задать вопрос от главного слова к зависимому). Давайте определим в наших словосочетаниях. (Слайд № 4) Синее море яркое солнце отдых на море лежать на пляже тихая погода плавать в море белые облака - Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом). - Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют? (Именные и глагольные). А теперь укажите вид наших словосочетаний. (Слайд № 5). - Давайте с вами обратимся к учебнику. Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом). | Участвуют в обсуждении новой темы Определяют главное и зависимое слово Читают §26 | Моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | Планирование, прогнозирование, оценивание, коррекция, контроль |
4.Первичное закрепление нового знания | -Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания. (Работа в парах) Задание: Произвести синтаксический разбор предложений, выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний. 1.Вот и последние листочки облетели с деревьев. Последние листочки (прил.+сущ.) им. с/с Облетели с деревьев (гл.+сущ.) гл. с/с 2. Живая природа чутко откликает -ся на времена года. (Слайд № 7) Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с Откликается на времена года. (гл.+сущ.) гл. с/с 3.Ковер из мокрых листьев покрыва - ет сады и парки. (Слайд № 8) Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с 4. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя. (Слайд № 9) На голых сучьях (прил.+сущ.) им.с/с Повисли капли (гл.+сущ.) гл. с/с Капли дождя (сущ.+сущ.) им. с/с Ночного дождя (прил.+сущ.) им.с/с | Работа в парах. Обучающие списывают предложения, производят синтаксический разбор, выписывают словосочетания. | Выбор эффективных способов решения заданий | Контроль, коррекция и оценка действия партнера | Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону | Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами. (Слайд № 10, 11, 12) 1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово: А) Шагать быстро; Б) Серебристая река; В) Мокрый от дождя; Г) Задорно танцевать. 2.Какое сочетание слов не является словосочетанием: А) Посетить музей; Б) Выставочный зал; В) Недалеко от дома; Г) Школа закрылась. 3.Укажите именное словосочетание: А) Играть в снежки; Б) Подвижные дети; В) Смотрит далеко; Г) Гуляешь с друзьями. 4.Укажите глагольное словосочетание: А) Горячий чай; Б) Лежит на лужайке; В) Игра в волейбол; Г) Помощь родителям. Слайд № 11: А; Г; Б; Б. Слайд № 12: Критерии оценивания теста: Ошибки отсутствуют - «5» 1ошибка - «4» 2-3 ошибки - «3» 4 ошибки - «2» | Обучающиеся решают тест с взаимопроверкой. | | Уметь контролировать действия партнера | Контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
6.Рефлексия деятельности | - А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения: (Слайд № 13) Сегодня на уроке мы вспомнили… Сегодня на уроке мы говорили о … Сегодня на уроке я узнал(а) … Оцените наш урок, нарисуйте смайлик в тетради. | Участвуют в обсуждении итогов урока | | Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению | |
7.Домашнее задание | §26, упр. 132, 134 | Записывают Д/З. | | | |